Сосуд-2 Бесовка

          ЗАГАДОЧНЫЙ СОСУД

            2. Бесовка

      Однажды вечерком молодой путешественник доплёлся до некой деревни, чтобы там отдохнуть ночью. А к тому времени Ваня уже кое-как изъяснялся на местном языке, кажись, по-тайски.
      - Что с вами стряслось? - участливо спросил он одну женщину, сидевшую на завалинке глинобитного жилища и вытиравшую постоянно текущие слёзы.
      - Ой, не спрашивай, странник! - ответила она, всхлипывая. - Завелась в горном озере, откуда к нам речка течёт, злая бесовка, каждую весну и осень требует отдавать ей малыша-первогодка, иначе грозит затопить деревню. Завтра последний срок, а жребий пал на моего младшенького.
      - Не горюй, добрая женщина, - успокоил её Иван, - пусти переночевать, накорми, напои, а завтра с утра я пойду к озеру и по-мужски поговорю с вашей злюкой, чтобы этакое безобразие не творила.
      - Наш крепкий Хуан ходил туда, - возразила крестьянка, - но она его так заколдовала заклинанием, что он весь обмочился от страха и долго с места сойти не мог.
      "Они тут все хуаны - жёлтые от своей жёлтой реки Хуанхэ", - подумал путешественник, а вслух сказал: "Не бери дурное в голову! Завтра посмотрим, как у нас говорят: утро вечера мудренее. Я ваши заклинания не понимаю, потому они не подействуют, да и меня на испуг запросто не возьмёшь: навидался разбойников, кочевал с кровожадными хунну".
      - А как тебя звать-то, смелый путник?
      - На родине звали меня Ванюша.

      Рано утром стал готовиться Иван к поединку с местной бестией. Тут хозяин ему говорит: "Надобно тебя хорошенько разукрасить, чтобы напугать бесовку. На востоке в приморских лесах живёт страшный зверь, которого тамошние дикари называют амба. На юге обитают родственные хищники - тигры. Давай, из тебя сделаем что-то похожее на них". Иван возразил: "Я и так справлюсь".
      - А если не справишься? - обеспокоился крестьянин, - ведь мы поплатимся жестоко.
      - Ладно, рисуй для своего успокоения, - согласился юноша.
      Хитрый китаец изобразил из пальцев парня длинные когти, разрисовал ему лицо, руки и грудь полосами сажи и охры так, что сам стал содрогаться и отворачивать взор. Ещё приклеил на щёки по пучку длинных усов из светлых стеблей какого-то растения. В завершение повязал на голову тёмный платок с жёлтыми зигзагами.
      Оставив походное снаряжение в доме и взяв только топорик, пошёл Иван вверх вдоль речки. То, что для него было лёгким боевым топориком, местным жителям годилось только для колки дров двумя руками. У последней мазанки молодой мужчина занимался дыхательными упражнениями. Увидев иноземца, он улыбнулся и приветливо помахал раскрытыми ладонями.
      "Отчего этот крестьянин не испугался"? - мысленно удивился Иван.
      Вскоре он добрался до озера, с которого ветер прогонял остатки тумана; у истока речки увидел запруду, а на дальнем краю озера женщину в чёрном, изымающую камни из крутого горного склона и складывающую рядом. Стал он подкрадываться к ней со спины, но она почуяла и обернулась. Вид у бесовки тоже был не для слабонервных. Ваня прыгнул, а женщина завизжала и умчалась, только пятки засверкали. Услышав близкое плескание воды, заглянул "победитель" в пещерку, появившуюся там, где она вынимала камни, и разглядел подземный ручей.
      "Ага! Вот как эта вредина готовит затопление", - догадался Иван и заделал горную стенку извлечёнными каменьями, да ещё и крепко приколотил обухом топорика. Смыл он боевую раскраску и вернулся в деревню.
      - Вань Ю Ша вернулся! - радостно кричали крестьяне. - Злую бесовку победил и прогнал.
      - Не побеждал я её, - смущённо возражал Иван. - Она убежала и от боя отказалась. А вы регулируйте для поливов поток воды озёрной запрудой. Тогда избавитесь от затоплений.
      Подвели к нему коня, чтобы облегчить дальнейший путь. Герой отнекивался от подарка, но жители деревни сказали: "Не обижай, конь староват, для полевых работ уже слабоват, но под седлом ещё походит, если не скакать, в крайнем случае, лучше как вьючное животное, чем твоё". Вот и поменял Ваня Эшшака на коня.

      Проходя с конём в поводу мимо последнего жилища, Иван увидел утреннего незнакомца и его жену, сидящих на двух скамейках и играющих с маленькой девочкой. Малышка делала несколько робких шатающихся шагов от одного к другому, падала в руки родителя, поднималась, разворачивалась и шла обратно.
      Когда Иван подошёл ближе, крестьянин поднялся и отвесил ему глубокий поклон, а девочка, разглядывая большого улыбающегося дядю, пошла к нему, покачиваясь и протягивая вперёд ручонки.
      - Не испугалась чужого и большущего! - удивился отец.
      - Маленькая, а своего спасителя почувствовала, - пояснила мать.
      Иван отпустил повод, присел, подхватил споткнувшуюся девочку, развернул и поднялся, держа её на вытянутых руках, после чего осторожно посадил себе на плечо, придерживая одной рукой и подставив другую под ножки для упора. Конь, почувствовав свободу, отошёл и стал щипать траву на обочине.
      - Не расплакалась! - опять удивился отец.
      - Зачем ей плакать, если она видит рядом родных? - тихо ответил Иван. - Насидится, попросится к вам.
      Малышка, разглядывая лицо дяди вблизи, ухватила его за ухо и потянула в рот.
      - Зубы режутся, - понял дядя. - Сколько их у тебя?
      Он мягко освободил ухо от захвата, пощекотав малышкину ладошку, и погладил ей животик. Девчушка, широко раскрыв рот, издала довольные булькающие звуки.
      - Так. Восьмой прорезается. Значит, двенадцать лунных месяцев от роду.
      - Откуда знаете? - удивилась женщина.
      - Так ведь нянчился с младшими братцами и сестрёнкой, а меня старшие тетёшкали.
      - Что такое "тетёшка"? - не поняла она.
      - Ой, тетёшкать - это из нашего языка. Означает: нянчить, играя. А почему вы меня назвали спасителем? - задал парень беспокоивший его вопрос.
      - Разве никто не сказал, что её сегодня нужно было оставить у озера?
      - А не малюсенького мальчика? - удивился Иван.
      - Бесовке мальцы не нужны. И грудные дети тоже. Она растит девочек-первенцев и учит их ненависти к нашим людям и собакам.
      - Странная ненависть.
      - Ничего странного, - пояснил мужчина. - На отшибе жила одинокая некрасивая кривенькая женщина. Кто-то мимоходом пожалел её. Родилась девочка. Года через два обе заболели какой-то кожной болезнью. Дочка слегла. Мать ушла далеко за целебными травами. Девочка очнулась и пошла её искать, пошла к деревне. Местные собаки её загрызли - вид им не понравился. Долго выла мать, убитая горем, призывая всех бесов на наши головы. Бесы не явились. Тогда она ушла за озеро и решила мстить сама...
      Иван вспомнил уродливые струпья на лице несчастной и её седые волосы, выбивавшиеся из-под чёрного платка. Также он вспомнил, что от притворно плакавшей крестьянки слегка пахло луком.
      - Значит, те, у кого я ночевал, меня обманули! - с горечью произнёс Иван.
      Девочка, почувствовав изменение настроения большого дяди, скривила губы и потянулась к маме.
      - Если бы вы всё знали, то не стали бы помогать нашей деревне, - возразил отец. - А наш родич действовал наверняка. Ещё вечером пришёл ко мне и сказал, что спасёт нашу малютку, если я потом отработаю на его участке пять дней.
      - Я помог бы, но иначе, - помотал головой юноша. -  Я бы без оружия пошёл к обездоленной и объяснил ей, что из ненависти не соткать ковёр счастья...
      - Простите, что у нас такой плохой родич, - извинился молодой мужчина.
      - Разве плохой? - грустно улыбнулся Иван. - Ваша доченька спасена от лихой доли. Я научился хитрости менять внешность, приобрёл коня, узнал такое новое о людях, что и не приснится в наших краях. Вы получили урок и хорошо запомните его из-за пяти дней работ.
      Женщина достала из-под скамейки узелок и подала юноше со словами: "Возьмите еду на дорожку, от чистого сердца".
      - Хоть мне уже дали кое-какую снедь, но ваше угощение приму с большим удовольствием, - поблагодарил Иван.
      Довольные друг другом, они расстались.

      - Ой, мама, у меня клюёт! Что теперь делать? - спросила худенькая девочка, на вид лет четырёх.
      - Теперь дёрни, чтобы крючок застрял во рту рыбы. Дёрнула? Тяни, но не резко.
      - Она вырывается!
      - Веди в сторону. Опять подтягивай.
      - Какая большая! Ай, она сломала крючок. Уплыла.
      - Что поделаешь, костяной годится только для мелких рыб. Нам бы бронзовый, да где его теперь взять?
      Справа послышалось какое-то цоканье, и обе рыбачки повернули головы. Из-за выступа скалы показалось рослое животное на четырёх длинных ногах, на ходу пощипывающее береговую траву.
      - Мама, это что за зверь?
      - Это конь.
      - А что у него рогатое на спине?
      - Там седло. В седло садятся и едут верхом.
      - А у боков что?
      - Какие-то узелки перекинуты на верёвке. Постой тут, я посмотрю.
      В озере, где-то за конём плеснула рыба. Конь уже обогнул поворот, и обе увидели за его спиной человека, сидящего на берегу и быстро наматывающего нить вдоль толстой палки.
      - Мама, это мужчина? И он ловит рыбу в нашем озере?
      - Да.
      - Можно, я в него брошу камень?
      - Можно!
      - Погоди кидать, дай мне для вас добычу вытянуть, - громко и насмешливо произнёс незнакомец с акцентом.
      Обе замерли. Крупная рыба заплескалась на мелководье. Мужчина отбежал, вытягивая её на камни и сматывая остаток витой шёлковой нити. Вскоре рыба оказалась в яме, которой вчера здесь ещё не было.
      Придавив добычу рукой, рыбак вытащил из её рта крючок. Потом он подбежал к берегу, достал из воды оказавшийся там котелок с водой, вернулся и вылил в углубление. Повторив несколько раз бег туда-сюда и почти наполнив яму, мужчина остановился, повернулся и сказал: "Там, в узлах для вас угощение. Мне в дорогу дали слишком много еды. Будьте осторожны, не уколитесь об два рыболовных крючка, воткнутых сверху".
      - Эта снасть тоже для вас, - добавил он, указывая на смотанную короткую удочку, - а я ещё не мужчина, только юноша.
      - Теперь бросай свой камень, - обратился он к девчушке.
      - Что-то расхотелось, - смутилась девочка.
      - Тогда вот тебе в подарок два деревянных шарика. Большой разрисуй, как понравится. Поклажу сняли?
      Женщина спохватилась, забрала узлы и развернула коня. Тот побежал на призывное чмокание и свист хозяина. Погрузив на коня котелок, котомку, колчан со стрелами, лук и ещё что-то, загадочный незнакомец вскочил в седло, прощально помахал рукой и шлёпнул коня ладонью. Тот побежал неспешной грунью. Шагов через сто Иван обернулся и широко улыбнулся. Уже четверо смотрели на него и тоже махали руками, копируя жест диковинного гостя.
      "Почему мой вид не испугал и не вызвал омерзение? Откуда этот высокий юноша, непохожий на здешних? Отчего мне кажется, что я его где-то видела?" - в смятении думала хозяйка озера.
      - Мама! Кто это был?! - как сквозь дрёму послышался удивлённый возглас старшей девочки.
      - Это добрый ди [дух]. Он в образе человека ездит на коне и помогает людям, которые очень в этом нуждаются.
      - А я в него хотела кинуть камень, - огорчилась девочка.
      - Ты бы не докинула или не попала, да и он не обиделся. Жаль, что я его сразу не признала.
      "Делать доброе очень приятно, не то, что лелеять месть", - подумала бесовка, и что-то перевернулось в ее душе. - "Вон как весело и задорно улыбался Ди, а я впервые услышала хихиканье моих девочек. Эх, если бы люди были такими добрыми, как этот Ди."

Продолжение http://www.proza.ru/2018/09/30/1074


Рецензии
Добрая, мудрая глава, Сергей, учит делать добро!
Когда прочитала имя героя на местный манер ВАНЬ Ю ША, то вспомнились лётчики, помогавшие Вьетнаму. Одного из них звали Ли Си Цын))) С улыбкой,

Элла Лякишева   31.05.2020 08:26     Заявить о нарушении
Между грубым замыслом и тем, что получилось, - огромное расстояние. Сам удивляюсь тому, как менялся сюжет...
Про толкование имени героя - глава 5, тоже любимая, но по-другому.
Ли Си Цина помню - он пальцами растягивал кожу у глаз, чтобы те стали миндалевидными :-)
Благодарю!

Сергей Смицких   31.05.2020 08:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.