Лето и ласточки день 9

18 июня

Сон ещё давил на веки, но за ногу кто-то дергал. – поднимайся, засоня, такое утро проспишь – послышался голос папы. – У нас каждое утро такое утро – делая недовольный голос, проворчал я, пытаясь повернуться на другой бок, но папа не унимался – там Маша тебе что-то хочет сказать, она тут, рядом. 
Магия вчерашнего вечера растворилась, как утренний туман.
 
- Ладно, щас, только кроссовки надену – отдёрнул полу палатки и увидел стоящую поодаль Машу в клетчатой рубашке, завязанной узелком на животе, с рулоном ватманов под мышкой.
- Доброе утро Маш. Чего сегодня делаем?
- Сейчас надо норки ласточек на ватман нанести. Это у нас будет такая визуализация и написать кто где живёт.
- Это тебе мама подсказала? – Саркастически заметил я.
- Хватит прикалываться – сама придумала. Пойдём скорее, до завтрака может успеем. И засеменила к кухне.
Пришлось поспешить за ней. Кухня гудела, как разбуженный улей. Оказалось, что мы были не первые. Невыспавшиеся взлохмаченные юннаты проявляли несвойственную им активность. Над всей научной активностью царила Арнольдовна, бодрыми командами подбадривая тормозивших по каким-то причинам. Столы были заняты что-то пишущими, рисующими и клеящими детьми. Лёха с коллегами развешивали на натянутой между берёз леску сушеные рыбки. Когда успели наловить? А главное где сушили? Лёха приветливо кивнул. Я ответил и вопросительно взглянул на Машу.
- Чего? Я крайний заняла уже. Не отвлекайся. Разворачивай и начинай склеивать – ответила она на мой немой вопрос, а я займусь докладом, вытаскивая планшетник.
Мы устроились на скамейке и начали раскладывать канцелярские принадлежности.
- Ровно в одиннадцать начало конференции – прозвучал голос Арнольдовны. - Родителей прошу не мешать процессу. Пусть ребята сами готовятся. У каждого из них есть научные консультанты. Кстати Александра и Наташу никто не видел? Юрий Степанович, я вас попрошу сходить и разбудить их.
 
- Вон, они сами идут – закуривая сигаретку пробурчал Степаныч.
Вдалеке, среди стаек берёз показались две покачивающиеся фигуры, держащиеся за руки.
- Быстрее давайте, только вас ждём – приободрила их Арнольдовна таким голосом, что эхом разнеслось по реке. Фигуры зашагали быстрее, но рук не разжали.
- Это любовь – обронил Степаныч, глядя под ноги.
- Всё, не отвлекаемся – разрядил обстановку Михалыч, постучав ложкой по жестяной кружке с кофе – за работу. Все вопросы к кураторам. Обед будет после конференции. Насчет завтрака в рабочем порядке. Кто захочет кушать подходит к дежурным и получает порцию. А дежурный сегодня Юрий Степанович. Он на раздаче.
Степаныч, глядящий до этого под ноги, вскинул голову, видимо эта новость застала его врасплох. Он попытался что-то сказать, но последующая фраза Михалыча подсказала: - «Не встревать.
- Вопросы есть? Вопросов нет. Разойтись.
Время подходило к двенадцати, но дружная команда юннатов все еще сопела над текстами докладов. Педагоги чинно сидели во главе стола по старшинству и терпеливо ждали окончания процесса. Наконец, потянулись первые ласточки. Мы с Машей договорились, что доклад будет делать она. а я делать пояснения к рисункам. – И не забудь, если будешь говорить сказать в конце «Спасибо за внимание».
- Ладно, Маш, не забуду.
 
Наконец Арнольдовна поднялась из-за стола и подняла руку, требуя внимания. Все притихли.

- Дорогие юннаты, члены комиссии, уважаемые гости. Вот и закончилась наша экологическая школа…
Она говорила что-то про нас, работу инструкторов, а до меня только начало доходить, что всё закончилось. Я оглянулся на Машу. Казалось, она была поглощена предстоящим докладом. «Неужели ей это так важно?» - промелькнула мысль. 
- Слово для доклада предоставляется Боре Комарову. Ему всего пять лет, но комиссия решила. что он вполне достойный участник конференции. Итак, название доклада «Обеспечение безопасности детей от кровососущих насекомых в дикой природе». Докладчик Боря Комаров. Пожалуйста Боря, выходи. Похлопаем докладчику – официально объявила Арнольдовна.
Толпа взорвалась дружными аплодисментами. Боря вышел в центр поляны. Окрепший и возмужавший, наш Маугли уже не выглядел тем сопливым капризным ребёнком, садящимся в пазик. От комариных укусов не осталось ни следа.  В руке у него была зажата бумажка, скорее для протокола или чтобы занять руки. 
- Меня кусали комарики и я чесался, но папа меня помазал мазью и всё прошло. теперь я не чешусь. Всё.
- Спасибо Боря. Вопросы? Если вопросов нет, то можешь садиться.
Вскоре очередь дошла до нас.
- «Особенности жизнедеятельности ласточек береговушек riparia riparia в условиях Средней полосы России». Докладчики Маша Сиделкина и Вася Киселёв – официально объявила Арнольдовна.
 
Маша вышла к импровизированной кафедре, сооруженной по этому случаю Степанычем из подручных материалов, а я, вооружившись заранее приготовленной веточкой ивы вместо указки, направился к нашей портянке из ватманов, растянутой между вкопанными столбиками. Наше выступление прошло, как в тумане, очнулся я от голоса Михалыча – Можно вопрос к докладчикам. Скажите пожалуйста, почему вы назвали объекты исследования именами звёзд шоу-бизнеса? И при чем тут Ксения Собчак.
- Можно я отвечу – услышал я собственный голос. Вся аудитория, до этого взиравшая на Машу дружно повернула головы – я, нет, мы с Машей решили, что так будет легче их запоминать, а перед этим вычитали, что таким приёмом часто пользуются исследователи, изучающие семьи животных. А Ксенией мы назвали ласточку из шестой норки потому, что она особенно яростно шипела на нас, защищая норку. Вот. Всё, да, спасибо за внимание.
Послышался дружный смех. Царившая напряженная атмосфера рассеялась.
- Еще вопросы есть? Спасибо.
Мы вернулись на свои места. К нам подсели машкины родичи. Полина стала страшным шепотом указывать Машке на ошибки в докладе, а дядя Петя старался в это время как-то её приободрить, хотя выходило плохо. Мой отец в это время стоял в сторонке, прислонясь к березе и
улыбался, глядя на меня. Видно гордился сыном, а может прикалывался. Смотрелись мы, наверное, по-дурацки.
После того, как все докладчики выступили, комиссия попросила время на подведение результатов, а нас, юннатов попросили немного подождать. Ко мне подошел отец – молодцы, я за вас болел – похвалил он, обняв за плечо – кстати, про имена, это вы здорово придумали.
- Если по правде – это Машка всё придумала.
- Она умница, правда?
- Угу.
- Она тебе нравится, только честно?
Я растерялся, но виду не подал, как мне кажется – ну чё привязался, па-а-а – пытаясь высвободится из цепких объятий отца.
- Ладно, не смущайся, а то даже покраснел. Иди, там вроде начинается.
Наконец-то прозвучал спасительный призыв всем занять свои места. Конечно мне всё это до лампы. Во всяком случае я всеми силами пытался это показать. Но интересно же, кому достанется первое место.
 
Арнольдовна начала издалека, с последних мест. Лёхе досталась связка сушеной воблы и набор для рыбной ловли, маленькому Боре под оглушительные аплодисменты вручили сачок и большую красивую книгу. Нам присудили второе место. Мне подарили электронные наручные часы, а Машке бинокль. А первое, к нашему удивлению, досталось местным экологам. Они, как выяснилось, что-то важное делали для ихнего района по вредителям леса. То-то они всегда особняком тусовались. Им достались не только комплекты полевого снаряжения, но и местные боссы что-то в пакетах передали. Короче везде блат. Это Россия, детка. Ну да ладно. Все похлопали друг другу. На этом конференция переросла в праздничный обед после чего мы должны были сворачивать лагерь и готовиться к отбытию.
- Пошли с ласточками попрощаемся – подошла ко мне после обеда Маша.
- Давай, сходим – охотно согласился я – вещи собрала?
- Ага, они уже в машине. А вы на автобусе?
- Да, вроде. У отца надо спросить. Они куда-то с Михалычем ушли. Обсуждать итоги.
Мы посмотрели друг на друга и рассмеялись. Подойдя к горке, мы устроились, свесив ноги на вершине. Из-под ног, под нами сновали наши ласточки. Выдержав паузу Машка вдруг спросила – ты книжку дочитал?
- Какую? Над пропастью во ржи? Куда деваются утки в Центральном парке, когда пруд замерзает?
- Ты запомнил?
- Да. Они тоже, как ласточки на юг?
- Нет, конечно. Наверное, в южные штаты. Если честно – не задумывалась. Обязательно посмотрю.
- Не сомневаюсь. Ты такая…
- Какая? Скажи – Машка, смеясь, толкнула меня в плечо – наверное я противная?
- Нет Маш, ты не противная, мне с тобой просто. Ты, извини меня, вел себя по дурацки, если что.
Маша серьёзно так на меня посмотрела, а потом обняла за шею и ткнулась губами в щёку. Потом вскочила – наверное нас там заждались, побежали.
Если честно, то я не понял, чего она сорвалась, но пришлось потрусить за ней.
- Вы где ходите – навстречу нам двигалась Машкина мама.
- С ласточками прощались – ответила Маша.
- Иди в машину.
Маша взглянула на меня – ещё увидимся – прозвучало как полувопрос полуутверждение.
- Обязательно. В контакте, пересечёмся, почту вышлю.

Мы тряслись с отцом в том же пазике. Последний раз взглянув на удаляющуюся горку, у меня, вдруг, перехватило дыхание. Чтобы не подавать виду, я уставился в окно. Отец, видимо, сделал вид что не заметил, но произнёс – Он тебе не сказала. что уезжает?

- Кто, Маша, куда?
- Они все вместе уезжают в Соединенные Штаты. У Петра там работа намечается.
- Она ничего не сказала.
- Может ещё не знала? В самый Нью Йорк.
- Узнает, куда деваются зимой утки.
- Что?
- Ничего, папа. А знаешь, ты у меня самый лучший папа на свете.

Конец.


Рецензии