По следу Орла

Когда мы только затевали историко-познавательную экспедицию, посвященную 350-летию спуска на воду первого русского военного парусного  корабля «Орёл», то даже и предположить не могли, что наш экскурс в далёкое прошлого превратиться в настоящие приключение с элементами хоррора.
   Переправы и погони, мели и бездонные омуты, полтергейсты и совершенно необъяснимые совпадения, неожиданные открытия и встречи с удивительными людьми, работа в пыльных архивах и рискованные прогулки на краю речных обрывов, масса впечатлений, далеко не все из которых оказались приятными – всё это стало реальностью на пути членов команды экспедиции «Искателей истины», которые решили воскресить полузабытые страницы отечественной военно-морской истории.
 
В начале славных дел
   В №9/2018 общероссийского журнала "Чудеса и приключения" мы начали рассказывать о необычном проекте журналистов Издательского дома «Чудеса и приключения»: походе по маршруту, которым 350 лет назад прошёл корабль «Орёл» с командой подлинных авантюристов с верфи в подмосковном селе Дединово до Астрахани, а затем и Каспийского моря. Нас поддержали  единомышленники из Московского краеведческого общества и ряда российских музеев.  Экспедиция стартовала знойным утром накануне Дня Военно-морского флота и в мистический день полного лунного затмения. И это во многом необычное обстоятельство задало тон всем дальнейшим событиям – от рискованной переправы через Оку, блуждания в прибрежных зарослях мелководной речки Цны до странного знамения у стен дединовского Троицкого храма и появления миража фрегата на глазах у десятка людей в туманных водах Волги. Мы так прониклись судьбой «Орла», его строителей и экипажа, настолько глубоко погрузились в атмосферу той эпохи, что буквально почувствовали на себе дыхание XVII  века. Самым удивительным стало подтверждение давно бытовавшего факта: кто ищет - тот всегда найдёт. Старинные книги, малоизученные архивные документы, передаваемые из уст в уста на протяжении многих поколений легенды – всё это в одночасье обрушилось на нас как из рога изобилия. Корабль «Орёл», который украшает знамя Издательского дома «Чудеса и приключения», будто ожил. Фрегат стал не просто главным героем нашего исследования, но и своеобразным покровителем экспедиции «ИИ-2018».
Забегая вперед, отметим, что наша экспедиция продолжится и в следующем году. Хронологически это вполне объяснимо. В мае 1668 года корпус «Орла» был спущен на воду Оки с верфи села Дединова. До начала навигации следующего, 1669 года, корабль оснащали мачтами, такелажем, якорями. Затем судно с командой опытных голландских моряков отправилось в плавание по Оке, Волге, до дельты Астрахани, а затем вышло на просторы Каспия. Мы планируем пройти по этому пути, используя, прежде всего, легендарные записки парусных дел мастера  Яна Стрейса (Стрюйса), которые были опубликованы в Амстердаме в 1676 году. Так что  читателей  журнала "Чудеса и приключения" и в  2019 году ждёт захватывающее путешествие по городам и весям современной России в погоне за призраком «Орла».
 
Спасаясь от грозных опричников
Началась наша экспедиция в подмосковном селе, о славной истории которого здесь и сейчас говорит многое:  экспозиция в краеведческом музее, наполненная рисунками и моделями «Орла», высоченная стела на месте бывшей государевой верфи, необычный храм, сама атмосфера местности, которая переносит нас в баснословно далёкое прошлое.
 По одной из легенд село Дединово основали новгородцы, бежавшие с Волхова на берега Оки после кровопролитного погрома их родного вольного города опричными войсками царя Ивана Грозного в январе 1570 года. История того загадочного похода нашла своё отражение в сохранившейся «Повести о разгроме Великого Новгорода», написанной почти что по горячим следам – в первой четверти XVII века. Местные же, дединовские предания, хранят память о трудностях первопоселенцев,  о том, как им приходилось скрываться в оврагах и в наскоро сооруженных землянках от преследователей – опричников с прикреплёнными к их сёдлам метлами и волчьими головами, о спрятанных от государевых верных слуг несметных новгородских сокровищах.
В середине XVII века Дединово уже известно как государево село, крестьяне которого преуспели в корабельном деле до такой степени, что  здесь, на берегу полноводной Оки, появилась первая  в Московском царстве государственная кораблестроительная верфь. В те времена Дединово считалось своеобразным пригородом мастеровой Коломны, хотя находилось  село от древнего города довольно далеко. Но именно коломенские «плотники струговые» и передали дединовцам особенности строительства плоскодонных судов, приумножив тем самым новгородскую традицию строительства  лодий, способных плавать не только по глубоким рекам, но и по озёрам и даже прибрежным водам морей. Так, в документах,  хранящихся в Российском государственном архиве древних актов, мы нашли запись, о том, что весной 1668 года «…по наряду из приказа Большого Дворца в селе Дединове и  в иных ловецких селах для выгрузки государева хлеба, который из дворцовых сёл будет прислан по водяным путям», было  «велено  сделать к нынешнему вешнему водяному пути тех сел крестьяны шездесят стругов новых, да им же вычинить к весне же стародубских семь стругов». Поэтому нет ничего удивительного в том, что и строительство большого парусного военного корабля царь повелел учинить в Дединово.
На сегодняшний день мы обладаем достаточными сведениями, чтобы хорошо представить себе, кто и как строил по указу царя Алексея Михайловича легендарный «Орёл». Об этом мы обстоятельно расскажем в наших последующих публикациях, а пока отметим, что и в петровские времена Дединово не утратило своего судостроительного значения. Более того: именно сюда Пётр I повелел доставить лодку – коломенку, ставшую своеобразным общероссийским эталоном, по которому государь велел строить речные суда. С 1718 года коломенка хранилась под специальным навесом, а вскоре специально для неё при Троицком храме был сооружен кирпичный Никольский придел, который сохранился до наших дней. Его внутренняя длина  достигает 17 метров, а это значит, что и коломенка была не менее пятнадцати метров в длину. Эта лодка хранилась в храме до середины XIX века. Когда судно совсем уж прогнило, дединовцы сделали точную его копию, простоявшую уже до советских времен.

Дединовский феномен
Дединово само по себе достойно подробного изучения и описания. Достаточно сказать, что оно совершенно не типично для населенных пунктов Московской и сопредельных областей. Быть может особенность села как раз  в том, что основателями его были новгородцы, принесшие с берегов Волхова на Оку особенности своего уклада жизни. Современный посёлок  вытянут практически одной улицей вдоль берега Оки на добрых семь километров. Жители передвигаются здесь летом в основном на велосипедах. А переправляются с одного берега широкой и полноводной Оки, которая каждой весной опасно разливается, исключительно на видавшем виды автомобильном пароме.
От верфей, которые прекратили своё существование ещё в середине XIX века, до наших дней сохранились лишь заросшие камышом затоны и рукотворные каналы между Окой и Цной, где порой одновременно сооружалось несколько десятков большемерных речные судов – своеобразных «двигателей» торговли в XVII – начале XIX столетий. Но в Дединово еще и сейчас живут мастера, которые умеют делать (и делают) настоящие деревянные челны и лодки – долблёнки. И увидеть их можно не только в местном краеведческом музее – филиале Историко-художественного музея городского округа Луховицы, но и на песчаных отмелях Оки. Что же касается традиций, которые позднее возникли в связи с появлением в России могучего парусного флота, прадедушкой которого был «Орёл», то их хранят и приумножают учащиеся Морского кадетского корпуса «Орёл» МБОУ "Дединовская школа-интернат среднего общего образования".

Мрачное дыхание смерти
Если прошлое «Орла» для нас одна из славных вех в истории становления флота, да и вообще - российской государственности, то для её экипажа – во многом хоть и яркий, но трагический эпизод жизни. В сохранившемся  черновом варианте «Пропущенной главы» повести «Капитанская дочка» (1836) Александра Пушкина фигурирует такая провидческая запись: «Не приведи Бог видеть русский бунт  - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка». Эти слова, как и произведение в целом, посвящено пугачёвскому бунту, событиям начала 1770-х годов. Но ровно за век до этого, в 1670 году, восстание Степана Разина всколыхнуло юг Московского царства. В советское время эти события в низовьях Волги преподносились как освободительное движение угнетённых масс. Однако, пора и в этом вопросе обозначить историческую истину. Тем более, что по одной из версий именно разинцы в пьяном угре спалили стоящий в Астрахани на волжском рейде «Орёл». И хотя ещё в петровские времена считалось, что «трусость голландского капитана, кораблём сим начальствовавшего, была причиною, что он взят был Стенькою Разиным и сожжён», именно очевидец тех событий – Стрюйс многое объясняет нам в своих записках. Даже сейчас мы из морально-этических соображений не готовы воспроизвести все детали описанных перепуганным голландцем изощрённых убийств, которые вершили нетрезвые восставшие. Перед его глазами кровь невинных астраханцев буквально лилась рекой. Кстати, история с плененной персидской  княжной, брошенной Разиным в пучину Волги – отнюдь не народная легенда. От парусных дел мастера с «Орла» мы узнаём детали и этого трагического случая. Попутно нужно заметить, что дальнейшая судьба Стрюйса складывалась не менее драматично, чем история «Орла». Он попал в плен, был на волоске от гибели, томился в тюрьме, его хотели продать в рабство, но выкупили из неволи, наконец он сумел вернуться в Амстердам, а затем вновь отправился  в Московию. Что влекло предприимчивого голландца в наши края? Страсть к приключениям, спрятанные от бунтовщиков сокровища... А может быть – любовь? Экспедиция по следам корабля «Орёл» продолжается. Новые захватывающие страницы этой истории – в ближайших номерах «Чудес и приключений».


Рецензии
Очень интересные сведения.Приходилось бывать в Дединово,но этого не знал...

Станислав Сахончик   05.03.2020 03:23     Заявить о нарушении