Воспоминания. эпизоды

   Итак, сегодня 1 марта 2014 года. Ровно 71 год назад, в пять часов утра в бараке в глухом тогда селе Листвяны, что были близ станции Мамонтовская Ярославской железной дороги и рядом с поселком Акулово на Учинском водохранилище, родился семимесячный мальчик, родился я. Была зима 1943 года. Время не лучшее для нашей страны. Шла война, жили на карточки, люди работали с утра до вечера. Мама родила меня и уже на следующий день пошла на службу в Московскую зону обороны, где она тогда работала. Я остался на попечении бабушки. Как она меня выходила, чем кормила, бог весть, кто знает. Новорожденного завернули в перину, такую большую пуховую перину и я там рос. Я на этой перине проспал до 1954 или 55 года, пока не стал спать на диване. Вот такими были мои первые шаги.

Детство и школа

Первые воспоминания.

Да, каждый человек своеобразен. И, наверное, каждый вспоминает из своей жизни что-то свое неповторимое. И вот я вспомнил сейчас самые первые свои воспоминания детства, которые я помню ясно и четко. Весна 1949 года. Я заболел скарлатиной. А тогда с этой болезнью отправляли в больницу. И вот от поселка, где мы жили, до больницы километров шесть будет. Тогда не было ни автобусов, ни такси, ни какого – либо другого транспорта. Асфальтированной дороги тоже не было. Село, оно и было село. Чтобы добраться до больницы нужно два км дойти до станции, далее одну остановку поездом, а там от станции тоже два км пешком. А у меня температура и т.д. Нас выручил дядя Миша, был у нас в поселке возничий. Конь у него был добрый, а дядя Миша любил выпить, за что его жена на него очень и очень ругалась. Но зато он всегда всех выручал. Помню телегу с сеном, телега деревянная такая, доски на дне и по бокам, не струганные. Я сел в середину телеги, мама с краю. Поехали. Телега еле плетется, У меня температура. Но я смотрю по сторонам. Любопытно. Для меня это путешествие. Куда – то еду, куда-то меня везут. Самое странное, я не помню, чтобы я плакал, не хотел ехать или еще что-то подобное. На этой кляче ехали долго. Приехали в больницу. Это был деревянный одноэтажный дом. Привели в палату, большая, много детей разного возраста. Вот само пребывание в больнице помню плохо. Но пробыл я там долго, по моему чуть ли не полтора месяца. 
Еще помню один эпизод, вот только не знаю точно - произошел ли он до школы или уже в первом-втором классе школы. Но все же, по-моему, еще до школы. Я тонул в глине. Была весна, уже тепло, но все кругом было еще мокрым, земля еще не высохла после схода снега, а солнце еще не успело согреть и высушить землю. Рядом с домом у нас были огороды. Земля там была глинистой и, естественно, еще не высохшей и вязкой. Я с маленькой детской лопаткой полез в этот огород копать его. И ужасно вязкая и невысохшая глина начала меня засасывать. Я пытался вылезть оттуда, но безуспешно. И все больше погружался в глину. Насколько я помню я не кричал, а просто молча выдергивал ноги и все безуспешно. И никого кругом, хотя в бараке было много людей. Но именно в это время все были заняты. На мое счастье мимо огорода шла бабушка Балакина, она жила в нашем же  бараке, но в другом коридоре. Она мне протянула какую-то палку, я вцепился и она меня вытащила из этого необычного "озера". Что было после, я не помню. Ругали ли меня дома, мыли ли, терли ли. Не помню, помню только сам факт.

Бабушка.

Меня выходила бабушка, мамина мама. Хорошо ли я ее помню? Не очень. Ее не стало, когда мне было 10 лет. Она долго болела. Ее болезнь началась с незначительной, казалось бы, пустяковины. Заболел большой палец на правой ноге. Как бы стал неметь. Ну потрет, помассирует, вроде бы стало лучше. Но потом дальше - хуже, палец онемел, затем нога стала подводить. Кончилось тем, что бабушка слегла, у нее парализовало нижнюю часть тела. Болела она больше полугода. За ней нужно было ухаживать, помню отпуск брали мама, а потом и тетя, жившая с нами. Отпуска кончились и пришлось нанять соседку, чтобы она днем, когда мама и тетя  работали, ухаживала за бабушкой. Бабушка не могла ходить, плохо ела, стала очень капризной и нервной. Я, по малости лет, не понимал этого и часто обижался на нее за капризы. Тогда медицина была слабой, да из врачей то в поселке был один терапевт. Поставил диагноз. Особых лечений не было. В начале июня 1953 года я поехал в пионерский лагерь, на первую смену. Прошла первая смена и меня вместо дома отвезли к маминому двоюродному брату Илье и его жене Зине. У них еще были дочь Шура и сын Илья. Я недоумевал, почему  не еду домой. Мама мне сказала, что бабушке тяжело с тобой, она болеет, мы работаем, а тетя Зина согласилась с тобой посидеть. Ну посидеть, так посидеть. Четыре дня пересменки я провел там и вновь уехал в лагерь. И лишь после второй смены, в электричке, по дороге домой мама мне сказала о смерти бабушки. Я заплакал, тихо, беззвучно, но проплакал почти всю дорогу. Дома я не увидел моей бабушки. И все же она осталась у меня в памяти теплым, любящим человеком, вечно хлопотавшей по дому. То стирка, то готовка, копание в огороде и другие домашние хлопоты. Запомнились мне зимние вечера, когда мы с ней сидели у печки и она мне читала какую то книгу. Помню бабушка очень беспокоилась о моем здоровье. Я ходил в школу, болел только выражено детскими болезнями - ветрянкой, коклюшем, корью. Простудами болел редко. Но если чуть, чуть был насморк - бабушка меня уже не пускала в школу. помню, однажды, мама за это ее отругала. Жаль, что я плохо помню все подробности жизни в этот период. Но вот любовь бабушки ко мне, по-моему до сих пор, живет где то в глубине меня. и время от времени, я вспоминаю об этом.

В школу.

Осень. Обычно грустная и хмурая пора. Но вот сегодня я шел через школьный двор школы, в которой я когда-то учился и которую закончил много лет назад. На школьном дворе стояли совсем другие девчонки и мальчишки – первоклассники и ребята старших классов. Но все было также, как и тем далеким сентябрьским утром, когда я впервые переступил порог этой школы. Первое сентября 1950 года. День был солнечный – это я хорошо помню. Все школьники, жившие в нашем бараке, собрались в школу. Собрался в школу и я. Я уже не помню, кто провожал меня в школу. Мама, тетя или бабушка или все вместе. Но помню у меня в руках большой, я бы сказал огромный, букет цветов. Разумеется, тогда не было покупных роз, гвоздик и тому подобное. Жили бедно, и ни кому бы не пришло в голову, покупать цветы или ехать за ними в город. Кругом цвели георгины, золотые шары и другие цветы в палисадниках у домов. Тетя Тася (соседка) нарвала мне прекрасный букет, с коим я и отправился в сопровождении взрослых в школу. К первому сентября в поселке должны были сдать в эксплуатацию новую школу, большую, двухэтажную, отштукатуренную и выкрашенную в белый цвет. (ее назвали «белой школой», в отличие от существовавшей семилетней, «красной»  кирпичной школы), А временно, мы первоклашки, и ребята начальной школы начали учиться в деревянном помещении на Центральной улице. Этот дом и по сию пору стоит там же. Правда, что там сейчас, не знаю, одно время там размещалась скорая помощь. Нас встретила учительница, Александра Алексеевна и повела в класс, посадила за парты и что-то нам говорила. Конечно, сейчас я ни слова не помню из ее речей. Вернулся я домой радостный и счастливый. Конечно, тогда я не знал, что будут трудности в учебе, слезы и упреки мамы. Радость от получения хороших отметок и прочитанных книг, всего того, что уже многие сотни лет сопровождает учебу любого человека в школе.


Рецензии