Мать, сын, соль

Мать, сын, соль

- Во всём виновата моя мама! – сказал немолодой мужчина, сидя за кухонным столом недавно отремонтированной квартиры. – Она всю жизнь меня подавляет. С раннего детства. Всё учит, воспитывает, унижает ниже плинтуса, да ещё и при посторонних.

- Вы могли бы спокойнее реагировать на её замечания. В конце концов, почему вас это так задевает?

- Я боюсь, что у окружающих может сложиться ложный взгляд на действительность.

- Действительность – это вы сами. Она не зависит от неё, так как это лишь её субъективный взгляд в данную единицу времени. Как и любого другого человека. Ваша мать видит в вас возможно умершего мужа, который также как и вы пил, изматывал её ревностью, драками и бессонными ночами. Ей, наверное, хотелось бы, чтобы в тридцать лет у сына была стабильная работа, крепкая семья, дети и проверенные друзья. Я в вас наблюдаю пациента с зависимостью от алкоголя и наркотиков. Полицейский изобличил из вас преступника, который намеревался сбыть три грамма соли. Прокурор хочет проучить вас и перевести с домашнего ареста на зону, где вы возможно забудете о наркотизации и прочих радостях...

Не знаю, понимал ли меня, сидевший напротив, улыбающийся самодовольный мужчина с выпирающим из-под не глаженой майки животиком, мелированными прядями, закрывающими один глаз, с неустойчивым аффектом и полуразрушенным мозгом. Он не смог выполнить тест рисования часов и запомнить предъявленные три слова. Мать – школьная учительница с укоризной и стыдом смотрела на него, как он нелепо рисует минутную стрелку, умножает и делит простые числа и что творилось у неё в сердце, мне не понять и не передать словами.

- Вы давно не работаете?

- Три. Нет, шесть лет назад у меня была практика в суде.

- И?

- С тех пор ищу. Никак не могу подобрать что-то подходящее.

- А как?

- Собеседования разные, резюме, друзья…ничего не помогает.

- Потому что характер у тебя стал невыносим!

- Молчи! Ты опять лезешь и суешь свой нос, куда не следует. Не мешай нам. Мы ведь почти не живём вместе последние тринадцать лет… Мне может, нужно с доктором с глазу на глаз поговорить. Я ведь из-за тебя согласился на эту консультацию.
Мать ушла. Может быть, недалеко. Наверное, притаилась в темном коридоре и слушала в очередной раз повесть о неудачах своего сына. Что работодатели вокруг плохие, алчные и тупые, и  его постоянно недооценивают. Что гражданская жена на шестом году брачной жизни захотела ребёнка, и он прозрел и понял, что совершенно не любит её, и не готов к решающему шагу. Что друзья подставили его и принесли в его квартиру три грамма соли. Что три недели ему снится наркотик, и он просыпается в поту, заедая тягу сладким.

- Вы часто употребляли?

- Раз в неделю. Перед ночным клубом, чтобы веселее было.

- Его раз в неделю надо умножать на три, - не вытерпев, вторглась в наш разговор мать.

- Да ты на себя посмотри! – вскочил со стула дородный сынок и нервно зажег сигарету. - Мне рассказать врачу, как ты с подружками посиделки на кухне устраивала? 

- А как вы организуете свой досуг? Спортом увлекаетесь?

- Да. До семнадцати лет я занимался профессионально футболом. Сейчас люблю смотреть матчи, фанат Спартака. Интернет, кино, компьютерные игры. Но уже второй месяц, как живу без всего этого. Скука сплошная! Видите? – показал он на черный пластиковый чип, прикрепленный в нижней трети голени. – С браслетом я теперь. Только книги и остались. Даже телефоном нельзя пользоваться… Но теперь всё! Я понял, что преступил черту. Через две недели суд. Думаю, что у нас хватит, чтобы закончить дело и перевести всё на условный срок. Я понял, что хочу найти работу, завести семью, бросить дурь и начать заниматься спортом! Мне кажется, что я уже своё отгулял. Я не хочу терять десять лет на зоне. Кому я после этого буду нужен?
Мать вместе со мной вышла на лестничный тамбур:

- У нас ещё не всё потеряно, доктор?

- Не всё… Хочется верить, что не всё. Болезнь конечно никуда не ушла и лишь задремала. Он немного напуган, но понимает, что вы всё сделаете ради него. Сможет, ли он социализироваться и найти замену ПАВам, я не знаю. Получите результаты анализов, МРТ, ЭЭГ и УЗИ – пришлите в воцапе. Может быть, они будут неутешительными и остановят вашего сына от бездны…Иногда это помогает. Хотя вы видите, что критика у него страдает, и его память, внимание и мышление дали сбой. Пусть принимает ноотропы с антидепрессантом.

- На всю жизнь?

- Пока не найдёт достойную замену соли…


Рецензии