Коловращение времён

ЧАСТЬ  ПЕРВАЯ

ШАРОМЫЖНИКИ

   Капитан наварских стрелков Шарль Лекруа уже которую неделю плёлся со своим отрядом от московского пепелища и возносил молитвы святому Маврикию, покровителю воинов и пилигримов, о ниспослании чуда.
   Дремучие леса и покрытые снегами поля казались бесконечными, а далёкая belle France* воспоминанием из детских снов. Дьявольские трескучие морозы и зверский голод, от которого кружилась голова, наполняли душу некогда бравого вояки и покорителя женских сердец ужасом за всю его грешную, полную пороков жизнь. Шарль Лекруа пытался определить, сколько градусов может сейчас быть по шкале Реомюра, но Реомюр застывал на морозе.   
   Капитан потёр обмороженный накануне нос и – святой Маврикий услышал молитвы прожжённого грешника – почувствовал запах дыма. Не в силах оторваться от пьянящего предчувствия тепла, волоча обмороженную ногу в добротном, не успевшем износиться за восточную компанию саксонской работы ботфорте, храбрый наварец оторвался от отряда и по пояс в снегу, спотыкаясь о невидимые, засыпанные снегом пни и корни, направился к животворному источнику.      
   На краю чахлой берёзовой рощи бравый воин оступился и его мумифицированное от леденящего воздуха тело скатилось вниз под гору. Придерживая обмороженную ногу, капитан наварских стрелков  встал и – о, бесконечны твои милости, святой Маврикий – перед ним выросла деревня с дымящимися трубами. Капитан добрёл до ближайшей избы и стал бешено стучать кованым крюком в дощатую дверь. Дверь, наконец, со скрипом открылась и перед бравым галлом предстал медведь с бородищей, в длинной холщовой рубахе и босой. Из избы пахнуло запахом овчины и обволакивающим теплом.      
   - Mon cher ami, - стараясь не потерять сознание от обдавшего его тепла, пролепетал бравый капитан и сам не узнал своего голоса, - donnez-moi morceau de pain. Je meurs faim.**
   Раскаявшийся греховодник смиренно поник головой и протянул руку. 
   - Изыди, супостат, - прорычал на незнакомом цивилизованному человечеству наречии медведь, - А то как вилы возьму! Василиса, куды вилы запропостились?
   - В сарае вилы-то. Где ж им быть? – Из приоткрывшейся двери вырвался запах свежеиспечённого хлеба.
   - Cher ami,  cher ami...*** - продолжал лепетать голодный страдалец, не в силах остановиться.
   Медведь взял с лавки огромный размером с нож гильотины топор и замахнулся на непрошенного гостя. Тот, цепляясь за последние остатки своего земного бытия, увернулся и, забыв про обмороженную ногу, дал стрекача. Своё чудесное избавление от неминуемого преждевременного конца беглец  успел осознать лишь наткнувшись на Густава д,Эпре, эскадронного бригадира давно съеденной конницы маршала Мюрата. Отряд брёл уже по лесной чащобе, два околевших трупа лежали на снегу. Из чащи раздавался волчий вой.
   - Ну что, – спросил д,Эпре и из его замороженной гортани послышались звуки, отдалённо напоминающие смех, - получили бретонскую булочку к кофе? 
   - Ах, оставьте, граф, - оскалился Шарль Лекруа.
   - Не пойму я этих рабов, - задыхаясь от холода, продолжал словоохотливый эскадронный бригадир, - За что они воюют? Наш император несёт завоёванным народам идеалы свободы, равенства и братства, а их сеньоры порют своих вилланов на конюшне и продают их, как скот. Попробовал бы я ударить своего лакея. 
   Мороз усилился. Шкала Реомюра лопнула. Дальнейший разговор потерял смысл.
   А пока граф д,Эпре излагал сапожнику Шарлю Лекруа свои воззрения на миссию французского императора, медведева жена Василиса, вытирая руки о подол панёвы, спросила:
   - Никак, снова шаромыжники?
   - Они, - ответил медведь, - и не понять ничего. Одно слово – басурманы. 
   - Что – то дале будет? - вздохнула Василиса и заторопилась к печи.
   К полудню выглянуло солнце и снег заискрился под его лучами. Мороз ослаб. Волчий вой прекратился. Всё вокруг повеселело.               
   Угрюмые гренадёры и озлобленные наварские стрелки, затеявшие было свару из-за замёрзшей утки, лишь лениво переругивались и, освободившись от платков и одеял, открыли свои лица зимнему светилу.
   На взгорье показались золотившиеся луковицы церкви и боярская усадьба.
   К отряду подъехали сани с верховыми холопами. Холопы отогнали обступивший сани отряд.
   Русский боярин в необъятной бобровой шубе вылез из саней и, оглядевши изнеможённых вояк Великой армии, поманил к себе пальцем Шарля Лекруа.
   -Vous venez d,ou, monsier?****- спросил бобёр на чистом парижском наречии.
   -Je suis de Navarre, - бравый наварец почувствовал дыхание чуда, но будучи во власти роковой привычки, протянул руку, - Mon cher ami, donnez-moi...*****
   Бобёр рассмеялся.
   - Будет шаромыжничать. Пойдёшь дядькой к моему отпрыску? Хочу определить его по военной части. Блюди наследника не за страх, а за совесть - и добавил на крепком смоленском наречии, - Чтобы никакого boir,****** - а не то... - он выхватил у холопа плеть и поводил ею у обмороженного носа наварца.
   Капитан Шарль Лекруа отдал русскому боярину честь, как некогда он салютовал императору, бросившему своих соотечественников на произвол судьбы и лютой стужи.
   - Et vous, monsier, *******- обратился бобёр к графу д,Эпре.
   - Je ne veux pas vivre chez barbares. J,attendrai gloire et mon l,empereur, ********- встал в гордую позу потомок знатного аристократического рода.
   - Дурак же ты, братец, - махнул рукой бобёр.
   - Батюшка Платон Евграфович, нам и одного басурмана достанет,- сказал стоящий рядом с бобром енот с подобострастным лицом, - Куда их плодить?
   - И то правда, - согласился бобёр.
   Енот накинул на наварца медвежью шубу и подвёл к саням.
   - Заладил: donnez-moi, donnez-moi...*********Поедем, мусью, щи трескать.
   Уже на третий день у деревни Вражья Падь окоченевший труп графа Густава д,Эпре терзали голодные хищники, а успевший основательно отъесться и прижиться на новом месте сапожник Шарль Лекруа сидел на кухне и, потирая обмороженную ногу в шерстяном чулке, прикладывался к брусничной настойке ключницы Пелагеи и рассказывал собравшейся дворне, как он лихо отплясывал на развалинах Бастилии, вешал на фонарях аристократов и стоял в карауле при казни Луи Капета, как называли в народе ненавистного короля Людовика XVI. Сидевший около него барчук переводил воспоминания своего наставника. 
   Святой Маврикий услышал молитвы старого грешника и бунтаря.
   14 декабря 1825 года по Рождеству Христову поручик второго батальона Московского лейб-гвардии гренадёрского полка Дмитрий Щепин-Ростовский вывел свою роту на Сенатскую площадь.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

НОВОЯЗ

   С тех пор два столетия стремительно пронеслись над миром, меняя и безжалостно ломая привычки и традиции.
   В самом начале светлой эры перестройки я приболел и после визита к врачу встал в очередь в окошко регистрации, чтобы поставить печать на рецепт. Когда очередь дошла до стоящего передо мной парня, регистраторша спросила его: 
   - Место работы?
   - ООО «Консенсус», - ответил выздоровевший больной.
   - Я спрашиваю, как твоя контора называется? – не поняла регистраторша.
   Парень по складам, с явным удовольствием, повторил название своей конторы.
   - А должность? – на лице регистраторши была написана готовность снова ничего не понять.
   - Менеджер, - гордо ответило дитя перестройки.
   - Так и писать? – робко спросила отсталая женщина.
   - Только так, - заверил её представитель зарождающейся новой профессии и, ловя на себе завистливые взгляды окружающих, гордо покинул лечебное учреждение.
   Новояз только начал обогащать бедный словарный запас его соплеменников.
   Памятуя, что человек должен добывать хлеб свой насущный в поте лица своего, я решил идти в ногу со временем и отправился искать счастья в ОАО «Консалтинг плюс», которое приглашало на таинственную и манящую должность менеджера толковых и инициативных соискателей. Плюсом в фирме должен без сомнения стать я. Меня утешала мысль, что если я и тупой, то в меру, а инициативным меня заставляло быть семейство, неумолимо требующее капиталовложений.   
   Ознакомившись с моим безупречным резюме, президент ОАО «Консалтинг плюс» удостоил меня личной беседы.
   - Скажите, почему вы решили устроиться именно в нашу фирму? – спросил он, испытующе глядя мне в глаза.
   - Так вы же консалтинг! - воскликнул я, - Должен же я знать, что это такое!
   - Креативно объяснили, - президент положил передо мной лист бумаги, - напишите слово «парашют».
   Я выполнил первое служебное задание. Президент радостно улыбнулся и показал мой опус голоногой стриженой наголо девице с непомерно длинными ресницами, которые она с трудом поднимала.
   - Вот видишь, Климентина, всё-таки я был прав. Никогда не спорь с президентами.
   И президент фирмы посмотрел на президента государства, под портретом которого он сидел. 
   Климентина обиженно захлопала трёхметровыми ресницами.
   - Вам кофе или апельсиновый фреш? – спросила она.
   Последнее слово было для меня тайной за семью печатями и я предательски пошёл по изведанному пути.
   - Кофе.
   - А мне апельсиновый фреш, - попросил президент.
   К моему удивлению перед ним оказался стакан апельсинового сока. Я бы тоже не отказался от освежающего напитка, но назад пути не было.
   Президент, видимо, решил взять быка за рога и перешёл на деловой тон.
   - Как вы видите перспективы российского ретейла?
   Я просто не имел права ударить лицом в грязь и бодро ответил:
   - Весьма позитивно.
   - А вот некоторые лузеры сомневаются.
   - Они сомневаются сами в себе, - сделал я смелый вывод.
   - Отлично сказано, - восхитился президент, - Тогда вы меня поймёте. Девиз нашей кадровой политики активный хандинг. Видите ли, наш консалтинг является ещё и холдингом. Поэтому мы должны знать, как можно больше о соискателях. Вы согласны откровенно ответить на некоторые вопросы?
   Я с готовностью кивнул головой.
   - В колледже вы были хэдбоем?
   - Всегда и во всём, - заверил я президента.
   - Я в этом не сомневался. В вас видна креативная личность.
   Подвох мог заключаться в самом неожиданном вопросе, поэтому я решил чередовать восторг с негодованием.
   - Вы посещаете пабы?
   – Никогда, - моему негодованию не было предела.
   - Вы делаете фейслинг?
   - Постоянно, - я широко улыбнулся.
   Президент с удивление посмотрел на меня в анфас и профиль, но я твёрдо решил не отступать от избранной методы.
   - У вас есть герлфренд?
   - Ни в коем случае!
   - Как же вы живёте? – удивился президент и они со стриженой девицей переглянулись.
   - Наверное, он предпочитает фасилитиз, - предположила девица, -  а герлфренд это всё-таки дискомфорт. 
   - Вы не ошиблись! – с чувством заверил я прозорливую девицу.
   - Как вы относитесь к стрит-данс? – польщённая моим искренним заверением девица сменила президента на посту вопрошающего.
   - В меру, конечно... – решил я напустить глубокомысленного тумана.
   - Правильно, иногда на работу не мешает вовремя приходить, - поощрительно сказал президент.
   - Только труд делает человека личностью, - вспомнил я крылатую фразу из своего далёкого прошлого.
   - Стрит –данс это такой драйв! – девица мечтательно закатила глаза, едва выглядывающие из-под трёхметровых ресниц.   
   - Как вы относитесь к фаст-фуду? – президент взял инициативу в свои руки.
   - С презрением! – я даже вскочил от переполнявшего меня негодования и почувствовал, какой великий актёр во мне погибает.
   - Я вас так понимаю, - сказала девица и я почувствовал в её голосе растущую ко мне симпатию.
   - Значит, вы сторонник здорового образа жизни, - заключил президент, - Это похвально. А как насчёт болтпати?
   - О, это моё любимое занятие!
   - Значит, вы человек общительный, - президент отметил что-то в своём блокноте, - Весьма полезное качество в нашем деле. И последний вопрос. Каким видом спорта вы занимаетесь?
   В детстве меня отдали в шахматную секцию. Я вспомнил, сколько усилий я прилагал, чтобы не уснуть за клетчатой доской и ответил: 
   - Самым динамичным, где всё решает натиск.
   - Неужели кикбоксингом? – удивился президент.
   - Именно им, родимым.
   Президент скептически посмотрел на мою хилую фигуру и сочувственно спросил:
   - И вы ещё живы? Как вам это удалось?
   - Удача сопутствует смелым, - отчеканил я.
   - А на скейтборт перейти не пробовали? Вроде бы, безопасней, - осторожно посоветовал президент.
   - Я во всём отличаюсь постоянством, - ответил я, - Знаете ли, многие даже удивляются.
   Девица обволокла меня своими необъятными ресницами.
   - Респект и уважух, - восторженно прошептала она.
   Президент погрузился в глубокое раздумье. Ни один звук Вселенной не нарушал повисшую тишину. Девица забеспокоилась и потрясла президента за плечо.
   Наконец, я услышал судьбоносное решение.   
   - Вы нам подходите. Если через месяц вы останетесь живым и здоровым, обязательно приходите. Жду вас с нетерпением.
   Будучи обременённым семейством, требующим неусыпных трудов и ежедневного пропитания, целый месяц ждать я был не в состоянии.   
   Жена напомнила мне, что я не чужд изящной словесности и предложила искать место на уже проторенной мною стезе.
   - Творческие люди нужны любой эпохе. Они определяют дух времени, - в её словах звучала вера в моё предназначение.
   Вдохновлённый её напутствием, я направился в редакцию «Отечественного слова». Оказалось, редактор только и ждал моего визита.
   - Как же, как же, отлично помню ваше перо. Вам давно пора раскрыть свой творческий потенциал.
   Меня мучили угрызения совести, что до сих пор я не заглянул к нему на огонёк.
   - Сила народа в родном языке, - сказал я редактору и напомнил, в чём Тургенев черпал силы во дни сомнений и тягостных раздумий, - Хочешь уничтожить народ – уничтожь его язык.
   При этих словах редактор чувственно прослезился.
   - Мы не дадим угаснуть отечественному слову, - заверил он меня, - Поэтому завтра же отправляйтесь на международный перформанс «Нам нет преград» и дайте репортаж о мастер-классе «Слово как крик души», который проведёт наш друг, литературный критик и неустрашимый новатор Фёдор Матт. Главное, не забудьте выложить ваш творческий отчёт под хэштегом «Не дадим родной язык в обиду». 
   Дома, терзаемый сомнениями сумею ли я выполнить редакционное задание, я погрузился в томительный сон. 
   Наутро, стараясь стряхнуть с себя не дававшие мне покоя тревожные чувства, я поспешил в решительный бой за родное слово и столкнулся в дверях своей квартиры с молодым парнем, с удивлением посмотревшим на меня. До боли знакомые мне черты сквозили в незнакомце. Мы остановились, вглядываясь друг в друга.
   Тот первым взял себя в руки. Он стал что-то говорить на весьма странном сленге. Заметив на моём лице непонимание, он вынул из рюкзака «Толковый словарь старорусского языка», покопался в нём и радостно ударил меня по плечу.
   - Здорово, предок!
   И тут меня осенило. Это же мой любимый внук Даниил, только изрядно повзрослевший.    
   Я проспал двадцать лет!
   Вот такой экшен, господа...    


                Сентябрь 2018 года
                .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .

* Прекрасная Франция
** Мой дорогой друг, дайте мне кусочек хлеба. Я умираю с голоду.
*** Дорогой друг, дорогой друг...
**** Откуда вы, сударь?
***** Я из Наварры. Дорогой друг, дайте мне...
****** пьянства
******* А вы, сударь?
******** Я не хочу жить среди варваров. Меня ждёт слава и мой император.
********* Дайте мне, дайте мне...
P.S. Все англицизмы взяты из официальных периодических изданий. Вне данного рассказа их осталось столько, что... остаётся лишь за голову схватиться. Соотечественники, не пора ли опомниться?


Рецензии
Замечательно написано!
Это ужас, что сей-час творят Силы Тьмы и их при-спеш-ники с Великим и Могучим
Русским Языком! Откуда у нас взялись всякие киллеры(был всегда-Тать), дилеры,
маклеры, менеджеры и прочая за-мор-ская Дрянь? "...Я Русс-кий бы выучил только за
то, что Им разговаривал Сталин..."(не ленин-тот Враг всего русского).
Подробней в 34-ой главе моего "Горца"(уже на проза.ру) и выходящей на днях 35-ой
главе "...Пусть Сильнее Грянет Буря..." на том же сайте.

Долгих Лет и Здоровья Вам"
С Уважением
Горец.

Дунькин Мах Клауд   10.01.2021 15:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.