Жених для феоны. глава вторая
- Да, лето в этом году, надо признать, томное, -снимая картуз и обмахиваясь им , начал гость.
- Кваску холодненького! Яков !
Но буфетчик был начеку и уже нес на подносе огромную кружку с квасом.
- С ночевкой, или дальше поедете ? Лошади готовы.
- Отдохну сегодня. Завтра по холодку отправлюсь. Да и разговор у меня к тебе есть, ежели помнишь. О дочери. Кстати, где она ? Я ей подарок привез.
- Помилуйте ! Зачем же такие хлопоты ?
- Девушки любят, когда им внимание оказывают.
- Степанида, где Феона ?
- Как обычно, в своей комнате за вышивкой сидит,- начала та.
- Позови. Да пусть в надлежащий вид себя приведет, гость высокий к нам пожаловал.
Степанида открыла было рот, дескать, никогда еще дочь к гостям не приглашали, но споткнувшись о сверкающий взгляд мужа, пошла на второй этаж.
- Чего я там не видела ? Не нужен мне никакой подарок ! Он что, сам решил ко мне посвататься ?
Мать со слезами на глазах стала умолять дочь не перечить отцу, но та стояла на своем.
- Феня, доченька, не губи ты меня. Отец твой уже лютует, что ты от всех женихов отказываешься ! А ну как этот тебя в город увезет и заживешь ты как барыня !
- За старого не пойду !
- Да какой же он старый ? На вид лет 50 ежели есть...
- А мне восемнадцать !
- Степанида ! Вы скоро ?
- Отец ! Пойдем, пойдем,- и мать вытолкала дочь из комнаты.
- Ну, здравствуй, красавица! Держи,- протягивая шаль, гость добавил,- не тебе, не тебе, красоте твоей. Возьми, не побрезгуй, от чистого сердца.
Феона молча держала в руках переливающуюся всеми оттенками радуги ткань, а мать шептала в спину :
- Поблагодари...
- Спасибо, у меня уже есть, мне папенька привез из Стамбула.
- Женщины любят разнообразие, а уж молодые- особенно !
- Ладно, ладно, идите к себе,- Кузьма строго посмотрел на жену и уже без должного подобострастия и по-деловому, повернувшись к новому знакомцу, спросил,- Так что у вас за разговор ко мне, уважаемый ?
- Очень мне твоя дочь понравилась, Кузьма Феропонтович. Охотно бы и сам сосватал ее, но годы мои уже не для утех с молодой женой... А надумал я вот что. Каждый год получаю от самого губернатора,- продолжил чиновник, подобострастно подняв палец к потолку,- приглашение на городской Рождественский бал. Вот и представим твою дочь столичным женихам.
- Странное предложение, ежели не сказать больше,- постукивая ребром ладони по столу, задумчиво начал Кузьма,- Кто мы такие,чтобы на балах этих самых себя да детей своих выставлять ? Там, поди, генералы да графья будут...а мы, а я ...
- А что ты ? На ногах крепко стоишь, постоялый двор содержишь, опять же, надел земельный имеешь. Жаль, в городе ничего не приобрел, ну так это дело наживное, я помогу подобрать крепкий дом...
- Есть у меня наследство, от родителей покойных осталось, не извольте беспокоиться... Да и званием не обижен- как-никак из купечества ...
- Ну так это меняет дело! А от себя добавлю, что вы мои дальние родственники. И Феня- моя внучатая племянница.
- Да помилуйте, господин хороший , вам-то это зачем ? Уж не задумали ли вы чего дурного для моей Феоны ?! Так сильно печетесь ! - резко встав из-за стола, в сердцах воскликнул Кузьма.
- Сядь ! Я тебе дело предлагаю, а ты дальше своего носа не хочешь ничего видеть! Говорю же, голова садовая, дочь у тебя красавица, ей муж достойный нужен. Хватит держать девицу на постоялом дворе. И без нее управитесь ! Отвези ее в город, приставь к ней какую-никакую родственницу,чтобы постоянно рядом была, и жди. Да гардероб достойный ее красоты выправь, вот и повалят женихи в дом. А я об этом позабочусь, раз обещал...
- Тут крепко подумать надо,- и, опомнившись, начал благодарить Семена Васильевича,- Нижайший вам поклон, сударь, за участие в судьбе моей дочери, но время пока терпит...Я оповещу вам, как мы соберемся приехать в город.
Тот, вспомнив о своем положении, подтянулся и, вмиг сделав важное лицо, отчужденно процедил :
- Ты должОн руки мне целовать за оказанную честь твоей дочери, а ты, Кузьма Феропонтович, условия ставишь. И кому ? Мне, который вхож к самому губернатору!- поднявшись, добавил,- Лошадей вели подавать ! Уезжаю !
- Но, помилуйте, батюшка, кто же так дела делает ? - бормотал вконец растерянный Кузьма.- Я же не отказал вам, я только сказал,что буду думать...
- Тебе не думать надо, а бежать за моей каретой и благодарить за оказанную честь !
И Пономарев, грохнув по столешнице кулаком, вышел .
- Уехал?- переспросила жена.- Что так ? Хотел же завтра пораньше !
- Тебя забыл оповестить !- оттолкнув жену, Кузьма быстрым шагом пошел к карете. Гость уже стоял у ворот.
- Прошу, сударь ! Все в полном порядке,- кучер любезно открыл дверцу. Не глядя на хозяина, угрюмый Семен Васильевич скомандовал :
- Трогай !
В городе у Зубовых был крепкий деревянный дом, впоследствии обложенный красным кирпичом,чтобы в случае пожара мог устоять и не сгореть. И жила там сестра Кузьмы. Замуж она вышла по любви, да не судилось молодым прожить всю жизнь, утонул ее муж, а она так и осталась верна ему. Кузьма, благоустроив наследство, вернулся в деревню, часть денег банк переводил сестре,чтобы та приглядывала за городским хозяйством и жила, ни в чем не нуждаясь.
Та не один раз просила отправить к ней Феню, но он все упирался. Боялся столичной жизни как огня, знал, сколько там соблазнов, и дочь держал в провинции, резонно рассудив : пущай в ум сперва войдет, потом уже и не страшно в город . И вот, кажется, этот момент наступил. Днем он забывал о разговоре с новым знакомцем, а ночью ворочался без сна, обдумывая и так и эдак предложение Пономарева.
- Да что с тобой, Кузьма ? Как уехал этот чиновник, ты себе места не находишь ! Об чем говорили-то? Поделись, дундук старый,- однажды не стерпела жена.- Говори ! Он что, хочет Феню замуж взять ?
Муж отмахнулся.
- А что тогда ?
И Кузьма рассказал Степаниде о том злополучном дне.
- И делов-то? - подивилась супруга.- Что тебя так мучает ? Дочка выросла, правильно тебе сказал Семен Васильевич, замуж пора, за хорошего человека, а то дождемся, что,- она трижды перекрестилась,- в подоле принесет !
- Тьфу ты, дура ! Типун тебе на язык ! Скажешь тоже- в подоле ! Это наша Фенька ?
- Против природы не попрешь ! А что касаемо посещения городского бала, так тебе, как купцу второй гильдии, такие приглашения каждую зиму приходят. Прасковья, сестра твоя, сколько раз писала и Феню просила привезти. А ты все отмахивался: рано ей по балам шастать. Так что, и без твоего нового знакомца обойдемся.
И, проговорив почти до утра, довольные принятым наконец решением по так измучившему Кузьму вопросу о дальнейшей судьбе дочери, супруги уснули.
Лана Ковалева. Все права защищены.
Свидетельство о публикации №218091700824