Часть первая. Выпускной бал, 1958г

 
               

Уже не школьники! Подготовка к последнему школьному балу идёт полным ходом. В магазинах появилась  ранее не досягаемая  капроновая  ткань, она прозрачная и дорогая.
  У кого в доме достаток, те стремятся своим девочкам сшить исключительно сногсшибательные наряды.
   Понимая, что выпускное платье – однодневка, а наша семья еле дотягивает от получки до получки, я попросила маму, чтобы мы с ней зашли в уцененный магазин.
 Там я сразу обратила внимание на бледно-голубую, с набивным рисунком того же цвета, тоненькую хлопчатобумажную ткань.   Долго доказывала маме, что если её подкрахмалить и нижнюю юбку подвести, то получится очень красиво.
Метр ткани по тем временам стоил  всего восемьдесят копеек.  Мы купили четыре метра ткани,  в кошельке оставалось  четыре рубля. Пошли в обувной  магазин, там купили голубенькие босоножки за три рубля пятьдесят копеек.
 Выпускниц в нашем доме  было  пятеро, все мы росли на глазах сердобольных соседей.
Сколько  сожалений и сочувствия прозвучало в адрес  нашей семьи …   Мама заколебалась:
 – Может, действительно приобрести что-то достойное? Деньги займём, не в первый раз, выкрутимся!
Я не поддавалась.   Нарисовала платье с небольшим вырезом,  с   воротничком,  на котором должен  быть приколот скромненький букетик фиалок.
  Шила мама великолепно, много раз примеряла на меня платье и горестно поджимала губы, повторяя, что: «Это не ткань, а полумарлевая  тряпка,  которая страшно мнётся». 
Завтра  выпускной!  Постирано, подкрахмалено новенькое платье.  Сшита нижняя юбка.   В полусыром виде по нему прошлись горячим утюгом.  Последняя примерка, и к нам зашла тётя Лена из первой квартиры. Она охнула. Стала крутить меня, приговаривая:
– Здесь недостаёт красивого банта  над косой … перчаточек. Так, так, сейчас всё устроим!
Через минуту из её капронового голубого шарфика получился большой, красивый бант.
 Утро  следующего дня девочки потратили на свои причёски. Пришли из парикмахерских, все – как под копирку – в кудряшках.
Для себя я решила выглядеть «гимназисткой». Поэтому косу отрезать не стала, да и причёска денег стоила.
Соседи, как обычно, сидели на лавочке около дома, обсуждая новости. Они придирчиво рассматривали выходящих из подъезда выпускниц.
Нанеся последний штрих – приколов букетик искусно выполненных бархатных фиалок к воротничку,  вслед за подружками  из подъезда вышла и я.
Раздался удивлённый возглас:
– Вот не думали…  Адочка, какая ты нарядная!
Капроновые платья девочек не скрывали нижних сорочек. Девочек совсем не красили их шестимесячные завивки.
В дверях актового зала меня встретила Любовь Герасимовна – мой классный руководитель и любимый преподаватель:
– Боже мой! Адочка! Да ты самая красивая!
Про себя же я подумала: «Это она меня просто подбадривает».
Всегда, по сравнению с другими, я была плохо одета, да и обувь  (ещё в седьмом классе были куплены  на вырост грубые, дешёвые, с клёпками ботинки), заставляла меня стесняться.
Большинство десятиклассников умели хорошо танцевать.   
В ожидании выпускного  вечера я попросила подружку научить меня танцевать вальс.
После торжественного вручения аттестатов зрелости зазвучал  школьный вальс. Куда делась моя скованность,  я впервые закружилась,  ведомая моей подружкой Леной,  по всему  периметру спортивного зала.
Мальчик, который мне тайно нравился, куда-то делся. Появился же он под конец вечера  и… это был финал моего  «обожания» – Борис был сильно пьян, шатался, глупо улыбаясь, он с гордостью повторял:
– Дядька угощал перваком,  говорил, что мне теперь можно… во взрослую жизнь.

               
               

               

 


               


Рецензии
Да, Адачка, как я Тебя понимаю! Мы тоже жили очень бедно и трудно, поэтому я в 14 лет и пошёл работать, чтобы помочь маме. Ты - Большая Умница! И Красавица! Р.Р.

Роман Рассветов   25.02.2023 15:56     Заявить о нарушении
Спасибо, мой Братишка! Жили трудно, зато каждый маленький успех сохранился в памяти.

Ада Бабич   25.02.2023 16:04   Заявить о нарушении
И это - истинная правда! Р.

Роман Рассветов   26.02.2023 16:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.