05 Необыкновенное предложение

     НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    
     1.
     Однажды к одному человеку подошел некто и, хитро улыбнувшись, спросил:
     -А гением хочешь стать? Я – серьёзно. Ты скажи, не стесняйся. Для меня нет ничего невозможного. Поэтом, писателем, учёным, философом, художником, музыкантом, - кем только пожелаешь. Ты поведаешь миру истины, которые нельзя усмореть сегодняшним человеческим разумом, к которым нелья придти логическими путем. Ты создашь высокохудожественные, глубокомысленные тексты. Ты введешь новые слова-понятия, ты расширишь словарный состав родного языка. Ты будешь виртуозно, играючи сочетать, как будто, не сочетаемое, менять смысловые оттенки слов, порождать новые смыслы. Ты осуществишь настоящую революцию в языкознании, литературе. В живописи, ваянии, музыке тебе не будет равных. Ты будешь создавать удивительные, восхитительные картины, статуи, симфонии, оперы. Также легко и ловко, как птицы вьют свои гнезда, ты будешь проектировать и возводить великолепные здания, величественные дворцы. Ты откроешь новые методы работы с материалами, создашь новые уникальные инструменты и технологии… Ну, что скажешь? Оценил глобальность и фантастичность предложения? А между тем оно – реальность… Ну, что ты молчишь? Тебе нужно время перевести дух, придти в себя? Что?
     -Даже не знаю, что сказать. То, что ты предложил, есть величайший из соблазнов для человека…
     -Величайший из соблазнов? - Да.
     -Люди будут видеть во мне того, кем я на самом деле не являюсь. Будут относиться ко мне, как я того не заслуживаю…
     -И что? Что здесь особенного? Многие и многие имеют со стороны отдельных людей, групп лиц или общества такое к себе отношение, какого вовсе не заслуживают. Но разве это их хоть сколь нибудь смущает?
     -Люди будут восхищаться тем, что я создал, но я-то буду знать, что это создал не я. Люди будут восхищаться великими ценностями, но я-то не буду иметь к ним никакого отношения. Они будут - не моё.
     -Как это не твоё? Если все они будут исходить от тебя, под твоим именем. Значит - твоё. О нашем теперешнем разговоре никто, кроме нас двоих, не будет знать. И даже, если кто и узнает, – а такого быть не может, но допустим, – в это никто не поверит. Полностью беспроигрышный вариант. Точнее сказать – выигрышный.
     -Я буду тебе обязанным.
     -Будешь обязанным. Да. Ну и что? А сейчас ты что, никому не обязан? Никому и ничем? Ты сам по себе? Все чем-то кому-то обязаны. Покажи мне того, кто никому ничем не обязан. Таких нет, и быть не может… Ладно, давай так. Я не могу запретить тебе чувствовать себя мне обязанным, но я за это от тебя ничего не спрошу взамен.
     -Ничего?
     -Ничего. Какие еще сомнения?
     -Не думаю, что твоё предложение принесёт мне радость…
     -Принесёт, принесёт. Уж поверь мне. Это только поначалу может быть очень неожиданно, необычно, а потом, и скоро, станет самым обычным, очень привычным. Потом, как говорится, за уши не оттянешь. Потом, может ещё и большего захочется. Ты сотворишь такие вершины, которые затмят всё ныне существующее в этом роде. Никому никаких трудов, никакой жизни не хватит, чтобы создать хоть что нибудь похожее на то, что от тебя будет исходить, как из рога изобилия. Созданное тобой будет гипнотизировать, завораживать, ошеломлять, вводить в эсктаз. Это будет что-то. Уж поверь мне. Это будет даже не сильное впечатление. Это будет изумление, потрясение. Портясение основ. И этим потрясателем основ будешь ты, ты - гений всех времен и народов. Это будет конец дерзанию человеческому. Весь мир будет у твоих ног.
     -Я перестану быть самим собой, таким, какой я есть сейчас, и каким я мог бы стать. Я буду не каким я сам себя сделал, а каким ты меня сделал.
     -Так, понятно. Скажи, Бог при рождении людей одаривает их разными талантами? Да или нет?
     -Да.
     -И люди спокойно и даже с большой радостью и благодарностью их принимают. И пользуются ими, и они приносят им разные блага, положение, уважение, почет, кому-то настоящую славу. И они этому очень рады. И более того, становятся еще объектами зависти тех, кого Бог такими талантами не одарил. Так?
     -Так-то оно так. Но Бог дает или не дает, не спрашивая людей. Люди относительно принятия или не принятия ими талантов сами решения не принимают. Их сознание тогда еще только начинается, а потому дар Божий – дар безусловный.
     -Как же безусловный? Нет, уж, извини. А как же: “Кому много дано, с того много и спросится”? Или поучение, что одна из первейших обязанностей человека есть обязанность возвращения плодов всех даров, которые он получил? Так что условный. Очень даже условный. Еще как условный.
     -Но Богом данное человеку при рождении это есть часть собственной природы человека. То, что ты мне предлагаешь - это другое. Это уже - полученное извне, это не моё, не моя природа.
     -Моя, не моя природа… Да что такое – природа человека? – Случайное, случайная горсть земли. Природа человека сколько угодно раз может быть изменена. Была бы охота. И, в конце концов, будет полностью разрушена.
     -Согласен, что природа человека может быть в чем-то изменена и извне, без его участия. Но так без участия самого человека. И потом Богом данный талант – есть только возможное, только некий инструмент, требующий от человека труда, чаще немалого, для его освоения, овладения и пользования им. Я же к данному мне тобой не приложу должного труда. От меня будут исходить большие ценности, но в них не будет моего труда, собственно, меня.
     -Ну, определенный-то труд будет. Как без этого? А скажи мне, наследующие имущество своих родственников или даже не родственников, а по завещанию, прикладывают свой труд к принимаемому ими наследству? Что-то я не слышал, чтобы одариваемые отказывались от даров, потому что они никак не потрудились над их созданием. А наследства и дары бывают и большие, и очень большие. А через женитьбу, замужество разве не приобретаются жизненные блага совершенно без всякого труда? И никого это не смущает. Потому как это есть признанное людьми справедливостью. Принять и пользоваться тем, что не создано личным трудом в порядке вещей. Так что можешь не заморачиваться на эту тему. Ну, что еще?
     -Все будут видеть во мне, как ты говоришь, гения всех времен и народов, а на самом деле и сам для себя я буду лжецом всех времен и народов, обманщиком, мошенником каких свет не видывал. Я буду создавать не своим чувством, не своей мыслью, не своим умением, не своим трудом. Это не я буду создавать, это ты будешь создавать через меня. Я же должен буду выдавать не свое за свое, принимать на свою голову незаслуженные мной лавры. Это раздавит, уничтожит меня… Стоп! Я, кажется, понял тебя, твой замысел в отношении меня, суть твоего предложения. Ты хочешь уничтожить меня, как меня; как живущего свободно и самостоятельно, как чувствующего, мыслящего, понимающего, как некую собственную природу. Ты хочешь кардинально изменить, по сути, подменить мою природу своей. Ты хочешь убить во мне меня и поселить во мне себя. Ты хочешь, чтобы от меня остался только облик и имя, внешняя оболочка, которую ты наполнишь собой. Ты хочешь, чтобы я как, некогда рожденное, как некая собственная природа, перестал быть. Ты хочешь отнять у меня мою жизнь?!..
     -Да ты просто сумасшедший. Я хочу тебя уничтожить… Да хотел бы уничтожть, уничтожил бы. Я хочу его уничтожить…  Да тебя и так нет. Зачем мне нужно уничтожать того, кого и так нет. Кто ты такой, и что ты такое? - Никто и ничто. И вот я предлагал тебе стать, наконец, кем-то. И не кем-то, а первым в том, в чем только пожелаешь. Одним из самых славных сынов этого мира, гордостью этого мира. И что же ты? А ты тут же и обделался. Трусливый, слабый, никчемный, зрящный. Вот потому-то ты до сих пор ничего не добился в жизни, и есть никто в этом мире. Не хваткий, не отзывающийся на предложения жизни. Просто удивительно. Предлагаешь человеку такое!.. А он еще носом вертит. Вот верно Бог говорит – гордыня овладела людьми…
     -Ты хочешь похитить, прибрать к себе мою душу. Чтобы я стал только внешне прежним, но уже с душой другой. Ты хочешь посеянное доброе зерно, обратить в плевел…
     -Честного, праведного из себя изображаешь? А оставь я где нибудь на твоем пути кузовок с большой суммой денег – ведь не прошел бы мимо, взял бы. И нет больших сомнений, что присвоил бы. Правда, прежде по сторонам внимательно бы посмотрел. Но не затем, чтобы увидеть, кто потерял, чтобы вернуть, а чтобы убедиться, нет ли здесь какого подвоха, и не увидит ли кто, как ты кузовок к своим рукам приберешь. Открыто, прилюдно – нельзя, совесть не позволяет. А втихую – можно. Но в этом мире, если ты не знаешь, нет ничего втихую, все – воочию и во всеуслышание… Ну, да ладо, это я так, к слову, сказал… А ты не подумал о том, что я не каждому делаю такого рода предложения? Тем более такое предложение. И делая предложение, я на что-то рассчитываю? А ты не подумал о том, что, не принимая мой дар, ты тем самым выказываешь мне чудовищную неблагодарность? Не кажется ли тебе, что ты ведешь себя крайне вызывающе и не предусмотрительно? Не кажется ли тебе, что я совсем не тот, кому можно отказывать? Уж не думаешь ли ты,  что это может cойти тебе с рук, не будет иметь для тебя никаких последствий? Очень ты меня огорчил. Надеюсь, ты понимаешь, что всякое решение имеет свою цену, а решение по такому вопросу – очень высокую? Так что не торопись с ответом. Подумай еще раз хорошенько, все взвесь - от чего ты отказываешься и на что себя обрекаешь.
     -Я уже все хорошо обдумал - и что я приобетаю, и что теряю, и мой окончательный ответ – “нет”. Жизнь человека в том и заключается, что он всегда и во всем – должен сам, только сам. САМ! В соответствии со своей природой, с данным ему Богом, со своим пониманием. Своим трудом. В чем-то сомневается, что-то решает, в чем-то ошибается, сам же за все и отвечает. Живет, как может, как умеет, но сам, САМ! Своей жизнью!
     Пусть я не одарен какими-то особыми талантами, но я - человек - образ и подобие Божие; разумное, свободное, творческое, призванный создавать свое, как могу. Только созданное собственным трудом действительно радует. Только заслуженная награда есть истинно ценность, и имеет значение.
     Да, ты прав, мной еще не создано ничего действительно стоящего. Да, мне еще есть, что в себе преодолевать и развивать. Да, мне надо много трудиться. Но я создам. И я знаю, что с этим надо очень торопиться…
     -Ну что ж, нет, так нет… Честно сказать, я предполагал, что ты откажешься.
     -Предполагал? Зачем же предлагал?
     -Всегда есть маленькое “а вдруг?” А вдруг? – и это “а вдруг?” часто всё и решает…
    
     2.
     В шумный базарный день на рыночной площади молодой человек, что-то доказывая другим людям, стоящим с ним рядом, говорил громко, эмоционально: “Есть одаренные, талантливые, и есть бесталанные, посредственности. Увещевание, что каждый чем-то одарен, что каждый в чем-то талантлив – полная чушь, сказка для дураков. Талантливый – это уже избранный. Другие еще только могут быть избранными. А талантливый уже избранный. Белая кость. Талант – вот что самое главное в человеке. Самое очевидное и несомненное. Только он имеет значение. Талант – вот счастье. Кто имеет талант, строит свою жизнь, основываясь на своем таланте, согласно своему таланту. Талант обеспечивает ему желаемые жизненнные блага, положение в обществе, известность, почет, славу. А кто не имеет таланта, должен что-то придумывать, что-то предпринимать, суетиться. И даже, когда у суетящегося сложится в жизни все самым лучшим образом, он все равно будет всегда ниже таланта. Я хотел бы иметь талант. Хотел бы быть избранным. Но Бог не дал мне таланта. Поскупился на меня. И вот приходится что-то придумывать, суетиться…”
     Один из слушающих его возмущался: “Да не то, не то он всё говорит…” Другой его удерживал: “Да брось ты. Разве ж не видишь, что с ним спорить бесполезно, что он никого не хочет слушать, что он хочет слышать только себя”. Они повернулись и пошли прочь.
    
     Первый из них шел и все никак не мог успокоиться: “Каждый чем-то одарен, в чем-то талантлив, каждый способен на многое. Да, не каждый обладает каким-то большим очевидным талантом, но как можно говорить, что не имеющий очевидного таланта – посредственность? Да, и ко всякому таланту нужно еще приложить труд. Часто очень большой труд. И обладающие большим очевидным талантом, вовсе не избранные, отмеченные, званные – да, но ещё не избранные. И ещё неизвестно, будут ли избранными? Это очень во многом от самого человека зависит, быть ему избранным или нет”…
    
     3.
     К молодому человеку, некоторе время назад, громко говорившему на рыночной площади, подошел некто и сказал:
     -Я дам тебе талант. Большой талант. Будешь доволен... Думаю, мне нет надобности представляться. А также убеждать тебя в серьезности моего предложения?
     -Нет, не надо – в сильном внезапном волнении, подтвердил молодой человек.
     -Я дам тебе талант лицедея, актера. Театр – есть величайшее из искусств. И ты будешь царить в этом искусстве. Ты будешь лучшим из лучших. Ты будешь первым. Ты будешь гением перевоплощения. У тебя будет все – признание, почет, уважение, деньги, слава. Ты разработаешь новые формы существования на сцене, станешь автором уникальных театральных приемов. Ты откроешь свою собственную театральную школу, лучшую в этой стране. Впоследствие её назовут твоим именем.
     -Не сплю ли я, не уж-то и в самом деле такое может быть? Безмерно признателен. Век не забуду Вашего расположения. Вы - мой благодетель, мой спаситель. Осмелюсь только спросить, что я должен буду сделать, как смогу выразить Вам свою благодарность?
     -Вот, вот, правильно мыслишь, - благодарность… Один человек проявил чудовищную неблагодарность, позволил себе непозволительную грубость, непростительное оскорбление…
     -Это очень большая провинность…
     -Это очень большой грех, требующий самого сурового наказания. Это смертный грех. Ты, я полагаю, слышал, что всякое искусство требует жертв?
     -Да, конечно, слышал. Не раз.
     -И согласен с этим?..
     -Кого я должен убить?
     -Не убить, не убить, а принести в жертву. Сможешь?
     -Смогу. Сделаю. Не сомневайтесь. В самом лучшем виде.
     -Ну, вот и хорошо, вот и поладили…


Рецензии