Опыты с зеркалами

   Первый опыт был произведен, когда Валерка учился во втором классе. Он сидел с отцом в парикмахерской, ожидая своей очереди. Напротив, на стене висело зеркало. В нем Валерка видел себя и отца, а когда наклонялся немного в сторону, то в зеркале появлялось отражение сидящего рядом с отцом мужчины, а отражение Валерки исчезало. Самым интересным было то, что и мужчина видел в зеркале Валерку. Он даже подмигивал ему! Валерка мысленно провел линию от себя к зеркалу, а от зеркала к мужчине и сразу же сделал потрясшее его открытие: угол падения равен углу отражения! Позже он был чрезвычайно раздосадован, прочитав про этот закон в учебнике физики. Непонятно было только, как по одному и тому же пути, не сталкиваясь, летели друг другу навстречу два изображения. Удивляло и то, что зеркало "не стирается", хотя отображает самые разнообразные вещи тысячи раз.

 Скольких людей отражало зеркало в парикмахерской! А когда никого не было, зеркало без устали отражало стоящие напротив стулья, стену, отражало с мельчайшими подробностями. И ничего не помнило! Оно добросовестно отражало все, что происходило перед ним. Но с каким равнодушием! Никогда не врать, ничего не менять, быть готовым изобразить любое лицо, не исказив ни черточки - нет, не так мы отражаемся в глазах людей! Мы уходим через них в души смотрящих на нас людей, и там нас осмысливают, "перерабатывают", переделывают и возвращают обратно. Прекрасными мы появляемся в сияющих глазах любимых, отвратительными в холодных или испепеляющих глазах врагов, какими-то маленькими и простенькими в откуда-то свысока глядящих на нас глазах иных облаченных властью особ.

С какой свежестью и силой отражают юные глаза. А вот взрослые люди спокойно впитывают нас и что-то с нами там внутри делают, но почти не возвращают нас обратно. Какие мы там? С усталой добротой отражают нас старики. Мы отражаемся со всеми недостатками, но эти недостатки не имеют особого значения. Как, впрочем и достоинства.

Валерка не любил выпуклых зеркал. На елочных игрушках, нике-лированных шариках на кровати, блестящих шариках из подшипников появлялись какие-то отвратительные хари с некоторым подобием улыб¬ки, потом с гримасой отвращения, после чего чудовище исчезало. Наверное, такие мы в глазах тех, кто нас разлюбил.
На летних каникулах после третьего класса Валерка нашел кусок вогнутого зеркала. Приблизив его к лицу, Валерка увидел в нем огромный  подвижный глаз, Глаз поражал своей сложностью, казалось, это было самостоятельное, мыслящее существо. Оно непрерывно ме¬нялось, блестело и переливалось множеством лучиков.
Валерка направил зеркало на кусочек арбуза и чуть не подскочил. Мякоть арбуза, оказывается, состояла из огромного количества одинаковых и правильных по форме клеток! Валерка без зеркала посмотрел на арбузную мякоть - так тоже было видно, что она имела ячеистое строение. Как же это он раньше не замечал? Каждая ячейка была сложной, самостоятельной клеткой, целым миром! Но только в зеркале он неожиданно увидел истинную сущность этих ячеек - часто так бывает и с сущностями явлений, людей: мы вдруг видим эту сущность в случайно сказанных словах или в мимолетных выражениях лица, увеличивая их в воспоминаниях, как Валерка увеличивал арбузные клетки своим зеркалом. Наша душа, изогнутая судьбой, не просто отражает мир, а собирает его в своей вогнутости и увеличивает его.
В четвертом и пятом классе Валерка фанатично упивался кни¬гами по астрономии. Он уносился в миры, в которых светили огром¬ный, красный и разряженный Бетельгезе и тугой, ослепительный Ригель, бета Ориона, где царствовали Тихо Браге, Кеплер, Гершель Галилей. Теплыми летними ночами Валерка лежал на крыше и смотрел на звезды. Прямо над ним летел Лебедь. Денеб, Альтаир и Бега образовывали Большой Летний Треугольник.

Валерка приставил свое вогнутое зеркало сбоку от глаза и направил его на Луну. Сразу стали видны горы, цепочки кратеров. Насколько это было и красивее, и таинственнее, по сравнению с рисунками в книгах! И в то же время удивительно с ниш совпадало. Близость Луны манила, все что угодно хотелось отдать, чтобы очутиться на Луне. " Какое будет счастье, - думал Валерка, -когда по Луне будет ходить человек!" Сладко и ужасно было представлять, что этим человеком будет он. И даже если не он, все равно это будет величайшим счастьем для всех. Но когда через десять лет американцы высадились на Луну, получилось что-то не то. Наверное из-за того, что на Земле было не все в порядке...

А сейчас Валерка лежал на крыше и смотрел на звезды. И тысячи звезд, лучась, смотрели на Валерку. Звездные лучи пересека¬лись, образовывали тончайшую серебристую сеть, и Валерка лежал на этих лучах. Он чувствовал, как от него остаются одни только вбирающие мир глаза. И торжественно молчащее Мировое Пространство тоже отражало Валерку - на невообразимо огромном черном зеркале небосвода, среди звезд, Валерка видел и слабое мерцание своего разума. Валерка ощущал, как в нем зарождается что-то но¬вое, необычное, великое. И нужно было развивать это в себе.

Как-то на уроке, в шестом классе, Валерка взял перочинный нож и смотрел в его лезвие, как в зеркало. Потом он навел его на сидящую за ним Лилю и увидел ее отражение. Лиля не видела, что за ней наблюдают. Она спокойно смотрела в окно нежными голубыми глазами. Словно увидев что-то запретное, Валерка быстро опустил нож. Изображение исчезло, но Лиля все равно была перед глазами. Не в силах больше сидеть на месте, Валерка встал и быстро вышел из класса, шли уроки, школьный коридор был пуст. У Валерки горело лицо. Все вокруг звучало. Коридор ревел, как орган. Из открытых дверей слышалась музыка уроков. Красивыми голосами пели учителя математики, физики и иностранных языков. Музыка шла от окон, дверей, стоящих в коридоре пальм. Звенели золотые солнеч¬ные лучи, натянутые, как струны, от светящихся пятен на полу до стекол. Тяжелым барабаном бухало сердце.
Валерка подошел к окну. Из окна он видел крыши домов, да¬леко внизу идущих людей. Школа, гремя музыкой, плыла над землей.

А чем занимаемся мы с тобой, дорогой читатель? Я с этих страниц пристально вглядываюсь в тебя, ты сквозь эти страницы, верно или неверно, видишь меня. И, вглядываясь друг в друга, мы отчетливее начинаем видеть происходящее внутри нас.
....Вспомните, как вы выдували мыльные пузыри. Они колебались, переливались и лопались на мелкие брызги. Переливался, колебался отраженный в этих пузырях чудно окрашенный шар. В переливах этого блестящего мира на миг открывалось что-то необычайное, но весь этот мир тут же лопался и разлетался во все сторо¬ны. Так возникала, творила и разбивала окружающий мир любовь. Каким блестящим, ярко-красочным, эластично-упругим и весело меняющимся виделся нам мир в ее зеркале!


Рецензии
!!!

\+++\

Опус-восхитителен.

Здравствуйте, Друг!

;-))

Валентина Чаплыгина   03.11.2020 22:47     Заявить о нарушении
Валя!
Очень рад твоему появлению!
Спасибо за отзыв! )))

Виктор Каблов 3   07.11.2020 19:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.