Как быстро летит время. Воспоминания об отце

Немного личного.



Как быстро летит время!
Чем старше становишься,тем быстрее летит. А теперь, после шестидесяти, вообще  утро  -  вечер, утро  - вечер,  весна  -  осень - Новый год!
 И скорость  времени  всё увеличивается, а моя скорость  все уменьшается. А столько ещё  хочется сделать, увидеть, успеть.
Раньше казалось  что 20 лет - это  целая жизнь. За 20 лет в жизни всё настолько меняется, что мир уже и узнать невозможно.
Казалось , что родители, которые  пришли в этот мир на 22 -24 года раньше,  совсем другие. Настолько, что нам никогда не понять друг друга.

 Их детство прошло во время войны! Второй мировой! Великой Отечественной!
"Это было совсем в другой жизни, в другом мире, в другом измерении, " -  думала я. Это было так давно, что ко мне это вообще никакого отношения не имеет. А ведь я родилась через 9 лет после Победы! Всего 9 лет! Ну  что такое 9 лет? Значит , сложись судьба немного иначе, и я могла  бы родиться  на 22 - 24 года раньше, и пережить  все те страшные события, которые были в жизни моих родителей.

Сегодня день рождения  отца. Ему могло  бы исполниться 86 лет. Как много он мог бы ещё успеть  в жизни если бы       ........   ЕСЛИ БЫ.....

Киселёв  Юрий Иванович - мой папа. Он был хорошим отцом.  В моих детских воспоминаниях остались  его тёплые, добрые, ласковые руки. Он играл со мной, читал мне басни наизусть, рассказывал мне Вия. Я очень любила эти моменты. И снова и снова просила, чтобы он рассказал мне Вия.
Помню какой радостью  было, когда он возвращался  из командировок. А в командировках он бывал  часто. На Байконуре, в Чите и еще где-то, о чем я не знаю.
Он приезжал ночью  в военной форме,  наклонялся ко  мне спящей и целовал, но я это помню.  Его родной запах и погоны. Когда он был в Москве, мы с мамой вечером ходили встречать его с работы на трамвайную остановку на Динамовской улице.  В день зарплаты он всегда приносил торт, и это был праздник!

Мы жили в районе  площади  Крестьянской заставы в одноэтажном деревянном домике по адресу Крестьянский тупик дом 4. Эта  улочка находилась прямо у стен Новоспасского монастыря. Зимой папа  катал меня на санках вдоль этих высоких кирпичных  стен.
А в  выходные  дни летом  родители  включали родиолу, открывали окно и танцевали во дворе  нашего домика   под Рио Риту , Брызги шампанского, Майский цветок и  Бессамэ Мучу.  А за окном в палисаднике цвели Золотые шары -цветы моего  детства.

Однажды мама куда-то  уехала, а потом вернулась с моей сестренкой Олей. Её положили поперёк кроватки, накрытой  голубым  покрывалом. Как сейчас это помню. Ещё помню, что  в  нашем дворике был серый кот, который запрыгивал в олину коляску  и ложился спать рядом с ней. Мама всегда заставляла меня дежурить у коляски и отгонять кота.

Ах, какое же это было счастливое время! Несмотря на отсутствие воды в доме, на постоянную  нехватку денег и извечный квартирный вопрос,  который  "испортил  москвичей".

Отец   родился в простой семье , 21 января 1930 года. Сведения мои расходятся.  По паспорту он родился в деревне со смешным названием  Никольский бычок, Пронского района  Рязанской области. А его  двоюродный брат Владимир  Георгиевич  Киселёв, который родился в этом же году, но на 2 недели раньше, утверждает, что они с моим папой родились и жили в детстве в одном  доме в Мытищах. Их отцы были  родными братьями.
Его мама, моя бабушка Ольга Фёдоровна Киселёва, была донской казачкой. Название станицы ,в которой она родилась,я не помню. Она росла в крепкой трудовой семье.
Её отец Федор Чигин был зажиточным крестьянином. У него был свой надел земли и свой пруд, который в деревне называли Чигин пруд. В первые послереволюционные годы семья моего прадеда была раскулачена. Так это называлось в то время. У них отобрали всё, что можно было отобрать. Всех крестьян , работающих зажиточных и бездельников уравняли и загнали в колхозы.
Помню, я  просила бабушку, чтобы она рассказала мне о своей молодости.
Она  рассказывала, что жили они хорошо. Молодежь вечером шла гулять за околицу, и первым парнем на деревне был тот, который умел играть на гармони, и обязательно с кудрявым чубом.
Бабушка часто просила меня , чтобы я написала письма   её сестре и брату  под диктовку  И всегда эти письма начинались одинаково:    "Здравствуйте дорогие мои родные  Даша,........     живем мы хорошо, чего и вам желаем...."   
Она была 1902 года рождения 8 февраля. Писать умела, но плохо, поэтому, когда я летом жила у неё в Торжке, всегда писала письма всем родственникам. Помню, что сестра Дарья жила на Украине, а брат где-то то ли в Оренбурге, то ли в Киргизии.
Когда я спросила у неё, как она вышла замуж, она рассказала, что было ей 16 лет и она лежала высоко на печи, когда в избу к ним зашел красноармеец Киселёв. И она, чтобы обратить на себя внимание, громко запела.
Вышла замуж рано. В 18 лет  родилась дочь Анна. Трое детей умерло в детстве. Тогда много детей умерало. Антибиотиков не было. А трое осталось. Анна, Юрий и Владимир.

Я любила свою бабушку. Часто осознаёшь, как дорог был человек, когда его уже нет. А я всегда знала, что люблю бабушку, и думала, что же будет, если она умрет.   А она, как - будто, зная мои мысли, говорила иногда :"Когда я умру, вы не плачьте, вы пойте."

Она пела, всегда пела веселые казачьи песни. Я просыпалась утром в её доме, а пол уже помыт, печь затоплена, и бабушка поёт на кухне. Она каждый день мыла пол, а потом готовила в печи вкуснейшую полтавскую кашу.

***

Увидела цитату "Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно  за бесцельно  прожитые  годы....", и вспомнилось....
Мне 10 лет. Я учусь в 4 классе. Заболела и лежу с температурой.  Папа вернулся с работы  и принес  мне книгу. Книга новая, видно, что недавно купил. Присел рядом со мной и очень серьезно сказал: "Эту книгу должен прочесть каждый человек".
Конечно, после такого напутствия я начала читать. Было скучно и неинтересно.  Чтение шло тяжело, но я читала.   Ради папы , которого любила и уважала. Читала и не понимала, почему,  зачем, ради чего нужно жить так?
Да, жизнь  одна, но ведь этот Павел Корчагин не жил, а мучился. Это он называл борьбой. Что ценного в такой жизни, и почему нужно брать пример с него?
Книга называлась  "Как закалялась сталь" Николая Островского. 
В школе нам  говорили, что это произведение  автобиографическое.. , что Островский писал о себе.  Пожалуй, нужно прочесть её  сейчас. Возможно, я пойму всё иначе.  Но с одним утверждением я согласна .   С тем, что вся наша жизнь  -  борьба. У каждого своя. У меня, например, борьба с болезнью, а у кого- то,  может быть, борьба с зависимостью или с аппетитом...
Недавно я в соцсети встретилась с одноклассницей. Девочка была немного  странная в школьные  годы.  Однажды нас посадили за одну парту и где-то  полгода  мне пришлось  общаться с ней более тесно, чем раньше. И всё в наших  с ней отношениях было бы нормально, если бы.......
Она расцарапывала мне кисти рук. Просто так, ни с того, ни с сего. Сидели рядом, и она, как кошка, царапалась....
Я почему-то  не злилась на неё. Просто удивлялась.. Вроде  бы восьмой класс, не маленькая уже..
И вот теперь, встретившись с ней в сети  через  много лет,я всё  поняла! 
Это была  зависть! Она  мне очень завидовала! 
Оказалось,  что она помнит то, чего я не помню.  Она рассказала мне, что приходила ко мне домой, и мой папа помогал  нам делать  уроки. По математике,  по черчению. 
Она всегда хотела иметь  такого отца.  Мой отец казался ей красивым, умным и идеальным!   И ещё  очень добрым и внимательным. 
А её родители относились  к ней безразлично , и впоследствии,   когда  она вышла замуж не так, как хотелось бы ее матери, мать ее прокляла и больше  с ней не общалась  никогда...
 В той же соцсети я встретила свою соседку по этажу  Елену. У нас была квартира  номер 12, а у неё 11.   В те годы  мы не общались из-за  разницы в возрасте. Она моложе меня на  6 лет. И понятно, что для меня она  была совсем маленькой. Теперь  же эта разница не заметна.
Мы общаемся, как  хорошие,  давние знакомые.  Лена - замечательный,  добрый и веселый человек. Талантливая  и просто  хорошая.
Она рассказала  мне, что  помнит, какой  я была.    Что она восхищалась мной, считала  меня красивой. А мама  Лены  также восхищалась моим отцом, говоря: "Какой  красивый,  какой  интересный  мужчина!".
Для меня  это было удивительно и приятно.  Ведь я никогда не считала папу красивым, и себя  красивой  не считала.

Папа довольно часто бывал в командировках на Байконуре.  Он участвовал  в запусках ракет, как инженер.Pаботал с маршалом Неделиным. И просто везением было то, что в день  гибели маршала, папы не оказалось рядом.
Помню одно  из его  возвращений из командировки  на Байконур. Это была  весна, а весной  казахская степь  становится  красной от тюльпанов !
Мы с мамой открываем дверь  и не видим папы. Мы видим только  тюльпаны. Такую огромную охапку тюльпанов, что  он их еле  держит....
В доме не хватило  ваз, и цветы стояли в банках.

Папа был  гостеприимным, у нас  часто собирались  гости.  У него был хороший музыкальный слух и приятный  баритон.
Помню, как то к нам пришли его друзья, и  папа  за столом пел под гитару:


"Постой, выпьем ей-богу ещё.
Бетси, нам грогу стакан,
Последний, в дорогу! Бездельник,
Кто с нами не пьёт!

Налей полней стаканы.
Кто врёт, что мы, брат, пьяны?
Мы веселы просто, ей-богу!
Ну кто так бессовестно врёт?

Постой, выпьем ей-богу ещё..."



Это была Шотландская застольная Бетховена,но папа называл ее в шутку Песня канадских  лесорубов.!
У него было хорошее чувство юмора. 

Папа  был начитан . Его сестра рассказывала,  что в детстве с 6 лет он много читал. Читал до темноты. Это было его любимое занятие.
После летного училища папа закончил  военно-воздушную аккадемию им.Жуковского. Он был хорошо образован и, перейдя на гражданскую работу,  занимал руководящие  должности.


******

Отец был очень музыкален. В выходные дни он часто что нибудь напевал или насвистывал.  

Помню песню "Бабочка и пчела"  и песню " До чего ж ты хороша, сероглазая", которую он пел обращаясь ко мне.

Папа знал оперные арии , знал  итальянских теноров. Часто они с мамой как бы  экзаменовали друг друга.

 Услышав музыку по радио, спрашивали: "Откуда ария?...".

И если другой не отвечал, говорили:

"Эх, стыдно этого не знать! Это же ария....."

И называл оперную арию.

Все свободное время  папа посвящал чтению. У него были кипы подписных литературных журналов.

 Таких как Иностранная литература. Он прочитывал их полностью.

Пока мы с сестрой подрастали, уборкой квартиры занимался папа. Позже мы с ним вдвоём.

Мама очень уставала. На ней были магазины и кухня помимо  работы. И папа не считал для себя зазорным убираться после работы и в выходной день.

А 8 марта папа утром рано шел  за цветами.  А потом весь день проводил на кухне, готовя разные вкусности!

Только  став взрослой, и получив солидный жизненный опыт, я поняла, в какой хорошей семье мне посчастливилось родиться.!

В семье , где , несмотря на сложный  мамин характер,  и тяжёлую в материальном и бытовом  отношении жизнь, всегда царила Любовь!


Рецензии