Эпизод из жизни Ивана Леонтьевича Магницкого

Всего один вновь обнаруженный документ позволяет порой добавить новые штрихи к судьбе Л.Ф. Магницкого и его ближайших потомков. Речь идет об Исповедной ведомости за 1755 года  Никитского сорока города Москвы.  В его  состав  входила церковь Вознесения господня за Никитскими воротами (1). Указанный сорок был большим и включал на 1741 год 48 храмов. 

Вначале об основных фактах. На исповедь приходила жена Ивана Леонтьевича, сына создателя учебника арифметики, Анастасия Васильевна, пребывающая в возрасте 40 лет. Следовательно, родилась она около 1715 года. Точнее указать нельзя, поскольку запись сделана с ее слов. Даже фамилия прихожанки записана не совсем точно – Магницкова. По всей видимости, владела она домом, который указан под номером 24. Обозначена женщина уже вдовой подпоручика. Следовательно, к этому времени отошел Иван Леонтьевич в мир иной. Рано завершилась его земная жизнь. 

Вместе с ней исповедовалась 15-летняя дочь Варвара. И опять же – перед нами только приблизительная дата ее рождения - 1740 год. Записана она девицей, поскольку еще не успела к этому времени выйти замуж. Из приведенных данных получается, что была она старше брата Леонтия на 3 года. Сложно сказать, почему не указан он сам. Исполнилось отроку на то время всего 12 лет. Хотя из его Формулярного списка о службе известно, что «в военную службу вступил солдатом в Гвардию 1759 года января 26 числа», т.е. спустя 4 года после указанной выше даты.

Обратимся к труду одного из первых биографов Л.Ф. Магницкого видного историографа русского военно-морского флота В.Н. Берха, который после беседы с М.Л. Магницким, названным автором не совсем точно внуком (на самом деле правнук) сделал следующую запись: « известно, что Петр I благословил Магнитского местным образом Николая Чудотворца, который невестка его отдала в Церковь старого Вознесения, на Царицынской улице, где он, украшенный драгоценными камнями, находился до 1812 года» (2).

Благодаря этой цитате подтверждается не столько семейная легенда об иконе, подаренной Петром I, сколько причастность семьи к церкви Вознесения, причем старого. Кстати, в стоявшем неподалеку храме Большого Вознесения венчался уже в XIX веке А.С. Пушкин.

Акцентирую на этом внимание, поскольку ранее семья жила в доме отца, полученном Леонтием Филипповичем в подарок от Петра I за написание учебника Арифметики, который находился в приходе церкви «Великомученика Георгия, что в Лучниках». Так, согласно Переписным книгам Москвы 1738-1742 гг значится: «двор Монетной Канцелярии бухгалтера Ивана Леонтьева сына Магницкого» в том же приходе (3).

Вероятно, следует отметить, что данный «двор» увеличился на три "места" в размерах с момента его получения за счет покупки Леонтием Филипповичем соседних участков. Сменились и соседи. Так, в «межах» стоял уже «двор вдовы княгини Мавры Дмитриевой дочери Куракиной».

                ***

Выше представленный документ вторгается в логически обоснованную цепь рассуждений, касающихся предков Леонтия Филипповича, выстроенную основным его биографом наших дней потомком К.А. Магницким.

Так, в статье под заглавием "Леонтий Филиппович Магницкий - первый учитель и математик России", он выдвигает две версии, указывающие на родство Учителя с архиепископом Нектарием (Теляшиным). Они заключаются в следующем: "... Нектарий приходился Леонтию двоюродным дядей, а дедом Леонтию мог быть, например, дядя Нектария - Юрий, в иночестве Герман. Другая, косвенно подтвержденная версия, состоит в том, что Леонтий Магницкий был внучатым племянником Нектария. По этой версии дедом Леонтия был родной брат Нектария Иван" (4). Автор ссылается на синодик Осташковского Житенного монастыря, в котором записан "Род Иоанна Леонтиева сына Магницкого", предполагая, что речь идет о сыне Леонтия Филипповича Магницкого. Как он указывает далее, в этой записи, сделанной по мнению тверского историка-архивиста И.Ф. Голубева не ранее 1761 года, перечисляется 62 имени скончавшихся представителей рода И.Л. Магницкого: "Схимонаха Фирса, Леонтия, Марии, Иоанна..." (5).

По всей видимости, действительно схимонах Фирс был отцом Леонтия Филипповича Магницкого и в миру носил имя Филипп, затем указан он сам и его жена Мария. А вот далее автор приходит к выводу, что "Иоанн" возможно дед Леонтия Филипповича. Но вспомним, что к 1755 году сын Иван Леонтьевич уже покинул наш мир и скорее всего под именем Иоанна записан именно он. Как известно, Леонтием был внук Учителя, вероятно, названный этим именем в честь деда, и можно предполагать, что именно он являлся автором записи в синодике монастыря. К указанному выше 1761 году исполнилось Леонтию второму уже 18 лет и пребывал он в унтер-офицерском чине сержанта гвардии.

Послесловие. Не дает покоя мысль, что в синодике приведены имена 62 представителей рода Магницких, причем уже скончавшихся. В составленной же мной Поколенной росписи обозначено всего 12 персон и это учитывая то обстоятельство, что многие из них были еще живы к указанному году.

Фото. Москва. Церковь Малого Вознесения на Никитской. 1881 год.
Источник: Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882.


Рецензии