Николай Второй в русской поэзии

 

Николай ||, основатель Романова-на-Мурмане, в эмигрантской и современной поэзии".
Николай Второй как основатель Романова- на- Мурмане. Стихи о царе

Светится осенний день,
Притихли сопки,
Где-то мерно плещется залив,
Что за пение звучит в местах пустынных!
Что за благодать в словах святых!
Город народился, и молебен
Служится о здравии его:
Да благословит тебя, Романов,
Бог отцов. Да примешь от Него
В вере православной утвержденье,
Чистоту и правду,
Божий храм…
С царским именем
Живи и здравствуй
В похвалу Творцу, на страх врагам.
Кроткий царь Христос – тебе защита,
Кроткий царь земной – помощник твой.
Помни, град царя, о Николае, 
Образ охрани его святой.
Край земли священной, православной –
Оборона, проповедь Христа…
И единые сердца у русских,
Молятся единые уста.
В этом году Россия и весь мир почтили столетие расстрела царской семьи. Кто для нас Государь Николай Второй? Прежде всего, русский святой, страстотерпец. Он Пгмазанник Божий, так как его помазал на царство митрополит в Успенском соборе Кремля. Его царское служение имело целью утверждать и распространять повсюду Православие, удерживать русский народ и другие народы от безбожия, неверия, развращения, мятежей, и он твёрдо стоял на страже веры и порядка. Николай Второй ещё и последний русский царь, благочестивый и боголюбивый правитель. А кроме того, Государь является основателем города Мурманска, которому тогда, в 1916, царь дал имя своей династии, своего рода - Романов -на -Мурмане.
Государю посвящено много стихотворений, некоторые из них положены на музыку, стали песнями.
Например, многие знают песню "Святой Николай". Стихи создал и положил на музыку ныне уже покойный эконом Данилова монастыря Москвы, известный православный поэт, архидиакон Роман Тамберг.
 
Святой Николай

Когда Государь-Император
Смиренно отрёкся от трона,
Он вымолил Божию Матерь
Взять власть над страной и корону.

Боярской изменой обманут,
Освистан глумливой толпою,
Он, зная грядущее, плакал
Над русскою горькой судьбою.

Он, помня былое, молился,
И, падая ниц пред иконой,
Не скорбь свою вылить стремился —
Просил за Россию с поклоном.

Забыв о супруге, о детях,
О милом больном Алекси;и,
О муках грядущих, о смерти
Со вздохом просил о России.

Февральская вьюга свистела,
Гармоника пьяно стонала,
За окнами, корчась, хрипела
В агонии смертной держава.

Боролись за власть генералы,
Победою немец хвалился,
Чернь пьяная кровью гуляла,
И лишь Император молился.

Приходят суровые годы,
Грядёт безутешное время.
Кто выдержит эти невзгоды,
Кто вынесет тяжкое бремя?

Не будет Отца у народа,
Вампиры страной будут править,
Народ отречётся от Бога,
И Бог их во гневе оставит.

Но ты, милосердная Ма;ти,
Детей своих падших заблудших
Исторгни из адских объятий,
Взыщи их погибшие души.

Спасай, Госпоже, их и милуй,
Когда отступают от Бога,
Спасай их, когда они гибнут,
И сами спастись уж не могут.

Грехами Тебя прогневляют,
И го;ре одно лишь приносят.
Спасай их, когда они сами
Спасенья себе уж не просят.

Верни мою Родину Богу,
От уз сатанинских изба;ви.
Сердца, помрачённые злобой,
Смягчив, к покаянью напра;ви.

Смыкались усталостью вежды,
Но скорбь ото сна пробуждала.
Боролась с уныньем Надежда,
И к жертве Любовь призывала.

И вновь за народ, на коленях,
Уже ни правитель, ни Царь,
За Русскую молится землю
Раб Божий святой Николай.


Стихотворения, посвящённые последнему русскому царю, стало возможно в России публиковать только лишь начиная с 1990- х годов. В русской эмиграции почитание Государя никогда не прекращалось, поэты белого движения посвящали его памяти много стихов. Но дело в том, что мы были в неравных условиях, русские в России советского периода и за границей.
Можно пояснить это на примере известного поэта Сергея Сергеевича Бехтеева и его однокурсников по Александровскому лицею. Красной нитью через все творчество  поэта проходят одна мысль и одно чувство по отношению к последнему нашему царю Николаю Второму: " Тебя жалеть я не могу, не вправе,/ Ты для меня по- прежнему велик,/ Пред тобой, мой царь, явновь благоговею,/ И больно мне глядеть на твой державный лик".
Бехтеев создал много прекрасных стихов о Православии, России, царе и царской семье. Во Франции он был благотворителем храма Державной иконы Божией Матери, где, конечно, молился на панихидах о царской семье.
Некоторые стихотворения Бехтеева написаны сразу после двух революций 1917 года и посвящены царской семье, которая находилась под арестом.
В этих стихах Бехтеев стремился укрепить царя, его семью и слуг в несении их тяжёлого креста, духовно поддержать их. Самое известное из этих произведений было послано в Тобольск графине Анастасии Гендриковой, которая сумела передать его царской семье. Это стихотворение своей рукой переписала Великая княжна Ольга, впоследствии оно было найдено в оставшихся бумагах:
Пошли нам, Господи, терпенье...
Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
 
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжёлый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
 
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!
 
Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час...

И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!
Октябрь 1917 года Елец

Пять стихотворений через графиню Гендрикову удалось передать Царской семье в Тобольск. Государь Николай Второй при чтении стихотворения Бехтеева "Боже, Царя сохрани" невольно прослезился и просил передать поэту благодарность за выражение верноподданических чувств:
Боже, Царя сохрани

Боже, Царя сохрани
В ссылке, в изгнаньи, вдали,
Боже, продли Его дни,
Боже, продли!

Дай Ему силы сносить
Холод и голод тюрьмы;
Дай Ему власть победить
Полчища тьмы!

Да не утратит Он Сам
Веру в мятежный народ;
Да воссияет Он Сам
В мраке невзгод.

Боже, спаси, сохрани
Мать и невинных Детей!
Дай Им счастливые дни
В царстве цепей!

Пусть пред иконой Твоей,
Тихой, вечерней порой
В блеске лампадных огней,
Вкусят страдальцы покой.

Белый, великий наш Царь,
Сирый народ не оставь;
Снова Россией, как встарь,
С славою правь!

Гнусность измены прости
Темной, преступной стране;
Буйную Русь возврати
К милой, родной старине...

Крестное знамя творя,
Молит истерзанный край:
"Боже, отдай нам Царя,
Боже, отдай!"

г. Кисловодск, 1917 г.

Верую!..

В годину кровавыю смут и невзгод
Я верю в Россию! - я верю в народ!
Я верю в грядущее радостных дней
Величья и славы отчизны моей!
Я верю, что годы страданий пройдут,
Что люди свое окаянство поймут,
И буйную злобу и ненависть вновь
Заменит взаимная наша любовь.
Я верю, что в блеске воскресных лучей
Заблещут кресты златоглавых церквей.
И звон колокольный, как Божьи уста,
Вновь будет сзывать нас в обитель Христа.
Я верю - из крови, из слез и огня,
Мы встанем, былое безумье кляня,
И Русью Святой будет править, как встарь,
Помазанник Божий - исконный наш Царь.

г Ницца, 10 октября 1937г
Совсем по другому сложилась судьба  однокурсников Бехтеева  по Александровскому лицею. "Друзья мои, прекрасен наш союз", - писал в начале 19 бывший лицеист Пушкин.
 Наступила эпоха потрясений. В условиях разрушения храмов и всей культуры, постоянных репрессий, выпускники лицея находили возможность ежегодно собираться по старинной традиции лицеистов. Как люди православные, они призывали священника и совершали панихиду по царской семье. Это стало известно советским органам. Было сфабриковано дело лицеистов и главным обвинением стало именно обвинение по поводу поминовения царя. Очень многих по этому делу расстреляли. Об этом пишет исследователь жизни и творчества Бехтеева Владимир Невярович.
В эмиграции, хотя русские и переросли бедность и лишения, но существовала свобода слова и творчества. Выходили воспоминания, книги, стихи о Романовых.
Поэт белой эмиграции Георгий Иванов:
Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно
Какие печальные лица
И как это было давно...
Какие прекрасные лица
И как безнадёжно бледны
Наследник, императрица
Четыре великих княжны
Ещё один поэт эмиграции Арсений Несмелов
В ЭТОТ ДЕНЬ

В этот день встревоженный сановник
К телефону часто подходил,
В этот день исуганно, неровно
Телефон к сановнику звонил.
В этот день, в его мятежном шуме,
Было много гнева и тоски,
В этот день маршировали к Думе
Первые восставшие полки!
В этот день машины броневые
Поползли по улицам пустым,
В этот день...  одни городовые
С чердаков вступились за режим!
В этот день страна себя ломала,
Не взглянув на то, что впереди,
В этот день царица прижимала
Руки к холодеющей груди.
В этот день в посольствах шифровали
Первой сводки беглые кроки,
В этот день отменно ликовали
Явные и тайные враги.
В этот день...  Довольно, Бога ради!
Знаем, знаем, -- надломилась ось:
В этот день в отпавшем Петрограде
Мощного героя не нашлось.
Этот день возник, кроваво вспенен,
Этим днем начался русский гон, --
В этот день садился где-то Ленин
В свой запломбированный вагон.
Вопрошает совесть, как священник,
Обличает Мученика тень...
Неужели, Боже, нет прощенья
Нам за этот сумасшедший день
Многие из этих стихотворений, особенно стихи Сергея Бехтеева с началом перестройки потомки белых эмигрантов смогли передать православным в Россию. Люди из России начали посещать Западную Европу, и дети эмигрантов стремились увидеть страну своих отцов.
Если молодежь в эмиграции вырастала в церковных традициях и  с верой в Бога и почитанием Государя как мученика, то в школах СССР с верой в Бога упорно боролись, а о царе Николое Втором говорили с добавлением таких эпитетов, о которых лучше не вспоминать. Пропаганда безбожия была массовой. Однако благочестивые русские люди, это были единицы,  все же тайно почитали царя и сумели передать эту традицию потомкам. Кроме того, большое влияние после перестройки и снятия железного занавеса на православных России, когда пришло время, и оказала наша эмиграция, сыновья и внуки  белых эмигрантов. Состав и Белой Армии, и белой эмиграции был неоднороден, большое количество белогвардейцев и эмигрантов вовсе не были монархистами, и в своё время поддержали Временное правительство, а покинуть Россию им пришлось из- за террора большевиков. Но наиболее стойкие и благородные представители эмиграции сохраняли приверженность монархии и память о царе. Такие люди свято чтили мученический подвиг царской семьи, начиная с 1918 года и до, и после эмиграции из России. В 1980 году РПЦЗ прославила царя Николая и его семью в лике святых. В Америке и Европе стали создавать иконы царя. Одна из них была привезена в Россию и начала мироточить в 1998 году. Теперь эта икона находится  в Москве в храме святого Николая в Пыжах. Все это оказало огромное влияние, постепенно усиливалось почитание царя среди священнослужителей и мирян в России.
В 2000 году на Архиерейском Соборе были прославлены в лике святых сотни новомучеников, и среди них - Государь Николай Второй и его семья.
И теперь поэты пишут стихотворения в честь царственных мучеников. Так хорошо известно стихотворение поэта и певца, нашего современника, Алексея Мысловского о царевиче. Оно называется "Небесный Ангел Алексей". В 2006 году поэт положил текст на музыку и эту песню включил в состав авторского диска.
 
Молитвой старца Серафима,
Перед лицом грядущей тьмы,
Тебя Господь послал России
Для утешенья и любви.
Наследник русского престола
Во свете юной чистоты
Ты стал надеждою народа
И счастьем царственной четы.

 Еще звонили над Россией
Все Божие колокола,
И Православная святыня
Судьбою русскою была.
Под грозным скипетром державным,
Двуглавым царственным орлом,
Она путем шагала славным,
От Бога данным ей путем.

 Но выразить слова не в силах
Тот грех, что совершили мы.
Ни наше горькое 'помилуй',
Ни наше слезное 'прости'.
Тебя любить мы не умели
И не сумели защитить -
Святой наследник Цесаревич,
Небесный ангел Алексий...

Но за грехи всего народа
Тебе жестокою судьбой
Пал жребий тяжкого недуга,
Как меч над светлою главой.
Младенец телом, духом воин,
Все претерпел ты до конца
И был наследником достойным
Самодержавного отца.

 Готовил враг уже ловушку
И для Царя, и для тебя.
Забыты детские игрушки,
Пожаром вспыхнула война.
В мундире русского солдата
С отцом бок о бок ты шагал.
Христову воинству, как знамя,
Дух перед битвой поднимал.

 Когда ж над русскою землею
Кровавой смуты грянул гром,
Позор, измену и невзгоды
Делил ты с царственным отцом.
И вместе с ним на крест жестокий
Шагнул в бессмертие и ты.
Тебя, как лебедя на взлете,
Сразили пулями враги...

Ваши безвестные могилы
Сокрыла русская земля.
Над святостью отца и сына
Не властны, ложь и клевета.
На фотоснимках как живые
И болью разрывает грудь.
Твоя небесная улыбка
Нам крестный озаряет путь.

Алексей Мысловский

 


В заключение несколько слов о почитании памяти царя в нашем городе.
Сейчас мы находимся в несравненно лучших условиях, чем те, кто рисковал поминать Государя в во времена Сталина, Ленина или Хрущева. Открытых гонений нет. Царь прославлен в лике святых. Можно строить храмы во имя царственных мучеников или хотя бы посвящать им приделы. Можно устраивать хотя бы небольшие крестные ходы в день города с пением тропаря Воздвижения Креста, иконой Спасителя, тропаря  святому царю Николаю и его иконой. Это даже организационно не сложно. Вспомним недавний крестный ход в Коле. Администрация его разрешила, дежурила полиция. Не пришлось даже движение перекрывать, от храма до моста все мирно с пением и хоругвями прошли по тротоуару. Если и в Мурманске попросить совсем небольшой отрезок пути, то ход можно устроить.
Конечно, вполне возможно сделать и памятную доску Государю как основателю города с его портретом. Заказать её по силам даже отдельному приходу, да и разместить можно на одном из центральных храмов. И вполне возможно поднять вопрос о возвращении нашему городу исторического имени Романов- на - на Мурмане, вернули же Петербургу его имя.
Мурманская епархия и отдел по канонизации могли бы проводить ежегодно в октябре Исторические Николаевские Чтения по истории Мурмана и России 19 - 20 веков. Естественно, их лучше всего проводить в два этапа. Первый - для старших классов всех приходских школ области и второй - в Арктическом университете с участием студентов историков.
Предлагаю попросить благословения у митрополита создать Мурманское православное краеведческое общество во имя святого царя Николая, в которое могли бы войти священники, преподаватели, краеведы, студенты, школьники, прихожане храмов  и любители истории. Председателем предлагаю кандидатуру о. Василия. Готовить и читать доклады, совершать паломничества.  Сотрудничать с вузами, приходским школами, библиотеками, средними школами, проводить там лекции.
Мы должны хотя бы что тот начать делать для духовного возрождения исторической памяти о нашем православном Отечестве.


Рецензии