Повесть об ушедшей эпохе. Глава 1

   В этой повести я хочу рассказать о жизненном пути своего отца - Аганина Александра Петровича, который родился в 1920 году и ушёл из жизни в 1995 году, прожив её в стране под названием Союз Советских Социалистических Республик.

                ***

   Саша родился в год окончания Гражданской войны. Война прокатилась через его город в обоих направлениях: сначала на запад, а потом - на восток. Небольшой городок Южного Урала, каковым являлся Миасс, находился на транссибирской железнодорожной магистрали. Поэтому сперва пришли чехи, поднявшие мятеж в Пензе и захватившие железнодорожную магистраль по всему Южному Уралу и Сибири, а затем уже и Сибирская армия адмирала Колчака.

   Испытывая большую зависимость от Антанты, Колчак произвёл в генералы чешского офицера Гайду и даже назначил его командующим своей Сибирской армией. Это укрепило чехов в понимании важности своего нахождения в России. Однако, не надолго. После нескольких поражений от Красной Армии, чехи отказались от дальнейшей борьбы с Советами. Гайда вместе с командующим чехословацким корпусом генералом Сыровы обосновались в Омске, продолжая силами своего корпуса удерживать важнейшую железнодорожную магистраль.

   Сашин отец Пётр Андреевич Аганин женился на миловидной девушке Тоне в 1918 году. От своего отца Пётр знал, что их семья переселилась на Южный Урал из Пензы. В юго-западной окраине Миасса поселились все пензенские переселенцы, поэтому слободу и прозвали Пензией. Слобода протянулась вдоль берега огромного пруда, образованного с помощью плотины на реке Миасс. А неподалеку от плотины дымил своими трубами Миасский напилочный завод, где и начал свою трудовую деятельность Пётр в качестве кузнеца.

   Дом Аганиных занимал в слободе весьма престижное место. Его окна выходили на главную площадь, над которой возвышались купола белокаменного православного храма. Поэтому-то их дом и приглянулся чехословацким офицерам, которые разместились здесь на постой.

   Однажды чехи где-то подгуляли и пришли домой навеселе. Между ними и Петром завязался неприятный разговор. Чехи обвинили его в том, что он не сражается с большевиками, а прячется за женскую юбку. Они не знали, что Пётр был мобилизован в колчаковскую армию, но, дойдя с маршевой ротой до Уфы, заболел сыпным тифом и был отправлен домой на Урал.

   Это обвинение задело Петра до глубины души. Он, не долго думая, нанёс им "контрудар":
   - А вы что? Воюете с большевиками? Так нет же! Вы оседлали нашу железную дорогу и только смотрите - как-бы побольше добра утащить к себе на родину.
   
   Один из офицеров по имени Вацлав выхватил из ножен саблю и замахнулся на Петра. Другие офицеры едва удержали разъярённого Вацлава от непоправимого поступка. На следующий день, когда чехи проспались, Пётр подошёл к Вацлаву и рассказал ему всё, что произошло вчера. Извинениям не было конца. Вацлав клялся и божился, что ничего такого больше не случится.

   После того, как Красная Армия освободила от Колчака весь Урал, Петра вызвали в ВЧК. Разговор был коротким:
   - Рабочий?
   - Да. Кузнец с напилочного завода.
   - Подтверждаю! - воскликнул один из чекистов. Пётр узнал в нём рабочего из соседнего цеха.
   - В боях не участвовал?
   - Не участвовал. Вернулся домой в тифозном вагоне.
   - Чехи квартировали?
   - Квартировали... Но ведь и не у меня одного... Да они разрешения и не спрашивали.
   - Ладно, иди и продолжай трудиться на заводе.

   У Петра с Антониной дети рождались парами. Сперва: Александр и Вера, потом: Михаил и Надежда.
   На той же площади, что и дом Аганиных, располагались школа-семилетка и горно-механический техникум, построенный на фундаменте снесённого православного храма. Поэтому у детей путь во взрослую жизнь был предначертан изначально: из дома - в школу, из школы - в техникум. Александр, Михаил и Надежда так и поступили. И только Вера после окончания школы осталась надёжной помощницей матери в заботах и хлопотах по домашнему хозяйству. А хозяйство было не маленькое: дом, огород, корова, лошадь, куры.

                ***

   В техникуме Саша проявил склонность к точным наукам: математике, физике и теоретической механике. А уж к общественной деятельности его тянуло ещё со школьной скамьи. Однажды, находясь в пионерском лагере на озере Тургояк, он организовал группу из нескольких мальчишек для побега в Африку. Побег совершили ночью. А когда утром пионервожатый обнаружил их исчезновение, девочка Маша, которая всегда всё знала, ответила:
   - Да они в Африку сбежали!
   На машине настигли беглецов в нескольких километрах от пионерского лагеря. Они шли по компасу строго на юго-запад.

   В техникуме в одной группе с Александром учились его закадычные товарищи по школе и пионерлагерю: Колька Тиунов и Васька Пушкарёв. К тому же они проживали на одной улице. Колька - в соседнем дворе, а Васька - напротив через дорогу. Они-то и предложили избрать Александра своим комсомольским вожаком.
   А хлопот в первичной комсомольской организации было с избытком. Кроме внутрикомсомольской работы приходилось заниматься: шефством над школой, пионерлагерем, спортом (юноши любили играть в футбол), организацией досуга (походы на озёра Ильмень и Тургояк).

   Общественная работа увлекла настолько, что через какое-то время студенчество "произвело" Александра в секретари комсомольской организации техникума. Теперь Александр руководил не только "механической" молодёжью, но и "геологической". Среди геологов особенно выделялся Николай Тиунов. Он организовал краеведческий кружок. В него вошли и Василий Пушкарёв и девочка Маша, которая всегда всё знала. Она-то и рассказала ребятам, что в конце прошлого века в окрестностях их города был найден слиток золота весом чуть больше тридцати килограммов, а уж малахит здесь можно собирать как белые грузди.

   Немного поколебавшись Маша добавила:
   - Ребята! А вы знаете, что Емелька Пугачёв опустил сундук со своими сокровищами на дно Тургояка?
   - Я знаю! - воскликнул Вася Пушкарёв. - Только не в сам Тургояк, а в небольшое озеро, которое находится чуть выше его.
   - Предлагаю на каникулах отправиться туда на поиски клада, - предложил Николай. - Пригласим принять участие в этой авантюре Сашу Аганина и пойдём вчетвером.

   Так всё и случилось. На берегу озера ребята соорудили большой шалаш и, чуть поодаль, оборудовали место для приготовления пищи. Уже после первых погружений они поняли, что глубина озера здесь очень большая. Поэтому страсти по поводу сокровищ Емельки Пугачёва прошли быстро. Компания решила просто отдыхать. Николай и Василий занялись рыбалкой, а Александр, увлекаемый девочкой Машей, отправился с ней искать золотую жилу или драгоценные камни.

   Однажды в полуденную жару Саша и Маша брели по берегу озера, весело болтая и восхищаясь красотой уральской природы. Вдруг неожиданно для себя они обнялись и начали целоваться. Они это делали впервые в своей жизни. У Маши закружилась голова, поэтому она крепко вцепилась своими коготками в Сашины плечи. И он не мог этого не почувствовать. Саша, придерживая ладонью Машин затылок, с силой впился в её приоткрытый рот.

   Когда они опомнились и огляделись вокруг, то пришли в неописуемый ужас. Вокруг них кишели ползучие гады. Змеи выползли из своих нор и устроились греться на берегу озера под ярким летним солнцем. Зажмурив глаза и крепко схватив друг друга за руки, Саша с Машей бросились "во весь опор" прочь с этого места. Они бежали, не разбирая куда ступают их ноги - на камень, палку или змею. Главное было - побыстрее унести ноги с этого страшного места. После этого случая друзья решили свернуть свою "авантюру" и отправиться обратно в город.

   После окончания техникума Александр получил рекомендацию в Челябинский институт механизации сельского хозяйства с ходатайством горкома комсомола о его дальнейшем использовании в работе по коммунистическому воспитанию молодёжи.

   продолжение: http://www.proza.ru/2019/05/15/761


Рецензии