Дневник Павла Ф. 200918

                ***

Открыл старый требник екатерининского издания 1792г, и там молитвы о бездождии патриарха Каллиста (14в). Бездождие – это засуха. Даже тут сказался православный апофатизм. Какие слова! Как можно было так молиться, чтобы это было самой высокой поэзией? Вот как у эльфов во Властелине колец - любая песня была сразу полет за пределы земного мира. А тут патриарх великого Константинополя, когда Византийская империя рушилась (в одной из молитв упоминаются безбожные агаряне), говорит Богу.. Ты видишь воздыхание убогих, незрелый возраст младенцев, изнуряемых сильнейшею жаждой, озлобление незлобивых младенцев, утробы материнские, сосцы иссушаемые, убиенных младенцев.. пошли на нас дождь благой.. пошли.. Ты еси возводяй воду морскую и изливаяй на лице земли.. пламеновидный воздух бывает.. мы в руце беды впадаем.. Но по воле Бога тучи на землю низносятся, и воздух благодышущий бывает.. видишь птиц стенание, скотов вопиение, младенческий плач, юношей вопль, старых окаянство, сирот лишение, вдовиц уединение, убогих недостаточество.. посети землю.. помяни птицы.. помяни и скоты.. дух росы наведи и сухость да престанет.. якоже зверие друг на друга носимся, и плоти друг друга снедаем .. лихоимственными образы.. якоже мати иссушены имущая сосцы, якоже бо оныя сосцы млека лишающеся, смерть приносят младенцу.. земля увядение творит злаку и растление рождениям своим приносит.. ибо от сухости зной аки некая разжигающая огневица.. Интересна идея, просматривающаяся в этих молитвах: из-за человеческих грехов природа находится как бы в связанном состоянии, в ней такие узлы, которые может распутать только Бог. И человек, по сути, в узах. Отсюда вопль к Богу, чтобы он разрешил от этого плена лютого солнца, и ниспослал воду. Эти замечательные кальки с греческого – благодышущий, пламеновидный, лихоимственный, благорастворение.. Оппозиция пламеновидного и благодышущего воздуха. И достигается переход из адского воздуха в райский через благорастворение воздухов, которое только в Его власти.. А у нас тут, в другой империи, спустя 6 с половиной веков все то же самое, - практически бездождливый август и половина сентября, - но вот, грядут холодные дожди, и в этом случае требник предлагает молитвы «во время безведрия, егда дождь многий безгодно идет». Опять апофатизм: безведрие; значит - отсутствие хорошей погоды, нет солнца.. Любопытно еще это воззрение, когда сухость ассоциируется с тьмой и злом, а вода рассматривается как синоним божественной благодати. Главная драма – отсутствие божественной воды. Это и есть ад, - выжженная земля, бесплодие, пепел, тление. Но когда слишком много вод, - вспоминаются другие ассоциации: воды потопа, погубившие человечество за грехи.. И всегда люди будут взывать к Нему, не имея другой надежды..


Рецензии