Мёбиус-минималист. Есть честный человек?.. Кто? Ты

Тайна Мебиуса. Продолжение (с.25-32).

МЁБИУС-МИНИМАЛИСТ

 Залаяла собака колоратурным сопрано. Должно быть, живет рядом, в консерватории. Не спится. Включила радио. Вот, где сплошной минимализм во всем! Самые способные минималисты, я думаю, обитатели Ганнушкина, да и то специфических отделений. Злая. Напишу психологическую статью в газету:

ЭСТРАДНАЯ ЭНТРОПИЯ

Диагноз

Человек всегда стремился к гармонии. Сознательно стремился, подсознательно стремился. Однако все системы в природе самопроизвольно достигали бы максимума энтропии. Это наиболее вероятно. Поэтому мы стареем, умираем, превращаемся в пыль кладбищенскую. Природа гибнет, однажды чудом сотворенная. Все перемешивается в хаосе. Но естественны и противоположные процессы - антиэнтропийные, когда величина энтропии уменьшается: формируются природные кристаллы, из распыленного космического вещества образовывались планеты, так появились и мы, изначально вполне гармоничные человеки. При этом энтропия была не большой, не малой, достигая некоего оптимального своего значения.

Рассмотрим множество букв русского алфавита. Будем составлять буквы в разном порядке и определять энтропию каждого образования. Если буквы и промежутки между ними сочетать беспорядочно, получится что-нибудь типа: КВЦЫР-ДОСЬ Н ПЛБ. Энтропия (беспорядок) такого образования будет стремиться к максимуму. Теперь выполним абсолютно упорядоченную комбинацию. Результат получится примерно такой:


АААААА...


Энтропия в этом случае минимальна. Скучные образования. Все-таки беспорядок нужен. В умеренном количестве. Но в каком? Например, в таком, чтобы получились стихи И.С.Тургенева, положенные в основу романса:


Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.


Это и не ААААААА... и не беспорядочное чередование разных букв и пробелов.

Теперь попробуем исследовать стихи наших современных песен. Включаем «Русское радио - музыку для души». Будем слушать все подряд, не выбирая. Итак:


Я купалась в огне,

Забывая себя...

Я как будто цветок...

Я как будто пыльца

На горячих руках...


У героини песни делириозное (от лат. «бред») состояние, характерное после принятия наркотика. Прослеживаются случайные, неадекватные ассоциации (беспорядок, а, следовательно, энтропия далека от оптимальной величины и стремится к увеличению).

Следующая песня состоит и вовсе из столь бессвязных фраз и звуков, что нормальному человеку их трудно уловить. Зато это улавливает подсознание нормального человека, засоряясь бессмыслицей и беспорядком, далеким от гармонии.

Другая крайность нашей эстрады - повторение одних и тех же фраз. Минимализм! Это сопровождается неким минимумом энтропии, типа ААААААААА.., а заодно и навязыванием нашему подсознанию одной, чаще дегенеративной мысли:


А если ты хочешь,

Я просто спою тебе:

«Ла-Ла-Ла-Лай»,

А ты давай, ты давай,

Ты просто давай.


А если ты хочешь,

Я просто спою тебе:

«Ла-Ла-Ла-Лай»,

А ты давай...


Необратимое обеднение психической деятельности - деменция (слабоумие), как сказали бы патопсихологи.

Последующий анализ песенок то с увеличенной, то с уменьшенной энтропией, дал многообразие клинической картины нашей больной эстрады. Что скажете, например, если услышите:


Вдохновение мое

Опять бродит по лесам...

Я опять хочу вина,

Меня поят молоком,

Ох, я вырасту быком.


Типичное маниакально-депрессивное состояние с резкой эмоциональной лабильностью.


Я убью того, кто скажет,

Что я не пара тебе.


Дисфория, параноидный бред ревности.


Давай поспорим,

Что река станет морем,

Осень с весною

Поменяются вскоре

Знаешь, ты тоже оттаешь.


Дезориентировка в пространстве и времени (расстройство сознания). Бред носит образный характер с преобладанием грез и фантазий.


Моя сумка,

Набитая хлебом,

Била меня по ногам,

Но я шел и смеялся

О том - о сем.


Аффективно-личностные нарушения, нарушения критичности мышления и поведения. Как они только не дошли до изобретения сиреньсени? Впрочем, «сиреневый туман над нами пролетает» уже давно.


Но слушая наше дыхание,

Я слушаю наше дыхание.


Нарушение динамики мышления, сопровождаемое псевдогаллюцинациями. Начало песни тоже определяет патологию: гражданин проснулся в холодном поту. Таким образом он просыпается каждое утро, на что указывает текст рекламы:


Я рано просыпаюсь:

На часах 6 утра,

Надеваю штаны.

На работу пора -

Я слушаю радио...

И в автомобиле

Я приемник включил,

Милая, родная,

Ты только помолчи:

Я же слушаю радио...

Я слушаю радио.


У субъекта уже появилась сверхценная идея - слушать радио. Полная психическая дисгармония и у субъекта, не имеющего приемника в автомобиле:


У меня нет жены -

И тому есть причина:

Просто я не совсем

Полноценный мужчина:

Я красив и здоров,

И по жизни повеса.

Только нет до сих пор

У меня «Мерседеса».


Неадекватность уровня притязаний уровню реальных возможностей.

Вот какая гармония в мире, кишащем автомобилями! И если так пойдет дальше - «Карнавала нЯ будЯт», как поет еще один садо-мазохист»...

***

Статья вышла злая. Бешусь от бессонницы. Луна нагло зрит и этот туман, который кажется концом света, и меня в зеркале. Как яблоня роняет свои плоды, спелые и сочные, так мое лицо скинуло румянец и свежесть. Так не годится. Это от безмужичья. Ничего, скоро выпишется обитатель Ганнушковой больницы. Он - прелесть, пока его не одолевают запои. Тогда и я ухожу в какие-то пространства и перестаю чувствовать границу между реальностью и чем-то еще, как тот слепой жук, букашка, снова и снова ползущая по листу Мебиуса. Снова и снова. Уж не был ли Мебиус минималистом? Круг. Еще.

***

После нескольких бессонных ночей я все-таки уснула и проспала до обеда. Снились сплошные мягкие знаки. Я нажимала какую-то кнопку, открывалась какая-то не то книжка, не то дверь и появлялся мягкий знак многожды повторенный. Он возникал то на каком-то экране, то на речной глади в виде кораблика. Да, я почему-то была мужчиной! Сон в духе минимализма. «Просто я дверь перепутала. Улицу, город и век».

***

ЕСТЬ ЧЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК?.. КТО? ТЫ?

Адриана выписали. Два месяца он пролежал в суицидальном отделении психушки. Туда не только душевно больные люди попадают, но и нормальные, доведенные жизнью до ручки. Среди них все чаще и чаще встречаются интересные, духовно богатые люди. Особую категорию составляют наркоманы и алкоголики. Эти вещи лечатся только с согласия больного. Туда увозят только при попытках к суициду, в исключительных случаях. Так оказался там и Адриан. Нежелание жить стало у него хроническим. Двуглавый орел вырастил еще одну голову и превратился в дракона. Последняя стадия алкоголизма, как объясняют врачи.

Адриан протянул мне текст шутливой песенки, которую мы когда-то сочинили вместе. Песня называется «Кенийская плясовая».

- В больнице ее оставлять не стал. Там в основном психи, кто их знает, как они этой песней распорядятся? А вдруг потом у нас испортятся дипломатические отношения с Мадагаскаром? Вдруг мальгаши (мадагаскарцы) обидятся на своих черных братьев и где тогда Россия будет закупать пареную репу? Вот какие штуки бывают на дипломатическом фронте.


КЕНИЙСКАЯ ПЛЯСОВАЯ

Зябликовому слонику посвящается


Наберись, мой друг, терпения,

пения-

Будут дни чудес полны,

Мы с тобою съездим в Кению,

Кению,

где слоняются слоны.

Там культура очень древняя,

древняя,

Незлобивы люди там,

И над каждою деревнею

Целый день гремит там-там:

Там-там, там-там.

И с тобой под эту музыку,

музыку

Мы научимся плясать -

То на попке, то на пузике -

Невозможно описать,

- ать, ать,

Залопочем по-кенийскому,

(Гутен морген, тру-ля-ля),

Там ведь только поклонись кому -

Прибежит в учителя.

Наберись, мой друг, терпения,

пения,

И довольные вполне

Прям в Московию из Кении

Мы вернемся на слоне.


Эту  песню мы исполняли под две гитары. Одна из них поворачивается обратной стороной, и по ней колотят палочкой черного дерева. На другой гитаре производят свободное бряцанье. Все присутствующие делают бодрые кенийские плясовые движения, то есть становятся в затылок и крутят попками, изображая уборку маиса и тонго-монго.

К тексту песни Адриан нарисовал рисунки, прелесть какие чудные!

- Это здорово, Адриан. Но теперь минимализм в моде. Скажи мне самую минимальную вещь: ты хочешь быть со мной?

- Нет, я хочу быть с Папой Римским Пашей Ваней Вторым!

Дальше продолжать разговор на тему жизни и смерти бесполезно - в шутку сведет. Пусть хоть на подсознание ляжет моя фраза.

- Ты знаешь, я впервые в жизни прочитал в больничке «Синюю птицу» Метерлинка. Пьесу во МХАТе видел раз двадцать, балет в Детском музыкальном - несколько раз, видел советско-американский фильм (очень скверный, с Надей Павловой в главной роли), а читал как совершенно новое произведение. Там такая трогательная философия и красивые афоризмы! В садах Блаженств есть персонажи Радость Понимать, Радость быть Справедливым, Радость Бегать Босиком по траве. И все разговаривают! А есть еще Блаженство быть Невыносимым, Блаженство Дышать Воздухом!..

- Еще есть царство Будущего, где живут неродившиеся дети, их старик Время то и дело отправляет пожить... Они толпятся у врат, ведущих в жизнь, всем хочется пожить, но один может выйти через три года, а другой через пятьдесят три года два месяца четыре дня. И вот, представь: двое влюбленных в царстве Будущего разлучаются, ибо им суждено родиться в разное время. Они молят старика Время, чтобы он пустил их жить вместе, но Судьба неумолима... Ведь это про нас с тобой. - Адриан был старше меня на тридцать семь с половиной лет. - И еще есть такая сцена, тебе понравится: «Старик Время (отталкивает ребенка): Твоя очередь еще не подошла... Приходи завтра... А ты приходи через десять лет... Ты уже тринадцатый пастух, а требуется только двенадцать... Опять врачи?.. На Земле их итак девать некуда... Еще требуется честный человек, хотя бы один, в качестве необычайно редкого явления. Есть честный человек?.. Кто? Ты?
Ребенок кивает головой. Уж больно ты чахлый. Долго не протянешь...»

Продолжение следует.

(Наталья Менщикова. Тайна Мебиуса. - М.: Издательство "Азбука", 2000. -264 c. ISBN 5-8012-0003-7; (С) Н. В. Менщикова, 2000); статья "Эстрадная энтропия" также была опубликована в газете "Независимая")


Рецензии