Записки ПК. Часть 17

Период волнений и сомнений



Москва ориентировала о том, что не все благополучно в наших родных войсках. В Тахтабазаре переправляясь через границу, в реке Пяндж утонули наш офицер и один афганец. В одном из закавказских отрядов, в ходе встречи пограничных представителей после совместных стрельб (соревнований) случайно застрелился турецкий офицер. Он поставил пистолет к виску и нажал на курок. Пистолет выстрелил. Оказывается, забыли проверить и разрядить магазин.

Обсуждали проект закона "О государственной безопасности". Спрашивали каким он должен быть? На этот счет имелись соответствующие пояснения, и офицерам, которые желали обозначить свое мнение, рекомендовалось высказаться по пунктам: Связь закона с процессами перестройки, демократизации и гласности; роль и участие в обеспечении безопасности общественных организаций и граждан;.   тайна переписки, неприкосновенности жилища, телефонных переговоров; гарантии конституционных прав, свобод и интересов граждан; место и роль органов безопасности в государственной структуре; правовой статус КГБ; вопросы обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных режимов; основы профилактической деятельности; права в области уголовно-процессуальной деятельности, в административной области; какие функции снять с КГБ и возложить на другие органы, какие ввести дополнительно.
 
Предложения с мест должны были показать рост демократии и гласности, значимость мнения каждого индивидуума в решении государственных вопросов. Должны были, но не показали. Все выступления остались сотрясением воздуха, где был паровоз, там он и остался.  Властная болезнь дурить людям головы, смотреть на них как караванщик на лающих собак, оказалась глубоко хронической, что и привело к последующим катаклизмам.
Тот же пример с командирской подготовкой. Ясно всем, что по своей дремучей организации и содержанию, нужных результатов она не дает, но все же проводят. Но за нее постоянно ратовали, особенно представители окружного штаба генерал Борученко, начальник отдела связи полковник Ельчин, заместитель начальника штаба полковник Романов.
Что касается последнего. Ранее он служил в Северо-Западном округе, прошел все инстанции до НШ округа, попал в историю с женщиной, и его с понижением в должности направили в Алма-Ату. Позже он станет начальником штаба во Владивостоке, а затем, уже на выходе со службы, начальником кафедры Академии ФПС. Алекс с ним встречался в Москве в марте 1997 на "дипломатических" курсах. Накоротке обменялись приветствиями в коридоре бывшей Высшей школы КГБ.

Какое интересное настало время, как в сказке «Тысяча и одна ночь». История страны открывалась заново, как будто повернулась другой стороной. Каждый день сенсации в печати и по телевидению. В журнале "Огонек" напечатали статью о том, как,  работая в Испании,  скрылся за границей и в США написал  книгу  "Тайная  история сталинских преступлений" бывший начальник погранохраны Закавказских республик Александр Орлов. Пример оказался заразительным. Бежал бывший секретарь Сталина Борис Бажанов.  История тоже  касалась границы, Алекс записал: 
"С Максимовым мы приезжаем по железной дороге на  станцию Лютфабад и сразу же являемся к начальнику пограничной заставы. Показываю документы пропуска на право охоты в пограничной полосе.  1  января рано  утром  выходим  и идем прямо на персидскую деревню.  Пограничная застава никаких признаков не подает,  все мертвецки пьяны... Не подлежит  никакому  сомнению,  что если бы это не было в канун Нового Года, нарушить границу нам бы не удалось".

 Да, время было тревожное. Оказывается, кроме начальника пограничных войск Дальнего востока Люшкова, который сбежал в 1938 году в Маньчжурию, были еще рисковые люди. Время гласности, тысячи читателей начали вспоминать и писать обо всем, что замалчивалось десятилетиями. Публикации в газетах и журналах одни детективные истории. Вот тебе и решения  XIX партийной конференции по вопросам идеологии. Все перевернулось с ног на голову, и как в анекдоте «тот верблюд, который был последним, стал первым».

В прессе сообщалось, что пограничный сторожевой корабль "Нева" и личный состав заставы "Ратманова" в ноябре обеспечивал заплыв американской пловчихи Линн Кокс с о. Крузенштерна (США) на о. Ратманова. 21 ноября 1989 года состоялось совещание руководства КГБ СССР, на котором обсуждались предложения об организации взаимодействия КГБ с иностранными спецслужбами в борьбе с международным терроризмом. На совещании выступил заместитель председателя Совета ветеранов КГБ генерал-лейтенант Щербак Ф.А., бывший председатель государственной комиссии  на выпуске в ВКШ КГБ Алекса. Он рассказал о своей поездке в США в октябре, о встрече и беседах с бывшими руководителями ЦРУ У.Колби и Р.Клайном.

Гласность. Каждый день многочисленные печатные органы доводят до населения "жареные" факты. Вновь новости "Огонька". Рассказ о том, что начальник пограничных войск ОГПУ Фриновский принимал участие в подавлении восстания на Северном Кавказе. Десятки тысяч крестьян были без суда расстреляны, сотни тысяч - отправлены в ссылку в сибирские и казахские лагеря. Кстати, этот Фриновский сыграл не последнею роль в судьбе Блюхера. Выяснилось, что он преподнес Сталину негативную оценку решений Блюхера по Хасанским событиям. Блюхер хорошо знал Китай и японцев, но плохо ориентировался в подковерной борьбе. Точнее он ей не занимался.

В печати сообщали, что на дальневосточном участке границы активно расширяются связи и контакты СССР и КНР.  Установлено регулярное воздушное сообщение между Хабаровском и Харбином. В 1988-1989 годах на участке округа дополнительно открыли шесть пунктов пропуска через границу. Объем международных перевозок пассажиров вырос в три раза, транспортных средств и грузов через границу - в 4-5 раз.
Иначе обстояли дела на южном направлении. Начиная с 31 декабря 1989 г, в течение нескольких дней на государственной границе СССР и Ирана, пролегающей по территории Нахичеванской АССР, по инициативе Народного фронта Азербайджана проходили противозаконные акции по уничтожению инженерно-технических сооружений. Было разрушено и повреждено более 180 километров ИТС, десятки погранзнаков, наблюдательных вышек, прожекторов, более 480 километров линий связи.

Значительная часть имущества незаконно вывозилась с границы, растаскивалась по домам. Общий материальный ущерб составил около 7 млн. рублей. По указанным событиям было принято постановление Президиума Верховного Совета СССР, в котором решительно осуждались имевшие место факты бесчинства и грубых нарушений закона о Государственной границе СССР. Этим событиям на границе предшествовало следующее:
1 декабря. Многочисленный митинг в г. Нахичевани с лозунгами "Долой границу", "Убрать колючие заграждения".
4 декабря. Проведение акции "Живая стена". Взявшись за руки люди, выстроились в цепь протяженностью 137 км. Иран принимает меры к усилию охраны своих рубежей.
13 декабря. Массовый выход к границе. Раздаются призывы сжечь заграждения. Выдвинут ультиматум начальнику погранотряда полковнику Жукову.
30 декабря. Разведение костров вдоль границы. Иранский погранпредставитель заявил протест.

Двадцать лет спустя Алекс с большим интересом прочитал строчки сослуживца Олега Северюхина о  последней его погранкомиссарской встрече с иранцами в качестве представителя СССР на Начихеванском участке:
«На встречу мы вышли в обычном составе. Полковник Джангаров (азербайджанец) прибыл в форме с новыми знаками различия, напоминавшими турецкие, что явно не понравилось иранскому погранкомиссару с фамилией, созвучной фамилиям в соседней Араратии. Согласно протоколу, мы уведомили погранкомиссара о прекращении деятельности нашего (советского) погранкомиссарского аппарата, утрате действительности с сего дня всех печатей и штампов и подписей, поблагодарили за плодотворную работу по обеспечению порядка на совместно обслуживаемом участке границы, пожелали мира, счастья, здоровья всем присутствующим офицерам и членам их семей, представили нового погранкомиссара Назыра.

Ответное заявление сопредельного погранкомиссара нас несколько ошеломило. Началось оно с факта обстрела иранских дорожных рабочих …..., угроз и оскорблений в адрес иранских граждан на другом участке. Наш погранкомиссар, извинившись, предложил не ворошить то, что уже было, и расстаться по-хорошему. Но иранский руководитель думал о совершенно ином......
Пограничный город, в котором проходила встреча, имел одно и то же название, как на иранской, так и на нашей сторонах. Город разделялся Араксом и соединялся металлическим мостом с воротами по центру, которые закрывались на время окончания работы таможни и контрольно-пропускного пункта. До середины моста с иранской стороны гирлянда горящих лампочек и разбитые лампочки на сопредельной стороне. Иллюминация и разноцветное освещение на иранской стороне и темнота на сопредельной. Открытые лавочки и магазины, заваленные самым разнообразным товаром и закрытые магазины на сопредельной стороне. Веселые, улыбающиеся граждане, гуляющие по улицам, расположившиеся семьями на красиво ухоженных газонах и понурые, злые лица, слоняющиеся по пыльным улицам на сопредельной стороне. Два мира, две системы.....

С этого момента переставала существовать веками стоявшая российско-иранская граница, являющаяся одним из важнейших условий развития нормальных межгосударственных отношений. Все начинается по-новому, и иранской стороне такая перспектива не казалась особенно радужной».
В Китае 1989 год год закончился тоже протестами. Первый протест Пекин заявил США по поводу принятия Конгрессом акта о срочной помощи иммигрантам из Китая. Второй, даже решительный, был заявлен правительству Норвегии по поводу участия норвежских руководителей в церемонии вручения 10 декабря Нобелевской премии Далай-ламе.


1990 год, период волнений и сомнений


1990 год начался с волнений в уезде Актао СУАР КНР.  В Азербайджане произошли события в Баку и в Сумгаите. Налицо противостояние азербайджанцев и армян. Армян выселяли из квартир, били. 20 января пришлось вводить войска. Тысячи беженцев. Москва не готова принять и обогреть.  Общество, как пишут в прессе  «получило проникающее ранение». В июне 1989 года подобные акции случились в Узбекистане в отношении турок-месхитинцев. Искры в Нагорном Карабахе зажгли пламя беды. В Азербайджане к власти пришел "Народный фронт" и организовал резню. Об этом предупреждали, но руководство в Москве радикальных и своевременных мер не приняло.

Все офицеры и прапорщики округа в рамках организации помощи беженцам сдавали по 25 руб. Сын Дмитрий в составе команды первокурсников Алма - Атинского пограничного училища самолетом улетел в Нахичевань. У полковника Макаренко сын служил в Ленкорани. Офицеры волнуются за своих детей, которых в составе резерва начальника Пограничных войск командировали оказывать помощь "в задраивании образовавшейся государственной дыры".  Зеленые они еще, какая от них помощь? Постоянно звонили в Москву и интересовались обстановкой в Закавказье.
Сейчас уже никто не вспоминает, как местные жители в Азербайджане уничтожали инженерные системы на границе, угрожали нашим пограничникам, членам семей и практически открыли границу для иранцев. На усиление в те районы в командировки выезжали офицеры отдела:  Ибраев, Горюнов, Терещенко и др.

Позднее о тех трагических событиях у Алекса будут разговоры с офицером отдела в Нарыне, капитаном Болотом Турумбековым и сослуживцем в Никеле, подполковником Володей Глуховым. В то время они служили на Кавказе, последний на границе с Ираном командовал заставой, а позже был офицером штаба отряда.
Пришедшие к власти в ряде регионов страны лидеры национального толка развязали травлю не коренного населения, в первую очередь русскоязычного. Одним из объектов этой травли стали военнослужащие погранвойск и их семьи. Женам пограничников отказывали в устройстве на работу. Создавались искусственные трудности в различных бытовых вопросах в местах проживания. Пограничники сталкивались с фактами блокирования застав, захвата оружия, с массовыми попытками нарушения границы.

30 января состоялось заседание Комитета по вопросам обороны и государственной безопасности Верховного Совета СССР. Среди обсуждавшихся рассмотрен вопрос о ходе реабилитации жертв репрессий периода 30-40 и начала 50-х годов
Активно обсуждались проблемы армии. Георгий Арбатов в статье "Армия для страны или страна для армии", опубликованной в "Огоньке" за январь писал: "Мы не всегда были на уровне своих высоких принципов и идеалов. Отвергая в целом идею экспорта революции, в политической практике не раз с нею заигрывали. Не раз наша политика шла на поводу имперских амбиций". Академик утверждал, что "настоящий избыток военной мощи отнюдь не запас прочности (следует добавить и надежности охраны границы). Он вреден для новой политики. Военные силы должны быть «разумно достаточны».

С этими мыслями нельзя было не согласиться. Действительно, нужно жить по средствам, отказаться от расточительства, от всяких излишеств и экстравагантности. Китайцы это уже прошли, у них уже проводилось несколько кампаний по экономии средств и запрещение непродуктивных затрат на банкеты и угощения. У нас на этот счет пока распоряжений нет, более того наметилась тенденция "пропивать последнее". Это по-русски - "хоть час, да мой".
Читал Алекс и удивлялся. Неужели в  СССР действительно 64 тыс. танков и их больше чем у всех остальных стран, вместе взятых? Может это и так, размышлял он, но стоит ли в настоящее раздрайное время, когда все против нас, еще подливать масла в огонь. Разве не будет время в этом деле спокойно разобраться? Все бросились бичевать прошлое и настоящее СССР, - образно говоря, рубить сук, на котором еще сидят. Чем это закончилось, всем хорошо известно. Это по-нашему, по-русски. Сначала разрушим до основания, а затем…. кто был ничем, тот станет всем, и стали…? Большой вопрос.

 В Алма-Ате у Саши Гришина, офицера в группе, был приятель, однокашник по ВКШ, в то время офицер окружного особого отдела старший лейтенант Ярмолин. Он собирался переводиться к себе на родину в Читу. В конце концов, это ему удалось. Благодаря ему Алекс узнал некоторые подробности своей родословной по части деда. Если точнее, он передал ему справку на два листа из литерного дела, которые в то время уничтожались, как незаконные. В справке приводились сведения по службе деда, начиная с обучения в Московском училище. Позднее он понял, что эта справка (выписка)  была сделана на  основе послужного списка деда, хранившегося в Военно-историческом архиве в Москве. 

По утрам Алекс посещал бассейн. Оплата за абонемент вдруг повысилась с 6 до 12 рублей.  Тем не менее, героическое, по мнению М.С. Горбачева, революционное время продолжалось. Не все с этим соглашались. В Ленинграде в Училище подводного плавания прошла конференция "За ленинизм и коммунистические идеалы". Встречу организовало общество "Единство", возглавляющее Ниной Андреевой. Конференция приняла решение исключить Горбачева из КПСС на Всесоюзном партсобрании.
Страна готовилась к 26-му съезду КПСС.  Февраль-март запомнились пробежками на лыжах на динамовской базе в 20 км.  от Алма-Аты. Местами трасса проходила по сельскохозяйственным угодьям, в том числе по полям неубранной капусты. Она оттаивала и издавала гнилой запах. Ситуация с капустой наводила на сравнения с брожением  государства и общества.
 
Наконец, с Кавказа пришло письмо от сына Димы, датируемое еще 1 январем. Написал о своем быте, что находится на заставе, часто бегает по тревоге, но в целом, терпимо. Пошли разговоры о якобы состоявшемся Пленуме ЦК КПСС, на котором санкционировали многопартийность.
Дежуря по отделу, Алекс долго по телефону разговаривал с коллегой Володей Гончаровым. Он только что вернулся в свой Зайсан из Москвы  и делился впечатлениями. В частности, рассказал, как обещанное ему место в ГУПВ отдали сыну легендарного в пограничных войсках полковника Карацупы. Внук ранее служил в Киеве. Москва и Киев близнецы братья и Киев, конечно, ближе заштатного Зайсана. Опять же папа Карацупа!
 
В тот раз пришлось поговорить со многими.  В Панфилове дежурил  офицер оперативного отдела Ловягин, который позже ушел в следственный отдел КГБ Казахстана, а до отряда долгое время служил в Гульхане, в Афганистане.  За Нарынский отряд докладывал Терещенко. Будучи в 1994 году начальником отдела Чунджинского отряда, он погибнет в дорожном происшествии. Курчум представлял майор Котин, Пржевальск — старый знакомый Николай Баталов. Его давно хотели уволить, а дослужится до заместителя начальника отдела и многих своих коллег пересидит. На Мургабе на вызов ответил Бухарев, заместитель начальника отдела. Год спустя, он переведется в Алма-Атинское пограничное училище, преподавателем на кафедру к  однокашнику Алекса Рамазану Ибрагимову.
 
До кафедры Рамазан успел проскочить много должностей.
По возвращению из отпуска в родное Запорожье, в отдел заходил Игорь Гавриленко, в то время заместитель начальника отдела в Ишкашиме. Одно время он с Жантуре Тулегеновым курировал афганское направление. Игорь производил приятное впечатление: самбист, волейболист, здоровый молодой парень, вес  под 100 кг. Жена же его, на удивление,  миниатюрная девочка. Как-то раз зимой видел ее на совместном отдыхе на даче Марата Байгарина.

Ишкашимский отряд, куда попал Игорь, образовался после вывода группировки «Гульхана» из Афганистана. Игорь поехал в Ишкашим заместителем начальника отдела, затем его возглавил. В 1991 году Алекс с ним встречался в ГБАО, в Хороге, куда прибыл с офицерами для организации взаимодействия с коллегами из САПО. Приезжал повстречаться и Игорь. Со спиртным в те времена было, мягко говоря, напряженно и прибывшие злоупотребляли медицинским спиртом, который Игорь привез в аптечных пузырьках с резиновыми пробками.
В 1992 году Игорь вернулся на родину, на Украину и по некоторым данным исполнял должность начальника отдела в Харькове, затем руководил службой на Юго-Восточном направлении. Подвело здоровье, возможно, подорванное в Афганистане и Памире,  и Игоря  не стало. По слухам, скончался скоропостижно.


Рецензии