05 Необыкновенное предложение
Однажды к одному человеку подошёл некто и, хитро улыбнувшись, спросил:
-А гением хочешь стать? Я – серьёзно. Ты скажи, не стесняйся. Для меня нет ничего невозможного. Поэтом, писателем, учёным, философом, художником, музыкантом, - кем только пожелаешь. Ты поведаешь миру истины, которые нельзя усмотреть сегодняшним человеческим разумом, к которым нельзя прийти логическими путем. Ты создашь высокохудожественные, глубокомысленные тексты. Ты введёшь новые слова-понятия, ты расширишь словарный состав родного языка. Ты будешь виртуозно, играючи сочетать, как будто, не сочетаемое, менять смысловые оттенки слов, порождать новые смыслы. Ты осуществишь настоящую революцию в языкознании, литературе. В живописи, ваянии, музыке тебе не будет равных. Ты будешь создавать удивительные, восхитительные картины, статуи, симфонии, оперы. Также легко и ловко, как птицы вьют свои гнезда, ты будешь проектировать и возводить великолепные здания, величественные дворцы. Ты откроешь новые методы в работе с материалами, создашь новые уникальные инструменты и технологии…
Ну, что скажешь? Оценил глобальность и фантастичность предложения? А между тем оно – реальность… Ну, что ты молчишь? Тебе нужно время перевести дух, прийти в себя? Что?
-Даже не знаю, что сказать. То, что ты предложил, есть величайший из соблазнов для человека…
-Величайший из соблазнов? – Да. И что?
-Люди будут видеть во мне того, кем я на самом деле не являюсь. Будут относиться ко мне, как я того не заслуживаю…
-И что здесь особенного? Многие имеют со стороны отдельных людей, групп лиц или общества такое к себе отношение, какого вовсе не заслуживают. Но это их нисколько не смущает.
-Люди будут восхищаться тем, что я создал, но я-то буду знать, что это создал не я. Люди будут восхищаться великими ценностями, но я-то не буду иметь к ним никакого отношения. Они будут – не моё.
-Как это не твоё? Если все они будут исходить от тебя, под твоим именем. Значит, – твоё. О нашем теперешнем разговоре никто, кроме нас двоих, не будет знать. И даже, если кто и узнает, – а такого быть не может, но допустим, – в это же никто не поверит. Так что я предлагаю тебе полностью беспроигрышный вариант. Точнее – однозначно выигрышный.
-Я буду тебе обязанным.
-Будешь обязанным? – Да. И что? А сейчас ты что, никому и ничем не обязан? Ты сам по себе? Все чем-то кому-то обязаны. Покажи мне того, кто никому ничем не обязан. Таких нет. И быть не может… Ладно, давай так. Я не могу запретить тебе чувствовать себя мне обязанным, но я за это от тебя ничего не спрошу взамен.
-Ничего?
-Ничего. Какие ещё сомнения?
-Не думаю, что принятие твоего предложения принесёт мне радость…
-Принесёт, принесёт. Уж поверь мне. Это только поначалу может быть очень неожиданно, необычно, а потом и скоро станет самым обычным, привычным. Потом, как говорится, за уши не оттянешь. Потом, может ещё и большего захочется.
Повторяю, ты сотворишь такие вершины, которые затмят всё ныне существующее в этом роде. Никому никаких трудов, никакой жизни не хватит, чтобы создать хоть что-нибудь похожее на то, что от тебя будет исходить, как из рога изобилия. Созданное тобой будет гипнотизировать, завораживать, ошеломлять, вводить в экстаз. Это будет что-то. Уж поверь мне. Это будет даже не сильное впечатление. Это будет изумление, потрясение. Потрясение основ. И этим потрясателем основ будешь ты, ты – гений всех времён и народов. Это будет конец дерзанию человеческому. Весь мир будет у твоих ног.
-Я перестану быть самим собой, таким, какой я есть сейчас. И каким мог бы стать. Я буду не таким, каким я себя сделал, а каким ты меня сделал.
-Так, понятно. Скажи, Бог при рождении людей одаривает их разными способностями, талантами? Да или нет?
-Да.
-И люди спокойно и даже с большой радостью и благодарностью их принимают. И пользуются ими. И они приносят им разные блага, положение, уважение, почёт, кому-то настоящую славу. И они этому очень рады. Становятся объектами зависти тех, кого Бог такими талантами не одарил. Так?
-Так-то оно так. Но Бог даёт или не даёт, не спрашивая людей. Люди относительно принятия или не принятия ими талантов сами решения не принимают. Их сознание тогда ещё только начинается, а потому дар Божий – дар безусловный.
-Как же безусловный? Нет, уж, извини. А как же: «Кому много дано, с того много и спросится?» Или поучение, что человек должен быть благодарным; что неблагодарность есть тяжкий грех? Так что – условный. Очень даже условный. Ещё как условный.
-Но Богом данное человеку при рождении это – часть личной природы человека. То, что ты мне предлагаешь – это другое. Это уже – полученное извне, не моё, не моя природа.
-Моя, не моя природа… Да что такое природа человека? – Случайное. Случайная горсть праха земного. Природа человека сколько угодно раз может быть изменена. Была бы охота. И, в конце концов, будет полностью разрушена.
-Согласен, что природа человека может быть в чём-то изменена и извне, без его участия. Но так – без участия самого человека.
И потом Богом данный талант есть только возможное, только некий инструмент, требующий от человека труда, чаще немалого, для освоения данного, овладения и пользования им. Я же к тобой данному не приложу должного труда. От меня будут исходить большие ценности, но в них не будет моего труда, собственно, меня.
-Ну, определённый-то труд будет. Как без этого? А скажи мне, наследующие имущество своих родственников или даже не родственников, а по завещанию, прикладывают свой труд к принимаемому ими наследству? Что-то я не слышал, чтобы одариваемые отказывались от даров, потому что они никак не потрудились над их созданием. А наследства и дары бывают и большие, и очень большие. А через женитьбу, замужество разве не приобретаются жизненные блага совершенно без всякого труда? И никого это не смущает. Потому как это есть признанное людьми справедливостью. Принять и пользоваться тем, что не создано своим личным трудом в порядке вещей. Так что можешь не заморачиваться на эту тему. Ну, что ещё?
-Все будут видеть во мне, как ты говоришь, гения всех времен и народов, а на самом деле и сам для себя я буду лжецом всех времен и народов, обманщиком, мошенником каких свет не видывал. Я буду создавать не своим чувством, своей мыслью, своим умением, своим трудом. Это не я буду создавать, это ты будешь создавать через меня. Я же должен буду выдавать не своё за своё, принимать на свою голову незаслуженные мной лавры. Это раздавит, уничтожит меня…
Стоп! Я, кажется, понял тебя, твой замысел в отношении меня. Суть твоего предложения. Ты хочешь уничтожить меня, как меня; как живущего свободно и самостоятельно, как чувствующего, мыслящего, понимающего, как некую свою собственную природу. Ты хочешь кардинально изменить, по сути, подменить мою природу своей. Ты хочешь убить во мне меня и поселить во мне себя. Ты хочешь, чтобы от меня остался только облик и имя, внешняя оболочка, которую ты наполнишь собой. Ты хочешь, чтобы я, как некогда рождённое, как некая собственная природа, перестал быть. Ты хочешь отнять у меня мою жизнь? Ты хочешь уничтожить меня, как меня?!..
-Да ты просто сумасшедший. Я хочу его уничтожить… Да хотел бы уничтожить, уничтожил бы. Я хочу его уничтожить… Да тебя и так нет. Зачем мне нужно уничтожать того, кого и так нет. Кто ты такой, и что ты такое? – Никто и ничто. И вот я предлагал тебе стать, наконец, кем-то. И не кем-то, а первым в том, в чём только пожелаешь. Одним из самых славных сынов этого мира, гордостью этого мира. И что же ты? А ты тут же и обделался. Трусливый, слабый, никчёмный, зряшный. Вот потому-то ты до сих пор ничего существенного не добился в жизни, и есть никто в этом мире. Не хваткий, не отзывающийся на предложения жизни. Просто удивительно. Предлагаешь человеку такое! А он ещё носом крутит. Вот верно Бог говорит – гордыня овладела людьми…
-Ты хочешь похитить, прибрать к себе мою душу. Чтобы я остался только внешне прежним, но уже с душой другой. Хочешь зерно доброе обратить в плевел…
-Честного, праведного из себя изображаешь? А оставь я где-нибудь на твоём пути кузовок с большой суммой денег – ведь, не прошёл бы мимо, взял бы. И нет больших сомнений, что, как и всякий человек, присвоил бы. Правда, прежде по сторонам внимательно огляделся. Но не затем, чтобы увидеть, кто потерял, чтобы вернуть, а чтобы убедиться, нет ли здесь какого подвоха и не видит ли кто, как ты кузовок к своим рукам прибираешь. Открыто, прилюдно – нельзя, совесть не позволяет, а втихую – можно. Но в этом мире, если ты не знаешь, нет ничего втихую, всё – воочию и во всеуслышание… Ну, да ладо, это я так, к слову, сказал…
А ты не подумал о том, что я не каждому делаю такого рода предложения? Тем более такое предложение. И делая предложение, я на что-то рассчитываю? А ты не подумал о том, что, не принимая моё предложение, мой дар, ты тем самым выказываешь мне чудовищную неблагодарность? Не кажется ли тебе, что ты ведёшь себя крайне вызывающе и не предусмотрительно? Не кажется ли тебе, что я совсем не тот, кому можно отказывать? Уж не думаешь ли ты, что это может сойти тебе с рук, не будет иметь для тебя никаких последствий? Очень ты меня огорчил. Надеюсь, ты понимаешь, что всякое решение имеет свою цену, а решение по такому вопросу – очень высокую цену? Так что не торопись с ответом. Подумай ещё раз хорошенько, последний, всё взвесь – от чего ты отказываешься и на что себя обрекаешь.
-Я уже всё обдумал – и что я приобретаю, и что теряю, и мой окончательный ответ – «нет». Жизнь человека в том и заключается, что он всегда и во всём – должен сам, только сам. В соответствии со своей природой, данной ему Богом, со своим пониманием. Своим трудом. В чём-то сомневается, что-то решает, в чём-то ошибается, сам же за всё и отвечает. Живёт, как может, как умеет. Но – сам, САМ! Своей жизнью!
Пусть я не одарён какими-то особыми талантами, но я – человек – разумное, свободное, творческое, призванный создавать своё, как могу. Только созданное собственным трудом действительно радует. Только заслуженная награда есть истинно ценность, и имеет значение.
Да, ты прав, мной ещё не создано ничего действительно стоящего. Да, мне ещё есть, что в себе преодолевать и развивать. Да, мне надо много трудиться. Но я создам. И знаю, что с этим надо очень торопиться…
-Ну что ж, нет, так нет… Честно сказать, я предполагал, что ты откажешься.
-Предполагал? Зачем же предлагал?
-А потому что всегда есть это «а вдруг?» А вдруг? – И это «а вдруг?» часто всё и решает…
2.
В шумный базарный день на рыночной площади молодой человек, что-то доказывая другим людям, стоящим с ним рядом, говорил громко и эмоционально:
-Есть одарённые, талантливые и есть бесталанные, посредственности. Утверждение, что каждый чем-то одарён, что каждый в чём-то талантлив – полная чушь, сказки для дураков.
Талантливый – это уже избранный. Другие ещё только могут быть избранными. А талантливый уже избранный. Белая кость. Талант – вот что самое главное в человеке. Самое очевидное и несомненное. Только он имеет значение. Талант – вот счастье. Кто имеет талант, строит свою жизнь, основываясь на своём таланте, согласно своему таланту. Талант обеспечивает ему желаемые жизненные блага, положение в обществе, известность, почёт, славу. А кто не имеет таланта, должен что-то придумывать, что-то предпринимать, суетиться. И даже, когда у суетящегося сложится в жизни всё самым лучшим образом, он всё равно будет всегда ниже таланта.
Я хотел бы иметь талант. Хотел бы быть избранным. Но Бог не дал мне таланта. Поскупился на меня. И вот приходится что-то придумывать, суетиться…
Один из слушающих его возмущался:
-Да не то, не то он всё говорит…
Другой его удерживал:
-Да брось ты. Разве ж не видишь, что с ним спорить бесполезно, что он никого не хочет и не будет слушать, что он хочет слышать только себя.
Они повернулись и пошли прочь.
Первый из них шёл и всё никак не мог успокоиться:
-Каждый чем-то одарён, в чём-то талантлив. Каждый способен на многое. Да, не каждый обладает каким-то большим очевидным талантом, но как можно говорить, что не имеющий очевидного таланта – посредственность? Искать в себе, искать себя надо. Пробовать себя на разном и многом. Искать, пока не найдёшь. Да, и ко всякому делу, таланту нужно ещё приложить труд. Большой, упорный труд. И обладающие большим очевидным талантом, вовсе не избранные. Званные – да, но ещё не избранные. И ещё неизвестно, будут ли избранными? Это очень во многом от самого человека зависит – быть ему избранным или нет…
3.
К молодому человеку, некоторое время назад, громко говорившему на рыночной площади, подошёл некто и сказал:
-Я дам тебе талант. Большой талант. Будешь доволен... Думаю, мне нет надобности представляться. А также убеждать тебя в серьёзности моего предложения?
-Нет, не надо – в сильном волнении подтвердил молодой человек.
-Я дам тебе талант лицедея, актёра.
Театр – есть величайшее искусство. И ты будешь царить в этом искусстве. Ты будешь лучшим из лучших. Ты будешь первым. Ты будешь гением перевоплощения. У тебя будет всё – признание, почёт, уважение, деньги, слава. Ты разработаешь новые формы существования на сцене, станешь автором уникальных театральных техник и приёмов. Ты откроешь свою собственную театральную школу, лучшую в этой стране. Впоследствии её назовут твоим именем…
-Не сплю ли я, не уж-то и в самом деле такое может быть? Безмерно, безмерно признателен. Век не забуду Вашего расположения. Вы – мой благодетель, мой спаситель. Осмелюсь только спросить, что я должен буду сделать, как смогу выразить Вам свою благодарность?
-Вот, вот, правильно мыслишь, - благодарность… Видишь ли, один человек проявил чудовищную неблагодарность, позволил себе непозволительную грубость, непростительное оскорбление…
-Это очень большая провинность…
-Это очень большой грех, требующий самого сурового наказания. Это смертный грех. Ты, я полагаю, слышал, что всякое искусство требует жертв?
-Да, слышал, конечно. И не раз.
-И согласен с этим?..
-Я должен кого убить?
-Не убить, не убить, а принести в жертву. Сможешь?
-Смогу. Сделаю. Не сомневайтесь.
-Ну, вот и хорошо. Вот и поладили…
Свидетельство о публикации №218091901694