Бои 14й Воздушной Армии в январе 1944

Состав 14й Воздушной Армии к 14.01.44 — 184 самолета:

269 иад (35 Ла-5, Як-1/7б): 254 иап (Ла-5), 287 иап (Як-1/7б), 845 иап (Як-7б)
281 шад (89 Ил-2): 448 шап, 872 шап, 703 шап, 958 шап,
280 бад: 4 Гбап — 18 Пе-2 (или 24 Пе-2)
742 рап - 17 ПЕ-2
386 нбап — 25У-2

Но ожидалось пополнение 144 самолетов: 94 Ил-2 и 50 истребителей.

В составе 1 ВФ Люфтваффе в полосе действия 14 ВА, помимо  разведывательных и ночных подразделений, могли действовать в начале 1944 такие части:
штурмовики - I./SG5 ,  I./SG3, II./SG3
истребители - II./JG5, IV./JG54

Погодные условия января — февраля 1944 были суровые, не благоприятные, было много не летных и ограничено летных дней, погода заметно влияла и на тактику действий  авиации сторон.

15.01.44
Наступление войск Волховского фронта началось 14 января 1944,  но из-за плохой погоды авиация 14 ВА начала активно вторгаться  в события с 15.01.44, в частности «Илы» 281 шад начали наносить удары по противнику в полосе 59 Армии. «Илы» дивизии совершили в этот день 97 самолето / вылетов, боевых потерь не было, но при возвращении от цели, из- за отказа мотора разбился Ил-2 мл. лейтенанта Морозова, который при этом погиб, стрелок остался жив.
В 269 ИАД один Як-7б был разбит лейтенантом Федоренчиком при возвращении с боевого задания из-за полного израсходования горючего, еще два Як-1 совершили вынужденные посадки по не боевым причинам — подлежат ремонту.
Из состава 4 Ла-5 254 ИАП, вылетевших на боевое задание отстал от ведущего и потерялся мл. л-т. Сухомлин. Тройка Ла-5 начала штурмовку войск противника, но на втором заходе была атакована парой ФВ-190, с которой провели бой безрезультатно, предполагается, что Ла-5 Сухомлина был сбит этой парой ФВ-190 внезапной атакой. Хотя у немцев нет заявок на победы в районе действий 14 ВА.

В этот день на пополнение в  269 ИАД прибыло 8 Як-7б и 6 Ла-5.

16-18.01.44 из - за сложных метеоусловий активность летчиков 14 ВА была низкой. С 16 по 18 января присутствие истребителей противника не отмечается.

19.01.44
19 января все изменилось в полосе действий 14 ВА, в этот день с утра, не смотря на не благоприятную погоду, начала активно действовать IV./JG54, (до этого действовавшая против летчиков 13й ВА севернее) и произошли первые воздушные бои с начала наступления.
  В журнале боевых действий 14й ВА отмечено за день 5 в/боев, заявлена одна победа: 1 ФВ-190 был сбит летчиком 254 ИАП мл.л-м. Красноперовым, в том же бою был подбит Ла-5 мл.л-та Кольцова, который совершил вынужденную посадку с убранными шасси на аэродром Новоселицы, у самолета повреждены лопасти и маслорадиатор, летчик легко ранен в шею осколком. Вероятно этот бой со стороны немцев вели летчики 10го штаффеля  IV./JG54,  Ltn. Horst Hartrampf и Ofw. Karl Brill заявили каждый по одному сбитому Ла-5 в 13:12 и 13:15 по берлинскому времени. Так же есть сведения о повреждении одного истребителя из  состава IV./JG54 огнем З/А, возможно это имеет отношение к этому бою. Не смотря на то что бой велся у самой земли, до 200 — 300 метров в высоту, реальных безвозвратных потерь противники не понесли.

Однако два штаффеля  IV./JG54 добились реальных успехов в этот день. Лечики 11./JG54 Ltn. Thielen и Oblt. Deterra подловили бипланы 386 НБАП, летавших уже при свете дня, и каждый сбил по одному У-2, экипаж оного из них в составе мл. л-та Татарчука и летнаба мл.л-та Рапенко погиб, а летчик л-т. Мысин и летнаб л-т. Подольский ранены, последний тяжело.
Также ЖБД 14й ВА отмечает, что истребители противника сбили в в/бою 1 Як-1 мл.л-та Синолицына, кроме выше указаных заявок на два сбитых Ла5х, у немецких истребителей нет больше в этот день и в этом районе засчитанных заявок на сбитые истребители противника. Возможно немецкий летчик после атаки не был уверен в сбитии или его заявка была отклонена командованием.

 Летчики 10./JG54 перехватили четверку Ил-2 703 ШАП во главе с ведущим л-м Лобановым, во время штурмовки бронепоезда. Лобанов подбит З/А и совершил вынужденную посадку на своей территории, самолет подлежит восстановительному ремонту. Ведомые Лобанова мл. л-ты Стешенко и Крылов были сбиты истребителями. Стешенко подбитый З/А, был атакован истребителем и подожжен, после чего выпрыгнул на парашуте, прибыл в часть.   У Крылова после атаки истребителя противника был подожжен задний бензобак, он совершил вынужденную посадку, после которой горящий Ил-2 взорвался, летчик вернулся в часть 24.01.44.
ЖБД 281 ШАД отмечает, что за 19 января 6 Ил-2 не вернулось с б.з. Из них один Ил-2 из 448 ШАП  потом нашелся невредимым на своей территории, он заблудился в плохих метеоусловиях. Таким образом если учитывать, что самолет Лобанова был отремонтирован, безвозвратные потери 281 ШАД в этот день составили 4 Ил-2, что косвенно подтверждается ЖБД 14 ВА, в котором отмечается 4 Ил-2 пропавшими. Трое из них судя по всему были сбиты летчиками 10./JG54, заявителями были:

19.01.44 Oblt. Robert Weiss 10./JG 54 Il-2 ; 19 343 at 30 m. 09.45
19.01.44 Ltn. Rudolf Grath 10./JG 54 Il-2 ; 19 372 at 150 m. 09.55
19.01.44 Oblt. Robert Weiss 10./JG 54 Il-2 ; 19 372 at 300 m. 10.15

В этот день в 14 ВА прибыло пополнение  5 Як-7б.
Метеоусловия серьезно затруднили и снизили действия авиации сторон.






21.01.44 летчики 281 ШАД выполнили всего лишь 24 боевых вылета, в которых         
потеряли от зенитного огня  2 Ил-2 л-тов Дейнеко и Юркова. Первый был в последствии найден — 27.01.44, подбитый сел на вынужденную на болото.

24.01.44 — ЖБД 14й ВА отмечает один воздушный бой: 2 Як-1 сбили 1 Хш-126.

25.01.44 — в этот день вновь проявились немецкие истребители, но уже другой эскадры. 24 — 25 января  IV./JG54 активно противодействует летчикам 13 ВА, а в полосе 14й ВА появляется новый противник — II./JG5. В период с 15.20-16.20 произошел воздушный бой двух Як-7б 845 ИАП против 4х Ме-109 из  II./JG5. Судя по сведениям советской стороны пара ст. л-та Дмитриева сопровождала пару Ил-2 из 448 ШАП, «Яки» занялись штурмовкой и были атакованы четверкой «Мессершмидтов». Не смотря на не выгодное начало боя и численное превосходство противника, советские пилоты Дмитриев и Гвановский заявили по одной победе, что не подтверждается сведениями о потерях немцев. В бою был сбит ст. л-т Дмитриев, он совершил выннужденную посадку, самолет сгорел, летчик ранен. Победу одержал летчик 6./JG5 Fw. August Mors.
Также в этот день ЖБД 14й ВА отмечает еще одну потерю в истребителях: не вернулся с боевого задания 1 Як-1 мл. л-та Стенчева. Так как немецкие истребители, кроме Морса, более не заявляли побед в полосе 14й ВА, вероятно потеря Стенчева может быть связана с плохими метеоусловиями, возможно также он был сбит З/А.

Далее по 30 января из-за плохой погоды активность в воздухе была сведена к минимуму, но 31.01.44 погода несколько улучшилась, (высота облачности во второй половине дня поднялась до 400 метров) и вновь произошли столкновения в воздухе.
Илы 281 ШАД произвели 61 самолето-вылет, личным составом отмечалось только противодействие З/А. 2 Ил-2 пропали без вести, летчики л-т Ковалев и мл. л-т Фролов. Еще два Ил-2 совершили вынужденные посадки на своей территории, причина в документах не отмечена, но судя по всему из-за боевых повреждений, самолеты подлежат ремонту, летчики мл. л-т Малиновский и л-т Дьяченко. Еще 1 летчик Ил-2 л-т Шаров совершил вынужденную посадку без шасси в районе Неболчи, по причине потери ориентировки.
Не смотря на то, что в 281 ШАД не отметили противодействия ИА противника, у  II./JG5 есть  одна заявка на победу над Ил-2, которую сделал пилот  4./JG5 Uffz. Fritz Dragert, (более за этим пилотом побед не числится), возможно он сбил одного из пропавших «Илов».

Летчики 254 ИАП производили вылеты на прикрытие своих войск четверками «Лавочкиных», четверка капитана Труханова в период 15.45 — 17.10 вылетали на прикрытие и в 16.20 встретили группу до 30 Ю-87 под прикрытием до 10 ФВ-190  и Ме-109 и вступили с ними в бой. (Интересно что в ЖБД 14й ВА пишется что 4 Ла-5 Труханова вела в/бой только с четырьмя истребителями и семью бомбардировщиками.)
Пара  кап. Труханов — мл. л-т Плахов атаковали группу в составе 7 Ю-87, но после первой атаки, были сразу же контр атакованы в хвост четверкой ФВ-190, Плахов уходил из под атаки в облачность, но немецкий истребитель успел выпустить по нему длинную очередь, после чего Плахов вывалился из облачности и ушел вниз, с боевого задания не вернулся. Труханов преследовался тройкой ФВ -190, но сумел уйти, получив в самолет три попадания снарядами. Вторая пара: ком.звена л-т Хрущ и мл.л-т Федоров пропали без вести.
Так как о бое докладывал только единственный вернувшийся из боя кап. Труханов, видимо в ЖБД 14й ВА вошли сведения о числе противостоящих самолетов противника, с которыми вела бой только его пара: 7 бомбардировщиков и 4 истребителя, а не вся четверка.
Судя по времени и месту заявок на победы немецких истребителей в этот день, в полосе 14й ВА, четверка Ла-5х 254 ИАП вела бой с летчиками сразу из двух групп  II./JG5 и  IV./JG54:
31.01.44 Oblt. Theodor Wiessenberger 6./JG 5 La-5 ; 35 ;st/ 09 871 at 30 m. 14.48
31.01.44 Ltn. Werner Thielen 11./JG 54 LaGG-5 ; 09 514 at 50 m. 14.28

И можно предполагать, с большой долей вероятностью, что и вторая пара 254 ИАП Хрущ — Федоров вела бой с численно превосходящей группой истребителей немцев. Советские летчики, а точнее летчик не правильно определили и тип самолетов противника, на вооружении обеих групп  II./JG5 и  IV./JG54 не было ФВ-190, обе группы были вооружены Ме-109.
Трудно выяснить понесли ли потери противники 254го полка в этом бою, есть сведения, что и  II./JG5 и  IV./JG54 31 января понесли потери. Из состава 6./JG5 пропал без вести Uffz.  Haberichter. О месте потери которого есть противоречивые сведения, а именно  есть информация, что он был сбит в в/бою в районе Пустошки — Идрицы, что в полосе 15й ВА. Но в тоже время 6й штаффель (возможно и вся группа) в конце января был переброшен на аэродром г. Дно, в связи с ухудшением общей обстановки для немцев в полосе противостоящего им  Волховского фронта, для противодействия 14й ВА и все победы заявленные  6./JG5 после 19 числа были в районе её действий. Заявка командира 6./JG5 Вайсенбергера 31 января также была в полосе 14й ВА, так, что вряд ли летчик его штаффеля  мог быть потерян, гораздо южнее, в полосе 15й ВА.   Заявка Вайсенбергера была позже чем летчика 11./JG54, что косвенно может говорить о том летчики 6 го штаффеля 5й Эскадры вели бой с парой Хрущ — Федоров и молодой пилот  Haberichter, имевший только одну победу, мог был сбит кем то из них.
Также в этот день были сбиты два Ю-87 из состава  I./SG5, оба по данным немцев потеряны от зенитного огня.


Рецензии
Дмитрий ,возможно узнать время и место заявок на победы немецких истребителей 22июля 1943г, в полосе 14й ВА,в этот день был сбит мой дед после штурмовки передовых позиций противника (281 шад 448 шап)? Кому только не задавал этот вопрос ,результата нет.Вопрос не праздный , хочу установить весь боевой путь, включая -день гибели.

Дмитрий Бурдаков   26.03.2020 22:57     Заявить о нарушении
У немцев под Ленинградом в этот день есть только одна заявка на победу над Ил-2:
22.07.43 Uffz. Adolf Lanzenbacher 4./JG 54 Il-2  10 351: at 100 m. 11.05
Но в этих операциях 281 ШАД основные потери понесла от З/А, и большая вероятность, что Ваш дед был сбит зенитками.

Дмитрий Марченко 2   27.03.2020 19:37   Заявить о нарушении
Дмитрий , спасибо за ответ.Возможно это тот самый случай , т.к. в журнале боевых потерь 448 ШАП,написано об атаке Ила двумя мессерами .Можно узнать исходники получения информации ?

Дмитрий Бурдаков   27.03.2020 20:56   Заявить о нарушении
Ещё забыл спросить- какова дальнейшая судьба немца, о котором вы написали ?

Дмитрий Бурдаков   27.03.2020 20:59   Заявить о нарушении
Дмитрий ,
посмотрите информацию.
Отсюда : http://allaces.ru/p/peopleclg.php?id=6488
Адольф Ланценбахер
(Adolf Lanzenbacher)
Список известных побед
No. Дата Время Тип Место Часть На самолете Фронт Прим Ист
22.07.43 11:05 Il‑2 10 351: at 100 m 4./JG54 O [1]
24.07.43 14:15 Il‑2 10 152: at 50 m 4./JG54 O [1]
26.07.43 08:55 Il‑2 00 262: at 800 m 4./JG54 O [1]
14.08.43 06:47 LaGG‑3 00 284: at 3000 m 4./JG54 O [1]
02.09.43 10:26 Pe‑2 70 231: at 10 m 4./JG54 O [1]
04.09.43 18:19 La‑5 00 173: at 5000 m 4./JG54 O [1]
07.09.43 14:43 Il‑2 18 112: at 100 m 4./JG54 O [1]
09.10.43 10:35 Il‑2 97 881: at 30 m 4./JG54 O [1]
17.12.43 13:42 La‑5 06 132: at 2800 m 11./JG54 O [1]
06.02.44 13:36 Pe‑2 99 464 at 400 m 11./JG54 O [1]
Источники информации:

1. Tony Wood's Combat Claims & Casualties Lists.

Дмитрий Сибиряков   27.03.2020 21:55   Заявить о нарушении
Дмитрий Бурдаков у Вас сведений побольше будет, если в журнале боевых потерь 448 ШАП речь идет об атаке Ме-109х по самолету вашего деда, то Ланценбахер скорей всего сбил получается. О судьбе последнего немного можно узнать тут: http://www.aircrewremembered.com/KrackerDatabase/?q=+Lanzenbacher
В основном я беру данные с сайта память народа.

Дмитрий Марченко 2   28.03.2020 10:09   Заявить о нарушении
Спасибо за ответы и за ссылки на источники,я посмотрел.Не подскажете , как определить место атаки 10351 на немецких картах? У поисковиков есть на примете места падения двух Ил-2,очень хочется надеяться, что Михаила Тихоновича найдут.

Дмитрий Бурдаков   29.03.2020 21:47   Заявить о нарушении
Вот тут можно в какой то степени разобраться: http://submarine-at-war.ru/docs/gradnetz.html

Дмитрий Марченко 2   26.09.2020 09:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.