Дороги

     ДОРОГИ
    
     Будучи на даче, Артём гулял по окрестным полям и лесам уже часа два. Последние полчаса он шёл между полем и лесом по хорошо протоптанной дорожке, которая, перед большим, разросшимся кустом, расходилась в две стороны. Он остановился и стал смотреть по сторонам, на дорожку, по которой пришёл, на дорожки, которыми может пойти дальше. – По которой из двух ему пойти?..
    
     “Ты хочешь пойти Дорогой Горьких Истин или Дорогой Сладких Обманов?” – вдруг прозвучал чей-то голос. “Я?” – удивился Артём. – “Ты. Кто ж еще?” “Дорогой Горьких Истин или Дорогой Сладких Обманов?” – повторил про себя Артём и задумался… “ А можно, что-то нейтральное, например, Дорогой Сладких Истин?” – спросил он. “Можно Дорогой Горьких Обманов… – Мы, всё же, - не на рынке” – ответил голос.
     Артём продолжал стоять и смотреть то на одну дорожку, то на другую, то куда-то вдаль. “Куда же пойти?” – думал он. “Какой-то ты не решительный” – сказал голос. “Да, уж, - не “сорви голова” – отозвался Артём. В раздумье он еще с минуту постоял у развилки дороги, и решил, что пора ему уже и возвращаться домой. “Ладно. В другой раз” – сказал он себе, развернулся и пошёл обратно.
     “А другого раза может не быть” – возразил ему голос – “а если и будет, то будет уже что-то другое”. Но Артём шёл, не обращая на него внимания…
     “Не могу поздравть тебя с выбором” – опять прозвучал голос. “С каким ещё выбором?” – удивился Артём. “А с таким – вместо предложенных тебе двух дорог ты выбрал дорожку в свой сад и огород… Что, смутило слово “горькие”? Так истины, о которых идет речь – истины о человеческой природе, мире человеков, судьбе человечества, на сегодняшний день, такие. Я мог бы вообще не говорить слова “горькие”, и это, по существу, ничего бы не изменило. Эти истины – вроде лекарства для душ человеческих, чтобы человеку быть и оставаться человеком. А лекарства, известно, чаще, горькие. Особенно сильно действующие…”
     Артём шел, а голос рядом с ним все говорил, говорил. –
     “Человеки, вследствие темных сторон своей природы, привнесли в этот мир много алчности, агрессии, лжи и насилия. Темное в человеках все больше разрушает нравственные основы их природы, все больше заражает собой мир лодей. Темное в человеческой природе подавило светлые в ней стороны уже во многих людях. И оно, шаг за шагом, отвоевывает для себя все новые и новые права и свободы в мире людей. Оно чувствует слабое себе сопротивление, и оно почувствовало свою силу. И к сегодняшнему времени оно уже достигло многих и больших властных высот, и особенно активизировалось. Этого нельзя не замечать. Это очевидно. Оно упорно наступает. И дальше оно будет все агрессивней, а его усилия могут быть все результативней. И надо положить конец этому наступлению. Надо излечивать, освобождать этот мир от темного и кривого в нем…”
     Артём продолжал идти, но его шаги, сами собой, всё больше замедлялись.
     “Тебе была предложена дорога, очень согласная с природой человека и очень достойная. А ты вот так быстро, так легко от нее отказался. У человека всегда есть выбор, он может поступить и так, и так. У человека есть его плоть – голос плоти, и у человека есть его разум и его понимание должного – голос совести. И выбор человека – это, по сути, есть понимание им своей личной природы – с чем он сможет жить, а с чем он жить не сможет…”
     Между высоких кустов вдоль дорожки, по которой шёл Артём, уже стали проглядвать первые домики его садово-огородного товарищества. И вдруг он развернулся и пошёл обратно.
     Он шёл быстро. Почти подойдя к большому кусту, он резко остановился. “Здесь же только что была развилка дорог” – не веря своим глазам, сказал Артем. “Была, а теперь – нет” – ответил голос. – “Не понимаю, как это может быть?” “Все очень даже просто” – стал отвечать голос – “Это только по таким дорожкам, как та, на которой ты сечас стоишь, можно куда-то идти, а потом возвращаться. А в жизни так нельзя. В жизни – что было, то было, было и прошло, и уже больше не будет. Время жизни идет и проходит. Время идет, мир меняется. Где когда-то была одна дорога, стало две, а где когда-то было две дороги, стала одна. На все - свое время, и всему свой срок…”
     Артем стоял, глядел на дорожку, огибающую большой куст, а голос продолжал:
      “Дорога дороге – рознь. Есть дорога, и есть так дорога – дорожка. Есть истинно жизнь человека, и есть так – подобие жизни.
      Где когда-то было две дороги, теперь – только одна. И она – есть задача перед человеками, большая, ответственная, многотрудная. Ибо вырождение человека в зверя, а мира человеков в стаю и стада очень даже возможно…
      Где когда-то было две дороги, теперь – только одна… Ну, так было две, когда ты чего-то не знал и стоял перед выбором, а теперь ты это знаешь. Зачем же тебе две?”…


Рецензии