Камский тракторный

Рассказы советского архитектора

 Камский тракторный.

-  Ты конечно в курсе, что планируется строительство нового тракторного завода?- спросил меня  Усманов Гумер Исмагилович.

 Он тогда занимал должность Первого Секретаря ОбКома партии,  я же незадолго до этого, вступил в должность Председателя Государственного комитета ТАССР по делам строительства.

- Да, конечно. С местом определились, у нас или в Башкирии?
- Вот по этому вопросу собственно я тебя и вызвал. На днях прилетает комиссия, которая и примет окончательное решение.  У  меня есть информация, что принципиальное решение уже принято, строить хотят в Башкирии.  Так, что к нам они заедут формально,  в большей степени потому, что ген.подрядчиком строительства выступает наш « Камгэсэнергострой».

- Формально, не формально, но заедут, а это шанс. Шанс, который ты должен использовать. Делай, что хочешь, но постарайся посадить завод в республике. Единственное, что я запрещаю тебе делать, это переносить  площадку. Место площадки под строительство одобрено ОбКомом, так что её не трогай, в остальном полная свобода.  Действуй!

 Посмотрел я проект площадки и понял, что она мне категорически не нравится. И мы вместе  с архитектором Наймарком  Юрием Иосифовичем, за два дня подготовили новый проект, перенеся площадку под Елабугу.

 Прилетела комиссия, во главе с министром. Я их встретил и повёз в Елабугу.
- Ты знаешь мнение ОбКома партии по  поводу переноса площадки? – спросил меня ген.подрядчик, поняв, что мы едим в другое место.
- Знаю. Ты главное, если спросят твоё мнение, скажи, что тебе всё равно где строить, хорошо?  Остальное моя забота.
- Хорошо,- покладисто согласился ген.подрядчик.

Приехали на место, я развернул проект.
- Кто и почему принял решение о переносе площадки?- спрашивает министр.

- Я, потому как первоначальное местоположение площадки мне категорически не понравилось! Площадка в значительной степени врезается в Шишкинские леса, что безусловно приведёт к их уничтожению.  Кроме этого, при выборе местоположения площадки не учитывалась роза ветров. В купе, всё это создало бы ситуацию, когда заводской смог, сносился бы напрямую в Набережные Челны. Этого допустить нельзя!

- Нужно кончать с пагубной практикой, когда производственные интересы ставились выше всего, а вопросы экологии и интересы людей отводились на второй план.
- Поэтому я предлагаю, строить завод здесь, под Елабугой.  Так мы сохраняем Шишкинские леса, которые в свою очередь, станут естественной защитой города.

-Поэтому же принципу мы расположили жилые кварталы будущего города. Во-первых, мы учли розу ветров, а во-вторых расположили их полукругом. При таком расположении, центральная проходная будет в зоне  шаговой доступности из любой точки города.

 Задумался министр, стал задавать уточняющие вопросы.
- Ну, а вы что скажите?- обратился он к ген.подрядчику.
- А мне всё равно где строить,- ответил тот, как и обещал.

- С ним, буду строить!- принял решение министр и указал на меня пальцем.

По приезду   меня естественно сразу же вызвали «на ковёр».
- За то, что ты в разрез решения ОбКома партии, и моего личного распоряжения, самовольно перенёс площадку, я объявляю тебе выговор,- строго возвестил мне Гумер Исмагилович
-А за то, что ты смог таки посадить завод в республике….  Дай-ка я тебя обниму!

P.S.

 Прискорбно, что Камский тракторный так и не состоялся.   В 1988г. выпустили  четыре опытных образца. Но по указу Горбачёва Камский тракторный преобразовали  в Елабужский автомобилестроительный завод (ЕлАЗ).

  Потом, его же стараниями, дело дошло до развала СССР и стало вообще не до строек. Ладно хоть сумели сохранить построенные мощности, послужившие базой для создания «Особой экономической зоны Алабуга». Которая успешно работает и развивается. Что не может, не радовать. Не всё, из великого наследия Советского Союза, разорили и разворовали.


Рецензии