Записки ПК. Часть 11

Нарушители в  Учарале и дежурство в управлении


На следующий день удалось самолетом долететь до Учарала. Ночевал Алекс в гостинице отряда. Спал плохо. Душно, комары. Местный коллега, попполковник Уажанов зашел  утром в гостиницу и предложил продолжить путь в Алма-Ату на армейском самолете, который прибыл вчера в отряд за больным китайским нарушителем. Его следовало доставить в окружной госпиталь. При задержании он так бурно сопротивлялся, что получил серьезную травму. Вылететь не удалось, так как затянулась дискуссия о целесообразности доставки больного в Алма-Ату. Многие, в том числе и Алекс, предлагали не возиться с ним и отдать его китайской стороне.
Больной китаец, а у него определили перитонит, пришел не один, а с коллегами-сборщиками рогов и лекарственных корней. Один из них находился в изоляторе временного содержания (ИВС) и с ним общался Николай Донских. Больной и тот, с которым беседовал Николай, были земляками из Нинься-Хуэйского Автономного округа, проживали в соседних уездах на расстоянии 10 км.

Выяснилось, что здоровый китаец в случае возвращения домой, намерен был рассказать властям о якобы имевших место насильственных действиях к нему и его приятелю со стороны советских военнослужащих. Мы старались убедить нарушителя о нецелесообразности таких действий:
- Есть ли резон, возвратившись домой, говорить о том, что вы нарушали границу? – задавали ему такой вопрос.
- Могут быть неприятные последствия, и вместо удовлетворения, получите наказания, и потом, зачем было при задержании сопротивляться?
В конечном итоге, с нашими доводами он согласился, и бузить перестал. Кроме этих «гостей» в отряде находилось еще двое китайцев. Один из них пришел под видом "корнекопателя" и притащил с собой напарника.

Этот «собеседник», для среднего образования и занимаемого в Китае положения безработного, проявил себя достаточно рассудительным и находчивым - не таким забитым как настоящие собиратели. Из всех приведенных им личных связей подозрительно выделялась фигура некого Юсупа, который с его слов окончил Урумчийский университет, факультет русского языка. Работал в поселке Хоргос во внешнеторговой организации. Информация походила на наводку. Возникал вопрос, почему пришел не один, а с другом. По многочисленным примерам просматривался почерк китайских спецслужб навязывать нам "парные варианты". "Игра дуплетом" китайцев устраивала. Обеспечивался принцип надежности, перепроверить можно, да и для исполнителей вдвоем, как говориться, веселей. Пример по Зайсану говорил об этом же.

За день общения Алекс надышался специфическим китайским духом до боли в затылке,  устали с Николаем от напряжения общения, когда крупицу сведений приходилось вытягивать с большими потугами, как клещами. Итоги беседы подвел с начальником отряда подполковником Умбетбаевым. По пути в гостиницу взял в отделе телевизор и перед сном посмотрел отрывок второй серии "Мертвые души". Полистал китайские газеты. Сообщалось, что 15 июля в Пекине состоялось Всекитайское совещание пограничных органов ОБ. На пограничные органы возлагались задачи по контролю и досмотру граждан, въезжающих и выезжающих из страны через государственные и местные порты. Это Алекс уже знал.

Заместитель министра ОБ Гу Линьфан определил задачи пограничным отделам органов ОБ: поддерживать стабильность политической обстановки, способствовать развитию социалистической торговле и экономике. Короче говоря, пограничные полицейские, выполняя свои задачи, не  должны были мешать экономической деятельности.
Настало время возвращаться домой, в родное гнездо, а тут разгорелись телефонные дебаты о целесообразности выдворения больного нарушителя и дальнейшей работы с "подозрительным". Все это возмущало Алекса до крайности. Сколько можно об одном и том же?! То, что можно решить на месте, мусолят в инстанциях уже который день. Пытаются решить вопрос, как говориться, за глаза. Ему же виднее. Никому в голову не может прийти мысль, что каждый должен заниматься своим делом, а не учить, других жить.

Страна советов, все друг друга учат, контролируют, советуют. Чем больше над тобой начальников, тем сильнее "девятый вал" бюрократии мощной военной машины. Никто не хочет тачать сапоги, или точить болты, все норовят помогать или учить,  как это делать и главным образом морально.  Анатолий Савицкий, будучи начальником отдела  Хабаровского отряда любил повторять слова: «Кто не работает, тот учит». Доля истины в них была.
Наконец Алекс дома. Командировки на границу, как правило, завершались продолжительными отписками с оформлением многочисленных справок по участкам и линиям работы. Затем приходила очередь дежурить по отделу или помощником штатного оперативного дежурного по округу.

В последнем случае, как уже отмечалось, приходилось сидеть на телефоне, отвечать на всевозможные вопросы, собирать сведения с отрядов, по которым за сутки составлялась сводка. Такой документ подготовил и он. Состоял таковой из пунктов:
1. Нарушений режима границы и границы - нет.
2. Оперативный дежурный 50-го отряда в 6.35 сообщил, что вчера в 10.00 с заставы "Абалы" солдат Устинов ушел искать лошадей и потерялся. В 14.00 геологи, якобы видели его в тылу участка. В поиске пропавшего солдата использовались вертолет и две поисковые группы.
3. На участках 50-го и 134-го отрядов продолжалась аэрофотосъемка. По данным ПВО отмечались факты залета китайского самолета на 16-м и 17-м участках 50-го отряда до 10 км. Отряд сведения ПВО не подтвердил.

4. В 49-м отряде проведено две встречи пограничных уполномоченных. Китайцы сделали заявление о перепасах животных в «53-х километрах южнее места встречи» и высказали свои предложения по строительству моста на Сумбе.
5. На участке 5-й заставы 131-го отряда, при движении наряда пять человек сорвалось в пропасть, погибла лошадь. На 11-й заставе 134-го отряда случился пожар лесного массива, застава принимала участие в тушении с целью предупреждения возгорания инженерной системы.
6. На участке 49-го отряда завершен оперативный поиск Абищева Байсуна, на которого возбуждено уголовное дело за убийство жены. Ранее судим за изнасилование.

7. По данным РОВД в Уч-Арале произошла крупная драка среди местного населения.
8. За сутки выставлено 11 нарядов "чш" (часовой шлагбаума). Сигнализационная система срабатывала 47 раз, больше всего в 50-м отряде - 16. На участке округа действует 7 временных погранпостов (ВПП), 16 разведывательно-войсковых групп (РВГ). За инженерно-техническими системами (ИТС) находится 7757 человек. 


Новая линия поведения китайцев


В июле 1988 г. ЦК КПК и Госсовет КНР утвердили новую программу "Политической линии в отношении к СССР". На погранполицию, в отличие от прошлых лет, уже возлагались задачи по поддержанию порядка вблизи границы. Таким образом, роль НОАК как "хозяина в погранзоне" вновь значительно снижалась. Согласно выработанным положениям, погранполицию нацеливали на содействие местным правительствам в проведении политики расширения экономических связей с приграничными властями СССР. Из печатного органа Главного отряда (ГО) погранполиции СУАР  "Жизнь на границе" следовало, что отряд в вопросах охраны границы руководствуется указанием правительства СУАР № 6 от 29 апреля 1989 года "О введении в действие Временного положения о государственной границе и погранконтроле".

В Положении перед Народной Вооруженной полицией ставились задачи:
1. Согласно перечню Госсовета КНР № 3 1987 г., отстаивать принципы исторической принадлежности экономически выгодных и хозяйственно освоенных участков территорий.
2. Поддерживать порядок вблизи границы.
3.Способствовать местному населению в проведении политики расширения экономических связей с сопредельными странами в рамках законов КНР и указаний руководства Центра.
4. Пропускать через границу лиц и транспорт по согласованию с УОБ и органами МИД на местах.

В интересах реализации принятых решений, 18 июля 1988 года в Пекине состоялось Всекитайское совещание пограничных органов общественной безопасности, на котором заместитель Министра ОБ Гу Линьфан вновь потребовал усилить деятельность местных пограничных отделов органов ОБ в интересах "установления нового порядка в торговле и экономике".  Впервые в прессе прошла информация о заместителе начальника Управления Пограничной охраны Генштаба НОАК - Чжун Вэйцин.



XIX партийная конференция и партийные выводы



В Москве прошла XIX  Всесоюзная партийная конференция, к которой  готовились в июне. Настало время обсуждать ее итоги. В частности, проводилось анкетирование к партийному собранию "О практических мерах партийной организации, вытекающих из решений XIX партийной конференции по дальнейшему углублению перестройки, повышению уровня организаторской и политической работы коммунистов управления округа". В анкете коммунистам задавались вопросы:
 
1. Как идет перестройка? А./завершена. Б./сделан переход ко второму этапу. В./ перестройка находиться на начальном этапе. Г./ еще не начиналась.
2. Удовлетворяют ли темпы перестройки?
3. Что является тормозом перестройки?
4. Какие пути повышения гласности?
5. Какие пути совершенствования идейно-нравственного воспитания коммунистов?
6. Что означает демократизация в деятельности партийной организации?
7. Пути преодоления пассивности коммунистов?
8. Какое влияние оказывает партийная организация на вашу деятельность?
9. Как поднять авторитет партактива?
10. Как партийная организация должна участвовать в решении кадровых вопросов?
Указанное партийное собрание состоялось. С докладом выступил начальник войск, генерал Неверовский. В прениях говорили о необходимости сосредоточиться на нескольких главных направлениях. В частности, предлагалось покончить с заорганизованностью, освободить офицеров от всего наносного, о прекращении практики, "когда выступающие говорят о том, что знают, а не о том, что нужно". Из принятого постановления, в котором сообщалось, что "настало время практических дел и действий", следовало:

Во-первых, "бесповоротно" отказаться от командно-приказных методов в партийной работе.
Во-вторых, создать в партийных организациях атмосферу строгой ответственности каждого коммуниста за действия, равно как и за бездействия.
В-третьих, обеспечить авангардную роль, активность в перестройке членов партии. Критиковали многих. Лично Алексу, как секретарю партийной организации отдела, было указано на слабую организацию внутрипартийной работы. Постановлением вводился порядок ведения ежемесячного анализа "авангардной роли коммунистов". Особый акцент делался на организации идейно-теоретической подготовки членов партии.  Всем партийным секретарям строго предписывалось провести:

1.Диспуты на тему: "О путях повышения идейно-теоретического уровня коммунистов".
2. Обмен мнениями по вопросу: "Роль коммунистов управления в выполнении ленинского требования о близости к массам".
3. Дискуссию на тему: "О характере партийных собраний, путях повышения демократизма, гласности, критики и конструктивного подхода к обсуждению внутренней жизни и парторганизаций".
4. Борьбу с бюрократизмом, бумаготворчеством и различными отписками.
По-существу предлагаемые меры вновь сводились к пустословию, к лозунгу «бери больше, кидай дальше»: диспут, дискуссии, обмен мнениями, вечная «борьба» и никаких конкретных практических мер. Партийный, и не только, паровоз стоял на месте, только свистел и выпускал пар.

На партийной конференции вспоминали ленинградскую преподавательницу химии Нину Андрееву, которая в печати опубликовала в защиту КПСС статью «Не поступлюсь принципами». Из материалов выступлений Алексу запомнились слова руководителя казахской делегации: "Зримые экономические результаты перестройки являются лучшей агитацией за нее".
С резкой критикой элементов этой самой перестройки выступил писатель Юрий Бондарев. Он, в  частности, заметил: «Перестройку можно сравнить с самолетом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка».

Так и получилось. Вместо подготовленной площадки сели на горный пяточек, экипаж, захватив самое ценное, шоколад и другие калорийные продукты  сбежал,  охрана и военные оказались неспособны к организованным действиям по защите и наведению порядка,  пассажирам ничего не оставалось, как встать на тропу войны и разбоя. Каждый стал сам за себя, и  выбрал собственный путь возвращения на бренную и грешную землю. 
Тогда об этом еще не думали. Михаил Горбачев предложил установить памятник жертвам культовых беззаконий, почтить 1000 летний юбилей крещения Руси.



Начало эры ядерного разоружения, новый Председатель КГБ


1 августа 1988 года ровно в 12.00 по московскому времени "началась эра ядерного разоружения". Объявили, что в Сарыозеке подполковник Чайковский начал уничтожать боевые ракеты средней и меньшей дальности.
Генерал Крючков, давнишний коллега и соратник Андропова возглавил КГБ. Событие неоднозначное. Надежды всегда на лучшее. С 1975 года, после Федора Мортина, он руководил ПГУ. До этого возглавлял Секретариат Комитета. То, что Крючков вместе с Андроповым работал в ЦК КПСС и в нашем посольстве в Венгрии это всем известно. Интересные параллели: бывшие Председатели КГБ -  Шелепин, Семичастный и Андропов вышли из комсомола. Крючков, кстати, тоже руководил комсомолом районного масштаба. Партия взялась решать профессиональные вопросы и не справилась, точнее — не выдюжила. Судьбу страны  сгубила перестраховка и лозунг « пускай плохо, но под руководством партии». И в пограничных войсках появилось много таких пограничников-начетчиков после партийных школ.

Прошедший год отличался особенным политическим настроем. Всех коммунистов направляли на "углубление перестройки, достижение коренных изменений в стиле и методах деятельности цеховых парторганизаций, усиление партийного влияния, на преодоление застойных процессов в охране государственной границы и боевой готовности войск".
Однако, как указывалось в тех же партийных документах, "демократичные методы руководства, открытость и гласность с трудом пробивали дорогу, наталкивались на консерватизм и инертность, догматизм мышления и действия". Именно так было отмечено в постановлении по отчётному докладу тогда еще секретаря парткома первично организации Управления войск округа Жбрыкунова. "О работе партийного комитета за период с 5 ноября 1985 г. по 31 октября 1988 г.". В постановлении предлагалось: "Обеспечить партийное влияние на качественное решение стоящих задач".

Сделать это не представилось возможным. В скором времени партию "отменили" и, как представляется, напрасно. Недостатков, по крайней мере, в пограничных войсках, не стало меньше, стиль командования не улучшился, не стало больше демократии, гласности и свободы? Более того, свободы, гласности, демократии стало меньше, потому как не стало общественных организаций. Отменили парткомиссии, офицерские собрания, а ужесточили единоначалие. Армию и пограничников построили в одну шеренгу. Главным стало молчать и идти строем – не выделяться. Свободы в низах стало меньше, а командирского своеволия, барства и казнокрадства – больше.
Ситуация усугубилась и в 90-е годы дошла до предела. Партию, когда корабль социализма остался без капитана, необходимо было не отменять, а кардинально реформировать. Деятельность общественности должна была возрастать, особенно в армии, где другого способа повлиять на пробелы единоначалия, а точнее единовластия, нет. На деле, функция контроля общественности перестала существовать. Людей лишили возможности высказывать мнение. Пусть раньше этот способ коллективного участия в управлении был в чём-то рахитичным, но он всё же был.

К этому надо сказать несколько слов об офицерских собраниях. Где они? Роль и авторитет офицерского корпуса в армии понизились до предела. Еще более размылась разница между офицерами и не офицерами. Где она "свобода дискуссий на стадии принятия решений", о которой так много говорили большевики? Где "критика и самокритика"? Раньше было много пустой говорильни, а сейчас все замкнулись в своих жилищах и проблемах. Замкнулся и Алекс, успокаивая себя, что есть проблемы и в Китае. ЦК КПК приняло очередное «Решение   о борьбе с преступностью».
В 1988 г. в СУАР закончится внедрение новой концепции охраны границы. С 20 по 31 октября 1988 г. в г. Урумчи проводились командно-штабные учения по "обороне приграничных рубежей уже с использованием соединений НОАК и НВП, имеющих новую организационно-штатную структуру".

Войска Народной Вооруженной полиции в таких учениях принимали участие впервые. На них возлагалась задача "недопущения массового перехода населения из числа национальных меньшинств на территорию СССР".
В СССР дискуссии не заканчивались. В блокноте Алекса сохранились пометки событий, которые следовало обсудить на партийном собрании отдела: 
 Речь  бывшего Председателя В.М.Чебрикова "Перестройка и работа чекистов".
 Выступление М.С. Горбачёва на встрече с работниками идеологических учреждений, средств массовой информации 23 апреля 1988 года. .
Указание Главного и Политического Управлений ПВ КГБ СССР № 19/14/3500 «О формах и методах обновления идеологической работы на этапе реализации стратегии перестройки».

Требования Постановления ЦК КПСС "О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся".
 По-прежнему готовились  различные  перестроечные проекты, которые сводились:
- к демократизации управления оперативной работой. Что это такое? Коммунисты  были за более широкое участие оперативного состава в принятии решений ( т.н. плюрализм мнений);
- к возрастанию роли "человеческого фактора", личности офицера.  Большая свобода, независимость предполагали рост активности, инициативы, творчества.
Обсуждались предложения объединения всех видов разведок.


Рецензии