Мистический портрет

Мистический портрет…
(из цикла будни аукциона)
Бабулин К.Л. 2018г.

     Звонок, беру трубку, представляюсь и слышу вопрос: - «Это Константин Леонидович?». Голос невнятный, глухой - без витамина. Обычно такими голосами говорят люди у которых дела в жизни начали идти «так себе». По голосу я не узнал кто это, но раз чел просит меня, то значит мы уже контактировали ранее.
- Да, я. Слушаю вас.
- Это Илья.
И пауза.
Я не люблю, когда собеседники по телефону представляются так, как будто мы приятели. У меня в день раздаётся звонков сто, относительно серьёзных из них, конечно меньше, наверное, около 20-ти, но тем не менее – и это не мало. И если мы с кем-то поговорили по телефону месяц или больше назад, то вспомнить собеседника по имени я, при всём желании, не в состоянии, уж извините.
- Слушаю вас, - ответил я нейтральной фразой, выработанной, как раз для таких случаев.
- Вы ставите мою картину на торги?
Ого, голос всё такой же невнятно-мутный, так что приходится напрягать слух, чтобы разобрать слова.
- Говорите пожалуйста чуть громче, я плохо слышу вас.
- Это Илья, и мы договаривались, что вы поставите мою картину на торги 24-го сентября.
- Напомните мне, пожалуйста, о какой картине идёт речь, - я никак не мог вспомнить ни Илью, ни его картину.
Вот что за люди, а? Вместо того чтобы сразу нормально представиться, например: - я Илья Фантиков, тот что принёс вам картину Пикассо (уж это бы я сразу вспомнил) - начинается какая-то муть.
- Картина Зверева – наконец-то начал он говорить что-то конкретное, - вы говорили, что выставите её второй раз в сентябре…
- Зверева? – протянул я задумчиво, и напряжённо стал вспоминать, кому это я и что обещал… - А, не о портрете ли Джуны идёт речь? – наконец-то вспомнил я.
- Да, о нём.
Я вспомнил его и его картину.
Началось всё месяца три назад с такого же звонка. Звонил мужчина с вопросом – сколько может стоить картина Зверева?
    Вопрос очень абстрактный и ответить на него нельзя. Это если бы кто-то позвонил в автосалон и спросил сколько стоит его машина, не назвав ни марку, ни год выпуска. Ответа бы он не получил и это понятно, одно дело вы хотите продать десятилетние Жигули, и совсем другое десятилетний Порше. Со Зверевым та же история, у него был очень хороший (а значит и дорогой) творческий период с 50-х по 70-е годы (хотя и внутри него были и лучше, и хуже), и малоинтересный (а значит недорогой), когда он уже совсем спился - это период 80-х. Цены на его картины, написанные в 50-70-е годы находятся в районе 5 000 - 10 000 $ , а на картины 80-х в районе 1 500 – 2000 $.
   Всё это, конечно, очень приблизительно, но плюс минус - правильно. Ещё один важный момент в ценообразовании картин Зверева, это сюжет. Если на картине изображён женский портрет (а они у него все типичные – губки бантиком, глазки, носик, и все похожи на его музу Осееву), которых он написал несколько тысяч, то это одна цена, а если на картине пейзаж, или петух, или Дон Кихот, то сразу сильно другая. Поэтому я уточнил:
- На картине женский портрет?
- Да.
- Размер, техника?
- Картон, масло 50х40 см.
- Ясно, а год?
- 1983
- Ясно, - тут и думать особо было нечего: год плохой, сюжет массовый – отсюда и цена в районе 150 000 – 200 000 руб.
Что я тут же и озвучил:
- Ваша картина может стоить в районе 150 000 – 200 000 руб.
- Почему так мало? – обиженно отозвался невнятный голос.
- Год, сюжет и так далее, - мне не охота было сильно вдаваться в подробности, - мы много продаём подобных картин и цена по ним понятна.
- Но у меня не так. На портрете изображена Джуна.
- Та самая? Целительница-экстрасенс, звезда 90-х ?
- Да.
- Хм… - Я задумался. С одной стороны портреты всегда продаются плохо, особенно неизвестных людей, и особенно неизвестных мужчин. Женские портреты чуть лучше, но тоже не очень. Это ни в коей мере не касается женских портретов Зверева, их охотно покупают, даже китайцы. Но покупают их не как портреты конкретных женщин (как я сказал выше - они все у него на одно лицо), а покупают, как узнаваемый Зверевский, типичный сюжет. И то, что в данном случае предлагается портрет известной женщины, и не просто известной, а специфически известной – не факт что хорошо. Что мы помним про Джуну? Что она была одна, наверное, из трёх-пяти самых известных экстрасенсов. Было такое странное время, когда звёздами телевидения были Кашпировский и прочие Чумаки, когда страна массово сходила с ума во время их выступлений. Джуна, хоть и не показывала фокусы по телевизору, но всё остальное у неё было: была и слава целительницы, и потуги художницы, и даже звание генерал-полковника медицинской службы у неё тоже было. Мда… И что с этим делать?
Пока я прикидывал всё это, мужской голос, видимо услышав, мои сомнения снова ожил в трубке.
- Портрет замечательный, намоленный, его с руками должны оторвать…
- Ой ли, - скептически отреагировал я. – Ну хорошо, сколько он по вашему должен стоить?
- 10 000 $
- Ого.
- И это ещё мало, скорее всего, уйдёт выше.
- Ладно, давайте мы на него посмотрим – пришлите фотографию.
Через несколько минут я уже рассматривал на экране Джуну, изображённую в экспрессивном спонтанно-энергичном зверевском стиле. – «Ну чёрт его знает, - размышлял я про себя, - Шестьсот тысяч, вряд ли конечно он стоит, но вдруг и правда найдутся фанаты Джуны и прочей чертовщины? Портрет хороший, Джуна узнаваема, может попробовать?»
Я набрал номер владельца.
- Да, смотрю – портрет неплохой, но цена слишком высокая.
- Нормальная цена, и ничего не высокая. Я бы его ни за что не стал продавать сейчас, да деньги нужны срочно.
- Деньги сейчас нужны всем, и покупатели это прекрасно знают, и те из них, кто готов сейчас что-то покупать, хотят делать это по максимально выгодным ценам. И ваши 10 000 $ совсем недавно были не 600 000 руб., а 300 000. Доходы ни у кого не выросли вместе с курсом доллара, наоборот у многих они сократились. Отсюда и моя оценка.
- Это не так, - начал спорить со мной мутный голос, - Богатые люди давно все свои деньги держат в правильной валюте, и для них курс доллара или евро – не имеет значения.
- Очень распространённое заблуждение, - возразил я, - Ничего подобного. Может быть, богатые люди и держат свои сбережения в правильных активах, но картины (и прочие предметы не самой первой необходимости), они покупают не из накоплений, а из текущих доходов. Поэтому и цены на картины, как были в рублях, так и остались. Вы не в курсе, что платёжеспособность населения падает? Вы не в курсе, что цены на картины упали за 50, а тои больше процентов? Но не это главное – главное, что у большинства потенциальных покупателей нет веры в завтрашний день. Вот главная причина наших проблем – все уверены, что завтра будет ещё хуже. Все уверены, что их доходы будут сокращаться, а цены на всё, будут падать. 
- Ну не так всё плохо, - после некоторой паузы отозвался голос.
- Конечно не всё, - с иронизировал я, - очевидно, вы от хорошей жизни решили продать этот портрет?
- Нет, не от хорошей. Родственник попал в больницу… Не важно. – он замолчал, - Хорошо давайте попробуем продать за 500 000 руб.
Я опять задумался, - «А вдруг продадим? Вдруг мистический фактор сработает? Вся болтовня про какую-то особенную духовность нашего народа – враньё. Достаточно посмотреть рейтинги передачи «Битва экстрасенсов» и увидеть очереди из страждущих чуда к их победителям, чтобы понять, какими ценностями живут наши люди. Более того, картины с религиозным сюжетом продаются плохо, а если на них изображены кресты или распятие так и совсем труба.
- Ладно, давайте попробуем. – частично согласился я, - но с условием. Мы возьмём вашу картину с резервной ценой 500 000 руб., но если ставки на неё остановятся на 300 000, то вы её отдадите. Согласны?
Мужчина на том конце надолго задумался.
- Нет, не согласен. Я уверен, что картина продастся гораздо дороже.
«Вот же упрямый осёл», - воскликнул я про себя. Хотел было отправить его нафиг, но вдруг захотелось поставить его на место с его упрямством. 
- Хорошо, привозите, поставим на торги с вашим резервом и сами всё увидите.
Иногда я так делаю, вместо того чтобы до смерти припираться по цене, при приёмке картины, проще взять как хочет владелец, а уже во время торгов, в случае если я прав, обсудить цену ещё раз.
Через два дня мужчина привёз картины и ещё через неделю она оказалась на торгах. К сожалению чуда не случилось. Максимальная ставка была 225 000 руб., чуть выше моей оценки. После торгов он позвонил мне и признал, что я был прав, но продавать по этой цене отказался. Я даже вспомнил тот разговор:
- Да, вы оказались правы.
- Хорошо, тогда почему вы не согласились продать её?
- Потому что считаю, что она стоит дороже.
- Но дороже никто не дал.
- Давайте выставим ещё раз на следующей неделе.
- Зачем?
- Мне нужны деньги.
- Вам предлагали 225 000 руб.надо было соглашаться и деньги у вас уже были бы.
- Нет, это мало, я хочу 500 000.
- Вы слышите, что вы говорите? Вы можете хотеть хоть миллион, но вам во время аукциона давали 225 000 и всё.
- Давайте попробуем выставить ещё раз.
- Нет, мы уже попробовали, зачем повторять то, что и так ясно? Нам не пробовать нужно, а продавать – и зарабатывать на этом. 
- Что тогда делать?
- Ничего, либо забирайте картину, либо снижайте цену и тогда мы выставим её ещё раз.
- Хорошо, я подумаю.
Этот второй разговор состоялся три месяца назад, и вот получается он подумал, и звонит ещё раз.
- Вы о портрете Джуны говорите?
- Да о нём.
- И что вы хотите?
- Чтобы вы выставили его на торги ещё раз.
- Вы подумали о снижении цены?
- Нет.
- То есть вы хотите, чтобы мы его выставили ещё раз с ценой 500 000 рублей?
- Да.
- Нет, мы не будем этого делать.
- Почему?
- Мы уже выставляли его на торги и за него давали 225 000. Вы забыли? С тех пор ситуация в стране лучше не стала, наоборот стало хуже.
- Почему вы считаете, что стало хуже?
Я охнул про себя.
- Как почему? Да, потому что чувствую это на своём кармане – а вы нет?
Он промолчал.
- Хорошо, сколько эта картина стоит по вашему?
- Столько, сколько за неё давали – 225 000 руб. и то уже если повезёт.
- Нет, ниже 400 000 я её не отдам.
- Кому вы её не отдадите ниже 400 000 ? Желающих нет и на 300 000.
- А вдруг есть?
- Слушайте, мы тратим время на бессмысленный разговор. На прошлых торгах вы видели, сколько за неё давали. За прошедшее время ни одного предложения купить её не последовало, хотя люди интересующиеся картинами Зверева к нам заходят регулярно, и картину им всем мы показывали. Но ни кто не захотел её купить. Снижайте цену до 200 000 и мы снова выставим её на торги.
- Если я соглашусь на 250 000, а её купят за 300 000, то вы вычтите из меня свой процент?
- А вот чего вы опасаетесь? Хорошо, давайте официально снизим цену до 400 000, но если во время торгов ставки перевалят за 200 000, то вы продадите её. Если цены пойдут выше, - я сделал паузу, - ну, вдруг… То до 400 000 мы ничего не будем из вас вычитать. Так согласны?
- Я меньше чем за 350 000 её не отдам.
- О, мой бог, - я устал ходить по кругу, - Зачем вы торгуетесь со мной? Вам нужны деньги?
- Да, нужны.
- Вам давали 225 000 рублей – скорее всего столько же и будет, если мы выставим её ещё раз. Отдадите её за эту сумму?
- Минимум 250 000.
- Вы слышите, что я вам говорю?
- Да, но мне нужно 250 000.
- Тогда забирайте картину и продавайте за сколько хотите – мы не сможем вам помочь.
В трубке наступила тяжёлая тишина.
- Хорошо, я точно отдам картину за 250 000, - он помолчал, -  и я подумаю о продаже, если за неё будут давать выше 200 000.
- Слава богу. Хорошо, договорились…
Я положил трубку и попросил девочек поставить картину на ближайшие торги. Они начнутся ровно через неделю – посмотрим, что будет…


Рецензии