C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

8. Вас вызывает Таймыр

НА СНИМКЕ: Афиша Саратовского театра драмы о постановке в 2014 году пьесы "Вас вызывает Таймыр"


Прервусь, чтобы привести рассказ Михаила Аронова о реакции тогдашнего «общества» на пьесу "Вас вызывает Таймыр".

Напомню, что тогда партия боролась с «безродными космополитами», под которыми однозначно подразумевались евреи – писатели, поэты, композиторы и даже учёные [1].

Весь текст в этом параграфе взят мною из книги Аронова о Галиче, но я не беру его в кавычки, т.к. Аронов, в свою очередь, приводит обширные цитаты из различных источников.

Для многих зрителей, – пишет Михаил Аронов, – спектакль «Вас вызывает Таймыр» стал отдушиной, позволявшей на короткое время забыть об окружающей действительности — о послевоенных тяготах, массовых репрессиях и атмосфере тотального страха.

Вместе с тем, на невиданный успех этой, казалось бы, безобидной пьесы власть отреагировала достаточно болезненно.

К примеру, 8 декабря 1948 года сотрудница газеты «Известия» А. Бегичева написала письмо Сталину о засилье «врагов-космополитов» в искусстве.

Начинался этот шедевр буквально такими словами:

«Товарищ Сталин! В искусстве действуют враги. Жизнью отвечаю за эти слова».

Далее в письме говорилось о том, что «космополиты пробрались в искусстве всюду.

Они заведуют литературными частями театров, преподают в ВУЗах, возглавляют критические объединения: ВТО, Союза писателей, проникли в «Правду» — Борщаговский, в «Культуру и жизнь» — Юзовский, в «Известия» — Бояджиев, Борщаговский и т. д.».

Тут же следует множество примеров клеветы этих врагов народа:
«Малюгин открыто взял под защиту пустые развлекательные пьесы, в которых до предела оглуплены наши советские люди, особенно партийные руководители: «Таймыр», «О друзьях-товарищах», «Не от мира сего».

Приведём ещё один характерный образчик чиновного творчества, – пишет Михаил Аронов:

Историк Геннадий Костырченко опубликовал пространную записку, которую 12 февраля 1949 года главный редактор газеты «Советское искусство» В. Г. Вдовиченко направил самому товарищу Молотову (к записке прилагается перечень из 83-х фамилий еврейских театральных критиков).

Помимо обвинений в сионистском заговоре там было и такое предупреждение:

«Следует обратить внимание на состав редколлегии и аппарат редакции «Нового мира».

Вопросы советского искусства решал Борщаговский, заместителем Симонова является Кривицкий, в редакции работают на ответственных участках Лейтес, Хольцман, Кедрина и ряд других людей без роду и племени.

Личные друзья Симонова: Эренбург (юбилей которого устроил Симонов, протащив этот вопрос контрабандным способом через президиум ССП), Дыховичный, Раскин, Ласкин, Слободской и др.

К. Симонов всячески поддерживает космополитов. Он с пеной у рта защищал порочные пьесы Галича и Исаева «Вас вызывает Таймыр», Масса и Червинского «О друзьях-товарищах».

…Александр Борщаговский, - продолжает свой рассказ историк костырченко, – рассказал о том, как 29 ноября 1948 года Симонов выступал в Дубовом зале Дома писателей с докладом, посвящённым разбору пьес и спектаклей сезона 1947/48 года и началу нового театрального сезона.

Он говорил, что «резко упал интерес зрителей к театру, но напрасно кое-кто винит водевиль Александра Галича «Вас вызывает Таймыр» в том, что он «забил» серьёзный репертуар.

А был ли, есть ли этот серьёзный репертуар? Быть может, «Таймыр» только заполнил зияющие пустоты репертуара?».

И действительно: унылые и бездарные пьесы о соцстроительстве никак не могли конкурировать с весёлой и талантливой комедией Галича и Исаева, заканчивает Боршаговский свой рассказ.

Обратимся более подробно к периодической печати, - продолжает Михаил Аронов. – Какими только эпитетами она ни награждала эту пьесу: слабая, пошлая, порочная, безыдейная, неполноценная…

Следует, однако, заметить, что до кампании против «безродных космополитов» отзывы были в целом благоприятными, а уж когда началась эта кампания (официально — после публикации 28 января 1949 года в газете «Правда» редакционной статьи «Об одной антипатриотической группе театральных критиков»; неофициально — после убийства Михоэлса), пошли сплошные ругательства:

«Нужно ли после всего этого удивляться тому, что ленинградскими критиками-космополитами было написано много восторженных статей об ущербной пьесе Березко «Мужество», о безыдейной пьесе «Вас вызывает Таймыр» и всего лишь одна-две кислых рецензии или совсем ничего о таких ведущих пьесах нашего советского репертуара, как «Хлеб наш насущный», «Великая сила», «Большая судьба», «Закон чести», «Московский характер» и др.».

 «Идеологический диверсант Гельфандбейн пытался в своих лекциях привить советской молодёжи вредные, глубоко чуждые нам литературные вкусы.

Он объявлял «верхом совершенства» писателя Б. Пастернака, а по поводу А. Ахматовой, захлёбываясь, утверждал, что это «Пушкин в юбке». <…>

Зато по поводу пошлой пьесы «Вас вызывает Таймыр» эти же авторы восторженно писали, что «успех пьесы показателен и ко многому обязывает театр».

Давно пора изгнать из печати Гельфандбейна и ему подобных, расчистить путь подлинно патриотической критике, которая любит наше советское искусство и заботится о его дальнейшем росте».

В первом номере журнала «Театр» за 1954 года упоминается ещё один литературный погромщик «Таймыра».

Здесь был напечатан ряд материалов, посвящённых XIV пленуму Союза писателей, который состоялся в конце октября 1953 года.

Среди выступавших был драматург Николай Погодин, занимавший в то время пост главного редактора журнала «Театр».

Он рассказал о своём общении с другим драматургом — Анатолием Суровым:

«Первое моё знакомство с ним состоялось на заседании в ССП, речь шла о пьесе «Вас вызывает Таймыр», которая шла буквально по всей стране.

И выступил Суров, громя эту пьесу:

«Запретить её надо потому, что она мешает серьёзной советской драматургии».

Вот тогда я понял, какого типа новый товарищ пришёл в нашу среду — «запретить!»

Все удивлялись:

«Что такое?» — попробуйте вытеснить, напишите такие вещи, которые не побоялись бы «Таймыра». А то — «запретить!» <…>

Надо категорически вытравить это мнение из нашей среды», заканчивает Николай Погодин.

Заметим, кстати, что журнал «Театр» был едва ли не единственным периодическим изданием, которое во время массовой антисемитской истерии, наряду с разгромными страницами в адрес «безродных космополитов» и официальными оценками «Таймыра», публиковало и более-менее человеческие отзывы о пьесе, либо — критические высказывания, но в цивилизованных рамках.

Например, в пятом номере журнала за 1952 год были напечатано сразу несколько положительных высказываний о пьесе.

Первое принадлежало Николаю Погодину:

«Немаловажная часть зрителей, и в особенности молодёжь, любит и знает толк в лёгком, весёлом театральном представлении. Ворчать по этому поводу и тем более требовать упразднения вещей, подобных водевилю «Вас вызывает Таймыр», как это делали некоторые драматурги, значит идти против жизни».

Следом директор театра имени Моссовета Михаил Никонов констатировал:

«Триста раз за три года прошёл «Вас вызывает Таймыр».

Далее актёр Ростислав Плятт признал, что «не случаен сногсшибательный успех спектакля «Вас вызывает Таймыр», отнюдь не равный его скромным достоинствам, как не случайно любят москвичи и в самом деле весёлую и жизнерадостную «Свадьбу с приданым».

Зритель жаждет смешного в искусстве во всех его видах — от беззлобного юмора и до самого резкого сатирического обличения — с этим нельзя не считаться, к этому нельзя не прислушаться».

И, наконец, высказался режиссёр Андрей Гончаров, поставивший пьесу Галича и Исаева в Театре сатиры:

«История «Таймыра» хорошо известна. Он жестоко критиковался за то, что в нём не отражён целый ряд проблем, оставшихся вне досягаемости жанра.

Некоторые товарищи настолько увлеклись «искоренением «Таймыра», что забыли о спектакле, который вот уже четыре года благополучно идёт в Театре сатиры и все ещё делает сборы.

Немногие пьесы за это время столь же стойко выдержали испытание временем».

Пока газеты и журналы самозабвенно громили пьесу, на её постановки по всей стране зрители ходили толпами — от пионеров до пенсионеров.

О популярности пьесы говорит и тот факт, что её ставили даже в советских лагерях!

Татьяна Барышникова, в конце 1940-х годов отбывавшая срок в Ухтижемлаге [2], вспоминала, что в лагерном театре «ставили и советские пьесы, особенно любопытно сейчас вспоминать «Вас вызывает Таймыр» Александра Галича.

Мы играли её с огромным удовольствием…».

Сценарист Валерий Фрид, примерно в это же время сидевший вместе с Юлием Дунским в Интинском лагере, рассказывал, что они «не подозревали, когда смотрели в исполнении лагерной самодеятельности «Вас вызывает Таймыр» (женские роли, как при Шекспире, играли мужчины), что Галич, один из авторов, — наш старый знакомый».

Ещё одно свидетельство принадлежит Леониду Владимирову — впоследствии ведущему радиостанций Би-би-си и «Свобода».

В 1950 году он сыграл свою первую роль на театральной сцене — это была роль Дюжикова:

«Правда, сцена была несколько своеобразная, расположенная в грязной лагерной столовке ИТК №1 УИТЛиК УМВД МО. Для тех, кто уже не помнит эти дивные сокращения: Исправительно-трудовая колония № 1 Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний Управления МВД Московской области.

В гуманных сталинских лагерях была самодеятельность. В нашем лагере отбывал срок главный режиссер Смоленского драматического театра Алексей Шмонин — милый и умный человек.

Он мне сказал:

«Вот, чудом проскочила пьеса, которую даже можно играть. Давай её сыграем и вырвемся душой отсюда, хоть на короткое время».

Начальник КВЧ лагеря (культурно-воспитательная часть) молоденький и ещё не скурвившийся лейтенант Веретенников долго рассматривал выходные данные сборника рекомендованного клубного репертуара, где появилась комедия, — и разрешил.

Режиссура спектакля была на высоте, чего не скажешь об актёрах. Особенно об исполнителе главной роли.

Я обнаружил, что ходить по сцене и изображать другого человека — это воистину адский труд, но Шмонин с грехом пополам меня натаскал, все время повторяя, что у Дюжикова есть внутренняя логика, а «ты ведь образованный, должен простую логику понимать».

Помимо того, пьеса широко ставилась и издавалась за пределами Советского Союза: известны, например, немецкое издание 1951 года и польское — 1954-го. Сохранилась также программка любительского Русского театра в Хельсинки, в которой сообщалось, что 2 марта 1953 года состоится премьера спектакля «Вас вызывает Таймыр»: комедия в трёх действиях А. Галича и К. Исаева.

А 1 сентября 1953 года состоялась премьера в столице Болгарии — Софии, в Народном театре молодёжи, под названием «Ждите у телефона» («Чакайте на телефона»).

Но даже такой фантастический успех «Таймыра» никак не мог компенсировать многочисленные цензурные запреты, с которыми Галич столкнулся в конце 40-х годов.

В 1968-м, спустя почти 30 лет, критика «Таймыра» уже подзабылась, о вот популярность пьесы в памяти многих осталась.

Осталось и имя автора пьесы. За эти годы Галич стал весьма известным литератором, и он порой не прочь был поучить литературных профанов, коими являлись партийные чиновники, заведовавшие идеологией.


Примечания:

1. Кампания по борьбе с космополитизмом имела антисемитский характер. Она сопровождалась обвинениями советских евреев в «безродном космополитизме», во враждебности к патриотическим чувствам советских граждан. Евреев увольняли со многих постов и должностей, многих арестовывали.

2. Ухто-Ижемский исправительно-трудовой лагерь НКВД (Ухтижемлаг) системы ГУЛАГ существовал на территории Коми АССР в 1938—1955 годах. Специализировался на добыче и переработке нефти, газа, асфальтита и радия.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/09/19/159


Рецензии