Маршал Советского Союза Шапошников. Цитаты
ШАПОШНИКОВ Б.М. Воспоминания, Военные труды Воениздат М. 1974.
ПОРЯДКИ В РУССКОЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЕ
Если при увольнении в город рядовые юнкера носили на поясе штык в чехле, то портупей-юнкера носили довольно тяжёлые и старинные тесаки с медной рукояткой. Фельдфебель, также из юнкеров старшего класса, выбирался командиром роты и носил, как и в армии, шашку и револьвер.С.62.
Без умения танцевать вальс в отпуск не отпускали.С.71
Каждому юнкеру на обмундирование отпускалось из казны 300 рублей. На эти деньги шили мундир с шароварами, сюртук с двумя парами длинных брюк, шинель, два летних кителя, фуражку, барашковую шапку, две пары сапог, пару штиблет. Из этой суммы заказывались эполеты, погоны и покупалось оружие шашка и револьвер. Бельё также входило в этот расчёт. Кроме того заказывался офицерский сундук для перевозки обмундирования. С.81.
С производством в офицеры мы делались «полноправными гражданами»: юнкерами нас не пускали ни в один
ресторан, а теперь все двери их были открыты перед нами.С.88.
По традициям, после производства в офицеры разрешалось три дня развлекаться. С.88.
В ТУРКЕСТАНЕ
…Из двадцати офицеров (отдельного стрелкового батальона (дислоцированного в Туркестане)) лишь шестеро были более или менее молодые. Мы ходили в батальоне, как говорится, на цыпочках и, хотя по закону на офицерских собраниях имели право голоса, никогда его не подавали, слушая, что говорят старшие…С.97.
В РУССКОЙ АРМИИ
Я застал ещё трёхлетний срок службы рядового состава.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ
Укомплектован батальон был различными национальностями – русские и украинцы составляли до 50%, а остальные 50% падали на поляков, евреев из Западного края и уроженцев Кавказа – грузин и армян, Солдаты в возрасте 21 года были крепки и выносливы, а на службе, благодаря физическим упражнениям, ещё больше развивались.
В роте по штату положено было 14 унтер-офицеров, из которых фельдфебель и два взводных могли быть сверхсрочными. Остальные унтер-офицеры – срочной службы – подготавливались в течение девяти месяцев в учебной команде батальона. Кроме того, на роту приходилось определённое число ефрейторов без особой подготовки, но из хороших стрелков и строевиков. С.98-99.
ПОЛКОВЯ ЖИЗНЬ СОЛДАТА
Молодые солдаты, или как тогда называли, новобранцы, прибывали в батальон командами в течение октября, и с 1 ноября с ними начинались занятия, составлявшие, так сказать, «школу молоого солдата» Она заканчивалась перед выходом в лагерь, т.е. к 15 апреля. К этому времени командир батальона проводил смотры молодых солдат.
На каждого солдата было три срока обмундирования. Пошивка и починка обуви производилась в ротных мастерских. Стирали бельё солдаты сами.
В начале октября состоялось увольнение старослужащих; начали прибывать команды молодых солдат, которые после прохождения бани сейчас же поступали в роту, без всяких изоляционных приёмников, и распределялись поротно. Я противник всяких изоляторов, считаю их недостойными солдата.
СОЛДАТСКОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ
Летом солдат носил белую рубаху, белый чехол на фуражку и из бараньей кожи брюки (чакгиры), окрашенные в малиновый цвет (стрелковый). Кожаные брюки предостерегали от колючих растений. Погоны как на мундирах, так и на шинелях были малинового цвета с трафаретом «IТ» жёлтой краской.
Пища на обед подавалась хорошая: суп с мясом (мясные порции на каждого) и каша (с мясом в крошку).
Были утренний и вечерний чай. Хлеба ржаного выдавалось на день 3 фунта. Молодых солдат кормили «с лотка» - сколько съедят. Постепенно старослужащие солдаты не съедали в день 3 фунтов ржаного хлеба, а поэтому по желанию за несъеденный хлеб получали так называемые хлебные деньги.
Я ещё застал выдачу по праздникам по чарке водки на каждого солдата, для чего в ротном цейхгаузе были особые установленные законом чарки. Непьющие получали деньгами. Жалованье солдата было очень маленькое, едва хватало на табак.
КАЗАРМА
Всю казарменную обстановку - столы, табуреты, тумбочки роты делали сами в своих плотницких мастерских. С. 100.
Молодые солдаты, или как тогда называли, новобранцы, прибывали в батальон командами в течение октября, и с 1 ноября с ними начинались занятия, составлявшие, так сказать, «школу молоого солдата» Она заканчивалась перед выходом в лагерь, т.е. к 15 апреля. К этому времени командир батальона проводил смотры молодых солдат в каждой роте, результаты которых объявлялись в приказе по батальону. С. 100-101.
РАСПОРЯДОК
В батальон нужно было приходить в 8.30, когда начинались занятия. В 12 часов дня роты шли на обед, офицеры также уходили домой обедать. В 3 часа и до 17.30 – снова занятия, затем все офицеры расходились по домам. Солдаты в ротах с 6.30 вечера до 8.30 занимались изучением уставов, старослужащие - чтением или проводили время в «солдатской чайной», где пили чай или даже пиво, играли в шашки или читали книги из солдатской библиотеки. Скупа была она, подбиралась по особому утверждённому свыше каталогу. Выписывались специальные солдатские журналы, заполненные рассказами о боевых подвигах солдат русской армии или «патриотическими статьями» которые должны были укрепить солдата в его верности царю и отечеству. С.101.
ОФИЦЕРСКИЙ БЮДЖЕТ
Небезынтересно остановиться на бюджете молодого офицера, его расходах. Беру свой бюджет. Получал я в месяц 67 рублей жалованья и 9 рублей квартирных. Всего, следовательно, в месяц 76 рублей, не считая мелких денег по 30 копеек в сутки за караулы. Летом полагались лагерные по 30 копеек в сутки.
Расходы были таковы: квартира – 15 рублей, обед и ужин – 12 рублей, чай, сахар, табак, стирка белья – 10 рублей, на обмундирование – 10 рублей, вычеты в батальон – 10-15 рублей, жалованье денщику – 3 рубля, а всего 60-65 рублей. На карманные расходы, т.е. на все развлечения, оставалось 11-16 рублей в месяц, т.е. почти столько, сколько я тратил юнкером на свои побочные нужды. Если прибавить летние лагерные деньги, то карманный бюджет составлял 20 рублей. Меньше 10 рублей в месяц на обмундирование ассигновать не удавалось, и то шили в рассрочку. Таким образом, особо кутить не приходилось. С.105.
Гораздо тяжелее было жить женатым, но в этом отношении офицера охранял закон, не позволявший жениться до 23 лет и требовавший взноса особых денег в казначейство – так называемого реверса, проценты с которого потом выдавались офицеру. Реверс для женитьбы на дочери офицера составлял 2500 рублей, а на прочих – 500 рублей. С.106
ЗАНЯТИЯ
С офицерами особых занятий по тактике не было. Дело ограничивалось слушанием докладов офицеров Генерального штаба в гарнизонном офицерском собрании, да и то преимущественно военно-сторических (о походах в Туркестане начиная с Александра Македонского) или военно-статистических (описания Туркестана и сопредельных стран – Афганистана и Персии). С.107.
ОФИЦЕРСКОЕ СОБРАНИЕ
В офицерском собрании батальона была хорошая библиотека. Книги накапливались в ней с 1870 года. Ежемесячно каждый офицер по постановлению общего собрания офицеров платил в библиотечный фонд 1 рубль 50 копеек. За счёт фонда выписывались газеты, журналы и покупались книги.. во всяком случае, все сочинения классиков и видных военных авторов имелись. С.107.
Офицерское собрание батальона было небольшое, и в нём устанавливались маленькие торжественные обеды и ужины, а раз в месяц семейные вечера. С.108.
Для ежедневного времяпрепровождения было общегарнизонное сообраие. Оно имело большой зал для танцев, комнату для чтения газет и журналов, бильярдную и, наконец, постоянно действующую столовую. Собрание было открыто с 11 часов утра до 2 часов ночи. Ежедневно по собранию дежурил старший ротный командир или штаб-офицер по наряду коменданта города.(Ташкента).( …) В собрание допускались генералы, офицеры, военные чиновники с семьями и гости по рекомендации. С.108.
В гарнизонном офицерском собрании бывал редко, но раз в два месяца с 12 часов до 2 часов ночи приходилось здесь нести дежурство. Это дежурство было не из приятных. Компания молодых офицеров, подвыпив, не останавливалась перед позорящими звание офицера поступками. Старые полковники и генералы засиживались за картами допоздна, иногда позволяли себе игры, запрещённые в собрании. На тех и других мы, ротные командиры, нашли скоро управу. Однажды, собравшись в полковом собрании, мы восемь ротных командиров, в присутствии председателя суда общества офицеров вызвали молодого офицера, участвовавшего в скандальных кутежах, и заявили, что просим передать всей компании: при малейшем скандале дежурный по собранию всех перестреляет их револьвера, хотя бы пришлось идти на каторгу. Это подействовало, и больше скандалов не было. С.188-189.
САМООБРАЗОВАНИЕ
Из журналов я любил читать «Мир Божий» и «Журнал для всех», в которых в отличие от прочих «толстых» журналов давались хорошие политические обозрения. С.114.
Перевод с немецкого книги Бильзе «Из жизни маленького гарнизона» и в особенности роман Куприна «Поединок» вызвали самую живейшую дискуссию. Многие в романе увидели если не себя, то своих знакомых.С.118.
Расширил я также выписку газет. Наряду с «Русским инвалидом» и «Новым временем», газетами явно монархического уклона, на столах читальни появились и «Русское слово», и «Новости», и другие газеты, названия которых я уже не помню…Выписывались местные газеты «Русский Туркестан» и «Самарканд». С.118.
Любимый мною журнал «Мир Божий» оказался вскоре (1905г.) закрытым за статью о генералах русской армии. …Так журнал наглядно показал, что на каждые 500 солдат русской армии, т.е. на один батальон, приходилось по одному генералу. Явление явно ненормальное. (…) Журнал обещал продолжить статистику на полковников и ниже, но был закрыт. С120-121.
АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА
С января 1907 года я мог приняться за подготовку к экзаменам в Академию Генерального штаба. Экзамены проводились по тактике, строевым уставам всех родов войск, артиллерии, инженерным войскам, по математике за полный курс реального училища (арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии) по всеобщей и русской истории, географии(по немым картам), по русскому языку (диктант и сочинение), немецкому и французскому языкам и, наконец, по верховой езде.С.123.
…Для нас, офицеров Генерального штаба, приёмы немцев в мировую войну, в особенности в её начале, не были новинкой, мы знали их хорошо. Другое дело генералы русской армии – большинство из них этих приёмов не знало, а на войне, как известно, дело решают не капитанские головы.С.147.
Читатель может спросить: неужели автор этих воспоминаний был доподлинным «чернецом»(монахом) Генерального штаба и кроме службы и дома, нигде не показывался? Отнюдь нет. Была и личная жизнь. Почти каждый месяц в полковом собрании мы, офицеры устраивали товарищеский обед. Не менее одного раза в месяц зимой мы были на семейных вечерах. Правда увлечение танцами прошло, хотелось держать себя солиднее, но побеседовать с дамами и товарищами об интересующих событиях, повеселиться, обменяться впечатлениями, вынесенными из театра, всё это входило в рамки моего офицерского образа.
ОФИЦЕР ОТДЕЛЬНОГО КОРПУСА ЖАНДАРМОВ
По традиции офицеру, уходившему в жандармский корпус, товарищеских проводов часть не устраивала, а затем с ним вообще прекращались всяческие отношения. Так реагировала армия на существование корпуса жандармов… С.206.
ПРАВИЛО МОЛЬТКЕ
…Германские историки твёрдо усвоили правило Мольтке: в исторических трудах «писать правду, но не всю правду». С.244.
НА ВОЙНЕ
В дивизию приехал новый дивизионный врач, который советовал нам с утра не наедаться, так как при ранении в живот может быть перитонит. По глупости мы сначала действительно воздерживались от утренней еды, ну а потом, так как каждый день и час можно было быть раненым или даже убитым, решили не следовать советам врача. С.258.
Первый бой для каждого военнослужащего в частности и для соединения в целом является большим событием в жизни и предопределяет собой дальнейшее поведение на известный период в ходе войны. С.250-251.
Тяжела была обстановка для 14-й кавалерийской дивизии с первых же дней не только войны, но и подготовительного к ней периода. На зато за свою работу офицерский, унтер-офицерский и рядовой состав получил немало наград. Что же касается меня, то я получил ордена Владимира 4-й степени, Анны 4-й и 3-й степени и Станислава 3-й степени – все с мечами и бантами. Относительно знания войны – я как-то почувствовал себя крепче на ногах, появилась уверенность в действиях, о чём раньше знал только теоретически, выработались навыки оперативной штабной работы. Говоря по-кавалерийски, я почувствовал себя крепко сидящим в седле! С.322.
ЦИТАТЫ по:
ШАПОШНИКОВ Б.М "Мозг армии". (Там же).
ВОЙНА
Великие войны подобны землетрясению. С.387.
Мировая встряска выявила громадное значение техники в военном деле, но одновременно показала , что на сцене истории выдвигается и новый боец. С.388.
Думается, что, готовясь к войне, никто не полагает завершить её собственным поражением. Предвидя такой результат войны, лучше её не начинать, лучше не переживать эту «драму ужасающую и захватывающую».С.389.
О значении генерального штаба для военной системы много говорить не приходится – ему издавна уже дано наименование «мозга армии». С.390.
ГОРЕ ПОБЕЖДЁННЫМ
Побеждённым странам, за которыми всё же, правда, в минимальных размерах, признано право на оборону, победители запретили иметь генеральный штаб как орган управления армией. С.392.
СУТКИ НАЧАЛЬНИКА ГШ
Сутки современного начальника генерального штаба не имеют излишествующих часов… С.414.
…От такой нагрузки недалеко до перегрузки, а затем переутомления и неврастении, а поэтому для начальника штаба очень важно нормализовать свою работу… С.414.
КАЧЕСТВА ОФИЦЕРА ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА
Мы не склонны искать спасения в «гениях» и старались выявить, что «гений» также нуждается и в образовании, и в силе характера – как простой смертный. С.415.
СПРОСИ С СЕБЯ
…Плох тот строевой командир, который…будет искать виновников в своих подчинённых, а не в самом себе. С.423.
ГЕНШТАБ
Мы бы …предостерегли от одного – это от составления штаба по признакам родственным и приятельским, ибо в таком случае лучше совсем не иметь никакого штаба. С.426.
«Тулон» в службе генерального штаба не находит в себе места.С.427.
Известный подбор сотрудников генерального штаба, хотя бы произведённый самым тщательным образом, не является ещё гарантией отличной работы штаба. Для последней требуется:
1. идейная связь сотрудников в одинаковом понимании различных явлений военной деятельности;
2. совершенствование самих работников в военном деле, быстро идущем вперёд;
3. воспитание их в смысле выработки характера;
4. совершенствование в технике штабной службы;
5. укрепление их физических качеств, так как штабная служба требует отличного здоровья и выносливости.С.427.
6. «Более быть, чем казаться» - обязательно как для подчинённых, так и для начальника. С.428.
7. Состав ответственных работников штаба не должен быть чужд политики… С.429.
8. …Во имя достоинства мысли мы склонны даже прощать и некоторые шероховатости в характере подчинённых. С. 432.
«СТРАТЕГМЫ»
Философ войны Клаузевиц…считал войну возможной, когда внутри (страны) всё спокойно. С. 435.
Таким образом, мы устанавливаем:
современная армия не живёт вне внутренней политики;
армия – слепок с государства;
политическое настроение армии требует особой над собой работы, идентичной с проводимой внутренней политикой в государстве;
не армия воспитательница общества, а, наоборот, общество воспитывает армию…С.443.
Во всех государствах существуют в мирное время или будут созданы с началом войны национальные советы обороны, которые и берут в свои руки управление войной в целом и , следовательно, соответствующее направление внутренней политики государства.С.443.
…Будущая война примет характер борьбы на измор, но в зависимости от размеров страны противника, от его внутреннего состояния, …не исключена возможность и стратегии сокрушения. С.449.
Если «оперативный» генеральный штаб можно приравнять к прежнему «мозгу армии», то «экономический» и «политический» генеральные штабы должны составить, по нашему мнению, «мозг страны», а «сверхгенеральным штабом» может быть только одно правительство. С.456.
Чем богаче военный бюджет, тем дешевле будет стоить война. С.463-464.
…«Военное искусство политике не указ», а военный бюджет есть не только чисто военное, но и политическое, и прежде всего экономическое. С.469.
Полководец …никогда не должен руководствоваться одними политическими побуждениями, но должен на первай план ставить успех в войне. С.476.
…Нельзя эмансипировать войну от политики.. С.478.
Война определяет характер политики, и самая искусная политика окажется битой, если не будет достигнут военный успех, если армия окажется не готовой к войне. С.482.
Крупные политические цели достигаются только войной. С.482.
Если война должна быть понятна для политика, то, с другой стороны, последняя не должна быть чуждой для стратега, начальника генерального штаба. С.538.
Сгоряча эта (русская) мобилизация была названа тем факелом, который зажёг не только европейский, но и мировой военный пожар.. С.538.
…Характер будущей войны определяет и характер самой мобилизации. С.540.
Мобилизация есть война, и иного понимания мы не мыслим. С558.
Соразмерность замыслов с силой войск. С.412.
МЫСЛИ, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ ШАПОШНИКОВУ
Уважающий себя и своих подчинённых начальник, заботясь об авторитете командира, никогда не станет проверять подразделение в отсутствии его командира.
Смена Начальника Генштаба действительно являет собой эру в военной подготовке государства.
Если плохо подобрать штаб, то лучше его совсем не подбирать.
…История – одна из тех основ, на которой строится и настоящая и будущая жизнь путём соответствующего прогноза.
Если не подавать советов, то лучше не быть членом совета.
Получивший выговор от начальника Генштаба должен подавать в отставку.
Культура военного языка – один из основных показателей образованности военачальника.
На манёврах время течёт быстрее, чем в действительном бою… С.183.
Иные генералы бывают из особой породы начальников, которые в мирное время кричат, а на войне больше молчат.
Свидетельство о публикации №218092000635