Понятие культуры в социобиологии

Можно  найти  много  определений феномена  культуры,  которые   даются  людьми  с  разных  точек  зрения.  Наиболее  убедительным  представляется  определение культуролога
 Ю. Лотмана:  «Культура  -   совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.  Искусство является частью культуры наряду с наукой».
                Изменчивость  и  наследственность  в  биологической  эволюции  обеспечивают  гены.   Гены    называют  репликаторами,   поскольку  молекула  ДНК,  частью  которой  они  является,  обладает  замечательным  свойством -  умеет  создавать  свои  копии.  Но,  кроме  того,   она  содержит  информацию,  необходимую  для  построения  клеток  того  организма,   в  котором  она  находится. 
               В  популяциях  живых  организмов   в  ответ  на   изменения  внешних  условий  существования  возникают  адаптации  как  результат  дарвиновского  естественного  отбора.  Эти  адаптации  фиксируются  в  генах  и  передаются  при  их  репликации  в  следующее  поколение,  т.е.  гены  осуществляют  вертикальную  репликацию,   связывают  с  помощью  наследственности  поколения.  Адаптации  в  биологической  эволюции  программируют    морфологические  или  физиологические  изменения  организмов.  Причем,  сами  адаптации  это  перестройка  (модификация)  генома.  В  силу  сложившегося  механизма  передачи  адаптаций  через  половой  процесс,  перестройка  популяций  происходит  медленно,  по  масштабам    человеческой  жизни.
                У  человека  в  процессе  исторического   развития    появляются  благодаря  наличию  мозга    неморфологические  (программные)  адаптации.        Они  носят  функциональный  характер, изменяют  работу  мозга,   не   затрагивая    его  структуру.    При  этом  изменяется  поведение  человека.  Приспособление  человека  к  окружающей  среде,  в  том  числе  и  социальной,  происходит  за  счет  изменения  его  поведения,  а  не    морфологии.  В  условиях  проживания  в  условиях  холодного  климата  мы  строим  тёплые  жилища,  шьём  одежду,  а  не  обрастаем  шерстью  как  белые  медведи.   Ещё  один  пример.

                Водопроводный  кран  имеет  два  положения- «Открыт»  и  «Закрыт».  Разница  этих  двух  функциональных  состояний    крана   не  может  быть  определена  визуально. Кран выглядит  одинаково  в  обоих  положениях.  Если  подать  на  его  вход  воду,  то  разница  этих  состояний  сразу  обнаружится.   Разница  проявляется  в  работе.
                Благодаря   адаптациям   мозга,   которые  сохраняют  накопленный  опыт  и  знания,  человек  способен  изготавливать  орудия  для  охоты,  применять  приёмы   эффективной  охоты,   что  позволило  ему  выживать  в  опасной,  враждебной  среде,  не  обладая  особыми  физическими  качествами.   Ведь  с  точки  зрения  биологии  человека  можно  назвать  недоразвитым  приматом.  Но  эта  недоразвитость  в  физическом  плане  компенсируется  продвинутыми  способностями  мышления  и   запоминания.
                Функциональные  адаптации  мозга,  изменяя  поведение  и  мышление, направлены  на   приспособление   человека  к   окружающей    среде,  в  том  числе  и  социальной.   
                Культуру  нужно  рассматривать  как  сохранившиеся  проявления  (следы)  деятельности   социального (проживающего  в  социуме)  человека  в  разных  сферах.       
                Функциональные  адаптации  не  наследуются  генетическим  путем,  так  как  содержат  только  благоприобретенные  признаки (накопленный  опыт  и  знания),  а  генетика  категорически  настаивает  на  том,  что  эти  признаки  не  передаются  через  гены.  И  это  точно  установленный  факт,  которому  есть  внятное  объяснение.
С  точки  зрения  социобиологии  культуру  можно  определить  таким  образом.

               
КУЛЬТУРА  ЭТО  ПРОЯВЛЕНИЕ  В  ПОВЕДЕНИИ  И  МЫШЛЕНИИ  ЧЕЛОВЕКА  СОВОКУПНОСТИ  ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ  АДАПТАЦИЙ  МОЗГА, ВОЗНИКШИХ  В  РЕЗУЛЬТАТЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЕ   ПЕРЕДАЮТСЯ  ОТ  ЧЛОВЕКА  К  ЧЕЛОВЕКУ, ОТ  ПОКОЛЕНИЯ  К  ПОКОЛЕНИЮ  НЕГЕНЕТИЧЕСКИМ  ПУТЁМ.

                Термин  «культура»  приобретает  расширительное  значение,   как  на  это  указывал    замечательный  культуролог Ю.  Лотман.  Культурой  следует   признать  не  только  искусство,  но  и  науку,  религию,  обычаи  и  убеждения  членов  социума.
                Культура,   это  след,  оставляемый  видом  Homo sapiens  при   своём  развитии  в  процессе  культурной эволюции,  также  как   кости  древних  животных  есть  следы  эволюции  биологической.

                Невозможно  спорить  с  тем,  что  человечество  эволюционирует.  Но  не  так  как  другие  приматы,  не  как  другие  биологические  виды.  Особенно  заметно это    на  протяжении  последних  300  лет,   когда  наука  приобрела  систематический  характер,  объединяя  островки  знаний  прежних  эпох.  Эволюция  человека за  счёт  функциональных  адаптаций  мозга  быстрая,  по  сравнению  с  медленной  биологической  эволюцией,  которую  можно,  поэтому  не  учитывать  при  анализе  тех  изменений,  которые  происходят   в  социумах.

              КУЛЬТУРНАЯ  ЭВОЛЮЦИЯ - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ  ВО  ВРЕМЕНИ  ИЗМЕНЕНИЯ  КУЛЬТУРЫ  ЧЕЛОВЕКА   В  СОЦИУМЕ,  ВЫЗВАННЫЕ  ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ   НЕГЕНЕТИЧЕСКИМИ   ИЗМЕНЕНИЯМИ  МОЗГА.  КУЛЬТУРА  ЭТО  ОДИН  КАДР  ИЗ  ФИЛЬМА  "КУЛЬТУРНАЯ  ЭВОЛЮЦИЯ  ЧЕЛОВЕКА".

                В  результате  культурного  эволюционного  развития,  люди  создали  обычаи,   моральные  нормы,  религии  как  свод  моральных  норм,  затем конституции  и законы,  которые  гарантируют  им  определённые  права,  но  одновременно  накладывают  определённые  ограничения  на  поведение.   В  биологической  эволюции  никаких  прав  никто  никому  не  гарантирует.
                Отбор  в  культурной  эволюции   человека    происходит   под  действием  созданных  им  самим  правил  (конституций,  законов,  моральных   установок).   Но  вырабатываемые под действием  отбора адаптации, относятся  не  к    морфологическим  изменениям   организмов,  как в биологической  эволюции,  а к ментальным  изменениям.

               Термин  «ментальность»  происходит  от  латинского «ум, мышление, образ  мыслей,  душевный  склад»,  означая  общую  душевную  настроенность,  относительно  целостную  совокупность  мыслей,  верований,  навыков,  создающую  в  голове  картину  мира.   Ментальность  представляет  собой    как   характеристику   типа  мышления (сознания),  так  и  подсознательной  деятельности  мозга.

                В  процессе  биологической  эволюции  с  появлением  у  многоклеточных  мозга,  стало  возможным  некоторые  адаптации  сохранять  и  в  нём.   Значимость  негенетических   адаптаций  для  человека со  временем  возрастала.  Наконец,  у  человека,  эволюция  на  новой  траектории развития,  которая  привела  к  развитию  цивилизации,   сделала  невостребованными  старые  добрые  морфологические  методы  адаптации.  Возможно,  следующей  ветвью  развития  Эволюции станет  неорганическая   машинная  цивилизация.


Рецензии
А не выпадает ли из приведённого определения такое явление, как "материальная (овеществлённая) культура"? Для неё понятие адаптации - пустой звук, поскольку материальным носителям культурных смыслов и значений на неё, адаптацию, плевать... посему, сдаётся, ваше определение чересчур односторонне: культура оставляет след не только на виде H.s., но и на его среде, природной и техногенной.
Эволюция культуры есть в том числе и эволюция этих следов, с чем согласится любой археолог, я думаю.

Олег Алексеевич Шарышев   19.09.2018 22:37     Заявить о нарушении
Вы правильно понимаете суть. Но неправильно истолковали положения статьи. Я говорю то же что и вы. Но вы видимо считаете, что эволюционирует сама культура. Я же полагаю, что эволюционирует человек в ментальном плане и изменяются оставляемые им следы в окружающем пространстве. Цивилизацию я рассматриваю как такие следы. Этим следам материально овеществлённым адаптироваться не надо. Они не эволюционируют.

Виктор Ефременко   20.09.2018 09:48   Заявить о нарушении
"Эволюция культуры есть в том числе и эволюция этих следов, с чем согласится любой археолог, я думаю."

Это основное заблуждение, которое широко бытует. Следы не могут эволюционировать в принципе. Имеют в виду другое. Рассматривая разные следы во времени находят изменения, называют это эволюцией следов. Но это же разные следы. Эволюционирует существо их оставлявшее на протяжении времени.

Виктор Ефременко   20.09.2018 09:54   Заявить о нарушении
Виктор! Это спор о словах, а не о смысле: следы - форма, культура - суть.
Понятно, форма не меняется (ибо овеществлена), меняется то, что создаёт эти формы

Олег Алексеевич Шарышев   20.09.2018 15:39   Заявить о нарушении
Последнее моё замечание это не слова, это суть. Человек развивая культуру, а она действует на самого человека, на своего создателя. Культура здесь только элемент. Если её отбросить из этой цепочки, то развиваясь человек изменяет самого себя. Это самоорганизация живой материи. А вы как то писали, что самоорганизация это чушь.

Виктор Ефременко   20.09.2018 19:05   Заявить о нарушении
Чушь - неуправляемая беспричинная, методом тыка, бесцельная самоорганизация...

Олег Алексеевич Шарышев   06.01.2019 05:59   Заявить о нарушении
"бесцельная самоорганизация..."
Вот это выражение настоящая чушь. Потому, что если есть цель, то это уже не самоорганизация.

Виктор Ефременко   17.01.2019 09:56   Заявить о нарушении