Мобильная кузница Арсена Хашхожева

Интервью с Арсеном Хашхожевым
Арсен Хашхожев – мастер-кузнец, изготовляет адыгские ножи, кинжалы, сэшхо, сабли.

- Когда впервые пришла идея с мобильной или передвижной кузницей? То есть почему стали ездить по районам в Адыгее и показывать мастер-класс по кузнечному ремеслу?

А.Х.: С самого начала моего приезда в Адыгею мне очень хотелось просто показывать людям, всем желающим, что такое кузнечное дело. Это не было для рекламы или продвижения. Мне хотелось продемонстрировать само ремесло, вынести его из кузницы наружу, так сказать «привнести в народ», чтобы у каждого была возможность посмотреть, попробовать, приобщиться. Конечно, есть определенный порядок организации таких поездок. Например, во время таких выездных мастер-классов у меня всегда есть заготовка, которую я делаю. А когда процесс подходит, и дело идет к финишу, у меня есть еще несколько заготовок, которые я даю людям для пробы. Особенно активны дети. Порой даже малыши, готовые уже держать молоток в своих руках.
Когда именно ко мне пришла такая идея, я уже не помню. Но, как я уже несколько раз рассказывал, еще в Кабарде мы вместе с Залимом Тумовым собирались приезжать в Адыгею, оставаться здесь на время и показывать местным жителям наше ремесло. И не обязательно было привозить и увозить инструменты. Тогда мы готовы были делать всё из подручных материалов, вплоть до того, чтобы было какое-то железо, по которому можно было стучать. Молоток и клещи есть у всех, для разведения огня подошел бы и древесный уголь, который продается везде. То есть, хотя сегодня я показываю ремесло с передвижной кузницей, технически это было возможно всегда. На самом деле, всё началось с пяти кирпичей и простого фена для волос.

- А возможно ли обучиться азам кузнечества за короткий срок такого мастер-класса?

А.Х.: Признаюсь, за такой короткий временной промежуток мастер-класса у меня нет цели научить кого-то чему-то. Это как лакмусовая бумажка, которую берешь как на уроке химии, бросаешь, будто в раствор, и смотришь. Где-то она проявится, а может, и вообще не проявится. То есть где-то у кого-то появится интерес к ремеслу. И так каждый раз в каждом ауле. Нас всегда окружает толпа людей, кто-то интересуется. Например, в прошлом году на Фестивале адыгейского сыра подошел один мальчишка, только взглянул и всё, он словно приклеился к горну, не мог уже от него отойти. Сам он был 7-8 лет, видимо, только в школу пошел, но уже крепкий такой. С первого взгляда у него был огонь в глазах, ему не хотелось отходить от нас. С ним были родители и младший брат. Родители уговаривали его пойти на аттракционы, покататься на горках. Но парнишка просил оставить его, он хотел нам помочь. И вот всё время, пока его родители и братик ходили, он не отходил от кузницы. Я даже стал за него переживать, волновался, что у него уже устала ножка, которой он нажимал на педаль. С другой стороны, мог ли я его остановить? Мальчишка так горел желанием делать. Нужно все-таки зернышко закладывать, но и поливать не забывать! Тогда мы ковали разные вещи: топорик, ножи. И у меня была заготовка маленького ножичка. Я ему отковал, проклеймил, закалил и сказал: «Богдан! Это от меня тебе подарок. Но у меня нет с собой инструмента, который необходим для обработки. Я дам твоему отцу свой телефон, адрес мастерской. Как только я сделаю, он приедет и заберет». А отец мальчишки оказался тоже додельник, умел сам многое. В итоге, как только я сделал тот ножичек, я позвонил ему. А тот удивился моему звонку. Удивился, потому что, как он сказал, он не ожидал такого.
Так что, такие выезды с передвижной кузницей позволяют выявить интерес к ремеслу, желание им заниматься. И я уверен, это обязательно проявиться когда-нибудь потом в прикладном виде.

- Вы уже несколько раз провели мастер-классы со своей мобильной кузницей. На Ваш взгляд, кто больше интересуется этим ремеслом? Взрослые, молодежь или дети?

А.Х.: На мой взгляд, всем интересно. Нет ни возрастной, ни гендерной градации. Да, девушки тоже интересуются кузнечным делом. Был случай во время поездки в Тахтамукай. Это была одна молодая женщина из Энема, корреспондент , замужем, с ребенком. Сама небольшого роста, активная. Она отсняла свой репортаж. А я ждал ребят, чтобы те проявили интерес. Но они лишь стояли и безучастно смотрели. И пока они решались, она захотела попробовать. Я уступил ей место. Оказалось, что её дед был кузнецом. Она посмотрела, как я делаю, и быстро справилась.
Хотел добавить, что в конце таких мастер-классов я оставляю за собой право подарить от себя изделие, с которым работал, самому активному участнику. В тот раз я сделал такой подарок той молодой женщине, потому что она проявила инициативу. После неё стали пробовать и все остальные.

- Совсем недавно Вы обучали всех желающих в ауле Уляп. Какие впечатления о поездке остались?

А.Х.: Поездка в аул Уляп была в некотором роде спонтанным решением. Правда, за несколько дней мы предупредили главу поселения, чтобы у нас не было никаких проблем с правоохранительными органами, чтобы соблюсти пожарную безопасность. Изначально у меня были свои задумки. Но, я понимаю, что так просто не происходит. Надо всё делать, так сказать, в рамках закона. В противном случае, вставай в поле или у края дороги и куй железо. Так что приходится придерживаться определенных правил.
В общем-то, поездки с передвижной кузницей происходят у меня всегда спонтанно. В Уляпе у меня есть друг, очень хороший парень. Его тоже зовут Арсен. Он так много рассказывал мне про свой аул, что мне захотелось побывать там, узнать , что это за аул, где такие ребята появляются, откуда они выходят. Мне было интересно, где таких воспитывают, растят. И вправду, в ауле нас приняли, местные парни пришли посмотреть. Честно говоря, нельзя судить по количеству людей, которые побывали на таком мероприятии, о том, каково отношение к ремеслам в ауле, или какова гражданская активность его жителей. Нет, тут немного другое. Надо понимать. Это было лето, страшная жара. Мы стояли на самом солнцепеке, да еще развели огонь в горне. Один парнишка не сдался, стоял и ковал, хотя ему и было тяжело подойти близко к горну. Это не значит, что он боялся огня. Сам я уже привык, сколько лет этим занимаюсь. Но он впервые пробовал, но старался работать кузнечными клещами у огня. А было очень, очень жарко. Это, во-первых! Потом в то время началась уборочная страда. К тому же это было днем. Вечером не получается проводить такие мероприятия, потому что и видно плохо, и времени мало: не успеешь всё показать. В прошлые разы, когда мы выезжали с передвижной кузней, то была зима, то весна. Поэтому тогда было немного по-другому.

- В прошлом году Вы приняли участие в выставке мастеров народных художественных промыслов и ремесел Адыгеи на Фестивале адыгейского сыра. Как известно из тех же СМИ, Ваш мастер-класс стал, скажем, визитной карточкой той выставки. Собираетесь ли Вы участвовать в фестивале в этом году? Если да, то будет ли что-то новое?

А.Х.: Да, обязательно поеду. И поеду не один, а вместе со своим другом и учеником Александром Сергеевичем Карпенко. Он тоже занимается кузнечным делом. Я считаю его успешным в этом. В деле главное себя не ограничивать. Ты выбираешь какое-то направление и всё. Ты ничего больше не видишь. Это все равно что на рельсы встал и едешь, поворачиваешь только туда, куда тебя рельсы ведут. Но так нельзя. На самом деле, это как будто ты вышел в поле. То есть перед тобой открытое пространство, можно поворачивать и вправо, и влево. В ремесле нужно быть жадным, голодным до всего, чтобы хотелось пробовать и это, и то. И нельзя себя ограничивать и останавливать тем, что «я это еще не могу, потому что мне не позволяет опыт» или «я возьму и запорю». Да, пожалуйста, порть железо, если приходится. Это всё нормально, это твои ошибки, но это твой опыт. Да, можно рассуждать долго, но у каждого индивида свой собственный опыт, который нарабатывается и ошибками, и подсказками в их решении. Точно так же у каждого мастера инструменты сделаны под руку. Кто-то поначалу покупает заводские приспособления, а потом в любом случае он начинает всё делать под свою руку.
В этом году у меня есть задумка для выставки на Фестивале адыгейского сыра. Но она пока разрабатывается у меня в голове. Надеюсь, всё сложится, и мы еще всех удивим.

- В дальнейшем станут ли Ваши мастер-классы в районах республики более частыми? Планируете ли Вы уже сейчас Вашу следующую поездку с мобильной кузней?

А.Х.: Уже после выезда в аул Тахтамукай зимой 2015 года, я хотел показывать такие мастер-классы чаще. Мы уже ездили и в аул Хакуринохабль. Мне там было очень приятно. Вообще, в Шовгеновском районе много мастеров, много талантливых ремесленников. Что мне там понравилось? Независимо от возраста, все додельники, все тянутся к ремеслу. А на мастер-классе все задавали очень интересные вопросы. У ремесла есть определенные тонкости, о которых могут знать только сведущие. И только они могут задать такие вопросы. Не из праздного любопытства, и не потому что вдруг пришло в голову. Такие вопросы задают с пониманием дела. То есть вопросы профессиональной направленности. И вот, когда мы ездили в Хакуринохабль, один парень Адам Дзыбов попробовал и сразу начал делать. И теперь он занимается этим ремеслом, но не для широкого производства, скорее всего, пока просто для себя.
Тогда с нами был мастер Хамед Хасанов из аула Кабехабль. Тоже очень интересная личность. Он преподает в школе изобразительное искусство и художественный труд. Можно только удивляться широте его способностей и мастерству. Он делает всё и уже начал тоже изготовлять клинки. А если говорить о мастерах из Хакуринохабля, то надо упомянуть и о Хусейне Дауре. Он сам делает кольчуги, чеканит шлемы, панцири. А это довольно тонкая работа. Там, как и в ковке, нужно соблюдать уплотнение металла, знать, куда металл может повести, когда его стоит отпустить, нагреть, чтобы его не порвало. Там очень много своих нюансов. Поэтому я считаю, у нас в Адыгее фантастически талантливые люди. В принципе, у любого человека, если есть желание, даже не желание, а рвение, цель, то он добьется своего. И это характеризует нас, адыгов. Я уверен в этом!
По поводу дальнейших поездок с мастер-классом в аулы, я, конечно, планирую, у меня есть новые задумки. Но пока сказать точно не смогу. Все-таки всё решается спонтанно. В ближайшее время хотелось бы поехать в аул Кошехабль.

- Какие советы и рекомендации дали бы Вы как уже опытный мастер-кузнец тем, кто желает обучиться этому ремеслу?

А.Х.: Самое главное – это беззаветная любовь к ремеслу. Она, если есть, то есть, если нет, то её не приобретешь. Она может сидеть где-то глубоко в душе, в сердце. Как бы там ни было, люди почему-то тянутся к этому делу. Каждый раз я отмечаю, что люди, которых мы называем «белыми воротничками», и которые занимаются офисной работой, тянутся к ремеслу. Сам я знаю таких двух чиновников. Один занимается кожевенным делом. Мы с ним знакомы больше трех лет. Он делает такие успехи, показывает такие интересные изделия. Это Мурат Зекох. А второй тоже Мурат, кстати, он меня поразил тем, как сам изготовил нож. Он сказал, что это его первая работа. Я был очень удивлен, потому что там были элементы врезки по дереву из серебра, элементы гравировки серебра, выпиловки, сборка и подгонка рукояти под клинок, сборка и подгонка ножен. Просто удивительно! Для первого раза сделать на таком уровне – удивительно!
Что касается кузнечного дела, это либо твое, либо нет. Вряд ли что-то получится, если попробовал раз и будешь заниматься им время от времени. Это ремесло или захватывает тебя в этот поток и несет вперед, несет так, что ты отдаешься этому без оглядки. Или это просто зарабатывание денег. А если это так, то это души не имеет, не имеет жизни. Лично я живу, как чувствую, и чувствую, как живу.

- Большое спасибо за интервью!


Рецензии