Белозёрские пращуры Сиземские

   Моей прапрабабушкой была Александра Ираклионовна Сиземская, дочь дьячка. Я уже несколько лет веду поиск предков церковно- священнослужителей Сиземских. Это род для меня очень интересен. Он обширен, много священников, есть врачи, учителя, офицеры Императорской армии. Фамилия «Сиземский», как я выяснил, появилась  в начале 18-го века.

   Поиск предков Сиземских я  веду по трём линиям. Это -  «Ильичи - Алексеичи», мои прямые предки,  «Ивановичи - Никитичи» и «Филипычи». Ещё одна линия - «Дмитричи» не раскрывается позднее начала 19 века. Связь этих линий долгое время оставалась не понятной. Линии  предков «Алексеичей» с «Никитичами» и «Филипычами» у меня не пересекались, но я продолжал «собирать» всех представителей Сиземских. Я искал общего предка, объединяющего  линии. И нашёл его в исповедных ведомостях Вологодского уезда середины 18 века. В этом рассказе подвожу итоги поисков. Мне помогал вологодский писатель, историк  и краевед Дмитрий Александрович Пшеницын.
Я совсем не историк, поэтому могут быть ошибочные заключения.

 1. Сиземские - пращуры

    Без всяких сомнений, пращуры Сиземские происходят из старинного села Сизма или из Сиземской волости, известной с 15 века. Об этом говорит  топонимическая фамилия. Весьма вероятно, она получена пращурами в духовных семинарии или училище.
   
    Село Сизма было вотчиной Кирилло-Белозерского монастыря. Современное написание - Сизьма. Все пращуры принадлежали к духовному сословию. Изначально, думаю, они были крестьянами, послушниками Кириллова -Белозёрского монастыря.

    Мне известны две церкви села Сизьма, где служили Сиземские - предки и пращуры.
    Первая - Николаевская церковь в Большой Сизьме упоми¬нается с 1460г. Следующая деревянная церковь была построена в 1678г. Последняя каменная церковь построена в 1870г. Эта церковь сохранилась и возрождена.

   Вторая - Богородицкая (Богородицерождественская) церковь в Малой Сизьме или Сиземском погосте, сейчас - д. Соловарка, известна с 15 века. Последняя каменная была построена в 1780г. Церковь не сохранилась.
   
   Возможно, также была Спасская (Спасорождественская) или Рождества Христова Малосиземская церковь. На это указывает историк - краевед Дмитрий Пшеницын. Следов такой церкви не осталось, и в «Церковно-исторический атлас Вологодской области», составленный Н.М.Македонской, она не помещена. Может быть, и была  Спасская церковь, а разрушилась или сгорела она ещё в 19-20 веках.
 
    Село Сизма сильно пострадало от погромов, учинённых поляками в 1612г. Оно было разграблено, храмы  разрушены, священно- церковнослужители и крестьяне, жители Сизмы, - замучены и убиты. Исторические источники свидетельствуют, что  жители Сизмы были сожжены в деревянной церкви. Село возродилось, и новые храмы в Большой и Малой Сизме строили после набегов польских шаек.


2. Чтобы выстроить цепочку пращуров, нужно понимать порядок назначения клира в 16-18 веках.
 
   Привожу выдержки из книги историка Башнина Н.В. «Постановления и назначения в Вологодской епархии в 1674 - 1675 годах».
«…В постановлениях Стоглавого Собора 1551 г. изложены требования нравственного характера, предъявляемые к кандидатам в священный сан - они должны быть «беспорочны, ненапрасно не гневливы, не пияницы, не убийцы, не скверностяжательны, страннолюбцы и боголюбцы, целомудрены, праведны, воздръжательны от всякого зла и от упиваниа, добре сведуща истинный закон…»
Оговариваются также формальные требования к ставленникам: «… в попы ставити 30 лет, а в диаконы – 25 лет. А грамоте бы умели, чтобы могли церковь Божию содержати и детей своих духовных, православных христиан, управити могли по священным правилом…»
«…Приходское духовенство избиралось приходской общиной. Прихожане составляли мирской приговор об избрании за своими руками и представляли избранного к архиерею для испытания и посвящения». Выбор кандидата проводился всей общиной. При избрании в первую очередь учитывались личные качества кандидата…»

    В одной из челобитных находим характеристику церковного дьячка Федора Яковлева сына Попова, которого просили поставить во иереи: «…Он человек доброй, в грамоте умеет и смирен, и церковному правилу искусен, и от божественных книг сказателен, и не пьяница, и не зернщик, и не тать, и не разбойник, и не душегубец, и креста на суде не целовывал, и во крестьянех и в боярском дворе в холопях не бывал, и в стрельцах, и в казаках, и в солдатях не бывал же, и женат первым браком по закону на девице с венчанием, а лет тритцеть и боле…»

    В  челобитных повторяются аргументы в пользу скорейшего поставления: «…у нас Божия церкви стоит без пения, и боли помирают без святаго причащения, роженицы без молитв и младенцы без крещения…»

    На решение архиерея челобитчики пытались влиять, сообщая о кандидате, который был неугоден большинству прихожан, дискредитирующие сведения.

    Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону прихожан церкви Рождества Пресвятой Богородицы с просьбой о служении в храме священника Антипы Иосифова  (Ранее 21 июня 1675 г).
«…Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому, бьют челом Белозерского уезду Кирилова монастыря вотчины Запогосныя волости церкви Рождества Пресвятыя Богородицы и Рождества Иисуса Христа…В прошлом, государь, во 182-м году маия в 26 день у нашия Божии церкви Рождества Богородицы священик Андрей Аверкиив судом Божиим помер. И у нас Божия церкви стоит без пения, и боли помирают без святаго причащения, роженицы без молитв и младенцы без крещения. Умилостивися, государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоозерский, пожалуй нас, прихоцких крестьянец, благослови к нашей Божией церкви служить священника Антипу Иосифова  и к нам жить. Нам он к Божии церкви годен, и во всем смирен, и всем нам, прихоцким крестьяном, люб. А преже сего, государь, дед ево Григорей Гаврилов, и отец, и брат ево служили у нас в попех и померли ныне. Он нам, священик Антипа Иосифов, к Божии церквы служить годен и всем нам люб. Великий святитель, государь, смилуйся пожалуй..».
Не все избранные лица получили благословение на поставление от архиепископа.

   Приведённые выдержки отражают как правовые аспекты избрания на церковные должности, так и различные обстоятельства и бытовые ситуации, сопутствовавшие поставлению в 1675 г. Житейски всё объясняется довольно просто. Назначение клира и притча из членов общины или по наследованию места, освобождает приходскую общину от необходимости выделять землю, покосы и строить новые дома для клира, притча.


3. На основе требований Стоглавого собора 1551г, анализа ревизских сказок 1834г и исповедных ведомостей за 1724, 1745, 1760 и 1810гг делаю  предположения и выводы по пращурам.

   ГАВО. Ф.496. Оп.19. Исповедные ведомости церкви Рождества Богородицы, что на Сизме за 1724 и 1725гг. Выписки Дмитрия Пшеницына.
 «…Вологодского уезду Тошенской трети церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что в вотчине Кириллова монастыря села Сизмы…»

 «…Роспись Вологодской епархии Вологодского уезду церкви Рождества Богородицы, что на Сизме священника Аврама Прохорова о обретающихся при оной церкви в приходе ни¬жеявленных чинов людем с изъявлением против коегождо имени о бытии их в святую че¬тырехдесятницу у исповеди и святого причастия и кто исповедался токмо а не причас¬тился в 1745 году…».  Аврам (Аврамий) записан, как податель ведомости. Аврама в ведомости нет, так как он по обычной практике исповедовался в другой церкви.

1. Вышеозначенной церкви дьячек №1 двора Андрей Прохоров 53 года
Жена ево Акилина Петрова 48
Дети их: Петр 15  Федор 12.

2. Тояж церкви пономарь Илия Аврамов 23.
Родные ево братья Дмитрий 17  Иван 8. Сестра Ульяна Аврамова 11.
у  Илии жена Марья Иванова 21

3. Вдова Акилина Титова 43
ее дети: Иван 8, Акилина, 15 Пелагея 11.

   ГАВО. Ф.496. Оп.19. Исповедные ведомости Вологодского уезда. Богородицерождественской, что на Сизме, церкви священника Дмитрия Аврамова за 1760г. Выписка Дмитрия Пшеницына.

1. Дьячек Пётр Андреев 31 (172)9,  жена ево Наталья Афанасьева 29 (173)1 сын их Филипп 3 (1757).

2. Пономарь тояж церкви Илия Аврамов 38 (1722). Дети их Дмитрий 11 (1749), Евдокия 3 (1757).

3. Тояж церкви умершего попа Авраама сын Иван 24 (1722), жена ево Феодосия Андреева 35 (1735). Родные ево племянники Иван 11 (1749), Михаил 9 (175)1, Евдокия 10 (1750), Ефим Дмитриевы 3 (1757).

4. Тояж церкви дьячек Андрей Прохоров 71 (1689), жена ево Акилина Петрова 61 (1699), их дочь Агафия 16 (1744).

5. церкви Николая Чудотворца, что на Большой Сизме, дьячек Федор Иванов 85 (1675).
Пономарь Иван Петров 31 (1729).


   ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 263. Исповедные ведомости Вологодского уезда за 1810 год. Выписка Дмитрия Пшеницына.

1. Церкви Николая Чудотворца, что на Большой Сизме священник Пётр Сиземский 40. Жена ево Варвара Семёнова 39, её сестра Дарья Семёнова 22.

2. Церкви Рождества Богородицы, что на Малой Сизме, священника Василья Дмитриева с причётниками…на 1810г пономарь Никифор Алексеев (фамилия Сиземский в документе не указана, но его все дети далее носят фамилию Сиземские) 37. Жена ево Ирина Ивановна 37, дети их Агафия 15, Николай 14, Сергей 12, Агрипена 9, Алексей 6, Афанасий 3, Иван 2, Марфа полугода.


   ГАВО. Ф.496. Оп.1. Дело 6746. Списки священников г.Вологды, Вологодского, Тотемского и Никольского уездов 1813 ( 1818) г. Выписка Светланы Лопатиной.

... Вологодского уезда
79.  Николаевской на Большой Сизьме Петр Сиземский с 1791 г.
80.  Богородской на Малой Сизьме Василий Сиземский с 1788 г.

 
   ГАВО. Ф. 496. Оп. 3. Д. 271. Ревизская скаска за 1834 год Вологда и Вологодский уезд. Выписка  Дмитрия Пшеницына.

   Ревизская скаска 1834 года февраля 19 дня Вологодской губернии и епархии и уезда одноприходной Владимирской церкви, что у бывшей пороховой башни.
Духовные
Дьячек Лев Никитин Сиземский перемещен во дьячка в 1824 году,  30 лет в 1834г.   Жена  Марья Иванова 30. Дети их: Николай 9, Иван 6, Дмитрий 3.

   Ревизская скаска 1834 года генваря дня Вологодской губернии и епархии и уезда одноприходной Николаевской церкви что на Большой Сизме.
Духовные
1. Священник Петр Иоаннов Сиземский 46-64. Жена Петра - Варвара Семенова 63.

2. Диакон Никита Иванов Селиванов 41 вдов, выбыл в 18.. году в Глушицкий монастырь в число братства. Дети его: Лев 12 , выбыл в 1824 г к Вологодской градской Владимирской церкви во дьячка, Николай 8, выбыл в 1833 г во священника в Сольвычегодский уезд к Христорождественской Вешкурской церкви.

3. Дьячек Михаил Иванов Суслов 60, умер в 1828г.

4. Диакон Иоанн Алексеев Преображенский – в 1824г к сей церкви произведен – 30 лет (1834г). У диакона жена Сосипатра Петрова 26, его ж дочери: Серафима 5, Марья 2.

5. Дьячек Василий Васильев Сиземский – в 1818 г определен – 34 г в 1834 году по ревизии. Жена Василия Марфа Семенова 27. Дети их: Филадельф 9, Магистриан 6, дочери: Калерия 4, Наталья 1.

Заштатные:
1. Умершего пономаря Ивана Иванова дети: Василий 24 – выбыл в 1816г в священника в Кадниковский уезд к Ильинской Грибцовской церкви, Михаил 8 – выбыл в 1826г к Троицкой церкви что на Малышеве в пономаря.
2. Умершего диакона Алексея Никитина сын Иван Сиземский 14 лет в 1834 г.
3. Умершего диакона Алексея Никитина Сиземского жена Дарья Федорова 35, дочери ее: Марья 12, Пиама 9.

   Ревизская скаска 1834 года февраля 3 дня Вологодской губернии и епархии и уезда одноприходной Рождественской Богородской церкви, что на Сизме Малой.
Священик Василий Димитриев Сиземский 49 (по ревизии 1816г), умер в 1835 году, У него сын Василий Сиземский 14 лет – определен в 1817г к Вологодского уезда  Николаевской церкви что на Большой Сизме во дьячка.  Возраст указан по предыдущей ревизии, т.е. 1816 года. Лев был перемещен к Владимирской градской церкви и получил фамилию вместо Селиванов – Сиземский,

   Архивные источники по церкви Рождества Богородицы в волости Масляне           ( Вологодский гоударственный историко-археологический и художественный музей за-поведник. ф. 1. оп. 1. № 57. Описание свитков. Вып 7. с 60).
 
1. 1683 г., декабря 5. – Мирской выбор и излюб на Ивана Иванова священником храмов Рождества Богородицы и Зачатия Иоанна Предтечи в с. Сизма Оночистской воости. «К сему излюбу николской поп Артемей Авксентьев вместо рождественских прихожан по их челобитью руку приложил» [31].

2. 1683 г. – Челобитная священника Ивана Иванова архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Тимофею, келарю Александру и братии о его поставлении в Оночистский приход [31.
]
3. 1685 г., февраля. – Челобитная архиепископу Гавриилу дьячка Василия, получившего благословение на священство к той церкви, о допущении его к исповеди [32].

    Вполне возможно, упомянутые поп Иван Иванов и дьячек Василий являются пращурами. Поп Иван Иванов, вероятно, - отец попа Прохора.


 Выводы:

  1. В представленных выписках архивных документов видны два рода Сиземских.

   1-й род Андрея Прохорова. Прохор (до 1669)-- Андрей (1689)--Пётр (1729)--Филипп (1757)--Никита (до 1780).
   
   2-й род Авраама Прохорова. Прохор (1669)-- Аврам (1690)-- сыновья его Илия (1722), Дмитрий (1728), Иван(1736)-- Алексей(1743), Дмитрий(1749), Василий(1767), Пётр(1770), Никита(1775). От Илии--Алексея пошли Сиземские: Никифор, Николай, Ираклион. От Ивана--Никиты пошли Сиземские: Васильевичи, Львовичи, Филадельфы, Всеволод, Лев.

   Связь пращура Алексея (до 1743), отца Никифора (1763) - родоначальников "моих Сиземских" - с Илиёй Аврамовым.  Отцом Алексея мог быть  Илия (1722) или Дмитрий (1726) Аврамовы. Других «кандидатов» в отцы с учётом традиции наследования клиром церковных «должностей», строго соблюдавшейся в 18, начале 19 веков, не просматривается. Считаю, что наша линия - от внука Авраама, Алексея Ильина (документально отчество пока не подтверждено).

  2. Есть общий предок у двух родоначальников Сиземских попа Аврама и дьячка Андрея, у двух родов Селивановых(?) - Сиземских. Этот предок - Прохор родился до 1660 при Богородицкой Малосиземской церкви. При ней он и служил. Фамилии Сиземский ещё не было. Скорее всего, Прохор  был попом. Именно так в 17 веке называли священников.

  3. Отец Прохора - поп (священник) Иван Иванов (родился до 1640г) Богородицкой Сиземской церкви.

   Прослеживаю пять линий, ведущие от Прохора в 20-21века:

1) Никиты Филиппова (до 1780 -?), диакона Большесиземской церкви, сына Филиппа Петрова.

2) Никиты Иоаннова (1775 -?), диакона Большесиземской церкви, сына Ивана Аврамова.

3) Алексея Ильина (до 1743 - ?), пономаря Малосиземской церкви, сына Илии Аврамова.
 
4)  Дмитрия Ильина (1740 -?), сына Илии Аврамова, пономаря Малосиземской церкви.

5) Василия Дмитриева(1767-?), священника Большесиземской церкви.

    Первоначальная фамилия в линии Никиты Иоаннова была - Селиванов. Не исключаю, что и в других линиях Аврама была фамилия Селиванов.

4. Роспись по поколениям

I поколение
Родоначальник - Иван (до 1620 -?). При Богородицкой Сиземской церкви.

II поколение
Поп Богородицкой (Мало)Сиземской церкви Иван Иванов (до 1640 -?.)

III поколение.
Поп(?) Малосиземской церкви  Прохор (Иванов) (до 1660 -?).
 
IV поколение.
Сыновья Прохора:
дьячек Малосиземской церкви Андрей (до 1689 -?),
поп Малосиземской церкви Аврам (до 1690 - до 1760).

V поколение.
Внуки Прохора:
дьячек Малосиземской церкви Пётр Андреев (1729 -?),
пономарь Малосиземской церкви Илия Аврамов (1722 -?),
священник Малосиземской церкви Дмитрий Аврамов (1728 -?),
Иван Аврамов (1736 -?).

VI поколение.
Филипп Петров (1757 - ?),
диакон Большесиземской церкви Никита Иоаннов (1775 - ?),
священник Николаевской Большесиземской церкви Пётр Иоаннов(1770 - ?),
пономарь Малосиземской церкви Алексей Ильин (до 1743 -?).

VII поколение.
диакон Большесиземской церкви Никита Филиппов (до 1780 - ?),
дьячек Сиземский Лев Никитин (1804 - ?),
священник Христорождественской Вешкурской церкви Сольвычегодского уезда Сиземский Николай Никитин(1800 - ?).
пономарь Малосиземской церкви Никифор Алексеев (1763 - ?).
священник Большесиземской церкви Сиземский Василий Дмитриев (1767-1835).
дьячек Большесиземской церкви Василий Васильев(1800 - ?).

    В исповедных ведомостях 1745 и 1760гг Алексей Ильин не показан. Скорее всего, потому, что Алексею в 1745г ещё мало лет для исповеди, а в 1760г он учится в духовном училище и находится не в Сизме.
 

4.  17-й век - возможные кандидаты в пращуры

   В Российском государственном архиве древних актов (Великий Устюг) хранится «Переписная книга по Белозёрскому уезду С.-Пб губернии, 1710г» (РГАДА Ф1209, Оп 1, Д12759, л1-). На л1. читаем:
 «…Белоозеро …Надпорожного стану. В Кирилловом монастыре Белозерского уезда…в том монастыре…
   служебные и ризовые монахи: Сергий Сиземской, Иона Сиземской, Георгий Сиземской, Исидор Сиземской, Иоаникий Сиземской;
   меньшие больницы монахи: Савватий Сиземской, Макарий Сиземской…
Арон - Алексей Сиземской, родился в 1692г, крестьянин с.Сизма, 1730г пострижен, 1735г расстрижен …» (Д.1775, л.21 об - л.22; Д.2498, л.7).

    Монашеское имя начинается с той же буквы, что и мирское.

    «…монастырские власти время от времени добивались перевода иеромонахов из других монастырей. Так переведён в 1754г иеромонах Иерофей (Сиземский)…ferapontovo.ru…».

    В Переписной книге имеются сведения, что многие монахи Кириллова монастыря расстригались и возвращались в мирскую жизнь. Среди них могут быть наши пращуры.
    У монахов Кирилло-Белозёрского монастыря встречаю также фамилии - Сизмин, Сиземец. В монастыре сохраняется большой некрополь купцов Сизминых. Очевидно, делали существенные вклады - пожертвования монастырю.
 
    По совету вологодского историка Дмитрия Пшеницына  я нашёл и просмотрел в сети "...Две Переписные (записные) книги церквей и причта Белозерского уезда за 1693г...". В них есть запись о церквях на Сизме (Думаю, идёт речь о реке Сизма) - Богородицкой и Рождества Христова (Спасская.) http://www.booksite.ru/fulltext/belo/zerje/4.htm. Дмитрий предполагает, что в ней может идти речь о предках-пращурах Сиземских.

   В первоисточнике:
»…(л. 1.) Книга великого господина преосвященного Симона, архиепископа Вологодцкаго и Белозерского, записная церквам, и попам, и их поповым детем, и сколко у которой церкви в приходе дворов [3]…
... Церков Рождества Христова, другая Пресвятые Богородици Рождества в Белозерском уезде, на Сизме, в Запогостье. Служат попы Тимофей Петров да сын иво, поп Лазарь Тимофеив; детей у Тимофея 2 сына, (л. 9) Фома да Семен; грамоте оба учены. А у Лазаря 1 сын Федор; грамоте учен же. В приходе, по их скаске, 74 д. [О порядке листов рукописи см. в ее описании (с. 115)] (се)...»

   Здесь перечислены духовные лица династии, идущей от попа Петра.

   Известно, что в 17 веке причт избирался мирянами и утверждался потом митрополитом. Об этом, в частности пишет историк Башнин Н.В. "Постановления и назначения в Вологодской епархии...stdmitza.ru/text/3612461/html". И семья попа Петра служила, передавая места в этих двух церквях по "наследству".

Роспись династии Петра по поколениям

I поколение.
Поп(?) Пётр, Рождества Христова (или Спасская) церковь (родился до 1600?).

II поколение.
Поп Тимофей Петров ,Рождества Христова (или Спасская) церковь (1630?), в 1693г служил.

III поколение.
Поп Лазарь Тимофеев, Богородицкая церковь (1655?), в 1693г служил,
Фома Тимофеев (1665?), грамоте учён,
Семён Тимофеев (1660?), грамоте учён.
 
IV поколение.
Фёдор Лазарев (1675?), грамоте учён.    

    Есть ли основания полагать, что найденные ранее по "исповедным ведомостям 1745г" поп Аврам Прохоров, Богородицкой Малосиземской церкви и дьячек Андрей Прохоров, Богородицкой Малосиземской церкви принадлежат той же династии (попа Петра) духовных лиц?
    Места службы в те времена, как правило, и даже - строго, передавались "по наследованию" от отца - сыну или зятю. Поэтому для утвердительного ответа надо убедиться в том, что лица династий Петра и Прохора служили в одних и тех же церквях. Хотя, и служащие в различных храмах, могли быть родственниками. Ведь все они жили на ограниченном пространстве - Сиземской земле, Сиземской волости.


5. Разбираюсь с историей Сизьмы, её церквей и окрестностей

    Хочу определиться с династиями  Петра и Прохора в привязке к местности и храмами, в которых служили они и их потомки.

    Местность в границах Сиземской волости располагалась на разделе Белозёрских и Вологодских земель.

    До 10 века здесь преобладало финно-угорское население. Край вокруг Белого озера - Белозёрье занимало чудское племя "весь". Это - земля и современных вепсов. Финно-угры занимались охотой, рыболовством и подсечным земледелием. С начала славянской колонизации финно-угорское население перемещалось на водоразделы для уменьшения конкуренции со славянами.

    Крестьянская колонизация шла по водно-волоковым системам, по рекам и озёрам - естественным путям сообщения.

    В 14 веке финно-угорское (коми-зыряне) население было крещено. Некоторые зыряне перемешивались с русским населением, другие перемещались на северо-восток. Не исключаю, что Сиземские имели финно-угорское происхождение.

    В грамоте 1162г упомянута волость Кириллова монастыря Сезьма "...Кириллова монастыря волость Сезьма в  Чаромском ключе, а в ней погост, а в погосте 2 церкви...". В 15 веке - это земли Ростовского княжества.

    Читаем в статье историков   Грязнова А.Л., Черкасовой М.С. "О формировании межуездных границ на Русском Севере в 15-16 веках : Белозёрье - Вологда - Устюг", сборник материалов международной конференции 2012г.
    "...Огромный вотчинный комплекс Кириллова монастыря формируется с середины 15 века на основе пожалованных пустошей и пожен великих княгинь Софьи Витовны, Марии Ярославны и великого князя Василия 2-го. Ими охватывались обе стороны речек Березницы, Верх-Вологодицы, Сизмы и Масляны, маркировавшие Белозёрско-Вологодский рубеж. Возможно, здесь существовал волоковый путь через левые притоки Шексны в её среднем течении на верховья Сухоны. Хотя ни письменные источники, ни топонимика, ни археологические материалы не дают конкретных подтверждений существования волоков между Сизмой и Вологдой, Углой, Тошней. Сформировалась даже сиземская дорога.

    В общей жалованной грамоте 1556г в виде включённого акта приводится разъезжая грамота Ивана Злобина 1554/55гг, в которой в районе Сизмы были разграничены земли Кириллова монастыря с землями Масленской волости и владениями владыки Ростовского..."

    В актах 15 века ростовских архиепископов содержатся сведения о наличии церквей в Сизме и соседних сёлах:

с. Сизма Большая - святого Николая Чудотворца. Сизма Малая не упоминается;
с. Чаромское - Илии пророка;
с. Ирма - Бориса и Глеба;
с. Чуровское - Рождества Пресвятой Богородицы.

    Есть сведения, что в 15-16вв в деревне Соловарка, погосте Сизма Малая, было две церкви.
    Из актов 16 века: …В Чуровской волости, (ныне Череповецкий уезд), Кириллова монастыря вотчина - три погоста: в Чаромском ключе Ильинский - на реке Сизме, в За(по)гостье на реке Чуровке - Рождества Пречистой Богородицы и в Коленце на реке Шексне - преп. Кирилла Чудотворца, без пенья. В вотчине 37 деревень, кроме погостов, в них 79 крестьянских дворов с 90 человеками и 59 дворов бобыльских с 59 человеками да два двора вдовьих…

    К 17 веку сложились села, деревни, погосты, которые сохранились до нашего времени или оставили исторический след.

    В начале 18 века в Сизме приходскими остаются прежние известные храмы, а кладбищенские церкви строят на соседнем холме Воронце. У его подножия со стороны Козья - ручья располагается кладбище. Что случилось с церквями на Воронце неизвестно, летописные источники об этом умалчивают.

    В 19 веке выделяется село Сизма Большая при ручье Козьем, а в ней 32 двора и погост Сизма Малая при реке Сизма, 3 двора. Названо село по реке Сизма.


6. Сиземские церкви.

    Династия от попа Прохора идёт из с. Сизма.

    Казённое село Сизма Большая входило во 2-й стан Вологодского уезда. В селе - Большесиземская церковь Николая Чудотворца или Николаевская. В писцовой книге Кирилло-Белозерского монастыря за 1460г записано "...Кириллова монастыря волость Сизма...в погосте Козьем церковь Николая Чудотворца, клецки, да двор монастырский...да 3 двора...". Дата последней постройки Николаевской церкви - 1867-1873г.

    Сельцо Малая Сизма или Сиземский погост во 2-м стане Вологодского уезда. Рядом были деревни Починок и Соловарка. Здесь была Малосиземская Рождества Пресвятой Богородицы или Богородицкая церковь. В современной д. Соловарке сохранились руины большого каменного храма и известный по летописям 1678г святой колодец великомученика Георгия Победоносца.

   Дмитрий Пшеницын написал мне, что церковь Рождества Христова и церковь Спасская - одна и та же. Просто разные, но идентичные, названия. С этим я согласен, но в Сизме, по моим сведениям, не было церкви Рождества Христова. Тогда получается, Спасская церковь находится не в с.Сизьме, а в с. Запогостье Сиземской волости. Об этом и записано в "Переписной книге...1693г".

   В Сизьме Спасскую церковь я не нахожу. И по Церковно-историческому атласу Н.Македонской в с.Сизьма такой нет. Но не исключено, что всё же была Спасская церковь, но разрушена ещё в 18-19 веках. Взамен  и могла быть построена другая - Богородицкая Малосиземская церковь.


 7. Церкви в Запогостье

   Ищу Спасскую церковь в Сиземской волости и ближайшей к ней местности.
   Вернёмся к династии от попа Петра, которая идёт из с. Запогостье Сиземской волости. 
   Эта волость, монастырская вотчина Кирилло-Белозерского монастыря, на рубеже 16-17 веков была обширной.

    Историк Копанев А.И. в книге "История землевладения Белозерского края в 15-16вв " пишет "...обширная вотчина Кириллова монастыря - Чаромские деревни, центром которой являлось село Чаромское. Чаромские деревни тянутся узкой полосой от деревни Запогостье вверх по Шексне, несколько отходя от реки на восток...". Село Сизма находится в прямой видимости от Чаромы. Местность особенная, ведь Чуровские Бугры - водораздел Беломорского и Каспийского водных бассейнов.

    В дозорной книге 1615 г среди сёл и погостов Кириллова монастыря указано "...В Запогостье на речке Чуровке - церковь Рождества Богородицы и церковь Рождества Христова (в 15 веке её ещё не было) с трапезою...".

    В извлечениях, составленных Е.Е.Замысловским из переписных книг 1678г, указывается  "...в Сиземской волости, в Запогостье - вотчине Кирилловского монастыря - погост, а на погосте церкви: Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Также на погосте есть келья, а в келье живёт просвирня...".
   
    Каменная Христорождественская Запогостская церковь основана в 1802г и относилась к Новгородской епархии. Сейчас водохранилище подмыло фундамент, и храм разрушился.



8. Сиземские приходы

    Историки  Грязнов А.Л., Черкасова М.С. пишут:
"...В местности Сизма, также расположенной на Белозёрско - Вологодском рубеже, по переписной книге 1601г было шесть приходов.

    В Белозёрской половине :
Ильинский "в Чаромской",
Кирилловский "на Коленце",
Богородице - Рождественский "в Запогостье".
    Локализация этих приходов показана в Церковно-историческом атласе ч.1, с 110, ч.2. с . 92, 3-26, 8-26, 10-26. Сейчас они относятся к Шекснинскому району.

    В Вологодской половине:
Николо - Трёхсвятительский (собственно в с Сизма),
Богородице - Рождественский на притоке Шексны, Сизме в (деревне) "Оночисти" (это Сизма Малая),
"Егорья Великого" в с. Усове (Церковно-исторический атлас ч.2. с 92-№7-26, 98-№ 48-8). Усовским назывался соответствующий ключ в вытных книгах Кириллово-Белозерского монастыря 1559г.
    Вологодскую половину следует отнести к волости Масляне, названной по одноимённой речке Масляной, притоке реки Вологда..."

    В начале 20 в, как указано в Церковно-историческом атласе Н.Македонской, в Сизме было 2 прихода:
Николаевская Большесиземская церковь. Сизьма. Сиземский приход Вологодского уезда - приходская;
Богородицкая Малосиземская церковь.  Соловарка. Сиземский приход Вологодского уезда - приходская.


9. Выводы

    Мой род Сиземских идёт от попа Богородицкой Малосиземской церкви Ивана Иванова и его сына Прохора (до 1660г) по линии попа Аврама (1690) - пономаря Илии Аврамова (1722) -  пономаря Алексея Ильина (1743).

    Первоначальная фамилия рода, возможно, была Селивановы.

    Связь с попом Спасской Запогостской церкви Петром (1600) мне кажется маловероятной. 


Рецензии