Человек - человеку
Отец говорил своему сыну:
«Нельзя, никак нельзя быть таким… стеснительным, застенчивым, робким – никак нельзя…
Вот представь себе человека, как будто сдавленного, деформированного, раздавливаемого или даже раздавленного. Представь себе человека настолько нелепого, можно сказать, уродливого. Представил? Очень хорошо. Так вот это и есть человек стеснительный. Ты думаешь, какая этого причина? Может, ты думаешь, что-то внешнее? Нет, причина этого – только его собственное чувствование себя во внешнем…
А теперь представь себе человека, стоящего ото всех в стороне, прижавшегося к стене, как будто прилипшего к ней, почти слившегося с ней, боящегося от неё оторваться, выйти из её тени, страшащегося от неё отлепиться. Думающего, что, как только он от неё отойдёт, выйдет из этого своего укрытия, так тут же обязательно и упадёт. Представь себе человека настолько жизненно слабого, нежизнеспособного. Представил? Очень хорошо. Так вот это и есть человек застенчивый. Ты думаешь, какая этого причина? Он же не на самом деле так слаб и немощен? А причина этого – только его собственное чувствование себя в мире.
И ещё представь себе человека, очень боязливого, всего страшащегося, во всём сомневающегося, неуверенного в себе, не имеющего своего плана действий, жизненно бездействующего. Представил? Очень хорошо. Так вот это и есть человек робкий. Ты думаешь, он такой потому, что этот мир враждебен к нему, довлеет над ним, подавляет его? Нет. Это он ему, боязливому и жизненно слабому, таким видится, таким представляется.
В основе, в самой сердцевине твоей личной природы, как червь, пожирающий тебя изнутри, – затаился страх. Гадкий, подлый страх, превративший тебя в болезненное, непривлекательное, невидимое и неслышимое, страдающее и пропадающее, существо. И ты должен обязательно от него освободиться, преодолеть его в себе…
Не надо быть хамом, не надо быть наглым, нахальным. Но и нельзя быть стеснительным, застенчивым, робким. Никак нельзя. Не надо быть приторно или притворно скромным. Не надо брать чужого, но и не надо отдавать своего, желающему у тебя отнять. Надо помнить себя и своё. Надо быть уверенным в себе. И ничего не бояться. Надо быть самим собой. Быть, а не казаться…»
2.
Двое коллег шли после работы, и один говорил другому:
«В мире людей – также, как и в мире животных, – одни хищники, другие жертвы. Одни подстерегают и нападают, другие терпят или погибают.
Кто-то об этом думает. Кто-то не хочет об этом думать. Кто-то не хочет в это верить. Кто-то это знает, но за делами об этом забывает. Кто-то вообще об этом не думает. А, тем не менее, в мире людей также как и в мире животных.
Тебе было бы много проще жить, если бы ты взял это себе на вооружение. Если бы ты смотрел на всё происходящее в этом мире, на свои отношения с людьми, через стекло этого знания, был бы всегда начеку. С таким взглядом на жизнь, с таким видением этого мира человек способен, в определённой мере, избегать каких-то обманов, предательств… вообще, всякого рода для себя неожиданностей… избегать обмана, относительно человеческой природы.
Многие продолжают верить в иной взгляд на человеческую природу, настаивают на нём, утверждают его. Но надо принимать мир таким, какой он есть, а не тешить себя вредными и опасными иллюзиями.
«С волками жить – по-волчьи выть» – слышал такую поговорку? Так вот для кого-то это просто поговорка, а для кого-то – выражение его собственного прозрения. И очень важно, чтобы это прозрение не пришло слишком поздно…
Так что, - с волками жить – по-волчьи быть. Не волком быть, но быть бдительным, осторожным, как волк, и всегда помнить о волчьих проявлениях человеческой природы…»
3.
В сквере на лавочке дед наставлял своего внука:
«Люди, с теми, кто их окружает, как правило, обращаются так, как те позволяют им с собой обращаться – совсем не обязательно, как те того заслуживают. Люди и к делу относятся – к одному так, к другому – иначе. Они и любят – одного так, другого – иначе. И так далее. Исходное желание людей – обращаться с тем или иным человеком по своему усмотрению…
Но ты никогда не позволяй обращаться с собой так, как кому-то, иной раз, это хочется. Не позволяй переходить тебе дорогу, давить ноги, садиться на голову. Не позволяй людям открывать дверь клетки, где томится неволей их постоянно голодный зверь. Людям, иной раз, всё же следует показывать свои «зубы», так давая понять, что ты совсем не имеешь никакого желания стать чьей-то добычей, как это кому вдруг может показаться, но, что ты сам – один из стаи…
Понятно, что есть и более сильные, и много более сильные. И в человеческом обществе, как и в природе, менее сильный, чтобы выжить, должен быть или более хитрым, или более ловким, или более быстрым. Иначе никак нельзя. В животном мире, чтобы выжить, еще можно быть пугающим, или малоприметным, или дурно пахнущим. Но в человеческом обществе это не одобряется. Да и природу не надо копировать уж во всём. И потом, твоя задача – не только выжить, а еще и осуществить свои задумки, планы, в чём-то преуспеть, добиться определённого положения. А потому никак нельзя останавливаться в своём развитии. В стремлении быть жизнесильным, жизнестойким. Нельзя проигрывать в этой гонке. Ибо цена поражения может быть – жизнь. А потому – знай и помни каждый моллюск, что вместе с усилением, утолщением стенки защищающей тебя раковины, растёт сила клешни, желающего ее сломать…»
4.
В школе учитель знакомился с новым классом. Сначала он говорил о себе, представлял себя, потом стал знакомиться с учениками. Он задавал им вопросы и слушал их ответы.
-А кем ты хочешь стать? – спросил учитель очередного ученика.
-Я хочу быть художником, творцом, создателем. И ещё я хочу быть мастером. Хочу уметь по-настоящему что-то делать. Хочу быть в своём деле лучшим. Первым.
-Хочешь быть первым? А как же быть скромным? – спросил учитель.
-Не надо быть наглым, алчным, лживым. Скромность – это добродетель слабых. А надо быть сильным…
-Сильным? – повторил учитель. – А ещё каким ты хочешь быть?
-А ещё я хочу быть нужным, необходимым, незаменимым. Говоря одним словом – хочу истинно быть…
Свидетельство о публикации №218092001249