От казаков днепровских до запорожских ч. 16

Член Императорской Российской академии наук, Е. Ознобишин в своей работе «Донские казаки», напечатанной в «Донских ведомостях» № 81-91 за 1876-77 гг. указывает, что в 1261 г., по просьбе казаков и по рекомендации византийского патриарха, Донская или Сарайская (Сарская) епархия, при хане Берке была установлена для духовного окормления и служения казаков-христиан. Есть много других исторических документов, в частности относящихся к участию казаков в Куликовской битве 8 августа 1380 г., когда они перед битвой приветствовали Дмитрия Ивановича Московского иконами Донской Божьей Матери и Божьей Матери Гребенской. В то же самое время, татары, принявшие ислам, под руководством хана Мамая начали открыто демонстрировать недружелюбие казакам-христианам, часть из которых, в результате ушла в верховья Дона. Архимандрит Антоний, кстати написал в своём «Слове известий»: «Здесь, в верховьях Дона, находится христианский народ воинов, именуемый казаками, который имеет чудесно сработанные иконы в своих церквях, который радостно встречает великого князя с этими иконами и крестами в благодарность за освобождение от врага...» Все путешественники посещавшие страну казаков единодушно повторяют, что казаки – отдельный народ, отличный от московитов. Немецкий путешественник Герберштейн, посетивший в 1549 г. Дон, Москву и Киев написал в своих «Записках о московских делах», о том, насколько казаки являются особенным народом, говорящим на смеси славянского и татарского языков, исповедующим греческую веру и проводящим церковные службы на славянском языке. Венецианец Жозеф Барбаро, проживший в Азове более 16 лет, в 1436 г. написал о казаках, как о народе говорящем на татарско-славянском языке.

Французский учёный и инженер, построивший канал в донской столице Черкасске в 1800-1802 г., признавал это и писал в своём «Философском взгляде на страну, занятую казаками»: «Даже в 18 в. казаки говорили на татарско-славянском языке, и обычаи, привычки и одежда казаков мало отличались от татарских». Масса дополнительных свидетельств иностранцев, посещавших казачьи земли и упоминавших в своих работах казаков, как полностью независимый, полностью отличный от великороссов, московитского народа, могут быть процитированы. Ради краткости здесь отсылаем читателя к главной работе российского историка С.Г. Сватикова «Россия и Дон». Нужно подчеркнуть, что первые русские историки до 1835 г. неизменно писали о казаках, как отдельном и крайне древнем народе. Историк, географ Василий Татищев, заявлял в своём «Лексиконе», опубликованном в 1793 г., что казаки обнаруживаются уже в IX в., в Хазарской империи и вместе с ними принимают христианство. Крупнейший литератор Николай Карамзин, «отец русской истории» утверждает в т. IV своей «Истории государства Российского», что казаки происходят от слияния азовских славян с древними обитателями степи, которые говорили на славянско-татарском языке с вкраплениями слов тюркских, горцев Кавказа и др., и добавляет: «В любом случае, казаки старше Батыева вторжения. Эти рыцари жили своими общинами, не признавая польской, русской или татарской власти над собой». Ранние академики и учёные Императорской академии наук, начиная с И.К. Тауберта, Райта, Ле Клерка и др. также писали о казаках, как о древнем и особом народе.

Последующие русские историки, этнографы, археологи и учёные писали в этом же ключе. Здесь следует упомянуть таких как, Устрялов, Эверст, Болотов, профессор Жуковский, профессор Райт, профессор Любенский, профессор Зябловский, Крамер, Погодин, Средневский?, Богомолов, Ключевский, Костомаров и другие. Даже учебники русской истории, предназначенные для использования в русских школах до 1835 г. всегда писали о казаках, как об отдельном народе. Таким образом, например, мы читаем в тексте профессора Устрялова «Российская история», т. I, с. 235: «Казачий народ вырос от смешения различных племён. Он состоит из остатков древних половцев, азовских славян, черкесов (черкасов), мигрантов с Кавказа, татар, литовцев, поляков и т.д. Удивительное смешение племён отражено в особенностях казаков, их языке, самом образе жизни. Их лица по сей день выражают что-то азиатское. Их язык состоит из татарских, русских, турецких, польских и других слов». Коллежский советник, писатель Алексей Попов, первый директор гимназии на Дону, написал «Историю о Донском войске», в Новочеркасске, в 1812 г. часть I, отпечатанная в Харькове, на университетском печатном станке в 1814 г., содержит заметку цензора: «Разрешено к печати. Харьков. 1813 год. Май. 31. Профессор Гавриил Успенский (цензор). В работе А.Г. Попова говорится: «Со старинных времен эта республика-войско именовалась казачьей и земля казаков – Казакия, потому что в персидском языке - Казак значит скиф, согласно Плинию (писатель I в. до Р.Х.).

К. Багрянородный, царствовавший в Константинополе с 775 до 797 гг., также свидетельствует об этом, как и арабский историк Абдул-гази-Багадар-хан». Историк и император Византии Багрянородный именовал казачью страну – Казакией (Касакией). Русский этнограф, профессор Е. Марков тоже признает это вполне убедительным в своей работе «Очерки Кавказа». На стр. 13, он пишет: «То, что казаки являются законными наследниками и преемниками древних обитателей степи – это очевидно не только из их исторической роли, но даже из самого их имени. Нет различия в этом имени – казак, и племенами древних косогов, записанных как касаги в Никоновском свитке, косоги в Софийском, который..? побережье Азовского моря в начале русской истории». Это признается также немецким учёным, профессором А. Сандерсом в его работе «Кавказ: историческое исследование», приводящим дополнительные свидетельства о независимом происхождении казаков, как отдельного народа и цитирующим «Статут Генуэзских колоний» на Чёрном море, опубликованный в 1449 г., под названием «Свободный закон республики Генуя». Первый российский историк казачества, ген. Ригельман, написавший в 1778 г., по поручению русского правительства «Историю о Донских казаках», пишет: «Проведя довольно долгое время на своём посту среди донцов, я всегда близко наблюдал, внимательно слушал, пытаясь ухватить значение... и хотя казаки известны всему миру за их древность и даже более – за их храбрость в военных делах, всё ещё мало кто знает, когда и откуда этот народ появился в этом месте...

Они считают себя не русскими по природе. Они действительно верят, что они только русифицированы, живя в России, но не являются русскими. И потому они никогда не называют себя московитами, и не любят тех, кто называет их москалями и отвечают: «Я не москаль, но русский только по закону, а не по природе...». Не без причины российский профессор Зябловский говорит в своём «Землеописании Российской империи», том VI, опубликованной в 1810 г.: «Казаки являются потомками древнего племени... славян». И.Н. Полевой пишет в «Московском телеграфе», № 17-18, за 1830 г.: «Казаков нельзя считать частью Древней Руси. Только язык и вера привлекли их к России... Малороссияне (или украинцы), белорусы и казаки, и др. – не русские, они являются иными по национальности». A. Pynin в «Историческом вестнике» за 1902 г. на с. 735 писал: «В хрониках нет свидетельств о самом раннем этапе становления казачества, но современные историки склонны прослеживать его истоки до татарского периода и верят, что казаки возникли очень рано». Самые новые российские историки, такие как Тхоржевский, Шмурло и Сватиков вполне определенно обнаруживают древность происхождения казаков. Казачьи историки, проводившие изучение истории казачества, также пришли к такому выводу и утверждают, что казаки ни в коем случае не происходят от беглых московитов или иного народа, но имеют своё собственное древнее происхождение от древних славян, смешавшиеся с другими народами, проходившими через казачьи земли.

Начиная с казачьего историка В.Д. Сухорукова, работы которого были запрещены правительством при Николае I, а сам историк был сослан сначала на Кавказ, а затем в Финляндию, и заканчивая наиболее современными казачьими историками: И.Ф. Быкадоровым, д-ром С.А. Фёдоровым, Т.М. Стариковым, С.В. Болдыревым, Г.В. Губаревым и другими. Все они вполне ясно показали полную самостоятельность происхождения казаков, обнаружив казачье историческое свидетельство о рождении. Эти исследователи основывали свои работы на фактах, используя как российские, так и иностранные исторические источники. Даже такой писатель, как ген. П.Н. Краснов, посвятивший большинство своих книг величию России, считал казаков отдельным народом, а не русскими. В его «Исторических очерках Дона», опубликованных в 1944 г., говорится: «Сказать, что мы русские, подразумевая идею великороссов, было бы неверно, поскольку казаки сами состоят из различных национальностей. Среди народов России есть ветви: великороссы, украинцы (или малороссы, как они ранее назывались), белорусы и есть также казаки». Казаки всегда ясно и отчётливо распознавали свою политическую и социальную отдалённость от других народов, включая великороссов. Они никогда не считали себя частью великоросского народа или Московского государства. Вместо этого они всегда остро обособляли себя от русских, от Руси. Само Московское государство, которое выросло значительно позже, чем образовалось казачье государство, как институт, осознавало полную независимость казачьего народа.

Продолжение следует в части  17                http://proza.ru/2020/11/01/2071


Рецензии