Лингвистическая история Руси. 6

Усуни

Вот что интересно — у китайцев Владыка севера - вода.
Именно дух воды ведал зимой.

От реки Усу, перейдем к племени усуни, которые были кочевниками, но по многим утверждениям принадлежали динлинской европеоидной расе. Их называли конеедами. Усуни были владельцами Иссык-Куля в течение 5-и веков. Всех семейств было 120 тыс, а войско составляло 180 тыс. всадников. Китайский двор в 107 г. до н.э. отдал свою принцессу в замужество за вождя усуней. Они были белокурыми, голубоглазыми, и что интересно, по мнению китайских историков, являются предками славян. Привожу выдержку из статьи некто Хэ Цютао с версией происхождения русских:

«...Исследователи происхождения русского государства не едины во мнениях. Одни считают, что русские — это древние гаогюй, так как их кочевые обычаи близки народам северных стран. Другие считают, что это древние даши (арабы), так как их торговые обычаи близки к обычаям Западного края. Однако оба мнения неточны. Мнение У Чжао-цяня и Янь Биня, что русские суть древнее племя усунь, впервые было высказано юаньскими авторами Ван ***м и Юй Тан-цзя. Некоторые усомнились в этом вследствие дальности расстояния между усунями и русскими. Ныне, учтя сходство их наружности и исследуя переход звуков в названиях их государств, узнаем, что олосы в действительности потомки усуней. Рассуждения всех авторов всегда опирались на доказательства...

В Ханьское время усуни были посредниками между сюнну и Западным краем; они обладали одновременно обычаями кочевников северных стран и торговцев Западного края. В наши дни олосы — посредники между Монголией и Европой, они также имеют одновременно обычаи кочевников северных стран и торговцев Западного края. Усунь собственно было кочевым государством; следуя за водой и травой, усуни перемещали свои кочевья, не имея постоянного места; это подобно тому, как в начале Ханьской династии Большие юечжи первоначально находились между хребтом Цилянь и городом Дуньхуаном, но, будучи разбиты сюнну, переселились на запад, затем подчинились государству Дася и учредили стоянку на р. Гуй в качестве ставки.

В юаньскую эпоху киданьский правитель Йелюй Даши ведя свой народ, бежал на запад, затем овладел землями Западного края и учредил государство, просуществовавшее 100 лет это было Кара-китайское царство.
Это все ясные доказательства того, что кочевые государства поочередно переходили от упадка к возвышению.
Старое государство Усунь первоначально также находилось между Цилянем и Дуньхуаном. В старину жители олосы называли себя лаоцян (старые цяны, т. е. тибетцы). Между Дуньхуаном и Цилянем как раз находится место, где собрались сицян (западные цяны). Отсюда они переселились и достигли Чигу (о нем ниже). Отсюда переселились к Цунлину (Луковые горы или Памир).
С этого времени в Цунлине не было слышно, чтобы там были усуни, но олосы впервые появились на западе от хребта Ула (Ула-лин, или Уральский хребет). Так как Улалин есть северо-западный отросток Цунлина, то русские именно переселенцы племени усунь».

Вот что про усуней говорил Грум-Гржимайло: «Некоторые ученые делали предположение о тождестве усуней с асиями или асианами: "Усуни, повидимому, тождественны с асиями, которые, согласно указанию Страбона, занимали бассейн верховий Яксарта (Сыр-дарьи) и были такими же кочевниками, как тохары и сакараулы. Это указание вполне согласуется с тем, что рассказывает Сы-ма Цянь об обычаях и местах кочевий усуней".
Согласно картам, которые приводит исследователь П.Тулаев, асы обитали по Днепру еще в VI веке н.э. При этом современные осетины, как уже говорилось выше, выводят род свой прямо от Асов, аланов, а также из Ассирии. И это не просто игра слов.

Осетин Сабантион отмечает, что название народа русские — единственное прилагательное из всех народов Евразии   и считает, что:
— русы это не нация, а  собственно ратники и вольные горожане (типа казаков), имеющие право голоса на Вече;
— русичи — их наемные люди,  а
— русские — это уже примкнувшие народы и племена —
Русь же — это очень древний уникальный Союз народов, которых никто не завоевывал мечом, не обращал в рабство, не принуждал менять свою веру предков!
Логично, во всяком случае другие нации не образовали такой сложной цепочки прилагательных от своего именования и не вливали в себя др. народы так мягко, без насилия — и вместе с тем в таких масштабах…

Китайцы считали усуней одним из отделов народа сэ, т. е. саков.  Ученый Аристов и саков считает тюрками..... Следует отдельно сказать о народности саки. Аристов доказывал их тюркское происхождение. Читаем: "Народ, которому китайцы со II в. до Р. Хр. давали имя сай, сэ, su, sse, szu, sz (у Рихтгофена), был, по всей вероятности, одним из древнейших тюркских племен, передвинувшихся от Алтая, в бассейн р. Или и Нарына за многие столетия до Р. Хр., одновременно с кангюйцами или канглами.

Его остатки уцелели на востоке в лице племени сагай на Енисее и якутов, именующих себя сaxa, на Лене, остатком же сайцев Тянь-шаня до наших дней можно почитать кара-киргизское поколение саяк, которое, по всей вероятности, является одной из тех "отраслей" или родов, которая находилась в Ханьское время "между усуньцами", без сомнения на Нарыне, где саяки кочуют и теперь".
 К саякам, пожалуй, можно присоединить саянцев и сойетов. Как все они были связаны с водой, еще нужно разобраться, но то, что они жили по рекам(Или, Нарын, Лена, Енисей), это точно. Отдельные ученые высказались за иранское происхождение саков.

По данным Семенова Тян–Шанского род аббан в Синцзяне относился к Большой орде,  к усуням и роднился с китайцами. По Гумилеву, в китайскую эпоху Саньго («Троецарствие» 220-280 гг.) все Семиречье принадлежало усуням. В эпоху Цзинь усуни расселялись в горах около оз. Иссык-Куль и в верховьях реки Или. Туда их загнали мигрирующие племена хуннов. В конце V века на этом месте появилось телецкое ханство Гаогюй. В горы усуней загнали не только враги, но и сильная засуха.

Усуни, как считает Гумилев, наравне с кыргызами на верхнем Енисее и бома в Саяно-Алтае принадлежали к «динлинской расе». Все эти народы имели голубые (зеленые) глаза и белокурые (рыжие) волосы. Племена «ди» («динлинов») зафиксированы  в Китае в III тысячелетии до н.э. Смешение динлинов с китайцами произошло в эпоху Чжоу, XII в. до н.э, причем чжоуские племена состояли в большой мере из «ди». Этим объяснялось наличие у древних китайцев высоких носов и пышных бород.

Скифы-исседоны-усуни-динлины-аланы. По утверждению специалистов, сибирские алланы и есть русские. Китайские ученые XIV века Ван Хой и Юй Тан так и утверждали, что русские появились от удалившихся на север усуней. В связи с этим интересно, что в 1988 году китайцы начали достраивать пограничную железнодорожную ветку в СССР от станции «Усу» к нашей «Дружба» на участке Уч-Аральского отряда. В словах Усу и Русь есть что-то схожее и даже притягивающее. Надо искать корни, а интересные вещи встречаются. Так, в 514 г. до. н.э. в китайском царстве У столицей был город Уси. Уссуни-это сибирские скифы, именовавшиеся в Европе исседонами.
 
Исследование о племени «усунь» содержится в гл. 30 т. 4 известного китайского историка Хэ Цютао «Шофанбэйчэн». Труд написан в 1851 году,  опубликован в 1881 году. В нем автор развивает точку зрения, что усуни являются предками русских.
« В ханьское время (II в.н.э.) старое царство Усунь первоначально находилось между Цилянь и Дунхуаном. Усуни тогда были посредниками между хунну и Западным краем. Сами себя усуни называли лаоцян, т. е. «старые цяны - тибетцы». Отсюда они переселились и достигли Чигу (Красной долины), не в пойме ли Нарына?,  а позже — к Цунлину. С этого времени в Цунлине не было слышно об усунях, зато на западе хребта Ула (Урал) появились олосы». Это точно может быть доказано, - указывает автор исследования Хэ Цю-тао». На деле, доказывать это особенно никто не желает. Но то, что русские пришли с Востока, есть многочисленные косвенные свидетельства. Так, рыжебородых синеоких киргизских князей в Минусе называли Урус-инал.

Инал — это что-то вроде князя, боярина. А ведь возможно древнейшее в мире Срединное государство было населено нашими предками. Кстати, ранее я обращал внимание на многочисленные схожести характеров наших народностей. Это прежде всего уступчивость и терпимость. И причиной тому стала, объединяющая нас, Великая кочевая степь.
Тува, как уже упоминалось, входила в северную окраину хунских земель Памир, Тяньшань, Алтай. Всюду прослеживается и динлинский след, к которым относились и племена усуней. Усуни и река Усу, на которой дислоцировалось село Верхнеусинское и Управление пограничного начальника Усинского округа, которое возглавлял в 1907-1914 годах дед, наводила на определенные мысли. Территория размещения усуней была достаточно большой. Так, западные усуни жили в бассейне реки Или, в нынешнем Казахстане.

Усуни были владельцами Иссык-Куля в течение пяти веков. Всех семейств было 120 тысяч, а войско составляло 180 тысяч всадников. Китайский двор в 107 году до н.э. отдал свою принцессу в замужество за вождя усуней. Они были белокурыми, голубоглазыми.
Н. А. Аристов одним из первых связал усуней с древними кыргызами. По его мнению, усуни являлись частью енисейских кыргызов, которые ко II в. до н.э. отделившись от основной массы, стали представлять джунгарскую группу последних. Примерно во II веке до н. э. они под давлением хунну двинулись на Тянь-Шань. Имя "усунь" его носители получили от названия господствующего племени, а истинное название последних всегда было "кыргыз". Ученый племена асиги и гешу (союз нушиби). Он и будунов считал потомками усуней и сопоставил их с названиями кыргызских родов азык и кючюк. Н. А. Аристов племя "азык" рассматривал как этносообразующее племя древних кыргызов.

В связи с этим А. Н. Бернштам писал, что этнонимы "асии", "усунь" и "кушан" являлись тохарской передачей названия "усунь", что оправдывало информацию "асии –цари тохаров…". То есть, по мнению ученого усуни китайских и асии, исседоны античных авторов названия одного и того же народа, обозначавшихся в исторических источниках в различных формах "ус-", "ас-", "ис-" и т.д. Он считал, что "исседоны являются племенами восточной части Средней Азии.
 Например, в "Юаньши" приводилась легенда, где отражена связь усов (азов) с кыргызами, в области Ус в Западной Монголии. Большинство ученых обращались этой информации в связи с анализом этнонима "кыргыз". Сообщалось, что кыргызы вели свое происхождение от 40 (родоначальниц) девиц земли Хань, вступивших в брачный союз с мужчинами Усы, что отразилось на названии их страны Кыргыз.
Возможно, усуни присутствовали и в Крыму. В районе бывшего Карасубазара (Белогорск) имелась долин с  называнием Уссун-Алан. Там же бежал  ручей Суок-сала.

Китайские источники определяли территорию усуньского проживания следующим образом: «На востоке усуни общаются с хунну. На западе - с Даюань (Давань, Фергана). На юге - взаимосмежны с подчиненными Китаю государствами (Чэнго-чжу-го, - буквально: государство с городами и предместьями). Первоначально это была страна Сэ или Сай, - (по-видимому, скифы или Массагеты)» с верховным богом Папай.
Слово «папа» по-гречески «отец». Получается, что «динлины» это скифы (персы их завали саки), а их потомками стали половцы – по одной из версий наши сродственники, которые были нордическими европеоидами. Образование половецких княжеств в южнорусских степях XII в.н.э. некоторые авторы предлагают рассматривать как результат миграции славяно-арийского населения Сибири под давлением тюрок на запад на земли родственных волго-донских ясов-аланов.

Вернадский («Древняя Русь») считал усуней за известнейший народ ассов (аланов) из числа которых происходит знаменитый Один, божество скандинавов. Согласно скандинавским сагам («Сага от Инглингах»), у Одина даже имелись большие владения «в стране Турок». Ассы-массы-массагеты. Все слова имеют свою родословную. Аскеры, по - тюркски  воины, тоже с ассами как-то связаны
В конце XIX в. в Таримском бассейне были найдены документы, написанные на тохарском языке, который относится к индоевропейской языковой семье  и имеет множество параллелей со славянской языковой группой.  Тохары поселились в бассейне Тарима в то время, когда хунны добились политического могущества. Есть предположение, что между тохарами и усунями существует прямая связь.

Армянский инок Магакия в «Истории народов стрелков» называет тохаров татарами. Византиец Акрополит наоборот - называл татар тохарами. Их делили на черных и белых татар. Погребальные обычаи последних соответствовало обычаям индоевропейцев, в частности,  жены покойного славянина режут руки и лица ножами, а его сжигают.
По легенде, усуни-потомки воронов, (в Шории ворон –карга).  На р. Или, можно сказать рядом с озером Алакуль, расселялось племя бай-си и округ этот назывался Цзюйянь.  В Казахстане мне встречалась фамилия Байсиитов и пришлось встречаться с потомками усуней из рода аббан, когда они в 1988 году перегоняли скот на «спорном участке» заставы «Дулаты» 130-го отряда. Я с несколькими офицерами отряда обеспечивал безопасность мероприятия и формально мы выступали в роли проводников, вели переговоры.

Вода в жизни людей много значило, если не все. Читая Л. Гумилева о засухах в степи и переселениях кочевников с азиатских просторов поближе к лесам и рекам, можно предположить как кочевники и, в частности, усуни, стали  «ускими». Есть сомнения в этом в вследствие дальности расстояния между усунями и русскими. Однако ныне, учтя сходство их наружности и исследуя переход звуков в названиях их государств, некоторые утверждают, что олосы в действительности потомки усуней. Рассуждения авторов якобы опираются на доказательства.
Так, о внешности последних, китайские источники сообщают следующие:  «Усунь из всех жунских племен Западного края особенные, их вид наиболее отличен. Те из внешних Ху, которые имеют синие глаза, красную (рыжую) бороду, а наружностью похожи на ми-хоу, это собственно и есть потомки племени усунь».

 По мнению автора книги «Ранние тюрки: очерки истории и идеологии» Ю.А.Зуева, усунь это современное их наименование, ранее их знали,  как асман.  Асман – слово иранское и значит «небо». Китайцы имеют свое мнение: «усунь означает «потомки ворона» (иероглиф «у» - ворон, а «сунь» - потомки). В древней Индии Ворон считался старшим братом Орла-Гаруды. В древнем Китае «Красный ворон» («Чи у») был олицетворением солнца. Миф о связи Ворона с Солнцем был известен крымским татарам. В 647 году западнотюркский каган из племени ашина преподнес танскому императору свой символ – Золотую птицу. Это был Ворон. Ворон по-монгольски «кирэ», а от «кирэ», наверно и возникло слово «кар» - крик вороны. По-монгольски усуни это не потомки ворона, а те, кто живут в краю рек. Опять можно провести параллели, если слово «русские», связать со словами «русло» и «русалка». Кстати, в слове «русло» присутствует «ус»-река.

Тогда получается, что  «русские» действительно появились от усуней – (уских – речников). Может от усуней родилось и слово — усердие. Плавать (грести) по рекам нелегкий труд.
Все в этом мире перемешалось и трудно проследить связь времен. Так и хочется привести слова, что «на земле мы все дома», что многое в народностях и нациях – единое.
Усуни, асманы якобы слова иранские и связаны с «небом». Очень может быть. Мне кажется, что голубой цвет тюрок ашина ( asseina) связан не только с небом, но и с водой. Небо оно всегда рядом, а вода для кочевников было явлением божественным. Вода – жизнь. «Все красиво в природе — и горы, и леса, и небо, - но вот на земле ничего краше воды, вечно живой  и изменчивой. Это сказал Аксаков, фамилия которого родилась от «белой воды» - «ак-су».

Китаец Сюань-цзян был в гостях у усуней. Он пересек восточный Тянь-Шань через Музартский перевал, побывал в долине реки Чу (Су). Где нынче г. Токмак ранее было местность Суйшу. Иссык-Куль он называл Жэхай - Горячее или Сяньхай — Соленое. Как же перевести Улянхай, что связано с урянхами и Тувой? Вот вопрос.
В верховьях Таласа в тот период находилась страна «Тысячи источников» (Мин-булак). В этой стране находилась ставка тюркского каганата, носившее название Суяб.  Половцы в XVIII  веке назывались сарматами. Все наименования, как бы, от воды. Через 100 лет Суяб разрушат китайцы, а через 18 лет после этого (в 766 г.) ставка вновь будет занята тюрками-карлуками из южного Алтая и верхнего Енисея, где было свое «Мин-усу» - «Тысячаречье».

 И вот еще., что отметил Грум-Гржимайло: «Несколько семейств так называемых енисейских остяков (ос, ус), сумевших сохранить от чуждых влияний свой язык и отчасти расовые особенности, составляют в настоящее время все то, что осталось от некогда многочисленного динлинского племени, растворившегося в море короткоголовых и образовавшего в их среде несколько сильных народностей, давно уже впрочем также сошедших с мировой сцены.
   Приближаясь по языку к народам индо-китайской группы, динлины по своим физическим признакам и психическим особенностям принадлежали к той же белокурой расе, которая некоторыми антропологами считается первобытной в Европе.


Рецензии