Посреди океана. Глава 126

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во дни жизни твоей.
И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову; а ты будешь жалить его в пяту.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою.
(Быт.3:14-16)

Бог наказал за грехопадение. Наказал всех троих - и змея и людей. Наказал - так
толкуют церковники.

НАКАЗАТЬ l(Ожегов)- 1. Подвергнуть наказанию. Наказать виновных. 2. Ввести в убыток,  в излишние расходы(прост.) Наказать на целую сотню.
НАКАЗАТЬ ll - (устар. и прост.) Дать наказ, наставление. Мать наказала приглядывать.

НАКАЗ - 1. Наставление, поучение, распоряжение (устар. И прост.). Отцовский наказ.
2. Поручение, обращение, содержащее перечень требований и пожеланий (офиц.) Наказ избирателей депутату.
НАКАЗАНИЕ - 1. Мера воздействия на того, кто совершил проступок; преступление. Не пустили гулять в наказание за шалость. Заслуженное наказание. Тяжёлое наказание.
2. О ком-чем-н. трудном, тяжёлом, неприятным (разг.) Наказание мне с ним. Не ребёнок, а наказание. Что за наказание! Наказание ты моё! (выражение осуждения).

Так как же Бог наказал? От слова наказание или от слова наказ? Он их всех уничтожил?
Нет. Наслал непереживаемые беды и несчастья? Нет. Скорее просто исполнил их  подспудные желания. Это с одной стороны. А с другой - все получили то, что заслужили.

"Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт".
(Послание к Галатам 6:7).
"...чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его".(Иеремии 32:19). "Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его".(Притчи 24:12).
"И да воздаст Господь каждому по правде его и по истине его". (Царство 26:23).

Змей хотел противопоставить себя Богу и сделал это. Если Всевышний запретил людям вкушать покуда плоды с дерева добра и зла, то змей, наоборот, предложил, прельстив знаниями, открывающими глаза и возводящими до уровня богов.
И что же, Господь уничтожил за это коварного искусителя? Нет. Просто проклял, тем самым отринув от себя низменное, лживое, злое, низведя хитреца на землю и лишив надежды на бессмертие, но наделяя властью над смертью: "будешь есть прах во дни
жизни твоей".

Что касается жены, то она ещё пока не Ева, но просто жена, женщина: послушав змея, нарушила запрет Бога, поверила льстивым словам, возжелав поскорее обрести знания, приближающие людей до уровня богов. Она проявила самостоятельность, вкусив запретные плоды и накормив ими мужа. И что же Всевышний? Как он её наказал?
Уж если захотела общаться со змеем, то, пожалуйста, общайся, раз ты такая самостоятельная и нетерпеливая в жажде знаний.
Но ведь змей хитрый, коварный, преследуя свои цели, грехотворчеством своим вредит людям, отворачивая их от Бога. Значит, нет и не может быть никакой дружбы со змеем.
Остаётся только одно - вражда. Именно такой наказ Господь и даёт обоим.

ВРАЖДА (Даль В.И.) - состояние враждующих; неприязнь, несогласие, зложелательство.

Получается, что если змей противопоставился Богу, то он противопоставился и людям, с
их вдохновлённой Всевышним душой. И женщина, жена, по воле Божьей противопоставлена змею; то есть всему злу, обману, хитрости, коварству, лукавству. Следуя велению, наказу Господа, она должна, просто обязана быть всему этому врагом.

ВРАГ(Даль В.И.)- противник, неприятель, недоброжелатель, злорадец, (су)противник, противоборец; также в значении общего противника рода человеческого, дьявола, сатаны или в значении военном, неприятельской земли, войска.//Тот дурак, кто сам себе враг.
Господь не выдаст, и враг(свинья) не съест. Если хочешь врага нажить, дай денег взаймы. Сколько рабов, столько врагов. Грозен враг за горами, а грозней того за плечами. Язык мой - враг мой: наперёд ума глаголет.

И опять же Бог даёт женщине в этом вопросе самостоятельность.
Общаясь со  змеем в раю, она сама решила вкусить запретный плод, не ориентируясь на наказ Бога и, по всей вероятности, предупреждения мужа. Вот и в определении вражды со змеем Господь предоставляет ей самостоятельность. Но только теперь она не должна идти  у змея на поводу, а наоборот, оказалась противопоставлена ему; она теперь его враг, то есть, полная противоположность.
Если оружие того ложь, лесть, лукавство, введение в грех, то значит, её оружие -
правда, прямота, разоблачение грешных помыслов и деяний.

Бог даёт наказ, каким образом должна происходит эта вражда, обращаясь к змею:
"положу вражду между семенем твоим и семенем её".
Большинство церковных толкователей утверждают, что "семя" и одного и другой - это их потомства, которые будут враждовать. Но если говорить о семени в смысле потомства, то это ещё как-то могло бы относиться к мужчине, но никак не к женщине. Тем более, что касаемо детей женщины, то после в Писании речь идёт о них, не символизируя это
каким-то там семенем:"в болезни будешь рождать детей". К тому же, почему говорится о потомстве одной лишь жены, без упоминания мужа? Разве это не их общее потомство?
Да и семени, как такового, нет ни у неё, ни у змея: тот, как известно, яйца откладывает... Иначе говоря, под понятие "семя" подпадает какое-то другое символичное значение.

СЕМЯ(Даль В.И.) - вещество, содержащее в себе зародыш животный или растительный./
От семени дерево, от дерева плод, от плода семя. Всякое былиё своё семя приносит./ Корень, начало, основание, причина нравственная, духовная. Семена раздора. Семя добра.
Благое семя, благие и плоды. Что посеешь, то и пожнешь. Добро сеять, добро и пожинать./...По семени и плод. Всякое семя знает своё время. До поры до времени не сеют семени. Бог не родит, не возьмёшь ни семенем, ни племенем./ Поле бело, семя черно, кто его сеет, тот разумеет (письмо). Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет; семя не всходит, а плод приносит (письмо).
СЕМЯ(Ожегов): 1. Орган размножения у растений, зерно. 2. Зерна, предназначенные для посева. 3. перен.чего. Зародыши, источник чего-н. Семена раздора. В душе появилось семя сомнения.

Из-за чего началось всё недоразумение с грехопадением людей в раю? Из-за плодов с дерева добра и зла. От семени дерево, от дерева плод, от плода семя.
Выходит, семя - это слово о знании, которыми змей прельстил и которыми люди прельстились. В первую очередь жена отозвалась на лукавые посулы змея.
Семя - это слово; плод - знания добра и зла; а дерево - сама жизнь.

Отсюда можно сделать вывод, что оружие враждующих сторон - змЕя и женщины - слово.
Лживое, льстивое, лукавое, увлекающе-заманивающее, разрушительное, несущее в себе
зло - у змея. И в противоположность этому, правдивое, справедливое, разоблачающее:
во имя созидания и добра - слово женщины. И это её слово по воле Божьей должно
поражать змея в голову.

ГОЛОВА (Даль В.И.) - глава, часть тела, состоящая из черепа с мозгом, из мышц...
Не рок головЫ ищет, сама голова на рок идёт.//Голова, также лицо, особь, душа, человек, животное. Сваливать с больной головы на здоровую.//Ум, разум, смысл или рассудок, умственные способности вообще. Это голова, каких мало. Ему ничего путного нейдёт в голову. Я тебе выбью дурь из головы.// Нрав или сердце, качества нравственные. Упрямая голова, буйная, удалая, бешеная./ Поплатиться (покрыть дело) головою - повершить смертию своею. Пропадать за глупой головою - за глупым мужем.

Иначе говоря, поразить змея в голову означало убить его сущность, самую суть его намерений, исходную точку лжи, лукавства, зла, грехотворчества.
Но и змей тоже поимел свой наказ:"жалить его (семя жены) в пяту". Как говорится, на то и щука в реке, чтобы карась не дремал.
ПЯТА (Ожегов): 1. Пятка, а также ступня. До пят (об очень длинной, почти до земли одежде или косе). По пятам ходить, гнаться за кем-н.(следом за кем-н., не отставая).
Под пятой у кого-н.(под гнётом, под властью. высок.) С(от) головы до пят (то же, что с головы до ног). 2. Конец чего-н., являющийся опорой (спец.) Пята свода.

Почему именно жалить в пяту? По той же причине, что и вражда змея положена именно с женщиной, а не с мужчиной. Ибо хитрый, коварный змей против силы не выступает, он всегда ищет слабое место, чтобы ударить в него наверняка. И лишить опоры.
По воле Божьей муж и жена - одно целое, неразделимое. Только вдвоём они способны обрести рай, только вдвоём, когда они объединены общими устремлениями, верой и верностью как Богу, так и друг другу. Этот союз ума и силы родных душ никакое зло не способно одолеть. Но по отдельности каждый уязвим. Поэтому змей и подкатывал, когда возле жены мужа рядом не оказывалось, зная, что она слабее мужчины. И коварно выискивая её слабое место, поражает его. Чтобы одолеть силу, лукавый хитрец ищет слабость. В союзе мужа и жены слабее, конечно, жена. Но она и умнее, она сообразительнее, она более активна в своём стремлении к знаниям. Вспомнить хотя бы Василису Премудрую и Елену Прекрасную в русских народных сказках, где супруг, будь то Иван-царевич или Иван-дурак, всегда добивался успеха при помощи жены, прислушиваясь
к её мудрым подсказкам. И потому различные волшебные силы зла всеми правдами и
неправдами стремились эту непобедимую пару разрушить. Опять же выискивая слабое
уязвимое место у противоборствующего персонажа.

Существует ведь такое понятие, как "ахиллесова пята", означающее уязвимое место,
слабую сторону человека или дела. Выражение, возникшее из послегомеровского мифа о том, что мать Ахилла Фетида, захотев сделать тело своего сына неуязвимым, окунула его  в священную реку Стикс. При этом она держала младенца за пятку, из-за чего эта часть тела осталась единственным уязвимым местом Ахилла. Впоследствии именно туда Парис попал своей стрелой, смертельно ранив героя.

Почему слабым местом являлась именно пята? Эта часть человеческого тела принадлежит как ступне, которая полностью скрыта при опоре на землю, так и открытой части ноги,
но не обозреваемой самим человеком, ибо она ему не видна, потому как находится сзади. Даже постоянно оглядываясь назад, невозможно уследить за безопасностью пяты. То
есть, она символизирует некое слабое место человека, о котором тот, может, и сам даже не подозревает. И природа этой слабости двояка, как и сама пята: с одной стороны, прижимается к земле, а с другой - принадлежит воздуху.

Змей же "чревом ходит по земле", полностью принадлежа ей, и потому властен над материальным миром; над тем, что рано или поздно обратится в прах. А "прах" - это именно то, что питает его.
Таким образом, жаля в пяту, коварно-сзади, змей воздействует на женщину тем, что, отвлекая от мира духовного, подвластного Богу, увлекает миром материальным, подвластным ему самому. Как это уже было в раю: мол, взгляни, как плод "приятен на вид" и как он "хорош на вкус", не вникая в истинную, духовную суть открывающихся знаний. То есть, приземленная материальность жены в какой-то момент способна нанести  поражение ей. А значит, и мужу. И тогда терпит урон душа человеческая, теряя рай и подменяя его "прахом" земным. Возвышенная Божественная духовность отступает перед потребностями чрева. Как в сказке про старуху, старика и золотую рыбку. Какой-то змей, видимо, ужалил в пяту "проклятую бабу", из-за чего её обуяла жадность.
Пята, пятка, вспять, пятиться, спятить - однокоренные слова, между собою взаимосвязанные.

                МАТРОС ОФИЦИАНТ-УБОРЩИК.

Оставшись одни, мы с Анютой сразу же поскандалили из-за того, что она не хотела мне уступить второе ведро воды, мотивируя тем, что это именно она попросила у Мишки, а
не я. Мол, если бы не она, то этой воды и вообще не было, потому что я не имею  такой привычки - просить. Что правда, то правда: просить я не умею.
Разве что, если не для себя...
Но Мишка же сам сказал, что второе ведро он принёс именно для меня, хотя я и не просила. Анюта же ничего этого слушать не хотела и твердила своё.
Однако в этом месте я решительно потянула одеяло на себя, потому что определённо настроилась перестирать своё бельё в нормальной чистой воде, а не в рыже-ржавой, которая, как правило, льётся в женской комнате.

В общем, после небольшого скандала одно ведро она мне всё же уступила. И я, умиротворившись, занялась стиркой.
Но затем последовал ещё один скандал. На этот раз из-за верёвки. Анька позанимала своим бельём все верёвки, какие только были натянуты и в нашей каюте, и в женской комнате. И когда я попросила её уступить мне хотя бы одну, на мою голову обрушилась лавина обвинений и упрёков, которые она успела накопить для меня, начиная с нашей встречи в Калининграде и кончая разными мелочами теперешней жизни. После того, как поток обвинений иссяк, посыпались оскорбления.
Накричавшись вдосталь, подруга, хлопнув дверью, пошла накрывать столы к обеду.
А я, потеснив на верёвках её бельё, развесила своё.
И с чувством одержанной победы отправилась в посудомойку.

Правда, к этому чувству примешивалось ещё какое-то, довольно препротивное, которое обычно посещает меня после всякого скандала: какое-то непонятное недовольство собой.
Такого рода сцены всегда вызывали у меня отвращение. Но почему-то так получается, что  я как будто бы специально на них нарываюсь и как будто бы даже сама их провоцирую.
В общем, должна признаться, если не кому-нибудь, то хотя бы самой себе, что
настроение у меня было не ах.


В обед Анзор, слесарь Соколов и Юрка-сварщик пришли в салон бухие и выступали там.
Но из-за чего, мне неизвестно, так как Анюта со мной не разговаривает и ничего мне
не рассказывает. И я, естественно, ни о чём её не расспрашиваю.

Потом вдруг ко мне в посудомойку припёрся Мишка-кочегар и словно замер на бегу в пороге.

- Ты чего? - удивилась я, отвлекшись на момент от своей грязной посуды.

Он несколько мгновений смотрел на меня каким-то странным взглядом, а потом как подскочит - и давай обниматься.

- Радость ты моя!

Я хоть и онемела на момент от неожиданности, но тут же пришла в себя. И, возмутившись, что было силы оттолкнула его:
- Ты что, сдурел?!

Он отпрыгнул к дверям и, сдерживая злую обиду, напыжился, нахохлился, принял воинственную стойку:
- Ты чего? Я же шучу!

- Шутить тоже надо уметь, - пробурчала я усмиряюще.

- Ладно, все бы так шутили, как я, - проговорил он с оскорблённым видом. - А то когда-нибудь кто-нибудь с тобой так пошутит, что сама не будешь рада.

И с лицом человека несправедливо обиженного он удалился.

"Вот какова здесь, оказывается, цена ведра чистой воды, - усмехнулась про себя я. - Анюта скандал учинила. А этот за натурой прибежал!"

После обеда Анька ходила на шлюпочную, а я перегладила своё бельё. Потом занялась своим писательством. Благо, никто мне не мешал. И полтора часа в спокойной обстановке посвятила своему основному делу.

И в полдник, и после полдника мы с Анькой всё ещё не разговаривали. Сидели молча, каждая в своём углу, и занимались своими делами до тех пор, пока не пришёл Анзор.

Явление нашего грузинского друга было впечатляющим. Поддатый, взъерошенный, растрепанный и с кувалдой в руке. Заявился, чтобы чинить нашу штормовку.
Поковырялся там немного для близиру и уселся на диван.

Для начала он выклянчил у меня мою вязаную шапку. Видите ли, она ему очень понравилась! Сказать по правде, она мне тоже нравилась. Я связала её сама по
последней моде из меланжевой рыже-коричневой пряжи с отворотом. Эта шапка шла к моему бледному лицу и тёмным глазам. И мне не хотелось с ней расставаться.
Однако Анзор так пристал: мол, к его глазам она тоже очень идёт; и я себе другую
свяжу. Короче, мне пришлось уступить.
Всё-таки Анзор для нас с Анютой, в общем-то, ничего не жалел. И даже сам вызвался делать на нашу долю балыки...
Бог с ней, с этой шапкой. Он только попросил, чтобы я немножко переделала её для
него. Ему захотелось, чтобы я присобачила к ней "бубенчик", как он выразился. Короче говоря, ему приспичило иметь на макушке помпон. Эту моду открыл здесь Юрка-сварщик.
Он первый заказал Анюте присобачить к его шапке "бубенчик". Правда, потом раскритиковал её работу, сказав, что помпон у неё получился какой-то дохлый.
Она, конечно, обиделась. И Юрка, спохватившись, стал её нахваливать. Но слово не воробей: вылетело, а назад не воротишь. И тогда Анька дала торжественное обещание
больше никому ничего не делать.
В общем, мало того, что я осталась без шапки, так меня ещё обременили дополнительной работой. Ну да ладно, мне это не трудно. Правда, времени на писательство и так
не хватает, а тут ещё и бубенчики-помпончики всякие изготавливать приходится.
Хотя, если вдуматься, то писательство это моё, быть может, и не нужно никому.
А шапка с бубенчиком уже сейчас насущно необходима конкретному человеку, нашему
хорошему другу, помощнику и опекуну.

Когда наша сделка была наконец улажена, Анзор сразу повеселел. Впрочем, благодаря нетрезвому состоянию он и до этого не выглядел грустным. И расслабившись, привычно заговорил о том, что подал заявление на списывание, что собирается увольняться из КБТФ совсем. И вообще решил завязать с морями. Сообщил, что отец прислал радиограмму:
"СЫНОК БРОСАЙ ВСЁ ПРИЕЗЖАЙ ДОМОЙ МАНДАРИНЫ ГНИЮТ". Торговать, мол, надо.
Сказал, что после получения этой радиограммы, пошёл к Кепу и подал заявление на увольнение.

Упомянув об отце, он, конечно же, не мог не повспоминать и о матери, которая, когда ещё Анзор в армии служил, писала ему в письмах: "Сынок, ты женщинам не верь. Они все такие хитрые - за два метра в бинокль не разглядишь!"
Подивившись наивной мудрости своей матери, пространно и довольно нелестно порассуждав о стервозности и непорядочности всего женского сословия, он вдруг вспомнил, что и мы с Анютой как бы тоже относимся к этому нехорошему сословию.

- А вы, девочки, молодцы! Такие молодые, а так себя держите! - похвалил он нас, давая тем самым понять, что всё вышесказанное на нас не распространяется.

Как именно мы себя держим, ни я, ни Анюта выяснять не стали. И так понятно, что
всем удивительно, как это мы до сих пор не ударились в разгул и не пустились во все тяжкие. Уж они-то на нашем месте показали бы такого дрозда!

Я вспомнила вдруг Мишку-кочегара и его сегодняшний визит ко мне в посудомойку...
"Радость ты моя!". Надо же - я его радость! Признаться, не так уж и неприятно мне было вспоминать это. Если честно, меня словно током шандарахнуло от его объятий.
Выходит, я тоже не железная. Физиология, чёрт бы её побрал. К тому же мне Мишка вовсе не противен, даже скорее наоборот, я к нему нормально отношусь. И зла у меня
на него не было. Просто смешно. Даже ржачно. Притаранил ведро воды и обрадовался!
Дурак, одним словом.
И вообще, какие мужики всё же дураки. Они считают, что для женщины - огромное счастье скакать, меняя партнёров, как не знаю что... Про перчатки упоминать не буду.
Это уже избито и для наших дней не актуально. Это когда-то там, в кои века, светское общество меняло перчатки несколько раз за день. Нынче перчатками особенно-то и не перебирают. Короче, может быть, это для мужиков счастье... Да и то, скорее всего,
не для всех, а только для таких бабников, как Анзор. И, может, ещё для таких, как Мишка.
А для женщины счастье - любить одного-единственного родного человека и хранить ему верность, зная, что и он относится к ней точно так же...
Вот интересно, как бы повели себя мужики, если бы их на пароходе было бы пять
человек, а женщин сто?..

Анзор, словно прочтя мои мысли, пустился в рассуждения на тему, что вот, если бы на пароходе было на пять мужчин сто женщин, то он бы до конца жизни за любую зарплату
в море ходил и никогда бы даже не подумал о списывании.

- А так...- Он обречённо махнул рукой и тяжко вздохнул. - Голыми здесь только рыб и видишь. Как Юрка говорит, настоящий моряк отличается от всех нормальных мужиков тем, что на секс он тратит времени ещё меньше, чем на бритьё. И что это за жизнь? -  спросил он, выразительно проведя рукой по заросшему чёрной щетиной лицу. И, горестно округлив глаза, сам же ответил, насытив свои слова большой дозой сарказма: - Это не жизнь. Я от такой жизни и окочуриться могу.

Потом, видимо посчитав, что чересчур увлёкся рассуждениями о себе и о своей жизни,
он резко сменил тему и совершенно неожиданно заявил:

- А у тебя, Анютка, муж будет алкоголик.

- Ничего себе, заявочки! - возмутилась будущая жена алкоголика. - С чего это ты так решил?

- Потому что не ты выбираешь, а тебя выбирают, - объяснил он, придав своему лицу
вид глубокомысленного философа, постигшего все тайны бытия. - Вот Инга, та другое дело. Она разборчивая. Она сама выбирает, не позволяет себя выбирать.

Я хотела сказать, что, возможно, он ошибается, потому что...мне кажется, всё обстоит как раз наоборот. Как раз-таки Анюта выбирает, а я - нет. Я не выбираю, а скорее, выжидаю. Вернее, жду, когда меня выберет один человек. Один-единственный на всём белом свете.

Ужин был клуматной. Меня завалили грязной посудой, и я ничего не видела и не слышала.
А завтрашнего дня и вообще боюсь.


Рецензии