Лингвистическая история Руси. 2

Старые версии

Часть никогда не может претендовать на целое...


Начнем с  начала. Как принято в Китае, нас окружают пять стихий: дерево, огонь, земля, металл, вода. В них начало инь и янь претворяются не однозначно. Так, наиболее полным воплощением «инь» является вода, а «янь» – огонь. В период Чжаньго неизвестным автором был создан натурфилософский трактат «Си цы чжун сянь» - учение о материальном мире. Борьба двух противоположностей «инь» и «янь» и составляют диалектику — борьбу двух противоположностей, хотя у китайцев главное — всеобщее единство.
Эфир («шэньци») поражает человека, как вода рождает лед и со смертью вновь в него возвращается. Вода, затвердев становится льдом, дух сгустившись становится человеком. Растая, лед, превращается в воду, а человек со смертью вновь становится духом («шэньци»).
 
Где-то близко от движения эфиров принципы космической причинности «фэн шуй» (ветра и воды). Считалось, что в древности существовали должностные лица, собиравшие народные стихи и песни ("Шаньшуй ши")  - "Стихи о горах и водах», с помощью которых государи наблюдали веяния (фэн) и обычаи (су), узнавали о достижениях и неудачах, сами доискивались до правды. Мы с помощь духов и воды попробуем разобраться в правде происхождения Руси. Кстати, уда  у бурят — вода. Неудача, значит — не у воды.
В новеллах Пу Сунлина есть рассказ «Злая жена Цзян Чэн». Так вот, одна девушка, решившая приворожить молодого человека, написала на его руке знак «су», означающий «останься ночевать».

В самых древних отечественных источниках излагаются разные версии происхождения «Руси», противоречащие друг другу. В “Повести временных лет” представлены две версии. Наиболее древняя отождествляет “руссов” с племенем полян и выводит их, вместе с другими славянами, с верховьев Дуная, из Норика (провинция Рима, Австрия). Кстати, Карнович слово «русь» производил от  от латинского слова «rus” - деревня. Русью, тот есть деревней называли римляне весь славянский деревянный мир. Не исключено, что так оно и было.
Согласно другой версии, появившейся в конце XI века, руссы — это варяжское племя пришедшее с Рюриком, “призванное” на княжение в Новгород, передавшее затем имя “Русь” Киевской земле при Олеге Вещем.

«И идоша за море, к варягам, к руси… И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь и приидоша; старейший, Рюрик, седе в Новегороде, а другой, Синеус, на Беле-озере, а третий в Изборсте, Трувор».
Интересно, что жители Киева, в том числе киевские князья, до конца XI века не знали имени «Рюрик», а основателем династии считали князя Игоря. Читаем Ключевского.  «В начале XVII века возникла версия, создателем которой стал швед П. Петрей, впервые назвавший русов — шведами. В XVIII веке эту версию развили немецкие историки, находившиеся на службе в Петербургской Академии наук. Первым из них стал Готлиб Зигфрид Байер, приглашенный в Россию в 1725 г. Он считал, что русы и варяги — это одно норманнское (т.е. германо-скандинавское) племя, принесшее славянским народам государственность. Правда, Байер, решив заняться вопросом о начале Руси, не знал русского языка и не собирался его учить.

 Последователями Байера в XVIII в. также были немцы — Г. Миллер и Л. Шлецер. Так возникла норманнская теория происхождения русов, существующая до сих пор. Ученым-норманистам сразу же резко возразил М.В. Ломоносов, убежденный, что русы, пришедшие к восточным славянам, к тому времени уже сами были славянами и говорили на славянском языке и выводил их из Прусской земли.
Ломоносов особенно возражал против метода Миллера принимать тезисы Байера без проверки. Он полагал, и не без оснований, что «слово «рус», «русский», северным языкам совершенно незнакомо, но широко распространено на южном побережье Балтийского моря. Так, один устьевой рукав Немана носит название Руса.

Здесь же следует искать и родину Рюрика». Действительно, точка зрения Миллера не находила безупречного подтверждения. Например, в шведском словаре «100 000 заимствованных слов и имён в шведском языке» корень «рус» стоит в числе заимствованных. Кроме того, заимствованными указаны и все слова, содержащие этот корень. Имеется множество других доказательств.

Интересно, что одни варяги звались варяги-руси, а другие — своями, или свеями, урманами, англянами, готами. Откуда взялись «варяги-руси»? Скорее всего, они и до официального приглашение на княжение, пребывали на Руси — жили, сплавлялись по рекам, торговали  и оставили по себе хорошую память, потому их и пригласили, ( не исключено, что из Пруссии),  потому как были своими.
Третья версия, представлена в “Слове о полку Игореве”, автор которого происхождение руссов связывает с Северным Причерноморьем и бассейном Дона. Кстати говоря, автор «Слова о полку Игореве» тоже не знал легенду о призвании князя Рюрика и даже не упоминает его, а это уже конец XII века!

Все версии, начиная с латинской — «деревянной», не исключают друг друга, а в чем-то даже дополняют: преследуемые римлянами,славяне (русы) пришли в Северное Причерноморье и бассейн Дона, там с ними установили союз варяги и стали именоваться варяги-руси. Это могло означать, что часть их, в частности дружина, состояла из русинов. По этой причине упоминалось, что снова, когда в их силе потребовалась необходимость,  на Русь варяги пришли с «русью». С русью киевский князь отправлялся и в свои походы-экспедиции. Таким образом, русь (как предполагается, дружина, служилый класс) вначале ушла на север с варягами, а затем с ними же варягами-руси вернулась.

Татищев и Болтин выводили Русь из Финляндии, Эверс — из Хазарии. Многие историки, в том числе Забелин — из балтийских славян, в т. ч. с острова Рюген, который прежде назывался Ругией, откуда, по его мнению, и возникла  Руссия.   Костомаров выводил из Литвы, Щеглов — из Мордвы (из поволжских финнов), Юргевич — из каких-то угро-хазар.
Однако большинство и отечественных и зарубежных письменных источников сходятся — славяне и русы вплоть до X в. были совершенно различными народами. Славяне — мирные земледельцы, сами выбирающие главу своего племенного союза. Русы — отличные торговцы и воины, у которых была кровнородственная община со строгой иерархией, подчинением “младших” “старшим”. Согласно свидетельствам современников, русы являлись социальной верхушкой Киевской Руси и главенствовали над славянами. Об этом писали арабские географы в IX–X в.в., византийский император Константин Багрянородный (X в.).

К норманской версии склоняется Н. Карамзин: «В Швеции одна приморская область издавна именуется Росскою, Ros-lagen. А  название это пришло к славянам от финнов: «Финны, имея некогда с Рос-лагеном более сношения, нежели с прочими странами Швеции, доныне именуют всех ее жителей Россами, Ротсами, Руотсами».
Этому способствовало и название скандинавских гребцов «рутс». Одно время я даже учился с таким «гребцом» в семилетней школе. Звали его Володя Рутц, но был он не варяг, а немец.

По одной из версии, союз среднеднепровских племен, выразился в слиянии двух групп славянских племен – руси (бассейн Роси) и полян (Киев и Чернигов). Это слияние отразилось в летописной фразе: "Поляне, яже ныне зовомая Русь".
Имя народа "Русь" или "Рос" появляется в источниках впервые в середине VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов (Иордан) припоминает "мужей-росов" (росомонов), враждовавших с готским князем Германарихом в 370-е годы. Другой, далекий автор, писавший в Сирии, перечисляя степных кочевников Причерноморья, упомянул не конный народ "рос", живший где-то на северо-западе от амазонок, то есть в Среднем Поднепровье (легендарных амазонок помещали у Меотиды – Азовского моря).

Две формы наименования народа (рос и рус) существуют с древнейших времен: византийцы применяли форму рос, а арабо-персидские авторы IX-XI веков – форму рус. В русской средневековой письменности употреблялись обе формы: "Русьская земля" и "Правда Росьская". Обе формы дожили вплоть до наших дней: мы говорим Россия, но жителя ее называем Русским.
Большой интерес представляет определение первичного географического значения понятия "Русская земля", так как совершенно ясно, что широкое значение в смысле совокупности всех восточнославянских племен от Балтики до Черного моря могло появиться только тогда, когда это пространство было охвачено каким-то единством.

Внимательно вглядываясь в географическую терминологию летописей XI-XIII веков, мы замечаем там любопытную двойственность: словосочетание "Русская земля" употребляется то для обозначения всей Киевской Руси или всей древнерусской народности в таких же широких пределах, то для обозначения несравненно меньшей области в лесостепи, ни разу не представлявшей в X-XII веках политического единства.

Так, например, часто оказывалось, что из Новгорода или Владимира "ехали в Русь", то есть в Киев; что галицкие войска воюют с "русскими", то есть с киевскими, дружинами, что смоленские города не русские, а черниговские – русские и т. д.
Если мы тщательно нанесем на карту все упоминания "русских" и "нерусских" областей, то увидим, что существовало еще и понимание слов "Русская земля" в узком, сильно ограниченном смысле: Киев, Чернигов, река Рось и Поросье, Переяславль Русский, Северская земля, Курск. ...

Это культура русско-полянско-северянского союза лесостепных славянских племен, образовавшегося в эпоху византийских походов, в эпоху строительства Киева. Неудивительно, что о народе РОС прослышали в VI столетии в Сирии, что князя этого мощного союза племен одаривал византийский цесарь, что именно с этого времени киевский летописец эпохи Мономаха начинал историю Киевской Руси.

В последующее время "русью", "русами", "росами" называли и славян, жителей этой земли, и тех иноземцев, которые оказывались в Киеве или служили киевскому князю. Появившиеся в Киеве через 300 лет после первого упоминания "народа РОС" варяги стали тоже именоваться русью в силу того, что они оказались в Киеве ("оттоле прозвашася русью").

Могла ли русь появиться  от роксоланов (россомонов)? Исключить нельзя, потому как войны чаще были на юге и захватчики по большей части шли с востока, чем с запада и севера. Я имею ввиду гуннов, аваров, половцев. По данным исследователя В. Егорова они могли быть и выходцами-готами, ушедших от гуннов на Северо-Восток, на Ладогу, прозывавшимися «русью». Возможно «русь» было одним из племен готов (Готланд, Русланд). Кстати, на севере Норвегии в Варангер-фьорде есть мыс Русснес. Может русь пришла из этих мест? Скорее всего не от них, а туда добралась. Но когда и откуда?  Возникло соображение, что название норманы (норвежцы) возникло не от слова «норд» - север, а от «нор» (монгольское озеро, вода). Например Харанор, Лобнор. Таким образом, эти «водяные» люди появились вначале на юге. Есть предположение, что в районе Каспия.

Есть еще интересная информация по поводу термина «монгол» в форме «мангу» (название племени, обитавшего в низовьях Амура, в Маньчжурии, производимое ими от «мукэ» - вода). Ранее якобы китайцы исказили этот термин на «мохэ», а в конечном итоге стало  «монгу». Таким образом, похоже, что и монголы пошли от воды.

Рюрик пришел в Приладожье и Приильменье, «взяв с собой русь». Эта русь соединилась с русью, которая уже жила в этих (Иафетовых) краях (русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, пермь, печора, ямь, угра, литва, зимигола, корсть, летгола, ливы). При этом,Нестор не относил русь к славянам и, что важно, не смешивал их с варягами.

Имел место такой дорожный случай. Я ехал в отпуск на родину, в купе вместе со мной до Кирова в Харламовский район, деревня Варзиге на реке Великая, которая впадает в Вятку, следовала пожилая женщина. Как услышал название села Варзиге, сразу вспомнилась наша заполярная Варзуга и песня геологов про реку Варгун на Урале, опять же норвежский Варангер. Во всех наименованиях присутствует слог «вар», что означает «война». Неужели, во всех местах происходили эти самые «вары», а если по-русски свары? Есть над чем подумать.

Призванный на Русь Рюрик, по  мнению некоторых, мог быть и Рюрик Ютландский (других известных не нашли). Рюрик (Рёрик) Ютландский из династии Скъёльдунгов. Он происходил из южного города Хёдебю, но большую часть жизни был правителем прибрежной земли во Фризии (Фрисландии). Он же был правителем Рустриенга и его резиденция находилась на острове Виринген. Ранее он совершал большие походы с группами воинов в Данию, Нидерланды и Германию. Может по этой причине  он оказался в числе призванных в Новгород? В этом случае приглашенными русью  могло быть не племя, а дружина. Ведь не зря хронист ХII века Гельмолд называл фризов рустрами.

 В XIX веке историки обратили внимание на существование некоего Рюрика (Рорика) на юге Балтике, получившего позднее у исследователей прозвище «Датский» или «Фрисландский». На основании этих свидетельств профессор Ф. Крузе сформулировал идею о датском происхождении летописного Рюрика, отождествив князя Рюрика с викингом Рориком. Он использовал в своей работе более раннюю работу Гольмана, который писал об области Рустрингия в нижнем течении Везера, как о родине русов.
 
Сторонники датской версии происхождения Рюрика приводили следующие аргументы. Во-первых, Нестор помещал Русь между готами (то есть ютами, если так интерпретировать летописное G-ti) и англами, что соответствует расположению Рустрингии. Во-вторых, название Рустрингия созвучно с названием Русь. И в третьих, наконец, в Рустрингии встречается имя Рорик, похожее на имя Рюрик.
У Адама Бременского Пруссия граничит с Руссией.

Те же данные находим у Титмара Мерзебургского. Пётр Дюсбургский (XIV век) помещал в устье Немана страну Руссию. В Житии св. Ромуальда устье Немана также названо Руссией, а король этой области —Нетимер — королём русов. О том, что даже в XVI веке неманская область называлась Русью, свидетельствует приписка к Житию св. Антония Сийского. Эти источники приводил Н.М. Костомаров, также обращая внимание на то, что «варяжские» имена из договоров с Византией близки к литовским.
 
Все же Нестор утверждает, что «было две руси: одна рядом с чудью, другая рядом со своими скандинавскими сородичами. Может ими стали готы, ушедшие от гуннов на север  поближе к Приильменью, которые к тому времени приобрели уже новые этнические особенности и стали называться русь. Тем более они могли проживать и на островах: Аландских, Дагё, Эзель (Саарема). Отсюда может и разгадка почему трудно найти место руси в Скандинавии.

Персидский автор начала X века Ибн-Русте описал родину русов как большой остров, (окруженный озером) откуда они на кораблях пребывали в земли славян, грабили их и продавали в рабство хазарам. Остров в три дня пути, там болота, сыро, много влаги. Их занятия: торговля мехами и рабами, нападение на ладьях на славян. Плавают в Хазарское море. Очень подходит Ладожское озеро с его Вааламом.
 
С другой стороны во многих случаях росов называли скифами и тавроскифами. Арабский автор конца IХ века персидского происхождения Ибн-Хордабеха называл купцов «ар- Рус» (орус), одной из разновидностью славян. Сами себя скифы называли сколотами и были большими охотниками за скальпами врагов. Ни они ли дошли через Сибирь в Америку? Очень может быть. И те и другие знали толк в золоте и его обработке. А по крови они арийцы, индоевропейцы. Их братья массагеты, сарматы и россомоны (россоланы). От них и пошли русские, алланы,  принявшие по Иловайскому, имя россов.

Имя Олег созвучно с иранским Халег (творец, создатель). Подтверждает версию, что варяги (готы), а точнее россомоны  южного (туранско-скифского) происхождения и  походом на Юг, вернулись на родину предков. Имя Хокон носили многие норвежские короли. Не потому ли, что у тюрков вождями были «Хаганы»? Может отсюдова пошло название и «конунг». Вспомнилось название залива на Уссури «муин». У норвежцев многие местечки оканчиваются на «муен». А что вы скажете, когда узнаете, что в Норвегии в земле (фюльке) Акерхус есть коммуна Аскер. Административный центр муниципалитета - деревня Аскер. Он был создан как муниципалитет с 1 января 1838. Аскер — это с тюркского воин.

Есть мнение, что туранцы и иранцы это один народ. Только туранцы (персы) сохранили веру старым богам (староверы), а иранцы приняли веру Заратуштры (огнепоклонников). Называлась она зороастризм. Туранцы стали главными врагами иранцев. Война между ними продолжалась 236 лет и закончилась победой....Александра Македонского над Персией. Что касается скифов-туранцев, то их он победить так и не смог. Они ушли в Сибирь, на Енисей. Там и нашли «Долину захоронения  царей» и поселок Туран рядом.

Что интересно. В легенде о происхождении скифов говорится, что их матерью была река «Колаксай». От «кулак» («рукав»), «сай» («река»). «Рукав реки», в смысле «приток». Перевод возможно не точен. Скорее всего, «Колаксай», - это  «Солнечная река», а может и «Золотая». Что интересно, у китайцев река «хэ» это и символ гармонии. Владыка Севера — вода. Дух воды у них ведал зимой.
 Н.Ф. Катанов писал, что "большая часть тувинцев не ловит и не ест рыбы, так как считает ее «народом водяного духа».  Учитель Н.П. Венкель, бывший в Тодже в 1915 г. и проводивший впервые оспопрививание,  наблюдал ту же картину. Известный английский путешественник Д. Каррутерс отмечал, что туземцы «кроме небольшой части племени Тойи, которая даже носит специальное наименование «озерного» народа», рыбу не ловили. Д. Каррутерс под «озерным народом» подразумевал население Кол-сумона, название которого монголы переводили термином «Нур-сумон», то есть озерный сумон.

Кол ~ хoль ~ нур, по-местному у монголов и тувинцев есть озеро. У норвежцев имеется губерния Нурланд (Озерная страна) и газета «Нурлюс».
Иранцы в своей мифологической генеалогии относятся к туранцам как к старшим братьям. Согласно авестийской традиции, у Трайтаона, пятого царя династии Парадата, было три сына: Тур, Салм и Арий. Царь разделил свое царство на три части: старшему Туру отдал туранскую землю, Салму — Сарматию, а младшему Арию-Иран. И Арий как младший, платил Турану дань. Когда иранцы сменили веру отцов, приняли зороастризм и перестали платить дань, тогда и началась война. Туранца всегда были скотоводами и считали своим тотемом животным быка — тура, тавра.
Туранцы, турки, тюрки. И потом, города Турон, Турку, Туран в Туве. Главное, конечно, реки. Их много под названием Тура (Тула, Тола). Похоже, что скифы, распространились на большой территории и предпочитали жить у воды. И там, где они присутствовали, появлялись новые племена и народы, в частности, тюрки. Есть мнение, что слово «тюрк» переводится, как «сильный». Возможно. Но есть подозрение, что  оно связано  с реками (водой).

Похоже в Руси есть и иранские корни. Есть они и в Китае. В китайской столице Чаньане жили арабские беженцы, скрывавшиеся от персов и даже их последний царь  Езгеред, внук его стал генералом  при династии Тан. Поэт Ли Бо говорил на персидском. И тогда торговали не китайцы, а арабы, научившиеся этому в общении с Ираном и Византией (Лю Мэй).
Если пофантазировать,то имя Игорь, можно произнести по-китайски Игэ —  число один. Бог у варягов тоже Один. Что еще интересно, многие названия начинаются с «и» Игорь, Ингвар, Инга,  Ивор, Ингель, Ингбог (Бог, награда), Ингеборг, Ингария, Ингрия, Ижора, Ингерманландия, Индра (бог грома и молнии, как Зевс, Перун, Один).  С ними роднятся  наши Иван, Ильмень,  Индигирка, дальневосточный Иман и еще Иран. Последнее очень интересно. Вероятно персы и арабы, а может хазары-евреи доходили до Ладоги и выше с целью торговли и сбора дани.

Валаам, Нево — слова еврейские. А может все от ариев из Индии? Или от скифов, выходцев с Ирана?  Ведь по некоторым данным иранцы называли потомков скифов русами (Фирдуоси, Низами, Джами, Навои)). Скифы они ведь разные были. Например, пахари себя называли сколотами. Они, по мнению академика В.А. Рыбакова, и есть предки славян.  Колоксай, сколоты. Что-то близкое. Везде присутствует корень «кол» - солнце.
Откуда взялся Один? Есть мнение, что даны (датчане) вышли с Дона и привел их к Балтике Один. С ним пришли алланы (осетины) и многие другие народности, бежавшие от войны. Сам он расселился на одном из датских островов. Шведы по легенде -бывшие датчане. И вот еще. Слово Родина таинственно перекликается с именем Один. Видимо не зря, потому как многие исследователи считатют родиной Русского каганата Придонье, носителями культыры их выступали сармато-алланские племена.

Обратил внимание на древнескандинавское имя Эрик. У восточных людей Эрлик — это злой демон, схожий с чертом или дьяволом. У китайцев с «эр» даются имена вторым сыновьям — Один (первый), Эрик (второй)? Вопрос. В настоящее время Эрик имя святого заступника Швеции.
Есть и другие восточные варианты варяжских имен: «тур, туре, турд». У скандинавов «тур» - бог, у тюрков — крепость, у туранцев — бык. Откуда же пришли варяги в Скандинавию? Известный путешественник Тур Хейрдал предполагал, что Один и его соплеменники в I веке д.н.э проживали в Причерноморье и ушли на Север только по причине опасности со стороны римлян. Может на север пробрались потомки туранцев? Опять же: хакун, акун, якун, хокан (высокий сын). У тюрков - каган (правитель). Есть и другие многочисленные схожести как например Гуннар (гун — воин), Алдан, Борич.

От волка (Бури) варяги тоже далеко не ушли. Удивило сочетание Хрерик — Рюрик. Не от Хрерика ли пошло на Руси слово Хряк? Все может быть. Может быть от подземного бога Эрлик пошло варяжское имя Эйрик? Им, в частности, был норвежский ярл в конце Х века. И ярл, наверняка, от ярило (солнце, бог плодородия). Вполне возможно, что многие слова (город, гард, гардарик), то есть огороженная земля,  имеют общие индоевропейские корни.
Язычники были более терпимы к новым богам, - принимали их, а потом отказывались. Тем более, что скандинавы имели сходный языческий пантеон богов со славянами и имели сходные с ними религиозные представления и обычаи. Норвегия, в частности, переводится как путь на Север. Вопрос.

Откуда  и как норвежцы пришли на Север? Скорее всего  с кочевых просторов Средней Азии, с Востока, по суше и рекам через территорию славянских или до славянских племен, по той же Волге, Ильменю, Волхову. Путь был один, но не у всех одинаковый: одни ушли на Север, к морю, а  часть остались и решили жить в соседях с чудью и славянами (словенами). Те кто ушли, вернулись (готами) на материк разбойниками (викингами), а затем снова, на этот раз гуннами, были вытеснены на Север, в  места где их никто не мог достать — в родные шхеры. Брожение и хождение говорит о присущей скандинавам  жизни кочевой, походной.
О восточном (индоевропейском) происхождении варягов говорят и обнаруженные богатые срубные погребения (скифы) под курганами. Почти как в Туве. Весьма удивило наличие в захоронениях изображение Бога Одина с воронами. Не с усуньских ли времен? Они почитали воронов.  Не оттуда ли идут варяжские ноги? (Об усунях речь пойдет далее).

Если да, то мы с варягами, как говорил Маугли, одной крови. Только на время наши усадьбы  с ними разделились — они ушли дальше на север, стали одинами, моряками (речниками), корабелами а славяне остались охотничать, добывать мед и копать землю. И государство их по-прежнему называлось Гардарика — государство готов.
По антропологическим характеристикам русским наиболее близки: белорусы, украинцы, латыши, литовцы, поляки, мордва, карелы, шведы, эстонцы, чехи, словаки, финны, немцы, датчане, норвежцы...
В генетике очень сложно. Например, не похожие на себя финны и якуты очень близки, а сходные внешне якуты и монголы — далеки. Русские относятся к лидерам по принадлежности к «арийской» гаплогруппе (53 %). Из славян, больше только у поляков (60%). Сколько у русских, столько же у киргизов (50%). Больше всего у таджиков и пенджабцев — до 80 %.

Вычитал, что варяги  нужны были Новгороду для установления стабильного контроля над водными путями через восточноевропейские земли в богатые южные страны. На этой основе и для защиты от внешних угроз и возникло Русское государство. Обе стороны были заинтересованы друг в друге и взаимопомощи. Может это были и не две стороны, а одна, но разрозненная. В одной из книг вычитал, что и скандинавы вышли из Сибири


Рецензии