Сейчас трудно стыковать свои мнения, каждому что-то нравилось или не нравилось. Мне категорически не нравилось откровенное враньё про нас же самих. Да, про Запад, в основном, говорили правду, но про нас врали. Был недостаток уважения к простому человеку, впрочем, как и всегда (профилактика гордыни!!!). Недостаток одежды или еды мне не доставлял особых проблем, но кого-то очень напрягал. Помню талоны с середины 70-х: одна синяя курица в месяц на человека, о колбасе даже не слышали, зато минтаем по 14 копеек были завалены полки. Сыр - редкость, гречка - недоступный деликатес, пластилиновые макароны - всегда пожалуйста. Цены в коопторге в 2,8-3,5 раза выше. И это на Севере.
Внешне жили серо, многие - весьма депрессивно. Правда, были кухни с посиделками.
Но человечности было больше, сообщности больше, зла меньше. И люди прятали свои животные инстинкты хоть немного. Соблюдали приличия. В 1986-м моя дама остановила "Жигули", чтобы доехать, и когда предложила деньги за провоз - водитель оскорбился. Школа была более человечна, хотя далека от совершенства. Правда, дурости, всё-таки, везде хватало. Непонимания, некомпетентности, недалёкости, разгильдяйства. "Дураки и дороги" у нас всегда актуальны. Теперь ещё и негодяи.
В таком споре надо оговаривать уровень критериев: личностный, семейный, народный, государственный, общемировой, космический. Чтобы разговор вести на одном уровне, а нет, так, что один про потребности, а другой про мораль.
Но это всё мелочи. Самое омерзительное, что сделали большевики - провели культурный геноцид народа, а не только физический. Заставив народ отказаться от веры, от предков, от истории (которую и так переписывали не раз) и стать атеистом. То есть - отказаться от своей психокультурной идентификации. И народ за три поколения испарился, практически ВЕСЬ!!! Осталось то, что осталось. Контрольный выстрел - рабство колхозников до 1974 года, чтобы не смогли очухаться.
А когда рушат храмы и убивают священников - это попытка оскорбить Бога. За это такие сюрпризы, как ВОВ, видимо, - минимальное наказание. Да и последствия остального культурного геноцида оказались критичны. Один "заговор инженеров" сколько вреда принёс и до сих пор приносит. Не забыли, с чего начиналась любая книга, статья, мало-мальски значимая работа? С цитат Маркса-Ленина-Энгельса.
До революции крестьяне (народ) были оплотом государства, веры - то есть Культуры в самом широком и глубоком смысле этого слова. А теперь в понятие "народ" приходится вкладывать другой смысл. И он бесконечно далёк от изначального.
НИ за что не хотелось бы вернуться к тому, чтобы страной опять управляли те уроды, которых потом отстреливали. И новые были вряд ли намного лучше. Хотя, получившийся "народ" вряд ли заслуживает других.
Бросается в глаза резкий контраст между первой и второй частью данного произведения. Первая часть – вполне объективный взгляд на наше "социалистическое" прошлое; вторая – никак не связанные с первой частью стандартные проклятия в адрес безбожников-большевиков и плач о загубленном ими народе, об утраченной «Культуре в самом широком и глубоком смысле этого слова». Но стоит ли так горевать из-за сей утраты? Сужу об этом по следующему высказыванию одного известного лица, тоже ненавидевшего большевиков, но только ненавидевшего их "конкретно", в отличие от автора данного произведения:
«Долгие годы крестьянского бесправия, нищеты, а главное, – той страшной духовной темноты, в которой власть и правящие классы держали крестьянскую массу, ничего не делая для ее просвещения, – не могли не вызвать исторического отмщения» (А. И. Деникин. «Очерки русской смуты»).
ЭТУ, что ли, «Культуру» оплакивает автор? Не вижу ни малейших оснований сожалеть о ТАКОЙ "утрате". Но и желания вернуться в СССР, дискредитировавший идею социализма в глазах всего мира, тоже не испытываю. Вообще, нелепо искать в прошлом идеалы будущего. Прогресс человечества – это не только новые изобретения и открытия, изменяющие к лучшему материальные условия жизни людей; это еще и новые, более разумные отношения в обществе, необходимые, в частности, для предотвращения возможных негативных последствий того же научно-технического прогресса. Однако эта простая мысль почему-то не доходит до сознания не только всех без исключения плакальщиков по прошлому (независимо от того, КАКОЕ прошлое они оплакивают), но и всех апологетов настоящего, как нашего, так и любого чужого.
Ваше рассуждение о градации людей на 4 "психологических класса" сразу говорит о том, что Вы к психологии никакого отношения не имеете.
Лично я не вижу здесь никакого плача. Если Вы не понимаете, в чём Смысл Культуры, то это чтение не для Вас. Ликбезом здесь не занимаюсь. А материалистам вообще не сочувствую.
а я поддерживаю комет Ленинца, а так же не вижу в вашей статье правды. Вы фанатик! Почитайте о жертвах церковников. Сколько крестьян умерло от голода и адского труда при строительстве церквей? Почитайте статистику смертей крестьян до революции. Разврат в публичных домах реально описывал Куприн. И между прочим про Запад врали так же коряво, там тоже крестьяне плохо жили даже с развитой экономикой. Наши советские труженники тырили с фабрик и заводов, про пьянство начальников и взятки я знаю не по байкам. Алкоголизм при Петре зародился, при советах еще более хроническим стал. Разврата хватало везде и всегда. Я ненавижу советскую жизнь, я видела даже маленьким ребенком изнанку этих красивых слов о счастье народа, но мои предки крестьяне, им на Руси с царем и коммунистами жилось одинаково плохо. Духовности не было никакой. Был лишь страх и голод постоянный. Вы углубились в одном направлении, забывая реальную картину и факты.
Вы плохо осведомлены и плохо понимаете содержание написанного. Церковь у нас в России претерпела в 17 веке коренные изменения, полонизировалась, но оставалась русская старообрядческая Церковь, основанная на Русском Православии. И послереформенная Церковь служила не Богу, а больше Государству, но даже в её рамках находилось множество истых священников - пастырей и покровителей. Старообрядцы составляли чуть ли не половину населения и жили на территории Российской Империи фактически по своим законам. А как жили крестьяне до и после реформы 1961 года - на это существуют мемуары современников. Самоуправление было хорош поставлено даже в крепостническое время. Поэтому ваша критика слабосодержательна и показывает только количество каши в голове. Не надо себе присваивать право оценивать там, где у вас вместо знаний фантазии и враньё, вбитое в голосу школьным курсом истории. Нельзя быть таким неграмотным, посмотрите хотя бы книги архивистов Ю. Жукова, Евг. Спицина, Александра Пыжикова. Если нет сил самим находить первоисточники и изучать их. Их лекции есть на ютубе.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.