От электричества до телевидения. 1836-1839

Морзе, Гейл, Даниэль, Вейл, Грове, Якоби

1835. МОРЗЕ, ГЕЙЛ

В 1835 Сэмюэл Морзе, который в 1834 стал профессором живописи (!!!)  Нью-Йоркского университета и слегка поправил свое материальное положение, решил, наконец, собрать пишущий телеграф по своей схеме. После ряда попыток он обратился к своему коллеге профессору химии Леонарду Гейлу. Гейл изучил «работу» Морзе и помог ему запустить конструкцию. За год с одной батареей (второй батареи у Морзе и Гейла просто не было) они добились дальности связи по 2-х проводной линии в тысячу футов. А в это время сторонники 5-проводного телеграфа уже пытались ставить свои конструкции на богатые железные дороги, но мы знаем — победит дилетант Морзе — будем следить за ним.

1836. ДАНИЭЛЬ

В 1836 английский химик-самоучка Джон Фредерик Даниель (1790—1845), предложил удачную конструкцию электрической батареи, которая была названа «элемент Даниэля». В элементе Даниэля было два сосуда и две жидкости: в наружном подкисленная вода и цинковый электрод, а во внутреннем, пористом — раствор медного купороса как деполяризатор и медный электрод. Элемент Даниэля был относительно дешев, не содержал дорогих материалов, имел довольно большой срок службы и давал хороший ток, поэтому широко применялся в слегка измененном виде (т.н. вариант Мейдингера без хрупкого наружного стеклянного стакана) на телеграфе в России.

На иллюстрации элемент Даниэля.

1837. МОРЗЕ, ВЕЙЛ

В 1837  конгресс США объявил конкурс на лучший проект семафорного телеграфа, на который профессор живописи Морзе представил свой проект пишущего телеграфа. Профессора Морзе и Гейл 4 сентября 1837  в Нью-Йоркском университете продемонстрировали свой аппарат и послали сигнал на 1700 футов. Среди приглашенных был бизнесмен Стефен Вейл, который согласился начать финансирование работ Морзе и предоставить ему необходимые площади, если последний возьмет в помощники сына бизнесмена Альфреда Вейла. Вейл младший оказался очень талантливым инженером, Он изобрел впоследствии вариант печатающего телеграфа Морзе, но патент был оформлен на Морзе, согласно условиям контракта 1837.

1838. ЯКОБИ

В 1838, 5 октября, на заседании Петербургской Академии наук, немецкий физик Мориц Якоби (1801—1874), работавший в России, сделал сообщение об открытии и технической разработке гальванопластики — технологии создания тонких металлических покрытий на катоде, при пропускании тока через водные растворы солей металлов. Открытие Якоби сразу нашло широчайшее применении в мировой промышленности.

1839. ГРОВЕ, ЯКОБИ

В 1839 британский физик сэр Уильям Грове (1811—1896) разработал гальванический элемент, пригодный для питания силовых цепей. По конструкции элемент Грове был аналогичен элементу Даниэля, но медный купорос в нем был заменен на азотную кислоту, а медь на дорогостоящую платину. В результате элемент Грове был очень дорогим, но развивал напряжение в 1,55 вольта, что было в 1,5 раза выше напряжения у элемента Даниэля.

В 1839 физик Мориц Якоби построил 28-футовую лодку, приводимую в движение примитивным электродвигателем, и в Петербурге катал пассажиров по Неве.

Справка от автора.

«В 1839 г. Я. построил лодку с электромагнитным двигателем, который от 69 элементов Грове развивал 1 лошадиную силу и двигал лодку с 14 пассажирами по Неве против течения. Это было первое применение электромагнетизма к передвижению в больших размерах.»

Читатели должны запомнить этот факт - первый в мире электротранспорт - в данном случае водный был построен и эксплуатировался в России!


Рецензии