Бесы. Обозрение

     Бес есть нечистая сила, он неумолимое олицетворение всего зла, которое повсюду подстерегает человека.
     На Белом свете едва ли найдётся заповедное священное для человека местечко, куда бы бесы не дерзнули проникнуть. Они иногда дерзают нашествуют даже и на православные храмы.
     Бесы изначально исконные враги человеческого рода, наполняющие всякое пространство вокруг людей, проникающие в жилища, делая жизнь людей там невыносимой.
     Бесы в основном нематериальны, мало связаны условиями пространства. Им подвластны могущества многих стихий, они обладают сверхчеловеческими познаниями, за счёт чего бесы могут проникать в умы и души людей, закладывая в них бесовские свои внушения и, таким образом, воздействовать на человеческий разум, преследуя души людей беспрестанными искушениями. Чёрту же эта химерия недоступна.
     Бесы способны также к оборотничеству, к превращению в различных существ и даже божеств.
     Бесы неоднократно упоминаются в Библии.
     Бес, в отличие от мелкопроказливого чёрта, является злым духом. Он нематериален и потому способен вселяться в человека.
     Бесы в дьявольской Божественной иерархии являются генералами, а черти там служат рядовыми. Бесы являются прислужниками самого Дьявола, их не так много много по сравнению с чертями. Кроме бесов встречаются ещё полубесы.
     С чертями герои русской мифологии могут как-то договориться, а с бесами договориться крайне сложно, они ненасытливы.
     Ещё черти могут шутить, а бесы напротив, чрезвычайно серьёзны и пытливы.
У бесов в поверьях было много имён. Известно несколько сотен прозваний бесов. Вот наиболее часто встречающиеся из них в русо-славянской бесовской словесности:
     Антихрист, Бес, Бесу, Ворог, Враг, Вражья сила, Демон, Демонская сила, Дух нечистый, Дьявол, Дьявольская сила, Енах бес, Ерзаул, Злой дух, Князь тьмы, Колдун, Лихой, Лукавый, Луканька, Морока, Нежить, Нелёгкий, Нечистая сила, Нечистый, Нечисть, Окаянная сила, Сава, Савул, Салгак бес, Сатана, Сольца бес, Царь ада, Чёрная сила, Чёрный, Чёрт, Шайтан, Шут.
+++++++++
    
     У египтян был божок карликового вида по имени Бес. Позже в скандинавской мифологии появился похожий бесячий персонаж Локи. Первоначально культ этот бога был связан с почитанием кота. У египтян он весельчак, шут богов, покровитель домашнего очага, божество счастья и везения, а также главный защитник бедных, стариков, женщин и детей. Кот являлся защитником дома от мышей, крыс и змей, откуда возникает роль Беса как покровителя домашнего очага.
     В Египетском пантеоне практически всех периодов Бес часто изображается в виде бородатого божества с закруглённым хвостам или вовсе без хвоста.
     Явился этот образ в Египет из Нубии. Историки отмечают, что в конце Древнего царства при дворе фараонов VI династии состояли карлики-пигмеи из тропических лесов Центральной Африки.
+++++++++
    
     У нубийцев бесами звали котов. Так и у египтян Бес для начала стал покровителем кошек. Его материальное выражение на египетских скрижалях действительно смахивает на кота.
     С Бесами связаны и другие похожие культы второстепенных божеств нубийского производства. Это также Аха, Амам, Хайет, Ихти, Мефджет, Менев, Сегеб, Сопду и Тетену. Постепенно все эти образы соединились в единый культ под именем Бесы.
     Бес хоть и считался Богом, но был это мелкий и шелудивый бог, ему не посвящали святилищ, храмов. Он так и изображался уродливым карликом с бородкой, с длинным высунутым языком, с иронической усмешкой, с короткими и толстыми ногами.
     Встречаются египетские изображения Беса с головой льва.
     Культ Беса позже был в иных формах воспринят финикийцами и культурами Кипра.
+++++++++
    
     В греческой мифологии бесы представлены бестелесными сущностями, иногда они представляли души умерших. В демонологической иерархии занимали место между богами и людьми. Бесы парили в Космосе. На земле же были особые люди, оракулы, которые могли с ними общаться и получать дельные советы. Несмотря на свою бестелесность, бесы, по мнению христианских Богословов, могли обретать материальный вид. У греков бесы превратились в фавнов и сатиров с рогами, хвостами, копытами и шерстью. Хотя древние фавны и сатиры к бесам не имели никакого отношения.
     В средние века все эти атрибуты были отнесены к Демонам, ещё раньше русо-славянская мифология рожки с копытцами передали чертям.
+++++++++
    
     Культурологи Агрегора объясняют, что Бес -- это Демонический Дух, существо тонко-материальных планов Бытия, это тонко-энергетическое образование высоко симметричных уровней материального проявления Макрокосмоса и Микрокосмоса.
     Бес у них пребывает на Эфирном, Астральном и Ментальном уровнях материального проявления Божественных энергий, проявляясь лишь кратковременно после усиленной энергоподачи Магов, которые способны вызвать демонического Духа.
     Бес отличается отсутствием непосредственного контакта с Абсолютом, то есть не имеет Божественного покровительства.
     В Макрокосмосе Бес существует в качестве информационно-энергетической сердцевины Агрегора, где Бес составляет основу всех его психокомплексов.
     В Микрокосмосе Бесы являются наведёнными, внедрёнными извне тонко-материальными образованиями, порождающими все человеческой психики.
+++++++++
    
     Слово Бес в русо-славянских летописях появляется в 11-м веке, где бесами огульно обозвали всех языческих божеств и духов. Бесом летописи называли к примеру, Велеса. Некоторых бесов иногда звали чертенятами.
     В русской мифологии, сказках встречается бес, которого сказители помещали в воду. Хотя по большей части там жили черти, но были и исключения.
     Вот был такой Бес водяной, это был Демон, обитающий в воде, Хозяин воды, Топитель людей.
     Свои именно бесовские, а не чертовские качества, как демона бестелесного Водяной бес проявлял в рождественскую ночь. Нужно было только принести к проруби коровью кожу, усесться на неё, загадать желание, незримые бесы тут выскочат из проруби и отнесут куда захочешь: в дом жениха, в Царский дворец, в тридевятое царство. При этом и сам человек станет тоже незримым. Когда вернутся назад, то бесы захотят нырнуть в прорубь вместе с гадальщиком. Тогда ему нужно успеть сказать: "Чур сего места!", иначе утащат его Беса на тот свет, под воду, будет у них служить водовозом.
     Полуденный Бес появлялся в полдень в виде отблесков солнечных лучей. Кто засмотрится на них, того смута сознания захватит и потащит в небытие. Если рядом никого не будет, то человек в таком сознании уйдёт под воду и пропадёт.
     В одной сказке народной упоминается Старший бес по имени Касьян, который служил привратником ворот ада.
     Бесы считаются злыми и трусливыми. Они в неописуемом смятении мечутся по земле, отыскивая себе скрытные места для защиты от небесного огня. Часто это невидимая для людей тварь скрывается в строениях, куда они вскакивают через открытые двери или окна, а также влетая через печные трубы и всякого рода отверстия.
     Также прячутся они в густой хвое, в тени развесистых деревьев, за всяким подходящим прикрытием. Они могут спрятаться под лошадью или телегой, где могут быть застигнуты Перуновой Огняной стрелой, которые всегда ищет виноватых бесов всюду и разит их без разбора. При этом часто достаётся людям и животным. Интересно, что бесы безопасны от ударов молнии, только когда они остались в чистом поле на межах.
     В Русо-славянской мифологии уже в течение тысячи лет среди нечистых духов в доме упоминаются особые Бесы-хороможители. Его облик соотносим в русских фольклорных памятниках средневековья с домовым, но иногда его называют и нечистым.
     Хороможители никого в доме не боятся, кроме чёрной кошки и чёрной курицы. Когда устраивается новоселье, то хозяин входит в дом с кошкою чёрной и с курою чёрной.
     О проделках Беса-хороможителя есть записи в Киево-Печерском патерике. Этот бес мог быть наслан на дом колдуном.
     В простонародных сказках бесам приписывают самые разнообразные черты характера. Бес появляется из волшебной палки, является в облике верблюда, собаки, музыканта, женщины, он исполняет все желания. Бесы бывают злые, в виде змея летают к королевне, бывает, что и похищают королевну.
     В заговорах Восточных славян Бесы собирают тоску, вкладывают в человека.
     Бес — обобщённое название злых духов.
     Умеют быстро перемещаться в пространстве. Особенно усердствуют в непогоду осенью и зимой. Хрюкают, чавкают, воют, визжат, плюются, кружась в бешеной пляске. Сбивают с пути одинокого путника, заводят его в непролазную чащу или в трясину, толкают в прорубь, пугают коней и, вцепившись в гриву, загоняют их до смерти.
     Бесы Могут превращаться в неодушевлённые предметы.
     В народной демонологии славян представления о Бесах развивались под влиянием церковно-книжной традиции и сближались с поверьями о черте.
+++++++++
    
     В памятниках древнерусской литературы и летописях к бесам причислены высшие и низшие языческие божества, и слово бес могло иметь значение «языческий бог», «идол».
     В житиях, повестях, заклинательных молитвах Бесы выступают как нечистые злые духи, соблазняющие человека и наносящие ему физический и моральный вред.
     Бес обычно описывался как существо чёрного или синего, мохнатый, крылатый, хвостатый, на руках и ногах у него были когти. Бес распространяет вокруг себя дым и смрад.
     Бес может явиться в образе зверя, змея, чёрного пса, медведя, волка, воина, монаха, инородца, эфиопа, поляка, литовца, скомороха, даже ангелом или Иисусом может явиться.
     Встречаются изображения Бесов с гипертрофированными гениталиями.
     В житийной литературе и заклинательных молитвах представлен перечень способов изгнания Беса, вселившегося в человека: святой сковывает беса, бьёт его, изгоняет в пустыню, в морскую глубину, в преисподнюю, заключает в пещере, в горах, в яме, в сосуде.
     В народной демонологии сохранились представления о Бесе как о персонаже, отличном от книжно-литературных образов чёрта, дьявола и беса.
     У кашубов бесами представляли антропоморфных злых духов высокого роста с огромными стопами.
     Польские пастухи называют Бесами злых духов в зверином облике.  Существует также польское поверье о белых бесах, которые обитают в верхнем мире, а в подземном мире живут подземные духи, называемые страхами.
     У болгар Бес умерщвляет собак, он также дух бешенства, передающейся человеку при укусе больной собаки.
     У сербов в Косово есть поверье о Бесе как о демоне, вселяющемся в людей и животных и вызывающем бешенство.
     У сербов и болгар Бесами называются великаны.
     Средневековый Стоглав (1551 г.) обвиняет в бесовских действиях волхвов, кудесников, чернокнижников, гадающих по отречённым книгам типа Волховник. Туда же относились и лекари, нынешние врачи, по большей части из инных земель. В Псковской летописи (1570 г.) отмечен врач Елисей Бромелий, названный лютым волхвом насланный немцами к Ивану Грозному. Хотел он на русских людей и на царя возложить свирепство, да хотел он ещё переложить на русских любов к немцам.
     У русских было в обыкновении водить под колокола, ставить под Колокол на колокольне, деревенских кликуш. Считалось, что бесы, одолевающие их, не выносят Колокольного Звона.
     Бесы на русских иконах изображались безбородыми и вообще безволосыми, что сильно отличало их от чертячьего обособия.
     Христианство с приходом на Русь воцариоло постепенно в русском самосознании отрицательное отношение к низшим духам, которых стали называть бесами зловредными.
     По русским преданиям, в чёрный дым превращаются исчезающие, улетающие черти, бесы.
     В христианских памятниках волхвы обличались как лжепророки, назывались бесами. Хотя и не отрицали, что именно волхв оказался наделён способностью предсказать судьбу Олега Вещего.
     Воззрение на Воздух как среду обитания бесов присуще книжной христианской традиции.

     Восточные славяне считали, что муки в Аду могут прекращаться на Благовещение и с Пасхи до Вознесения. После Страшного суда адским мукам будут подвергнуты и бесы, а некоторые грешники будут от них освобождены. Где люди ругаются, проникают бесы, ангелы же покидают такое жилище.
     Бесы удавили Волхова, сына князя Словена и основателя Новгорода. В Новгородской Кормчей 13 в. отмечено, что язычники приносят жертвы бесам, болотам, и колодезям.
     В Польше, если корову сглазили, следовало смешивать коровье молоко с козьим — это отвращало сглаз; козьим молоком заливали пожар, возникший от молнии; изгоняя беса из одержимого, клали ему в рот кусочек козлятины. Бес.
     В русских и украинских быличках девушки при гадании или общении с нечистой силой надевают себе на Голову горшки, а бес пытается оторвать им Голову, но вместо этого только разбивает горшки. Бес бывает у них Зелёного цвета.
     На Украине и в Польше новый горшок надевали на голову, чтобы обмануть беса или ходячих покойников. Считалось что подпоясанного человека «бес боится», его не тронет ни домовой, ни леший. Считалось, что под бузиной и в ее корнях живёт дух, демоническое существо бесовского состояния.
     В польском предании говорится о том, что первый бес поселился в огромной яме и посадил сверху бузину, чтобы она охраняла его.

     Бесы востроголовы, как птицы сычи, а также хромые. Они сломали себе ноги ещё до сотворения человека, во время сокрушительного падения с неба. Когда Бог сотворил небо и землю, он жил один. И стало ему скучно. Однажды увидел он в воде свое отражение и оживил его. Но двойник — его имя было Бес — оказался упрямцем и гордецом: немедленно вышел из-под власти своего создателя и стал приносить только вред, препятствуя всем добрым намерениям и начинаниям.

     Бог сотворил Беса, а Бес сделал себе бесенят, чертят и прочую нечисть. Долго сражался Господь с ангельским воинством сражался против Бесовского отродья. Наконец Бог свергнул бесов с небес. Главные Бесы и зачинщики всей смуты угодили прямиком в пекло, а другие шкодливые, но менее опасные были сброшены на землю.

     Живут бесы повсюду: в домах, омутах, заброшенных мельницах, в лесных чащобах и болотах.
     Все бесы обыкновенно невидимы, но они легко обращаются в любых зверей или животных, а также в людей, но непременно хвостатых, которым приходится тщательно прятать эти хвосты от проницательного взора.
     Чаще всего бесы принимают образ чёрной кошки, почему во время грозы разумные хозяева всегда выбрасывают животных этой масти за дверь на улицу, считая, что в них присутствует злой дух.
     Перевоплощаются они даже в клубки ниток, в вороха сена, в камни.
     Бесы являются людям в самых разнообразных видах, но не решаются представляться коровой, самым дорогим и полезным домашним животным, да подобному перевёртышу и самая глупая баба не поверит.
     Не дерзают бесы прикидываться петухами, вестниками приближения светлого дня, который столь ненавистен всякой злой силе, и голубями — самой чистой и невинной птицей в целом мире, в образе которой являлся некогда Всевышний.
     Какой бы образ ни принимал на себя бес, его всегда выдаёт сильный, очень громкий голос с примесью устрашающих и зловещих звуков. Иногда он каркает черным вороном или стрекочет проклятой сорокой.
     Время от времени бесы, бесихи, бесовки и бесенята собираются на шумные празднества, поют и пляшут.
     Бесы изобрели на погибель роду человеческому и вино, и табачное зелье, да и нечистая игра в карты с передержкой и подтасовкой — их же вымысел.
     Бесы также заядлые картёжники.
     Любят красть вещи у людей, особенно луканька. Если в доме что-то внезапно пропало, нужно сказать: «Луканька, луканька, поиграй, да опять отдай!».

     Бес всегда стремится поселиться в человеческом теле — и всецело овладеть человеком. Попил путник из лесного ручья без кружки, а прямо ртом или зачерпнув горстью, глотнул из неприкрытого сосуда, отобедал за столом, не покрытым скатертью, не перекрестил рта, зевая, — и глядишь, уже проглотил беса. После этого нечистик может лишить свою жертву рассудка, толкнуть на преступление, заставить корчиться от боли или кричать дурным голосом, богохульствовать. Не всякий знахарь сможет вылечить поражённого бесами!
     Бесы любят принять облик лихого молодца и обольстить какую-нибудь красавицу. Особенно лёгкая добыча для них — вдовушки, тоскующие по мужьям. Случается, рождаются от таких сожительств бесенята.
     Бес подстерегает слабых душою и норовит их искусить, вовлечь во грех, пусть даже самый незначительный. Смущать человеческий род соблазном или завлекать лукавством — его постоянная забота.
     Если зазвенело в левом ухе, значит, бес летал сдавать сатане грехи человека, совершенные за день, и вот теперь прилетел назад, чтобы снова стать на страже и выжидать случая и повода к соблазнам.
     Искуситель, по народному представлению, неизбежно находится у человека с левого бока и шепчет ему в левое ухо о таких злых деяниях, какие самому человеку и в ум не пришли бы.
     Бес может довести человека и до смерти, поселившись в его сердце и внушив ему страшную, неизбывную тоску. На самоубийцах на том свете бесовский царь, сатана разъезжает
     Бес любит пьяных, потому что таких людей ему легче наталкивать на всякий грех.

     Человек ограждён Господом от бесовских происков на праздник Пасхи. В этот день все бесы валятся в преисподнюю.
     На Страстную пятницу и две недели святок для бесов полное раздолье. Это время и назыают бесовским. Храбрые молодцы и девицы в это время выходят на перекрёстки, самые проклятые бесовские места и выспрашивали про свою судьбу. Бесы же трусливые по сути, здесь, напуганные храбростью юношей и девушек, предсказывали их судьбу.
     По русским поверьям ко всякому человеку при его рождении приставляется бес и ангел. Оба они не оставляют своего подопечного ни на одну минуту, причём ангел стоит по правую сторону, а бес — по левую. Они постоянно враждуют.
     Ангел записывает все добрые дела, бес учитывает злые. После смерти все трое предстают пред Богом и Господь выслушивает доводы беса и ангела.
     +++++++++++++++++++++++


Рецензии