Масленица

Начало масленичной  седмицы  Природа отметила  снегопадами- они прошли в Балтии, Белой Руси, в Малорусии-Украине.
Праздник раздольный раскошный, игривый и задорный,весёлый и очень значимый.

Поздравляю с началом Масленичной седмицы! 18-24 Березеня


Описание Праздника довольно длинное, но возможно есть желающие окунутся в это волшебное действо. Милости прошу. Материал полученный от друзей из "Моего мира"
***
Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной и восходит к глубокой древности. Она включает обряды, относящиеся и к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культу предков.

В дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года. (типичный пример — Навруз).
В данном случае к обрядам начала нового цикла относится проводы одряхлевшей Зимы (Мораны) и встреча весны (Юнной Живы).
Сопровождается сожжением, старого и отслужившего свой срок, и чучела Мораны как уничтожение всего дряхлого и освобождение места для нового, молодого, лучшего. С борьбой двух Богинь, связана и обрядовая борьба (кулачные бои, взятие снежного городка), направленная на помощь неокрепшей Весне в преодолении зимней силы.

С символикой весеннего возрождения, непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли, плодовитости людей и скота. Главной героиней праздника - Масленица, воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божеством не является, однако представляет собой архаичный этап развития Уходящего и приходящего (умирающего и воскресающего) божества.

Со стимуляцией плодородия связана ещё одна сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие Предки, по представлениям Славян, находятся в Навьем мире, но могут приходить и в Явь, а значит, могут влиять на на процветание и благополучие Родичей-потомков. Поэтому крайне важным было не гневить Предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: Тризна (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы обязательно включавшие блины — главный атрибут Масленицы.


***
С 18 по 24 Березеня (марта)
на славянской земле проходит Масленичная седмица (неделя), которая разделяет два главных сезона в славянском народном календаре - зиму и весну. Это весёлые проводы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. В старину в эти дни начинались уличные гулянья, строились ледяные горки. На проводы Масленицы устраивались кулачные бои, сжигали чучело Масленицы. В древности же масленичные гуляния продолжались не одну, а две седмицы.

Некоторые историки справедливо считают, что в древности Масленица была связана с днём весеннего солнцеворота (солнцестояния), но с принятием христианства она стала предварять Великий Пост и зависеть от его сроков. Этнографы считают, что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день (11 февраля), приходившийся на 24 февраля по новому (христианскому) стилю, стал днём святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: "У Власия и борода в масле".

Во время Масленичной седмицы тако же празднуют Комоедицу - Медвежий праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Родноверы-мужчины чествуют его особым медвежьим плясом и велесовой боротьбой (борьбой). Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебы, сделанные из смеси муки овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть и не озорничать на пасеках в течение всего года.

Блины, непременные атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как Масленице предшествовал "родительский день", когда славяне отдавали дань почтения душам усопших предков.

Среди других обычаев и развлечений особо выделялось ряжение (на Руси ряженые сопровождали чучело Масленицы), вождение "козы" или "козла" (Восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодёжные вечерки и так далее.

Возле ледяных гор развёртывалась бойка торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой - Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглёры, показывали дрессированных животных, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины". Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний. На сценах лёгких временных театров выступали профессиональные актёры, любители из числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты.

Самым любимым и красивым масленичным обрядом у славян было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром и медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошадёнки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - древнейший языческий обряд зазывания Весны-Красны.

Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и навещали родных и знакомых. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. "Новожёнов" и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись.

Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лён и конопля выросли "долгими" (высокими), на Руси женщины катались с горок, стараясь съехать как можно дальше.

Ни одна масленичная неделя на Руси прошлых веков не обходилась без медвежьего представления. С учёными медведями ходили по всей стране с незапамятных времён, этот промысел был занятием древним и традиционным. В народе медведь ассоциируется с Богом Велесом, поэтому считалось, что он обладает магический целебной силой. В глазах крестьян он был сильным и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдёт вокруг него, то не случится пожара.

Ещё одной масленичной потехой были кулачные бои, которые представляют собой остаток древней военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках". В старину было три вида кулачных боёв. Самым лучшим и интересным считался бой один на один. До нас дошла игра "в Калашникова" - двое садят друг другу в грудь кулаками по очереди, пока кто-нибудь не сдастся. Или - на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить (или улететь) за палку. Наносить удар в область сердца запрещается. По горлу тоже не бьют. Принимая удар, нельзя разворачивать корпус. Можно бить в живот если договорятся. Вперёд шагать тоже нельзя. Ещё одну забаву мы тоже хорошо знаем. С каждой стороны по двое - "Конь" и "Всадник". Цель - свалить противников на землю - хотя бы верхнего. Очень много от "коня" зависит. Практиковались и бои "стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак. Реже всего допускался бой "сцеплялка - свалка", который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки".

Масленичная седмица:

Понедельник (Косой или Кривой понедельник) - Встреча, начало Узкой Масленицы.
В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.

В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: "Звал, позывал чистый семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться". После этих зазываний дети начинали кричать: "Масленица приехала, Масленица приехала!" и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи.

Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные - с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: "Честные наши родители, вот для вашей души блинок".

Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "Месяц, ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звёзды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю Масленицу.

Где нет свекра или свекрови, а молодые встречали первую Масленицу, тёщи приходили к своим зятьям учить дочек блины печь. Обычно, зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить уму-разуму. Получить такое приглашение почиталось за великую честь. Званная тёща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.

Вторник - Заигрыш.
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, весёлые и разудальные игры, народные гуляния и забавы, представления. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. В больших деревянных балаганах (помещениях для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почёте и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.

В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестёр, а от дома к дому ходили "позыватки" - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почётом, угощали блинами и напитками, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всем домочадцам. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали отказы по-своему: "здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого". Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Среда - Лакомка.
На Лакомку тёщи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось тёще всех привечать и угощать, да так, чтобы не один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "Хоть с себя всё заложи, но Масленицу проводи!" В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или как говорили в народе: "сколько раз собака хвостом махнёт".

Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и сёлам отдельно от мужчин и распевали весёлые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тёщу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как тёща для зятя блины пекла, как у тёщи головушка болит, как зятёк-то тёще спасибо сказал.

Четверг (Широкий четверг) - Разгул - Начало Широкой Масленицы.
В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды, ведущие своё начало из Древней Руси. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника со сбитнем или квасом и калачами, а вслед за этим "поездом" тянулся народ. Кулачные бои проходили по своим строгим правилам. Нельзя было, например, бить лежачего, вдвоём нападать на одного, бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение грозило наказание. А ещё начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

Пятница - Тещины вечерни.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодёжи в нахождении себе пары. А уж сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодожёнам. Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодожёнами и справляемым по всей Руси, было посещение тёщи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах "тёщины блины" проходили в среду (на Лакомки), но обычно приурочивались к пятнице.

Если в среду зятья гостили у своих тёщ, то в пятницу зятья устраивали "тёщины вечерки" - приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Тёща обязана была прислать с вечера всё необходимое для печения блинов: сковородку, половник и прочее, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тёщей.

Суббота - Золовкины посиделки.
В субботу, на Золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были ещё не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сёстры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сёстры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки.

Последний день масленичной недели называется Прощённым днём, когда люди просят друг у друга прощения.
Если в течение года Славяне чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в "прощённый день", они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня, пожалуй". Второй же отвечал: "Бог тебя простит". Обида была забыта. С той же целью в прощёное воскресенье ходили на кладбища, оставляли на могилах блины, поклонялись праху родных. В этот день сжигалось чучело как символ зимы, которая закончилась. А пепел развеивали над полями - "на богатый урожай".

Основным эпизодом последнего дня были "проводы масленицы", нередко сопровождаемые возжиганием костров. К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую "Масленицу": нарядно одетую девушку, женщину или старуху. Затем под крики и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег ("проводили Масленицу").

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд "проводов" состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старьё - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные.

Рецепты блинов к Масленице
Всем нам с детских лет знакомо слово «масленица», которое всегда ассоциировалось с блинами. Причем многие даже никогда не ощущали никакой связи с проводами зимы, или встречей весны, зная только что масленица – это блинная неделя.
На самом же деле масленичная неделя – это традиционный Славянский праздник, имеющий много обычаев и обрядов. Сегодня мы будем говорить о том, как печь самые вкусные блины. На Руси в любое время года народ пек блины, блинчики и оладушки, но это не помешало им стать основным угощением и символом Масленицы.

Рецепт блинов на воде
Для теста:
пшеничная мука (2 стакана), вода (2,5 стакана), яйцо (2 шт.), соль (четверть чайной ложки), сахар (2 столовые ложки), масло сливочное (50 гр.) и растительное (50 гр.).
Способ приготовления теста: для того, чтобы замесить тесто необходимо сначала влить воду, добавить яйца, соль и сахар. Все ингредиенты хорошо перемешать. Далее добавить растительное масло. Если смесь получилась густоватой, необходимо подлить воду.
Как печь: по 20 секунд и с той и с другой стороны блина. По окончанию выпекания смазать каждый блин в отдельности сливочным маслом.
Для тех, кто любит пожирнее предлагаем рецепт блинов на кефире.

Рецепт блинов на кефире
Для теста:
пшеничная мука (2 стакана), кефир (2 стакана), яйцо (2 шт.), сахар (2 ч. л.), щепотка соли, сухие дрожжи (2 ч.л.), сливочное масло – растопленное (2 ст.л.)
Способ приготовления теста: для того, чтобы замесить тесто необходимо сначала влить полстакана кефира, и в него всыпать дрожжи, соль и сахар, 0,5 стакана муки. Все ингредиенты хорошо перемешать. Дать настояться в течение получаса. Далее влить хорошо взбитые яйца и растопленное остуженное сливочное масло. Засыпать и залить остатками муки и кефира. Перемешивать, разбить комочки и дать настояться полчаса. Если смесь получилась густоватой, необходимо подлить еще кефира.
Как печь: по 20 секунд и с той и с другой стороны блина. По окончанию выпекания смазать каждый блин в отдельности сливочным маслом.
Известно, что не у всех хозяек получаются тонкие блинчики. Но так хочется порадовать «домашних» хрустящими блинчиками «на просвет»! На самом деле разучить рецепт тонких блинов достаточно легко. Главное класть точное количество ингредиентов.

Пшеничные сдобные блины
Выпекая эти блины на сковороде диаметром в 26 сантиметром, из описанного количества ингредиентов получается 15-16 блинов.
Ингредиенты для опары:
- мука – 150 г;
- дрожжи – 30 г;
- молоко – 1 стакан;
- сахар – 1 ст.л.

Ингредиенты для теста:
- яйца – 3 шт.;
- сливочное масло – 75 г;
- молоко – 1 стакан;
- соль – ; ч.л.;
- сахар – 1 ст.л.;
- сливочное масло для смазывания блинов – 100 г.

Сначала надо приготовить опару из муки, сахара, теплого молока и дрожжей, поставив ее на час-полтора в теплое место для брожения. Когда опара поднимется, в нее надо добавить перетертое добела сливочное масло с желтками, сахаром и солью. Сюда же надо просеять муку и вымесить однородное тесто. Затем необходимо постепенно влить теплое молоко, придав тесту консистенцию жидкой сметаны или густого кефира. Оставьте в теплом месте. Когда тесто снова поднимется, добавьте в него взбитые в пену белки, аккуратно перемешайте сверху вниз, и спустя 15-20 минут, когда тесто снова начнет пузыриться, приступайте к выпеканию блинов. Готовые блины надо промазать сливочным маслом.
Стопку с блинами рекомендуется периодически переворачивать, чтобы нижние блины не успели отсыреть. Кушать их рекомендуется в горячем виде.

Оладьи с яблоками
Ингредиенты:
- яблоки – 2 шт.;
- мука – 1,5 стакана;
- яйцо – 1 шт.;
- молоко – 1,5 стакана;
- дрожжи – 20 г;
- сливочное масло – 3 ст.л.;
- сахар – 1 ст.л.;
- щепотка соли.

Разведите дрожжи в теплом молоке, добавьте сахар и оставьте на некоторое время настояться. Добавьте муку с яйцами и посолите. Затем тщательно перемешайте и уберите в теплое место для брожения примерно на два часа. Яблоки очистите от кожуры и семенных коробочек, натрите на крупной терке или порежьте небольшими кусочками, и вмешайте в тесто сразу перед выпеканием. Тесто надо брать с верхушки и выпекать на смазанной жиром сковородке. Готовые оладьи посыпайте сахарной пудрой и корицей.

Блины на пиве
Выпекая эти блины на сковороде диаметром 26 сантиметров, должно получиться 10 блинов из указанного количества ингредиентов.
Ингредиенты:
- пиво – 0,5 л (темное или светлое, на свой вкус);
- мука – 1,5 стакана;
- сливочное масло – 1 ст.л.;
- яйца – 2 шт.;
- яичные белки – 2 шт.;
- соль;
- сахар;
- растительное масло – 1 ст.л.;
- сливочное масло для смазывания блинов – 50 г.

Взбейте масло с двумя желтками, добавьте сахар и соль. Добавьте муку и тщательно перемешайте. Теперь аккуратно влейте в тесто половину пива, взбейте до крепкой пены два белка, и тоже добавьте их в тесто. Влейте оставшуюся часть пива и вновь перемешайте, дайте настояться. Взбейте оставшиеся 2 белка в пену и добавьте их в тесто непосредственно перед выпечкой, мешая со дна вверх круговыми движениями, пока белки полностью не растворятся в тесте. Выпекайте блинчики на промасленной сковороде, и промазывайте каждый блинчик сливочным маслом.
Эти блины надо кушать в горячем виде, так как остывая, они превращаются в «резиновые». За счет того, что блины получаются тонкими и не рвутся, они подходят для заворачивания в них начинки. Блинчики для фаршировки обжаривайте лишь с одной стороны и складывайте друг на друга, не промазывая маслом, а сверху обязательно накрывайте миской или крышкой, чтобы они не стали слишком жесткими.

Начинок для блинчиков очень много. К примеру, можно взбить творог с желтками, сахаром, цукатами или изюмом, или обжарить мелко порезанные грибы с луком и ложкой сметаны, или сделать начинку из мелко порезанных и посыпанных сахаром и корицей яблок. Еще есть одна очень вкусная начинка для блинов из курятины…

Куриная начинка
Ингредиенты:
- отваренное куриное мясо без костей – 500 г;
- густые сливки – 1 стакан;
- яичные желтки – 2 шт.;
- соль;
- перец;
- мускатный орех;
- зелень петрушки;
- сливочное масло;
- ром или коньяк – 2 рюмки;Рецепты блинов к Масленице
- пшеничная мука – 1 ст.л.;
- молоко или куриный бульон – 1 стакан.

Мелко порежьте курятину, перемешайте с измельченными вареными грибами, добавьте сливки и перемешайте. На сливочном масле обжарьте муку до золотистого оттенка, влейте молоко, перемешайте и добавьте курятину с грибами. Готовьте на медленном огне, пока смесь не загустеет, а потом посолите, поперчите, добавьте мускатный орех. Убрав с огня, немного охладите и добавьте коньяк.
На каждый блинчик надо выкладывать по 1 ст.л. начинки, заворачивая его конвертом и обжаривая с обеих сторон на сковороде.
Перейдем теперь к самым вкусным и нежным блинчикам – блинчикам-скородумкам. Чего только одно название стоит!

Блинчики-скородумки
Из указанного количества продуктов на сковороде диаметром 26 сантиметров получается 10 блинчиков.
Ингредиенты:
- мука – 8 ст.л. с горкой;
- яйца – 2 шт.;
- сахар – 1 ст.л.;
- молоко – 2 стакана;
- растительное масло – 2-3 ст.л.

Взбейте миксером или венчиком яйца с солью и сахаром, и добавьте в эту смесь молоко, муку, и перемешайте. Если тесто получилось слишком густым (должно иметь густоту кефира), добавьте растительного масла и аккуратно перемешайте. Добавлять в тесто растительное масло следует после замеса с мукой, чтобы не уменьшить пенообразующие свойства яиц (если тесто не будет насыщено воздухом, то блинчики не получатся рыхлыми). Выпекать блины надо на хорошо прогретой сковороде. Под первый блинчик сковородку надо смазать маслом, а дальше делать это не потребуется, так как в тесте и так достаточно масла.

Если вы испекли целую гору блинов, но не успели съесть их в горячем виде, можете попробовать приготовить блинницу из них. Этим блюдом можно накормить любимого зятя, например, который вряд ли останется недоволен. В нашей стране слагают целые легенды о взаимной любви зятя и тещи, придумываются частушки и поговорки. Масленицу некоторые называют неделей временного перемирия между всеми родственниками: в среду зятья идут в гости к тещам на «лакомку», а в пятницу тещи гостят у зятьев на «тещиных вечерках», куда также приглашают всех родных, чтобы теща не скучала.
Блинницу готовить несложно. Надо слоями уложить в промасленную и посыпанную панировочными сухарями форму блины и какую-нибудь начинку. Нижний и верхний слои блюда должны быть из блинов. Блинница сверху заливается сметаной, взбитой с яйцами, и запекается в духовке до румяной корочки. Форму с приготовленной блинницей надо перевернуть на блюдо, чтобы нижний слой оказался вверху. Конечно, из блинов можно сделать много разных пирогов, но мы хотим предложить вам рецепт яблочной блинницы, которая должна вам понравиться.

Блинница с яблоками
Ингредиенты:
В качестве основы можно использовать блинчики-скородумки или гурьевские блины (рецепт приведен ниже), приготовленные из указанного количества продуктов. Также вам потребуются:
- яблоки – 1 кг;
- сахар – 1,5 стакана;
- корица – 1 ч.л.;
- сливочное масло – 100 г;
- негустая сметана – 100 г;
- яйца – 2 шт.

Рецепты блинов к Масленице. Смажьте кастрюлю маслом, выложите на дно блин, а если диаметр блинов намного меньше диаметра дна кастрюли, то на дно можно положить несколько блинчиков. Сверху укладываются мелко порезанные яблоки, посыпаются сахаром, корицей, а сверху кусочки сливочного масла. На яблочный слой уложите еще один слой блинов, вслед за ним снова яблоки, и так до конца, пока не закончатся все блины и яблоки. Последний слой должен быть из блинов. Сметану взбейте с яйцами, 1 ст.л. сахара, корицей и полейте этим блинницу. Пирог надо запекать в течение часа при температуре 200 градусов по Цельсию.

В последний день Масленицы обычно пекли постные и невкусные блины, называемые «тужилками по масленице». Мы не знали, что вам предложить на роль невкусных тужилок, и поэтому решили научить вас рецепту приготовления блинчиков на кефире. Рецепт хорош тем, что позволяет использовать скисшее молоко, которое ни на что больше не годится.

Гурьевские блины
На 26-сантиметровой сковороде из указанного количества ингредиентов должно получиться 9 блинчиков.
Ингредиенты:
- мука - 1 стакан;
- яйца – 2 шт.;
- кефир или простокваша – 1,5 стакана;
- молоко – ; стакана;
- сахар – 1 ст.л.;
- соль – ; ч.л.;
- растительное масло – 2 ст.л.

Взбейте желтки с солью и сахаром, добавьте молоко, кефир и муку. Тщательно все перемешайте, чтобы не осталось комочков (можно миксером). Взбейте белки до пены в отдельной посуде, и медленно добавьте их в тесто перед выпеканием. В последнюю очередь вливают растительное масло и перемешивают.

Блины надо печь на хорошо прогретой сковороде, которую под первый блин надо смазать растительным маслом, а потом не мазать (в блинах достаточно масла). На стол блины подаются горячими, хотя они вкусные и в холодном виде, особенно с вареньем и медом.

К этим блинчикам можно подать сладкое медовое или апельсиновое масло, или же фруктовое пюре. Предлагаем вам несколько рецептов:

Апельсиновое масло
Ингредиенты:
- сливочное масло – ; стакана;
- сахарная пудра – 1 ст.л. без горки;
- свежий апельсиновый сок – 2-3 ст.л.;
- тертая цедра – 2 ч.л.

Апельсиновый сок перемешайте с сахарной пудрой и оставьте, пока не растворится сахар. Затем до однородности взбейте размягченное сливочное масло с приготовленным апельсиновым сиропом, и добавьте цедру.

Медовое масло
Ингредиенты:
- мед – 0,75 стакана;
- сливочное масло – ; стакана.

Разотрите мед так, чтобы он побелел. Взбейте размягченное сливочное масло, добавьте растертый мед и все это взбейте до однородной консистенции.

Клубничное пюре
Ингредиенты:
- вода – ; стакана;
- мороженая клубника – 2 стакана;
- крахмал – 1 ст.л. без горки;
- сахар – ; стакана;
- ванильный сахар на свой вкус.

Перемешайте мелко порезанную клубнику сначала сахаром, а затем вмешайте в нее разведенный в воде крахмал. На маленьком огне доведите массу до кипения, постоянно помешивая, чтобы не появились комочки. Уберите с огня, добавьте ванилин.

***
По одной из версий название этого праздника является одним из имён богини Лели. Подстать своему игровому имени, Леля является одной из самых многоликих Богинь, представая перед людским родом - то в облике любвеобильной девочки (аналоге Амура), то ликом бледным - нежной девушки, а на весеннее равноденствие - в пышном теле с румяными щеками (Масленицы). Сама же Масленица, как гласит Традиция - сорока бабушек внучка, тридцать братьев сестра, трёх матерей и одного отца дочка. По древнему преданию Масленица с обликом хрупким ухаживала за владениями своего Отца (Мороза), до тех пор, пока её не заметили люди - попросившие помочь им согреться, скоротать суровые будни и развеять зимнюю печаль. С наступлением весеннего равноденствия Леля нарядилась Масленицей, явилась к людям и устроила честной пир на весь Мир.

Утром люди торопятся на капище, высокое место, где подсохла земля. Возле капища на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи (черти, нечистая сила), принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. Это один из древнейших русских праздников - день почитания Медвежьего Бога: принесение жертвы (требы) великому Медовому Зверю.

На столы, покрытые скатертью, ставят печенье, горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, и пятую часть помещают на открытое место возле священного Огня, приговаривая: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок."

Торжественно везут к капищу на соломенной "кобыле" куклу Марены (куклу вяжут из соломы и обряжают только женщины). Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают богиню:

"Приезжай ты к нам на широк двор, на горах покататься,
В блинах поваляться, сердцем потешиться.
Масленица - красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка, ягодка, перепёлочка".

Масленица выезжает на "семидесяти сами санях" в гости к "честному Семику" (бог огня Семаргл, его священное число 7), который "бьёт челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток" (богу Огня совсем не холодно на салазочках, то есть дровах). "Честной Семик" зовёт её "во тесовый терем" (домовину или погребальную краду), где она, после того, как в "блинах повалялась" (блин - поминальная треба), сгорает на седьмой день святок. До сих пор сохранившейся обряд сжигания масленичного чучела (а там где вскрылись реки, его остатки бросают в воду) есть не что иное, как торжественные похороны богини Смерти (то есть Мары) со всеми почестями. Нельзя не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретится.

Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин комам (медведям), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. После проводят зачин.

Возжигают Огонь. Славя богов и предков, весь славянский РОД. Посолонь (то есть по Солнцу, по часовой стрелке) закручивают хоровод, надевши личины и хари, дабы не узнали злые духи. Скоморохи показывают представление, им помогают колоброды.

"Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои...
И сыр, и творог, всё летело под порог!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои..."

Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение. Всем наливают сурью. Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена.

"Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой, с цветами, с травой!"

Вот уже первый снежок летит в чучело, вызывая за собой целый залп. "Марена" падает, что должно означать её "смерть". "Усопшую" со всеми почестями возлагают на погребальную краду, читая погребальные молитвы. Затем торжественно сжигают чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: "Марена загорела, всему миру надоела!"

Заводят хоровод противосолонь (против Солнца, против часовой стрелки) и провожают сгорающую Зиму песней:

"Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, да кургузая!
Ты не в середу ушла и не в пятницу,
А ушла в неделю, кончилось веселье,
Со блинами, пирогами, да оладьями,
Со хмельным да пивом, со курным пирогом."

Прыгают через небольшой костёр, сложенный "шалашиком", обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Затем прославляют Ярилу, скатывают горящие колёса с горы в честь разгорающегося Солнца: "С горы катились, с весной воротились!"

С этого дня солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить. Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи. Приход Весны неумолим. Однако, хозяин леса, чьим древним именем и назван праздник, всё ещё спит в берлоге.

Комоедицы можно перевести как "праздник поедания комов" (или "поедающий комы"), особых блинов, посвящённых этому зверю. Подобный праздник в Древней Элладе назывался "комедиа" (медвежий праздник), откуда пошла античная комедия. Нужно пояснить, что современное название зверя является иносказательным ("настоящее" имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай): "медведь" - ведающий мёд. Кроме того, оно достаточно древнее: не мёдведь, а медведь. Но и это имя прижилось, став "настоящим". После чего начало было уже вытесняться новыми иносказаниями: мишка, топтыгин, косолапый и т.п. "Ком", возможно, тоже иносказательное: медведь похож на большой шерстяной комок из-за кажущейся неуклюжести. Может быть, исконное имя содержится в названии медвежьего дома: берлога - "логово бера", отсюда берендеи?.. Начинается обряд "Пробуди". Люди, вооружившись горящими головнями, идут "будить медведя". В яме, укрывшись валежником, лежит ряженный, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого, затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья (дошедший до наших дней в виде обряда способ первобытной охоты). "Медведь" не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда "медведь" начинает пробуждаться. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью "ногу". Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль, распевая "медвежью" песню:

"Скрипи, нога, скрипи, липовая!
И вода-то спит, и земля-то спит,
И по сёлам спят, по деревням спят.
Одна баба не спит, да на шкуре сидит,
Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит,
Мою кожу сушит."

Поймав свою обидчицу, "медведь" пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой.

После пробудей начинаются игрища. Первая игра - городок. Девушки становятся на высокое огороженное место (городок), вооружившись длинными палками, и отбивают нападение парней, колотя их нещадно. Парни "на коняшках" пытаются ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц.

После взятия городка начинается пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк...

"Кулачки", как и "городок", олицетворяют победу весны над зимою, масленичный столб является земным воплощением столба небесного, "мирового дерева", на котором находится Ирий, попасть туда не просто. "Ручеёк" это отголосок тех давних времён, когда, по мнению учёных мужей, в первобытном племени каждый мужчина был мужем каждой женщины, а каждая женщина была женою каждого мужчины. Как видно, время было непростое, тяжёлое. О нём монах-летописец, не разбиравшийся в таких тонкостях, написал "аки скотъ блудяху". По прошествии тысячелетий порядок восторжествовал, обычай переродился в обрядовую игру, с которой начинались первые весенние попытки найти суженных. Кроме того, "ручеёк" служил ещё одной цели - отбору молодых людей с девиантным (отклоняющимся от нормы) половым поведением, с последующей выбраковкой. Вообще все игры, с виду напоминающие обычные забавы, были важными средствами социального (естественного) отбора, подготовки будущих воинов и охотников. Это сейчас мы не видим смысла в качании на качелях (народный обряд, призванный придать силу пробудившейся растительности), но более 300 лет назад царь Алексей Михайлович Тишайший такое качание запретил.

Духи Великих Предков, незримо присутствуя на празднике, радуются месте с нами. Не угас ещё РОД славянский, как и тысячи лет назад приходят славяне на праздник, чтобы соблюсти обычай. Что есть праздник? Память человека о себе через богов и о богах через себя, очищение души от суетных забот и пустой памяти. Под взорами Неба завершается праздник, стихают песни, гаснет Огонь. Звучат слова Велесовой Книги, будя в душах память предков:

"И Сварог Небесный промолвит:
Ты ступай-ка, сын мой, до красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О! Как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слёзы они,
А теперь они могут возрадоваться
О твоей вечной жизни до конца веков!"

При прощании одаривают друг друга пряниками, говоря: "Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой". Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.



***
Фальсификация религии: Русская Масленица

В 2011 году, как и в прошлом, православная церковь совершила незаконный акт - в очередной раз сфальсифицировала историю Руси и руського народа. Это преступление касается праздника «Масленица». Христиане сфальсифицировали положение о Масленице - будто бы она является переходящим праздником, привязанным к посту. И поэтому, по лживому утверждению христиан, руськая масленица, якобы, уже окончилась 6-го марта.

Однако руський праздник Масленица никоим образом не связан с иудейской религией, практикуемой в христианской секте, поэтому никакого отношения к иудейскому посту этот праздник не имеет. Рассмотрим историю Масленицы.

Вот что пишет Большая советская энциклопедия (БСЭ): «Масленица, название (с 16 века) древнеславянского языческого многодневного праздника «проводов зимы», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам». Ту же дату - 16 век - называют и Брокгауз и Ефрон в своём словаре. С этого времени христианство уже достаточно закрепилось на русской земли и своей жестокостью и прессингом сумело занять лидирующие позиции среди властных «умов».

Та же БСЭ в статье «Масленица» сообщает: «Христианская православная церковь включила Масленицу в число своих праздников («масляная неделя» накануне великого поста)», а в статье «Язычество» говорит напрямую: «Церковь включила в число христианских главные языческие праздники, чтобы подчинить своему влиянию общинные культы (см., например, Масленица, Карнавал)».

В статье «Русские» БСЭ сообщает: «В народе вплоть до Октябрьской революции 1917 отчасти сохранялись верования в духов, связанных с домом (домовой, гуменник), природой (леший, водяной, русалки), ведьм и пр. Официальная церковь вынуждена была приспосабливаться к древним верованиям, допуская наделение христианских «святых» функциями древнеславянских божеств (например, Илья-пророк - Перун, Власий - Велес) и соединение с христианскими празднествами и обрядами (рождество Христово, пасха) дохристианских (зимний цикл: рождество - масленица; весенне-летний цикл: семик - троица - Купало)».

В статье «Язычество»: «Сложившееся таким образом «двоеверие» сохранялось до начала 20 века», то есть только Октябрьская революция смогла полностью подчинить руський народ христианской религии.

О существе праздника Масленица, в частности. БСЭ сообщает: «В древности он заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, которые перешли затем в традиционные народные обычаи и обряды (сожжение соломенного чучела, печение жертвенного хлеба - блинов, переряживание и т.д.). На протяжении многих веков Масленица сохраняла характер народного гулянья, сопровождавшегося пиршествами, играми, катаньем на санях с гор, быстрой ездой на лошадях».

Настоящая масленица
Настоящая Масленица - это обрядово-астрономический праздник. Он отмечается строго с 21 марта по 28 марта и приурочен к дню весеннего равноденствия. До прихода христиан и насильственного крещения Русь являлась сильным светским (по современным меркам) государством. Никаких молитв, никакой религии на нашей Родине было. Было почитание великих предков, которые являлись детьми богов. Такими же детьми являемся и мы - современные Русы. Нам нет нужды ходить в церкви, мечети и синагоги. У каждого из нас есть дома семейные фотографии: наши предки - это и есть наши настоящие боги.

Веснина М.


© Copyright: Лада Сварожич, 2016
Свидетельство о публикации №116031910810

Другие произведения автора Лада Сварожич


Рецензии