03 Странник

1.
Одним дождливым вечером в окно дома на краю небольшого селения вдруг постучали. Это был странник, попросивший ночлега. Его пустили в дом, дали обогреться, обсушиться, поделились с ним, чем могли. А рано утром, сердечно поблагодарив хозяев дома, вечерний гость уже собирался в дорогу.
Почтенных лет, но ещё бодрый, старик, прошедший верно немало дорог, много всего повидавший, показался хозяину дома человеком очень порядочным и разумным, а потому он решил не упускать случая и у собравшегося уже уходить так прямо и спросил, есть Бог или нет.
Странник остановился и внимательно поглядел на хозяина дома. Ему и раньше приходилось слышать подобные вопросы, и каждый раз он решал про себя, что тому или иному человеку он мог бы предложить в качестве ответа.
Интересно, – думал он, – но люди, задающие такой вопрос или подобные вопросы, даже не представляют, как на самом деле странно они звучат. О многом можно сказать словами, но также о многом сказать словами нельзя. Можно долго говорить, но так и не сказать того, что более всего нужно сказать. Говорить о таких вещах и быть понятым, быть правильно понятым, – очень непросто, это  ещё надо найти верные слова. Если я отвечу на его, такой прямой вопрос, также прямо, вряд ли это сможет послужить ответом, которого он от меня ждёт.
Страннику было, что ответить вопросившему, но он был в затруднении. Он ещё некоторое время молчал, глядя на хозяина дома, а  потом вдруг сказал:
- Есть Бог или нет Бога, – ты сам можешь узнать ответ на этот вопрос. И тебе уже не нужно будет никого об этом спрашивать. Я скажу тебе, как это сделать. Всего в дне пути от вашего селения, если не расслабляться, в долине за двумя невысокими горными хребтами есть Чёрное озеро. Ты, конечно же, знаешь это место?
-Да, знаю, я бывал там не раз.
-На берегу этого озера стоит старый трёхвековой дуб, некогда поражённый молнией с выгоревшим нутром…
-Знаю. Видел этот дуб.
-Так вот тебе нужно будет войти внутрь этого дуба и, обратившись к Богу, попросить его выполнить какое-либо своё желание. И ты получишь ответ на свой вопрос. Ты получишь его таким образом, что у тебя не останется никаких сомнений относительно бытия Бога.

После этих слов старик, закинул за спину свою котомку, взял дорожную палку, ещё раз поблагодарил за приют, хлеб-соль, пожелал доброго здравия семейству, поклонился в пояс и пошёл дальше своей дорогой.

Странник быстро уходил, а хозяин дома, немало озадаченный его ответом, стоял, как заворожённый, и смотрел ему вслед…
«Что он сказал? Как это может быть? Правильно ли я понял? Здравый человек, а говорит такие странные, несерьёзные вещи. Вот и угадай человека…
Как относится к сказанному? Можно ли в это поверить? Чудеса какие-то. Войти в дуб, попросить Бога об исполнении своего желания… Это было бы совсем не лишнее – дом жил нелёгким трудом и, конечно же, было, что попросить. Как это было бы здорово – вот так вдруг, легко и просто решить какую-то из своих проблем. Но ведь это же – нелепица, небылица, бред. Как он мог сказать мне такое? Как я мог так ошибиться в человеке?..
И всё же – нет, не похож он на болтуна, не такой он человек, чтобы зря говорить. Да и зачем? Он не сказал прямо и коротко. Но он мог вообще ничего не сказать. За язык его никто не тянул. Он мог бы отделаться общими словами или как-то отшутиться…
А если всё же попробовать? Ну, так, на всякий случай. Что я, собственно, теряю? Почему нет?.. И всё же – бред какой-то…

Странник уже давно скрылся из виду, а хозяин дома всё стоял, обращённый в сторону, куда тот ушёл.

Потом он вернулся к дому и сел на ступени крыльца. – Вот теперь он может узнать Великую Тайну; Тайну, которая волновала его всё время. И у него уже не будет никаких сомнений…

Его домочадцы уже давно занялись, каждый своим делом, а он всё сидел и думал то о страннике, то о его ответе; то об одном, то о другом. Так за этими думами прошёл день и вечер. А рано утром он собрался в путь.
Он пошёл к Чёрному озеру, старому дубу, так всё ещё ничего не решив для себя. «Дорога подскажет, – сказал он в себе. – В дороге лучше всего думается»…

2.
Скоро он уже раскланивался с весёлым небритым водовозом, поглаживая его старенькую любопытную лошадёнку…
-Что за вопрос? – удивился водовоз. – Конечно же, Бог есть. Если б Его не было, откуда бы взялся весь этот мир – огромный, чудесный, разный, полный загадочного, таинственного, необъяснимого; мир, где всё так разумно и ладно устроено. Как бы этот мир мог существовать без Бога? Без Бога это никак невозможно. Да ты сам разве не чувствуешь, не ощущаешь божьего присутствия? Ты разве не чувствуешь Его отношения к происходящему, к тому что ты сам делаешь? Да ты только оглянись, всмотрись, вслушайся. Вся природа, всё в природе говорит о существовании Бога. Есть Бог, есть. И не сомневайся…

«Бог есть!» – теперь слышалось отправившемуся в путь при каждом его шаге. – «Бог есть! Бог есть! Бог есть!..»

3.
Через некоторое время он увидел пожилого человека, отдыхающего в тени большого раскидистого клёна…
-Нет Бога, – ответил пожилой человек. – Впрочем, это моё мнение, которое я никому не навязываю. Для себя я это понял. На опыте всей своей жизни понял. А человек я, как видишь, уже старый, пожил на свете, помирать собираюсь. И отвечаю тебе на твой вопрос откровенно, прямо и честно – Нет Бога. Хотелось бы, чтобы он был, но его нет…
Всяк живёт, как живёт. Как сам свою жизнь складывает и как она сама, с учётом всего другого, складывается. Хорошо складывается? – Прекрасно. Плохо складывается? – Но, тут уж ничего не поделаешь – как складывается. Живи и терпи. Терпи, пока терпится и живи, пока живётся… 
Нет Бога. Нет Отцовства, нет Сыновства. Нет помощи, нет заступничества. Нет справедливости, справедливого воздаяния. Нет Вечной Жизни. Нет никакого смысла ни в человеческой жизни, ни во всём этом мире. А есть только причины и следствия. Слепое, бессмысленное. Есть только беспредельный самоуравновешивающийся хаос.
-Но как же? – стал возражать ему путник. – Есть чувствование, ощущение Высшего присутствия, чудеса, знаки…
-Чепуха. Всё это – только человеческое желание тепла, света, любви, понимания, принятия. За всем этим – только желание помощи, защиты. И нежелание умирать. Жить хочется хорошо, а помирать не хочется. Вот тебе и – Бог. И мне помирать не хочется, но обманываться ещё больше не хочется. Приму свою смерть, как неизбежное, неотвратимое. А что ещё остается? Так что нет Бога, нет…

«Бога нет!» – теперь слышалось быстро идущему при каждом его шаге. – «Бога нет! Бога нет! Бога нет!..»

4.
Солнце уже прошло по небу большую часть своего дневного пути, когда не замечающий времени увидел небольшой пруд, и в нём – трёх купающихся после тяжёлой полевой работы людей…

-Есть Бог или нет? – это многое определяет, – отозвался старший из троих, только что вылезший из воды. – Одно теряет, другое приобретает смысл.
Если Бог есть, то человек не может жить без ощущения своей подконтрольности, без оглядки на Бога – как Бог посмотрит, как оценит, что скажет? Человек не может быть независимым, свободным.
Если Бог есть, возникает соблазн просить у Бога, уповать, надеяться, полагаться на него. А это может ослаблять человека, рождать в нём пассивность, иждивенчество, вредную иллюзию, что желаемое можно вымолить, выпросить, получить просто так, без какого либо труда.
Если Бог есть, человек живёт, преодолевает, создаёт, но он не может знать кому он, собственно, обязан той или иной своей победой – себе или Богу. Не может знать, есть ли это плод его собственного труда, его умственных и физических усилий, его умелости или ниспосланное ему свыше озарение, пособие, вспомоществование в его делании. Или – он не может знать, кому или чему он обязан той или иной своей удаче – случаю или Богу. Не может знать, есть ли это просто счастливая случайность или оказанное ему Вышнее благоволение. Человек не знает и не может знать себя. Кто он? Что он? Чего он стоит? – Становится для него неразрешимым вопросом.
Если Бог есть, и у человека всё хорошо, значит, Бог благоволит к нему. И это рождает в человеке чувство признательности, благодарности, а это уже обязывает, и это уже – зависимость. Всего хуже, если это рождает в человеке лакейство, холуйство, рабскую покорность и страх, омерзительный страх, что милости могут кончиться.
Если Бог есть, и у человека всё плохо, значит, Бог не благоволит к нему. И это рождает в человеке чувство досады, своей отверженности, горькой обиды, удрученности, может быть, - зависти, злобы и ненависти.
А если Бога нет, значит, человек один на один с природой, людьми, обстоятельствами. Это делает человека активным, самостоятельным, ответственным за себя, за свои поступки, за всё, что происходит вокруг него, потому как он знает, что может рассчитывать только на себя, на свои собственные силы, что случайность имеет место быть, но на случайности ничего нельзя построить.
Человек хочет сам, по своему усмотрению, строить свою жизнь. Он хочет быть свободным, независимым. Хочет испытать себя, опробовать свои силы, познать себя, ощутить, почувствовать себя значимой, существенной силой. Он хочет знать, что его победы и поражения – это только его победы и поражения. И что никто не стоит над ним, а только он сам стоит над собой.
Если Бог есть, то человек не может быть таким, каким он хочет и может быть. Если Бог есть, то, в определённом смысле, нет Человека. Если Бог есть, то ещё неизвестно радоваться этому или печалиться.
-Это точно, – поддержал старшего товарища второй из купающихся. – Сильному человеку Бог не нужен. Бог нужен только слабому.

-А я верю, что Бог есть, – возразил им третий, младший из них. – Мой глаз не видит Его, но что-то во мне чувствует Его. Он есть, и есть как-то по-особенному. Я верю, что Бог есть. Я хочу, чтобы Он был. Мне лучше, когда Он есть. Я совсем по-другому себя чувствую. Я чувствую, что я не один в этом мире, что надо мной простирается Его отеческая всемогущая, заботливая и заступническая рука. Его бытие, существование, присутствие совершенно необходимо, ибо часто только Он может понять меня, и только Он может помочь мне, и только к Нему я могу обратиться со своим словом. Он может дать мне то, что кроме Него мне никто дать не может. Кто бы ни был рядом со мной, без Него я всё равно ощущал бы себя одиноким, без Него я всё равно ощущал бы себя покинутым.
Бытие Бога особенное, оно такое, что нисколько не тяготит и не умаляет человека. Бог совсем не мешает человеку развиваться, осуществлять себя, быть сильным, свободным, самостоятельным, ответственным, значимым. Более того, Бог хочет, чтобы человек был таким, настаивает на этом. Всё, что человек может сделать сам, он и должен сделать сам, и Бог в этом ему не помогает, но всячески к этому его побуждает. А что касается – быть обязанным, зависимым, не свободным? – Так, что есть свобода?..
Я верю, что Бог есть, я хочу, чтобы Он был, и я хочу, чтобы Он был именно так, как Он есть…

5.
Отец покинутого семейства шёл дальше и думал: «Странно, но на вопрос “Есть ли Бог?” люди нередко отвечают так, как, если бы им был задан вопрос, нужен ли им Бог. Существование Бога они связывают с нужностью им Бога. Если Бог им нужен, они признают его существование, говорят: «Бог есть». Если Бог им не нужен – не признают его существования, говорят: «Бога нет»…
Люди чаще вспоминают о Боге только, когда у них в Нём возникает та или иная потребность. Они не живут с Богом ежедневно и ежечасно, но вспоминают о Нём, обращаются к Нему, как правило, только тогда, когда им от Него что-то нужно; когда они в Нём нуждаются. Какое-то потребительское отношение к Богу…
И любовь… Любовь также очень часто отождествляется людьми с нужностью, нуждаемостью. Любовь к человеку… - это желание ему добра, делание ему добра. Но это и сильная нуждаемость в этом человеке. «Я люблю этого человека, потому что он мне нужен; потому что я без него не могу; не могу без него жить». И так же – «Я люблю Бога, потому что Он мне нужен; потому что я без Него не могу; не могу без Него жить»…

Идущий без устали прошёл первый перевал и вышел в небольшую, живописную, всю в цветах, долину.
«Бог есть!» – прокричал он.
«Бог есть! Бог есть! Бог есть!» – подхватило эхо.
«Бога нет!» – опять прокричал он.
«Бога нет! Бога нет! Бога нет!» – опять подхватило эхо.
«Ты человек, – думал он. – Ты можешь слышать или не слышать, внимать или не внимать, следовать или не следовать. Ты свободен! Тебе никто не мешает. Как ты скажешь, так и будет. Твоё слово – закон»...

6.
Когда проведший весь день на ногах преодолел второй перевал и спустился к Чёрному озеру, солнце уже садилось. Он подошёл к старому, выгоревшему изнутри, дубу и сказал себе: «Ну, вот я и на месте».
Ему только осталось войти внутрь дуба и попросить Бога об исполнении своего желания... Желания? Странно, но он только теперь вспомнил о желании. И он всё ещё так и не решил для себя, будет он о чём-то просить Бога или нет.
Внимательно оглядывая дуб, он обошёл его вокруг. Затем пошёл к озеру, искупался и ещё долго сидел на берегу, глядя в чистую спокойную воду…
«Чёрное озеро, – думал он. – Почему чёрное?..»
Потом он вернулся к дубу, вошёл в него, расположился поудобней и почти сразу же заснул…

7.
Заснувший с заходом солнца, проснулся с первыми его лучами. Он встал, вышел из дуба, искупался в озере и вдруг почувствовал в себе какую-то безотчётную радость. И силу. И уверенность. И свободу. Внутри него стало как будто светлее, чище, просторнее, прозрачнее, звонче, здоровее прежнего. Внутри него пело. Ему было хорошо. Он ничего не понимал.
«Что это со мной? – думал он. – Во мне что-то произошло. Определённо что-то произошло. Я как будто стал другим. Я прежний и в то же самое время – другой. Я изменился. И изменился мир вокруг меня».

Он не обращался к Богу. Он ни о чём не просил Бога. Он не знает ответа. Но, ему кажется, что он знает ответ…
Он огляделся вокруг. Было чудесно, восхитительно. И этот день, и солнце, и небо, и облака, и птицы в небе. И этот цветущий луг, и озеро, и за ним лес.

«Здравствуй, день!» – громко, что было сил, прокричал он.
И сам себе удивился. Он никогда так громко не кричал. Он никогда не мог крикнуть так громко. Его никогда на это не хватало.
«День, день, день» – подхватило эхо.
«Здравствуй, мир!» – ещё громче прокричал он.
«Мир, мир, мир» – завторило эхо…

Уже скоро он быстро шагал обратно, к своему дому. Последние два дня он почти ничего не ел, но он был бодр, крепок и полон сил. И поступь его была легка…


Рецензии