2. Противостояние
Юрий Карпов лишь спустя много лет подвёл итог дискуссиям [1]. По-видимому, стало возможным обо всём говорить откровенно. В том числе и показывать несостоятельность властных структур и их руководителей.
Он пишет:
«Следует подчеркнуть, что песни бардов и фестивальные дискуссии по их поводу явились своего рода «пусковым механизмом» к завершению уяснения многими молодыми людьми факта противостояния их представлений о жизни официальной идеологии, что проявилось в энергичном противостоянии конкретных лиц, за которыми, как на плакате, виделась оппозиция простых, не обременённых постами и должностями, хотя и думающих, людей с одной стороны баррикад [2] и лиц, входящих в систему управления обществом: партийных и комсомольских работников-аппаратчиков, руководителей учреждений и организаций и т.п. — с другой».
Мне не хочется вступать в полемику с Юрием Карповым. Но лично для меня песни бардов не стали таким «пусковым (или «спусковым) механизмом», завершающим моё понимание противостояния моего мировоззрения официальной идеологии.
Тогда я, как не был оппозиционером, так и не стал им.
Не стали ими и многие другие молодые люди, даже руководители, такие, как А.И.Бурштейн, Г.С. Яблонский, С.П. Рожнова, А.А. Берс, В.Ф. Меньщиков.
Не стал и сам Ю.Д. Карпов.
Мы были уверены в прочности советской власти и хотели лишь её улучшения.
К тому времени мы уже понимали, что власти на всех уровнях – от районных до самого верха – ведут нас не к светлому будущему – коммунизму, а, бог знает, куда, что нужно сменить руководителей и комсомола, и партии. Заменить их молодыми людьми, сменить приоритеты развития.
Но когда и как это случится, мы не знали.
К сожалению, я не был на дискуссиях, где в открытую развернулась полемика. Но, если бы был, полагаю, что я сочувствовал бы тем, кто «противостоял» на дискуссиях партийным идеологам и комсомольским активистам.
Правда, по классификации Карпова я находился в группе людей «обременённых» постами, хотя и не входил в систему управления обществом».
Но я всегда знал, что любая классификация условна.
На мой взгляд, дело было не в оппозиционности, а в мужестве. Но мужество – ещё не оппозиционность.
И я, даже сейчас, спустя 50 лет, восхищаюсь мужеством тех, кто тогда пел открыто или говорил открыто.
Говорил или пел, преодолев страх, который глубоко сидел в нас.
Сегодняшнему читателю, возможно будет трудно это понять. Но в те годы встать и вот так открыто изложить свою точку зрения, пойти против чётко высказанной линии партии (а тогда высказывание партийных властей любого ранга именно так и представлялось), было просто безумством, было чревато крупными неприятностями – вызовами в органы, допросами, потерей работы, комсомольских и партийных билетов, вплоть до ареста и суда.
Власть у партийных органов была ничем не ограничена.
Министр социологии клуба «Под интегралом» Юрий Карпов продолжает:
«Большинство выступлений на этих дискуссиях было записано радистом «Интеграла» физиком Сашей Ильиным [3] и почти сразу расшифровано с магнитной ленты юными волонтёрами штаба фестиваля [4]».
И далее:
«…Мы постараемся максимально приближённо к оригиналам, избегая собственных изложений сказанного и допуская лишь небольшие разумные изъятия повторов или мест, явно не относящихся к сути дела, передать наиболее интересное из этих выразительных документов той поры, являющейся практически прямой идейной предтечей нынешней, ознаменовавшейся крахом тоталитаризма [5]».
И ещё:
«Естественно, что при отборе из огромного количества материала наше внимание останавливали, прежде всего, его удивительная актуальность, перекличка с сегодняшним днём».
В начале 90-х и я так думал. потом разочаровался.
«И, несомненно, – пишет Юрий Карпов, и я полностью разделяю его мнение, – важнейшим явлением этого столь социально значимого события духовной жизни явилось творчество Александра Аркадьевича Галича и сам он — яркая, глубокая фигура, оказавшаяся также в центре общественного внимания на фестивале и в идеологически бурный послефестивальный период.
Особенно сильные споры развернулись вокруг нескольких идеологически острых песен А. Галича, впервые исполненных им публично на столь широкой аудитории: «Памяти Пастернака», «Закон природы», «Ошибка», «Баллада о прибавочной стоимости».
Вводная часть статьи Юрия Карпова взята без колебаний мной в качестве вводной части к моему рассказу о дискуссиях. Но мой рассказ, учитывает и впечатления других участников дискуссий, а также немногочисленных исследователей этого неординарного события.
Продолжу цитирование статьи Юрия Карпова.
«Дискуссии были включены в фестивальное расписание — отдельными пунктами, на равных с концертами и другими мероприятиями (например, с выборами Мисс «Интеграл-68» и двух её «производных»).
Они состоялись, в частности, в трёх крупнейших залах Академгородка: Доме учёных [6], ТБК (торгово-бытового комбината), и конференц-зале Института геологии и геофизики» [7].
Я не уверен, что дискуссии шли каждый день. По крайней мере в сохранившихся материалах я этого не увидел. Но то, что они проходили в Доме учёных 11 марта и ТБК 12 марта, а уже после фестиваля в конференц-зале Института геологии и геофизики 22 марта, сомнений нет, – есть много опубликованных материалов.
Могу добавить, что я знаю и об одной дискуссии, которая прошла в Новосибирске. О ней напишу в конце этой главы.
К сожалению, я не могу представить здесь расписание дискуссий, так как не располагаю им.
Поэтому буду ориентироваться только на опубликованные статьи, наиболее полными или яркими из них являются публикации учавстников фестиваля – социолога Юрия Карпова, московского писателя и журналиста Леонида Жуховицкого, журналиста Виктора Славкина [8] и новосибирского режиссёра театра Григория Горина (о дискуссии в городе), а из исследователей – писателя Михаила Аронова [9] и журналиста Кирилла Андреева [10].
Примечания:
1. Карпов Ю.Д. "Галич: март-68-го". «Библиография» №1, 1993. С.48
2. Противостояние, безусловно, было, только ещё не было тогда баррикад.
3. Юрий Карпов не знал, что Александр Ильин был осведомителем КГБ, и все записи одновременно попадали в аналитический центр Комитета, где тщательно изучались. Записями, естественно, располагали также партийные и комсомольские органы.
4. Хотелось бы знать, сохранились ли они и, если да, то где находятся.
5. Смелое заявление. Это дело будущих историков.
6. В спортзале Дома учёных
7. Эта дискуссия прошла 23 марта, т.е. после завершения фестиваля.
8. Журнал «Родник» №10, Минск, 1988.
9. Автора книги о Галиче, уже многократно мною цитируемой.
10. Кирилла Андреева на фестивале бардов не было, но он, по-видимому, располагал полными материалами дискуссий.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/09/19/113
Свидетельство о публикации №218091900109