В будущее возьмут не всех

В Доме художника открылась выставка Ильи Кабакова, которого позиционируют как советского и американского художника-концептуалиста. Называется она весьма многозначительно:  «В будущее возьмут не всех». При этом реклама, возбуждая интерес публики, преподносит это событие как грандиознейшее явление в культурной жизни. Знаменитый художник, который в последнее время работает на пару со своей племянницей Эмили, показывает свои работы, собранные из разных музеев мира, от Тейт до Помпиду. Выставка открылась в Лондоне, затем переехала в Эрмитаж.
"Третьяковка — последняя остановка и последний шанс увидеть ретроспективу самых известных современных русских концептуалистов", - нагнетает напряжение реклама. Слово "последний" звучит как приговор, - так и хочется бежать, сломя голову!
Однако я знаю, о чем идет речь, думаю, что и любой любитель изобразительного искусства, взглянув на фото выставленных в Доме художника инсталляций, сразу поймет, какие шедевры ожидают его в Доме художника. Концептуалист закладывает в свое сочинение некое послание-ребус, которое зрителю следует еще разгадать: что за смыслы заложены в эти развешанные на веревочках старые сковородки и кастрюльки? А в это нагромождение мусора среди кривых лавок и поломанных стульев? А вот это шаткое строение, тянущееся ввысь - о чем оно глаголет? Называется "Разговор с ангелом", это макет инсталляции, которая была установлена в 2003 году в парке в Германии, а в 2009-м — на крыше психиатрического госпиталя в Нидерландах. Видимо, с ангелом можно поговорить везде, где поставят эту ...лестницу в небеса. Что ж, остроумно и есть хотя бы указание, в каком направлении стремить свою мысль.
Искусствоведы, преподнося нам концептуалистов, предугадывая, что не все мы горазды разгадывать эти ребусы, предлагают и выход из затруднительного положения. Не надо пытаться понять замысел художника, просто мысленно, от этого визуального контакта с произведением, поищите, какие ассоциации оно у вас вызывает.
Представляю, куда этот путь заведет зрителя, заглянувшего в эту комнату, заваленную мусором! У меня же мысль пошла по вполне реалистичному направлению. Я знаю, какую огромную работу проделывают музейщики, отправляя шедевры живописи на выставку в другой город, другую страну. Упаковать, согласовать все режимы температуры и влажности в пути, условия хранения и выставки, чтобы не дай бог не повредить, не нанести урона бесценному сокровищу! Недавно Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, рассказывал, что после одной такой поездки на выставку знаменитые панно Матисса "Танец" и "Музыка" вернулись с поврежденным красочным слоем! Оказывается, художники двадцатого века весьма легкомысленно относились к составу красок, лакам, их произведения весьма ранимы! Вот хоть эти панно русский купец и меценат Щукин заказывал французу для украшения лестничных площадок в своем доме, но исполнитель не подумал об их будущей судьбе и долговечности. А деньги были заплачены крутые!
Совсем другое дело старые мастера. К примеру, Альбрехт Дюрер,немецкий живописец средневековья, которого я обожаю, из своего Нюрнберга в молодости отправился чуть ли не пешком в Венецию, посмотреть, чего достигли итальянские мастера в искусстве. А по пути заходил в храмы, навещал живописные мастерские, приглядывался, учился, чтобы самому и краски как следует готовить, и перспективу понять, и сюжеты, формы постичь... От того его полотна и через полтысячи лет радуют глаз, тревожат душу, будят мысли.
Я смотрю на творение Ильи Кабакова и прикидываю: вот этот шедевр перед отправкой музейщики, наверное, собрали в короб, приложили к мусору и сковородкам подробную инструкцию: как, в каком наклоне и порядке их раскладывать (или разбрасывать?) по выставочной площади, припорошить пылью, как вот эти веревки растянуть...
Нет, воля ваша. Я не могу представить нормальных людей, обученных пониманию произведений изобразительного искусства, всю жизнь проведших среди прекрасных творений, за этим занятием. Я не могу понять, когда мне сообщают, что произведения этого концептуалиста сегодня самые дорогие в мире, КАК это можно купить, разместить в доме и приглашать с гордостью гостей посмотреть на этот причудливо разбросанный хлам. Воля ваша, господа, а на эту выставку вы меня не заманите. Процитирую текст, предваряющий выставку из Интернета.
"Кабаковы вывели современное русское искусство на международную орбиту. По сей день они возглавляют топ самых дорогих русских художников.
Но это все — настоящее. А Кабаковых интересует будущее. «В галереях нас часто упрекают в том, что нас сложно продавать: они просчитывают, понравятся ли покупателям работы или нет. Мы же просчитываем совершенно другие вещи. Мы представляем стену музея, а на ней — все то, что было до нас, то, что уже взяли в будущее. Для того чтобы в будущее взяли тебя, ты должен выдержать тот уровень, ту планку, которую поставил музей», — говорит в одном из своих интервью Эмилия.
Что-то я сомневаюсь, что они со своими сковородками попадут в будущее. Хотя... Мир так стремительно сходит с ума, что всё может случиться!


Рецензии