Выбор Азуиса
Как же долго он сюда летел! Очень долго, очень-очень долго даже с учетом возможностей самых лучших исследовательских кораблей, которые создавали на его родной планете.
Путешествие Азуиса было настолько продолжительным, что еще до его начала большая часть Совета по поиску планеты переселения сомневалась в целесообразности отправки «поисковика» в такой невероятно дальний путь. Согласился же Совет на отправку Азуиса к этой планете только с одним условием – четким, однозначным определением на месте - подходит ли она для массового переселения. И это понятно, ведь учитывая расстояние, Совет не мог отправлять сюда корабль за кораблем ради одних только разведок. На это просто не было времени. Родная Асха’ахайя погибала, а вот они - ее жители – этого совсем не желали. Исследованная планета не подходит для переселения? Надо срочно искать другой вариант!
И вот теперь, с удовлетворением думал Азуис, ему предстояло самое главное – стать вершителем судеб всех асха’ахайцев. В практическом плане это означало визуально осмотреть то место, где он приземлится, провести специальные экспресс-тесты с учетом того, что на этой планете могут быть разные климатические зоны, сформулировать на основе этого вполне конкретный вывод и передать его домой. Да, и всю собранную информацию дополнительно свести в подробный отчет для предоставления дома.
Дело в том, что вне зависимости от вывода (а он, скорее всего, думал Азуис, будет положительным) самому ему в любом случае было предписано вернуться назад. В случае отрицательной оценки готовности этой планеты для переселения оставаться на ней, естественно, не имело никакого смысла, тем более что в таком случае его однозначно ждал новый маршрут. При положительном же исходе, помимо детального отчета, он должен будет помочь Совету проложить максимально короткий и удобный путь к планете переселения, руководствуясь уже собранной информацией.
От приятных размышлений Азуиса отвлек сигнал связи, исходивший от главной панели управления кораблем. Быстро мигающий огонек и пронзительный писк требовали от него немедленного ответа тому, кто находился сейчас у переговорного устройства в Центре поисковых полетов на далекой Асха’ахайе.
- Да, «поисковик» Азуис на связи.
Какое-то шипение, свист, помехи… Потом еле слышный сквозь все это голос:
- Азу… Азу… Азуис? … Как ты? … доложи… место прибытия… надо отчет… не забудь…
Поняв смысл донесшихся обрывков слов, и четко следуя инструкции «поисковика», он ответил:
- Азуис на связи. Да, наконец-то, прибыл на место. Начинаю тест-осмотр. Удаленный отчет о готовности планеты для переселения - в течение заданного времени.
Подумав о возможной задержке с предоставлением такого отчета, он добавил:
- Центр, вас плохо слышно. Свяжусь с вами сам, как все будет готово.
В ответ из переговорного устройства раздалось очередное свистошипение, из которого он уловил только «принял» и «ответ».
Как раз в этот момент его корабль приземлился на поверхность неизвестной планеты. Анализ данных за бортом показал, что условия на ней настолько подходящие для Азуиса, что он может не надевать на себя климаскафандр. Это стало первым реальным подтверждением пригодности планеты для переселения.
Пожалуй, подумал Азуис, это даже один из определяющих факторов. Для более точного вывода ему, конечно, еще предстоит провести необходимые тесты, но и то уже хорошо, что он может выбраться из корабля без лишнего защитного снаряжения.
Ну что же, тогда пора выходить!
Он открыл переходной люк и покинул корабль.
Оказавшись снаружи, Азуис несколько мгновений адаптировался к новой для себя среде, после чего сделал осторожный вдох.
Потом еще, уже более глубокий.
Потом еще и еще. Все глубже и глубже. И снова.
Невероятно! Как легко дышится! Как сладко дышится на этой удивительной планете!
Давно уже Азуис так не наслаждался окружающей атмосферой. По крайней мере, на его родной Асха’ахайе так глубоко и часто дышать без климаскафандра не рекомендовалось. В действительности, уже давно дышать там можно было только в специальном снаряжении, либо без него, но уже внутри помещений, оснащенных необходимыми фильтрами. А тут совсем другое дело!
Азуис еще раз глубоко и с наслаждением вдохнул и, наконец, огляделся.
Его окружала темнота. Не настолько, чтобы он ничего не видел, но, тем не менее, довольно приличная. Посмотрев вверх – туда, откуда он только что спустился, он увидел мириады небесных тел. Его взору предстало гигантское темное полотно, на котором ярко мерцали прекрасные огоньки далеких звезд. Азуис давно не видел такого. Нет, во время полета он, конечно же, все это наблюдал вокруг себя, сидя внутри своего корабля. Однако в той ситуации он находился посреди всего этого, а теперь – он сторонний наблюдатель с планеты. И то, что он сейчас видел над собой, было прекрасно! Оно завораживало, заставляло разглядывать себя и одновременно манило к себе. У себя дома он уже давно такого не наблюдал, так как вверху взгляд упирался в стену испарений, поднимавшихся с Асха’ахайи и практически полностью ее уже окутавших.
Взглянув на показатель специального прибора, определявшего положение небесного тела по отношению к центральному в системе светилу, Азуис определил, что в том месте, где он сейчас находился, было время тьмы. Правда, позже оно должно было смениться временем света.
Ну, ничего, значит, пока он исследует это место в его нынешнем состоянии, а там видно будет.
Азуис уже начал распаковывать оборудование для проведения исследований, как вдруг заметил на некотором расстоянии от места своего приземления некий объект.
Вглядевшись, он предположил, что видит жилище, а раз так, то это значит, что на этой планете существует разумная жизнь.
- Интересно… Вот, видимо, и пригодилась директива Тха-йа-Нха.
Каждый «поисковик» планеты переселения перед вылетом получал данную директиву, которая предписывала в случае обнаружения разумной жизни (не затягивая, конечно) исследовать и ее. Это было необходимо для принятия вполне конкретного решения – будет ли это форма жизни подчинена асха’ахайцами в собственных интересах, либо просто уничтожена за ненадобностью или в связи с возможной конкуренцией с ее стороны за среду обитания.
К счастью для жителей Асха’ахайи, их технологии позволяли им быстро и без проблем уничтожить практически любую форму жизни вне зависимости от количества ее представителей на потенциальной планете переселения. При этом уничтожать ее вменялось, конечно, не «поисковику», а специальному флоту-авангарду, который планировалось выслать на подходящую планету до переселения на нее всех асха’ахайцев.
- Ну что же, видимо, тесты придется отложить, - с этими словами Азуис перестал распаковывать оборудование и направился к видневшемуся строению.
Если честно, его мало интересовало, что за форма жизни могла быть на этой планете. Он – «поисковик», его задача – собирать и исследовать информацию, прежде всего, о самой планете, а результаты передавать в Центр. И чем быстрее и качественнее он это сделает здесь, тем скорее у его народа появится реальная возможность спастись. И в этот раз этой возможностью просто необходимо воспользоваться! Такая идеальная планета попалась!
Подходя к жилищу, Азуис миновал нечто вроде ограждения территории, которое, правда, лично его сдержать не могло. Внутри же, за оградой, находилось несколько строений, а также непонятные технические устройства. Видимо, подумал Азуис, какие-то примитивные приспособления, помогающие местной форме жизни существовать.
Однако на все это он мало обращал внимания, так как главной его целью было самое большое здание, по периметру которого, а также у входа в которое горело искусственное освещение. Именно в этой постройке, давно уже понял Азуис, и обитает местная форма жизни.
Интересно, что она собой представляет? Хотя, какая ему разница, нужно просто взглянуть на нее и решить – надо ли асха’ахайцам уничтожать всех ее представителей или, может, стоит кого-то оставить для каких-нибудь своих целей. В любом случае, думал Азуис, эту форму жизни не ждет уже ничего хорошего.
Окончательно разобраться с этим вопросом он намеревался как можно скорее, так как лично ему гораздо больше хотелось заняться изучением самой планеты – с большой долей вероятности нового места жизни всех асха’ахайцев.
Он уже предвкушал славу, которая на него обрушится. Исторический момент для всей Асха’ахайи! Найдена подходящая планета переселения, а долетел до нее первым, исследовал ее и рассказал о ней всем остальным – он – «поисковик» Азуис! Вот это да! Несомненно, это поможет его возвышению среди прочих «поисковиков» и, главное, откроет ему прямую дорогу в члены Совета! Нет, не по поиску планеты переселения, а в Совет Высшего Определения, который управляет всем народом Асха’ахайи! Простым путем туда было не попасть, а вот за такое – открытие планеты переселения – место в Совете было почти гарантировано.
Замечтавшись, Азуис чуть было не пропустил на себя атаку. Уже почти у самого здания, к которому он пробирался, на него из темноты попыталось наброситься неизвестное существо. Оно было косматое, гораздо меньше его ростом, но удивительно быстрое и агрессивное. Скорость перемещения у существа была, конечно, приличная, однако Азуису хватило тех мгновений, что у него оставались, чтобы отразить атаку. Всего один психоудар и косматое чудище свалилось замертво, чуть-чуть не добравшись до Азуиса.
- Так, ну от этого пользы точно не будет. И, конечно, это не то, что обитает внутри, - сказал он, глядя на бездыханное неизвестное существо.
Затем, не обращая на него уже никакого внимания, он проследовал к интересовавшему его строению.
Оказавшись перед зданием, Азуис внимательно осмотрел главный вход. Вход этот имел примитивную систему защиты, которую на его родной планете уже давно не использовали. Асха’ахайцы окружали свои жилища личными аэрокуполами, надежно защищавшими их дома от любого несанкционированного проникновения. Здесь же Азуис наблюдал перед собой совершенно устаревшую защитную конструкцию, легко открывавшуюся одной из многочисленных психоспособностей, которыми обладали все жители Асха’ахайи.
Даже не дотрагиваясь до парадной двери, он открыл примитивный запорный механизм и проник внутрь дома. Оказавшись в нем, он снова внимательно огляделся.
Судя по всему, тут проживали три особи, представлявшие главную местную форму жизни. Азуис уловил это своими внутренними психорецепторами, еще и не прибегая к визуальному осмотру. Ему становилось все скучнее. Как бы он ни выглядели, чтобы собой не представляли, думал он, вряд ли они будут интересны асха’ахайцам. Наверное, от местных и можно поиметь какую-то пользу, но, учитывая, что их, вероятно, на этой планете немало, своим присутствием они будут создавать только ненужную конкуренцию ее новым хозяевам.
И все же визуальный осмотр надо было провести. В конце концов, подумал Азуис, может, обитатели этой планеты хотя бы выглядят стояще. Если же они еще и уродливы, то тогда уж точно церемониться с ними не было никакого смысла.
Снова ориентируясь на свои психоспособности, Азуис сразу направился в ту комнату, в которой он уловил присутствие жизни. Внутрь нее он проник совершенно свободно, так как дверь туда была лишь слегка прикрыта.
Две особи. Одинаковые по природе, но отличающиеся по своим внешним и внутренним характеристикам.
Азуис смотрел на двух спящих существ, ровным счетом ничего к ним не испытывая. Даже в темноте он прекрасно видел, что они собой представляли. Ничего особенного – ни внешне, ни внутренне. Ничего прекрасного, даже просто симпатичного Азуис в них не нашел.
Примитивная форма жизни, ничего стоящего, подумал он, выходя из комнаты.
Однако в доме находилась еще одна особь. Азуис чувствовал, что она той же природы, что и две первые, однако явно моложе и слабее их. И еще. Он уловил что-то необычное в ее внутренней психообласти.
Особь, на которую захотел взглянуть Азуис, перед тем как покинуть жилище, находилась этажом выше. И чем ближе подходил к ее местонахождению Азуис, тем взволнованнее он себя чувствовал. Что-то явно необычное ждало его за одной из дверей на верхнем этаже этого дома.
А вот и нужная комната, дверь в которую оказалась запертой, а потому Азуису снова пришлось использовать психоспособность. Затем он абсолютно бесшумно проник внутрь. Прямо перед ним, только у противоположной стены с окном стояла небольшая кровать, на которой, распластавшись, спала третья особь – ребенок.
- Тхсиу… - неожиданно вслух, да еще с какой-то удивительной для себя трепетностью, произнес Азуис, глядя на маленькое существо.
Да, именно так – тхсиу – называли асха’ахайцы своих детей. Каждый из них был когда-то тхсиу…
Но не только вид этого юного и беззащитного существа так взволновал Азуиса, что-то тут было и еще. Вот только что?
Он огляделся и замер. Застыл, только сейчас рассмотрев, где он находился. По всем стенам, потолку, а также полу ярко переливались образы тех далеких звезд, мимо которых он сюда летел, и которые разглядывал позже, уже стоя на этой планете. Это был миниатюрный образ космоса, который сейчас находился прямо здесь. Азуису казалось, что он действительно оказался снова в космосе, так как звезды не просто окружали его со всех сторон, но еще и медленно двигались. Конечно, никакого секрета в этом не было – специальное устройство находилось под самым потолком, проецируя на все помещение подсвеченные силуэты звезд. И, тем не менее, это завораживало.
Еще не до конца отойдя от увиденного, Азуис взглянул на стену рядом с кроватью, на которой сейчас спал ребенок, и снова удивленно застыл. Его взору предстала огромная карта с изображением космоса, размером почти во всю стену.
Подойдя поближе и вглядевшись, Азуис о чем-то задумался. Потом быстрым движением достал из своего костюма небольшой прибор и набрал в нем комбинацию каких-то символов. Некоторое время он что-то внимательно изучал на экране, периодически рассматривая карту на стене. Наконец, видимо убедившись в чем-то для себя важном, Азуис убрал прибор на место и, посмотрев на какую-то одному ему известную точку на карте, произнес:
- Да, это здесь… то есть, там… где-то там… Асха’ахайя…
В ошеломленном состоянии он еще раз осмотрел помещение, в котором находился. Как же он не заметил всего этого сразу?
Все это место было буквально напичкано тем, что хоть как-то можно было соотнести с тем, откуда он спустился на эту планету. Изображения, предметы, какие-то миниатюрные конструкции, напоминавшие самые разнообразные летательные аппараты… В одном из них, как показалось Азуису, он даже узнал свой корабль.
Он еще и еще раз осматривал помещение, и в нем рождалось какое-то новое чувство – совершенно противоположное тому равнодушию и безучастности, с которыми он осматривал это жилище еще некоторое время назад.
Что это? Что это? - думал Азуис и не находил ответа.
Этот тхсиу… Он не похож на тех, других, которые, однако, его создали. Очевидно, его интересует все, что связано с тем миром, который окружает эту планету. И, несомненно, он мечтает побывать там, как когда-то мечтал об этом и он сам - Азуис. Он действительно живет этим.
И еще одно. Эта карта… Нет, Асха’ахайя на ней, конечно, не обозначена, но на ней есть область, в которой ее можно найти. Понятно, что если бы местные знали об Асха’ахайе, они отметили бы и ее. Скорее всего, они просто слабо представляют, насколько огромен, а может быть и вовсе бесконечен космос - мир Мта, как называли его асха’ахайцы. И, тем не менее, несмотря на примитивный уровень развития, на этой планете о мире Мта знают немало. В принципе, подумал Азуис, это не столь важно, но вот этот тхсиу…
Азуис подошел к маленькому существу, мирно спавшему в своей кровати, и еще раз пристально на него посмотрел. Совсем юный, но уже так полюбивший мир Мта. Он определенно нравился Азуису все больше и больше. Однако, как бы не хотелось ему теперь покидать этого тхсиу и его «космическую» комнату, пора было заняться тестами.
- Прощай, тхсиу, надеюсь, тебе еще удастся покорить мир Мта. Верю, что обязательно получится, ведь ты так его любишь и у тебя еще все впереди, - произнес вслух Азуис… и замер.
Впереди? Разве у него все еще впереди? Что же у него может быть впереди, если эта планета, считай уже, стала их новым домом – новой Асха’ахайей.
Что же это? Значит, у этого тхсиу совершенно нет никакой надежды, как нет ее и у асха’ахайцев на их родной планете? Нет. Нет. Так не должно быть.
Азуис не понимал, что с ним сейчас происходит. Он должен идти проводить тесты на определение пригодности этой планеты для переселения (хотя он все знал уже и без тестов). Он сам еще недавно желал этого, так как любил познавать новые миры. Тогда почему же ему так не хочется теперь этого делать? Еще недавно … А теперь вот сомневается.
Все этот тхсиу…
Азуис сейчас вспомнил себя, когда его самого так называли. Уже тогда он тоже мечтал стать покорителем мира Мта. Желал страстно, всем своим существом. И его мечта осуществилась. Ну а как же этот тхсиу? У него, получается, нет никаких шансов?
Азуис повернулся к карте на стене и задумался. Он простоял так довольно долго.
- Нет. Нет. Так не должно быть.
Снова взглянув на маленькое спящее существо, Азуис слегка дотронулся до него. В ответ ребенок что-то пробормотал, но не проснулся.
- Прощай, тхсиу. Верю, ты еще покоришь мир Мта, - прошептал ему Азуис.
***
Загрузив оборудование на борт корабля, и закрыв переходной люк, Азуис занял привычное для себя плазмокресло. На экране центрального монитора перед ним вдали виднелось жилище странных существ, населявших эту планету.
Азуис в который уже раз за последнее время о чем-то серьезно задумался. Потом, резко отринув раздумья, он дал старт кораблю, одновременно выходя на связь с Центром поисковых полетов на Асха’ахайе. Поначалу связаться никак не удавалось, однако как только корабль вышел в открытый космос, на том конце переговорного устройства, наконец, отозвались.
- … Азу… Азу… ис? … Азуис? … Доложи, что удалось… Плохая связь…
- Центр. Центр. Это «поисковик» Азуис. Как связь? Меня слышно?
Снова уже знакомое свистошипение. Потом далекий голос:
- Да, да, тебя слышно… не всегда хорошо… говори… тест… какие… какие результаты?
На мгновение он было засомневался, но потом уверенно произнес:
- Тесты проведены. Увы, планета для переселения не подходит. Детальные отчеты по прибытии. Беру курс на Асха’ахайю. Выход на связь в заданное время.
Выключив переговорное устройство, Азуис приготовился к долгому, очень долгому обратному путешествию.
На главной панели управления стоял небольшой предмет, который, как казалось Азуису, своим внешним видом походил на его корабль.
Свидетельство о публикации №218091900098