Милославское

Давным -давно, в 14 веке, на Руси хозяйничали воины Золотой Орды. Жителей одного села, которые поднялись на свою защиту, монгольские завоеватели победили и потопили в широкой реке Чёрной, которая превратилась в мёртвое болото.
Возвращался в отпуск в родное село со службы у великого князя Рязанского Олега Ивановича русский воин Алексей. Вот поднялся он на пригорок в надежде увидеть родное селение, но вместо чистой реки, любимого дома, белокаменной церкви с колокольней перед ним простёрлось смрадное болото и густой туман-дурман.


Опечалился добрый воин, спешился, подошёл к незнакомому болоту и услышал из его глубины тихие стоны. Скачет к нему на вороном коне хитрый мурза Салахмир и молвит:
- Храбрый воин, не надобно приближаться к этому гиблому месту.
А русский воин Алексей из свиты великого князя Олега Ивановича смело отвечает ему:
- Довольно хозяйничать на русской земле, басурманы! Пришло время вам прекратить бесчинствовать и принять христианство. Или уходите прочь восвояси! 
Низко пролетела чёрная птица и пропала в белом тумане. Добрый воин пошёл по болотным кочкам и чем дальше он двигался, тем яснее слышал протяжные, жалобные стоны.

 
Сухое дерево без коры протянуло к нему свои раскорюченные ветви - пальцы, ухватилось за его зелёный кафтан и потащило,  затягивая в густую топь.
- Не спастись тебе, Алёша! - послышался из болота тихий голос его жены Марьюшки. - Уходи! А не то погибнешь.. И прямо на Алексея выскочило огромное косматое чудовище, похожее на медведище!!!


Откуда ни возьмись, вылетает голубка сизокрылая и кидается в руки к доброму молодцу. Ухватил её Алексей за крепкие крылья и взмыл в высокое небо.
Вынесла голубка доброго воина из болота и приземлилась рядом с шалашом, в котором жила Кикимора. И промолвила тихо голубка человеческим голосом.
- Попроси помощи у Кикиморы. Это её болото, - сказала и растворилась в белом тумане. Кикимора углядела сына человеческого перед своим шалашом.


Она на минуточку отвлеклась от своих заговоров, которые плела круглосуточно, колдуя день и ночь, высунула из шалаша свой длинный крючкообразный нос, прищурила левый глаз под мохнатой бровью, поманила доброго молодца кривым пальцем и захохотала страшным голосом на всё болото: "Ха!-Ха!-Ха!Смелый, да?! Сгинуть на болоте захотел?!!!Ну-ну!"
- Помоги, бабушка, пройти по смрадному болоту и не пропасть!"- просит воин.
- Помогу я тебе. Но сначала отработай.
- Что делать? Я готов! - отвечает Алексей.
-  Будешь за моими чудовищами присматривать да ухаживать.


На мёртвом болоте было всего два злых огромных медведя  - белый и чёрный, чудища величиной с гору. Белый медведь охранял болото днём, а чёрный - ночью. Они никого на болото не пускали, съедали заживо, так как сколько их ни корми, всегда бывали голодными и ненасытными.
- Так меня же первого они и сожрут, - сказал Алексей, увидев их издали.
 - Есть у меня колпак - недотрога. Он защитит тебя.

 
Алексей надел колпак-недотрогу и, став невидимым, без устали кормил ненасытных чудовищ, убирал за ними. В день они выпивали по двадцать вёдер ключевой воды и съедали огромное количество еды - в основном, рыбы. Воин отлавливал её в полноводной реке Муравке. Пока одно чудовище бродило вокруг болота, другое отдыхало, кормилось, плавало в реке. Алексей же не смыкал глаз ни белым днём, ни чёрной ночью, чтобы медведи были в хорошем расположении духа.
Кикимора редко наведывалась к воину. Она наблюдала за ним из своего жилища и радовалась, что получила в бессрочное пользование бесплатного работника.

 
- Обманула простака на четыре кулака! - проговаривала она каждое утро, настраивая своё колдовское зеркало. Она видела, как чёрный медведище храпит на берегу Муравки после ночной службы, человечий сын в колпаке - недотроге ловит рыбу на прокорм, таскает вёдрами ключевую воду с чистой реки, а по болоту раздаётся зловещий рык разъярённого белого медведя-стражника. Всё в порядке!


Воин не терял времени даром, изучал повадки и характер чудовищ, надеясь, что ему это пригодится. Он заметил, что чёрный медведь ничего не видит днём, белый медведь становится слепым ночью. Алесей догадался, что нужно поменять их режим дня, чтобы чёрный медведище оказался на болоте днём, когда ничегошеньки не видит, а белый - ночью. Тогда можно незаметно пробраться на болото, а чудовища его не остановят. Стал Алексей постепенно на один час передвигать время кормления и сна. Ещё смекнул Алексей, что надо меньше давать медведям пить. Он не выполнял указаний колдуньи, поил зверей всё реже и реже, пока совсем не перестал таскать им вёдрами ключевую воду.

 
Однажды опустилась на плечо колдуньи старая чёрная птица:
-  Ночь и день, - прокаркала она предостерегающе и улетела прочь.
Поняла Кикимора, что не всё гладко в её хозяйстве и надобно лучше следить за воином.

 
Много ли, мало ли времени прошло... Приближался день, когда режим питания и сна зверей сдвинулся настолько, что белый миша, который ничего не видел ночью и должен был спать, уже не мог заснуть, перепутав время охраны болота. Он не видел ничегошеньки перед собой и шатался по болоту без пользы, ломая сухие деревья и сучья, рыкая и пугая сам себя.   


Пришло время действовать!
Алексей заманил вкусной рыбкой чудище на берег болота, где заранее нашёл большую кучу тёмной пыли. Чудище вывалялось в ней и стало похоже на своего страшного чёрного брата-великана. Оставил воин колпак-недотрогу на берегу, а сам поспешил на болото.


Кикимора вспомнила предостережения старой вороны и решила не спать ночью, проверить, что делает человечий сын. Смотрит она в зеркало и радостно потирает руки:
- Вот колпак-недотрога на бережочке рыбку ловит, вот и чёрный медведь по болоту кружит, всё в порядке. Спать пойду, старая стала, устаю быстро. Не прошло и минуты, как она уже спит-храпит, а  шалаш дрожит!


Проник Алексей на смрадное болото, дальше идёт в самую топь. Преградил ему дорогу хитрый мурза Салахмир на вороном коне и говорит:
- Вижу я, что ты храбр, мудр и своего добьёшься. Возьми мой пояс  волшебный, пригодится в пути.

 
Не принял русский воин басурманского пояса, а взял крепкую палку, перекрестился и дальше пошёл. Идёт он по кочкам, на посох опирается и дорогу прощупывает. Где опасно, обходит сторонкой. Вот старое сухое дерево без коры протягивает к нему свои сучья кривые. Схватить хочет и на топкое дно утащить. Думает Алексей: "Хорошо, что пояс не надел: зацепился бы за сучок, потерял свободу, да и затянуло бы смрадное болото на самое дно". Алексей уверенно идёт вперёд, не боится, знает, что дерево трухлявое. Он ударил по нему посохом, оно и развалилось на гнилые кусочки.  Даже лёгкие трухлявые части высохшего дерева утянуло скользкое  болото на дно. И как только скрылась в липкой топи последняя ветка, послышался громкий треск, жуткий рёв и страшный топот. Это бежит чёрный медведище, ломая сухие сучья и валя большие деревья. Он стал жадно пить воду из смрадного болота. Выпил он ровно половину мёртвой воды и пропал пропадом. Запахло полынь-травой. Из болотного тумана-дурмана показалась золочёная колокольня церкви! Раздался звонкий колокольный звон! Вот радость - то! Но ещё много воды в болоте. Успеть бы осушить болото до утра, пока Кикимора спит- храпит, а шалаш дрожит!

 
Вот уже летняя ночь к концу подходит. Ясные звёздочки в небе догорают. Послышался громкий треск, жуткий рёв и страшный топот. Это бежит белый медведь, ничего не видя перед собой, ломая сухие сучья и валя большие деревья. 
Жажда его сильная мучит, и он, не найдя другой воды, припал к болоту и принялся пить из него, не разбираясь - живая вода или мёртвая. Уже до самого дна выпил, а ему всё мало и ещё хочется! Наконец медведь опился мёртвой воды и пропал пропадом.

 
Утро разгорается, над местностью густой туман рассеивается, пахнет кругом травой богородицей. И видит Алексей церковь, где его крестили и венчали с Марьюшкой.
А Кикимора вовсе не храпит, а колдует день и ночь свои заговоры, плетёт их без остановки. Вот наконец полилась с небес живая вода - ливень такой силы, что ничего не стало видно. Семицветная радуга возвестила о том, что земля напиталась живой водой досыта. На зелёном лугу расцвели белые ромашки, голубые колокольчики, фиолетовые часики, синие васильки. Воин Алексей подошёл к гордо стоящему на разноцветном лугу восставшему из мёртвых многочисленному русскому войску, готовому вновь сразиться с Мурзой и его басурманами. Стройные воины расступаются перед Алексеем, признавая в нём старшего из свиты великого князя Рязанского Олега Ивановича.


Алексей видит свой дом родной и окна с резными ставнями, которые они с батюшкой вырезали. А на крыше флюгер возвышается в виде сизокрылой голубки, вырезанной старшим братом.
А вот и его матушка на крылечко выходит с тёплым, мягким караваем, и сестрица младшая, и батюшка. Все живёхоньки да здоровёхоньки.

 
Мурза Салахмир, видя, как на глазах из мёртвого болота ожило целое затопленное село с боевым войском, упал на колени перед  Алексеем, снял с себя пояс, сжёг его в знак признания превосходства русских воинов и сказал:
- Видел я много волшебства, но такого чуда восстановления затопленного селения и возрождения порубленного войска не встречал.

 
Мурза Салахмир просил воина Алексея ходатайствовать о своём добровольном переходе из Золотой Орды на службу к великому князю Рязанскому Олегу Ивановичу. В белокаменной церкви возродившегося села он принял христианство. После крещения Салахмир получил христианское имя Иван и древнерусское отчество Мирославович, женился на сестре князя Олега Рязанского— Анастасии, получив во владение земли, где сейчас раскинулся Милославский район.
 


Рецензии
Красивая легенда. И язык хороший. Умелая стилизация. Сравнение величины чудищ с "многоэтажным домом" несколько неудачно. Вряд ли при Олеге Рязанском были многоэтажные дома в современном понимании. Как-то поточнее и поскромнее, может быть... Скажем, "с трехэтажный дом"?

Валерий Суховей   18.09.2018 22:38     Заявить о нарушении
Валерий, спасибо огромное за правильное замечание про многоэтажный дом. Такое сравнение не подходит, попробую заменить. СПАСИБО ЗА РЕЦЕНЗИЮ, Валерий!

Татьяна Боронтова   22.09.2018 19:16   Заявить о нарушении