Всюду жизнь

(Шорт-лист конкурса "Время драмы -2018, осень)

Монопьеса с подголоском*
*В пьесе использованы стихи Николая Заболоцкого и Андрея Коровина

Сцена представляет собой прямоугольник или квадрат, огороженный или ограниченный какими-либо маркерами (веревкой, колышками и пр.), хотя ограничители могут быть совершенно условными. Слышен возмущенный голос. На сцену из боковой кулисы выбегает Некто, на нем темная (черная, темно-серая, коричневая и пр.) накидка почти до полу. Возможно, что на ногах у Некто что-то вроде котурн, отчего он ходит, выбрасывая колени и стуча котурнами. Некто пытается вернуться назад, но безуспешно. Похоже, что он ломится в закрытую за ним  дверь. Кричит в ту сторону, откуда вышел.

Некто. Да пустите же! Откройте! Да как вы можете?! Да что ж это такое! Это ж прямое оскорбление! (В зал). Видали! Сказать, что у меня язык такой темный, как у собаки породы чау-чау. Наглость какая! (Быстро ходит по периметру, стуча котурнами, выкрикивая) Где ж ваша деликатность, доктор? (В кулису) Да и не доктор вы вовсе! Ветеринар – вот вы кто!!! Вам только собак лечить. (Нервно ходит по периметру). О-о-о! Ну, дожил! Раньше хоть только всё издевались над ростом. Дядей Степой  называли.

Женский голос откуда-то. А меня тетей Степой!

Некто. (Останавливается, несколько успокаивается).Вот даже так! Грубость какая! Какое вам дело до моего роста? Я вам мешаю? Мешаю? Что я вам загораживаю? Я с вами в кино не хожу! И в театр тоже. А еще кричат: «Достань воробушка! Достань воробушка!» Ну, достану я вам воробушка, только на черта он вам сдался! (В кулису.) Ишь, язык ему мой не понравился! На свой посмотри. Нормальный у меня язык. Ну, темно-синий. На сливу спелую похож. И что? Что ж меня теперь из-за этого с собакой сравнивать?!

Женский голос.
Почему иная дева
Вид имеет некрасивый?
Ходит тощая, как древо,
И глаза висят, как сливы.

Некто (продолжая ходить, но уже более спокойно и размеренно). Глаза как сливы – это ничего еще. Это вообще-то красиво. Ничего они не понимают в красоте. И в моей не понимают! И в твоей!

Женский голос. А мне один раз прочитали:
Это девушка – жирафа,
У нее глаза из шкафа.

Некто. Дурак, наверное. Или влюбился. Когда влюбляются, всегда хотят побольнее обидеть.

Женский голос (иронично). Это я помню…

Некто. Нет, глаза из шкафа – это плохо. А как сливы – хорошо. У тебя как сливы. Я люблю их!

Женский голос. Сливы?

Некто. И сливы… Красивые же!.. Мне наши говорили, что неподалеку от нас…только давно это было…нас тогда не было еще…жила Красавица. Это ее так все называли. А может, всех убедила, что  она Красавица. А мне сдается, что бывали и  красивее намного. И есть! Намного красивее! Мне б лично она  не понравилась бы. Я фото видел. Старенькое фото, черно-белое, а все видно. Глаза немного навыкате, нос – просто не нос, а носище. И  ноздри раздуты. Ни шеи, ни талии.. Но все любили и говорили: красавица!красавица! Толстуха неповоротливая. Не, просто жирная. Ну, нет, не может быть такая красавицей…Но все считали красавицей. Может, характер был хороший? Тогда красоту по-другому понимаешь… А потом она шибко похудела. Очень сильно похудела… может на пятьдесят килограммов… или даже на сто.

Женский голос. Липосакция?

Некто. Блокада…Все, кто живет в этом городе, знают о блокаде. Вот Красавица и сбросила свои килограммы. Конечно, разве от опилок растолстеешь, а у нее в еде в основном одни опилки были. А потом кожа стала сохнуть и трескаться до крови…Она и двигаться потом не могла совсем…

Женский голос. Она умерла, бедняжка?

Некто. Нет, ее спасла тетя Дуся… Водопровод в городе уже разбомбило…Тетя Дуся воду с Невы возила-возила, возила-возила, сама чуть не падала. Потом нагреет – и Красавицу обтирает да раны камфорным маслом смазывает. А Красавице много надо воды. Ведер триста…а может, пятьсот…очень много надо воды, если ты… бегемот. Так тетя Дуся и выходила Красавицу. Они и спали вместе, на подстилке. Кто кого согревал больше – тетя Дуся Красавицу или Красавица – тетю Дусю – но только они пережили блокадные зимы. И дальше жили. Наши пра-пра-пра-бабушки еще их застали… Но сколько погибло от бомбежки! Такие бомбежки были, что слона уложат…И уложили. Слониха Бетти…они с Красавицей старожилы были…еще до Октябрьской революции их привезли сюда… под обстрел попала…умерла от ранения. Эх…

Скидывает накидку и остается либо в костюме, напоминающем расцветку жирафа, либо в другой длинной накидке «жирафьей» расцветки. И теперь это не Некто, а обыкновенный Жираф

Жираф. А мы, жирафы, появились в зоопарке после войны. Мы из «понаехавших». Куда нам до Красавицы и Бетти! Но нас никто не упрекал, что чужое место занимаем. После войны было много «понаехавших». Город и отстроили, и украсили. Собой. Уж не знаю почему, но мы  вдруг сразу стали  символом Ленинградского зоопарка. Ну, хоть мы и символы, а потомство дали совсем не символическое. Вот так и пошло… Жирафы скромные, непритязательные. Был у нас загончик с зелененьким домиком, так наше семейство в нем и жило. Раньше народу в зоопарк много приходило…бабушка…нет, прабабушка рассказывала… ой, не помню кто…нас уже больше десяти поколений здесь выросло.. Все толпились, восхищались. Нами. Ну, и другими тоже. Еще бы не восхищаться…. Сейчас уже не то. Умение удивляться в людях пропало. Хотя… а чему удивляться? Зачем им какой-то жираф в загоне, если они в Африку могут съездить и посмотреть целое стадо… Африка… моя историческая родина. Африка-а-а-а…Нет, не тянет. Не тянет – и все. Я из тех жирафов, которые считают… ubi bene ibi patria… Биология с классической латынью не очень дружит.( В кулису) Слышишь ты, ветеринар?!! В переводе это означает «Где хорошо, там и родина». А я считаю иначе: где родина, там и хорошо… Только всегда «уби» и «иби» путаю… А перепутаешь - противоположный смысл получится… А мне и надо, чтоб противоположный… Где «уби», где «иби»…О, идет какой-то коротышка. Радостный какой! Ко мне направляется… ну, сейчас фотографировать начнет…себя. Селфи делать с жирафом. Теперь у нас стенки загона прозрачные. Так он словно с диким жирафом, а не с домашним фотографируется… Домашний жираф, ха! Нет, я любого залягаю, забодаю и затопчу. Все ж это мой дом, неважно, что теперь он на другом месте и не такой зеленый. Только Наташу в наш дом пускаю. Ну, ясно ж, не трону, а она меня метлой в отсек загоняет. Я, конечно, могу эту метлу вместе с Наташей враз втоптать, но я не так воспитан, а потому ухожу, пока она морковку раскладывает да подметает загон….Ну что, пришел, коротышка? Воробушка тебе достать? На приступку встал…смартфон достал…Вот дурачок…У тебя ж только кусок моей шеи поместится в кадр. Наклониться к нему, что ли?

Склоняет голову, корчит рожи, далеко высовывает язык.
 
(Вниз) Ну, что ты орешь? Что ты орешь? Да! Слюна у меня потекла на твою рубашку. Слюна с языка – синего, как у чау-чау….тьфу…синего, как слива. В слюне моей запутался. Не ори, сам слюнтяй. Ты с кем фоткался-то, а? С домашней лошадкой, что ли? Запомни: я – дикая длинношеея лошадь. Отвали, а то копытом получишь…. Стекла не разобью, а попорчу – убытков родине наделаю…О, пошел, отирается… Не, вообще-то я не хотел его оплевывать, я ж не верблюд какой.  Просто я немного нервничаю сегодня (В кулису) Из-за тебя, доктор собачий! Из-за тебя… Вообще-то нравом я мягок, воспитанный и…

Женский голос. Изысканный…

Жираф. Спасибо. И я тебя тоже очень… (Идет в центр, принимает недвижную позу)… Юные художники пришли…Пусть рисуют с натуры. Натуру с натуры. Мне нравится, как они работают. Часто приходят. Я смирный, не макака какая, которая на месте не посидит. Хотя они и макак рисуют тоже… Зачем им макаки? Там всего два контрастных цвета… И у меня тоже два. Зато для глаз приятнее. (Укладывается). Всех почему-то интересует, куда жираф девает свою шею, когда спит. Вы свою куда деваете? Правильно: с головой на подушку. И я так же. (Запрокидывает голову). Просто подушкой у меня спина… Рисуйте, дети, рисуйте… я подремлю, чтоб вам было удобнее…Придут в зоопарк, рассядутся напротив клеток со своими планшетами – и ни с места…А есть и другие. Я как-то стоял и смотрел в сторону входа. Мне ж сверху видно все… Вбежали школьники…Направо обезьяны, налево – волки…А они как закричат «Мороженое!!!» - и к лотку. А эти - хорошие ребята… (зевая) наблюда-а-а-ательные. Ночь не спал, думал. О судьбе зоопарков…О нашей, стало быть, судьбе. Нет, я на свою не жалуюсь, я же сказал: где родина, там хорошо. Вот опять только «иби» и «уби» путаю. СпрОсите, где я латыни научился? А до Наташи у нас Жорик работал. Он на биофаке учился. Там разные названия костей изучают..оs frontale, os parientale.. а у Жорика, видать, преподаватель был ленивый… или веселый…скучно ему было про кости и мышцы спрашивать студентов. Вот он и задал им учить крылатые выражения…ну там dura lex sed lex….veni vidi vici… Назовешь ему штук десять таких – он зачет и поставит. Вот Жорик махал метлой да вслух повторял, а мне в домике слышно все было… да… Жорика потом отчислили…потому что костей черепа он так и не выучил. По-русски не выучил…Такие дела…Нет, не спится…Что такое?  Просто куда себя деть, не знаю. (Поднимается.) Веничков, что ли пожевать?.. Тьфу ты, как  коза дурная стал… На воле разве б я такое ел?.. Эх, а кто знает, что бы я ел на воле… И что бы я пил на воле… Когда первый зверинец в Петербурге устроили… нет, не здесь, но недалеко…да какой там, зверинец: слона привезли…Ему, между прочим, каждый день бочку водки давали…очень любили тогда слонов. Тогда любили… И слониху Бетти тоже любили…если б под авианалет не попала…а Бобо….Бобо ведь потом издох…уже на бабушкином веку издох…И все! Не стало в зоопарке слона. Ну да, не символом  он нашего зоопарка был, но он же слон. А слон сам по себе  – это уже символ… М-да… « по улицам слона водили…». Водили… К Фонтанке на водопой… Это тех слонов, у которых изжога была после водки… (Выплевывая). Ужасно…Веником пахнет… Многие люди ругают зоопарки… наш тоже ругают. Дескать, тюрьма для животных, а мы все – заключенные в камерах. В камерах… Я слышал, я знаю, есть камерные театры… и музыка камерная… А если музыка и в камере есть, значит, жить можно. И вообще кому тюрьма, кому –университеты. Может, я не познал, что такое борьба за жизнь, но мне здесь даруют жизнь долгую. Ну раз нас уж больше десяти поколений! Я даже со счету сбился.  И ничего…Смотри, окрас тот же, шея такая ж длинная…ноги… ну, разве что ноги послабее…так ведь бегать некуда и не от кого… Да, я хотел бы подраться с соперником…люди на кулачках, а мы шеями бьемся…за прекрасную половину…но если победил он, я б умер без любви… (Куда-то вверх) Умер бы, умер….точно говорю. Мы очень привязчивы…(В кулису) несмотря на синие языки, вот!.. .А тревожно как-то… И  чего-то я о смерти заговорил… И эти юные анималисты уходят… А я не уйду, не уйду, не уйду (Подходит к кулисе, где запертая дверь, прислушивается, отходит.) Гамадрил всех мутил: про волю говорил…ой, в рифму начал. Это от Наташи: она стихи сочиняет. Так вот этот павиан … предлагал покончить с нашим тюремным положением… Кто б говорил! У него самого вольера новая, высокая, застекленная…  Вот кошачьи, действительно, видят небо в клеточку…в крупную… А я небо вижу целиком, и зелень вижу, и соседей своих вижу… А цветов нынче на клумбах сколько! Думаете, что  павиану краснозадому дело есть до наших львов и пантер? Как же ! Просто такой характер: ко всему своим задом повернуться: вот вам стоп-сигнал! Как-то пошутил про день открытых дверей… Оч-ч-чень смешно! Чтоб ваши обезьяны птиц – пеликанов да фламинго - передушили? Птицам-то куда деваться при открытых дверях…Ждать, пока обрезанные крылья отрастут? Ну, интеллекта ни на грош… Сам он не местный, но явно не из лесу. Лесных у нас вообще нет. Мы здесь живем, рождаемся, размножаемся, оставляем потомство!.. (Кому-то) Да, правда, ведь?.. Павиана, между прочим поддержали. Причем те, у кого жилищные условия лучше. Лев же как  услышал его призывы, так  и помочился при всех…Он мудрый, может, ему тоже бабушка рассказывала…про открытые двери. Когда Ленинград оказался в блокаде, эвакуировали не всех – не всех людей, не всех зверей… И если б тогда…нет, не специально, не нарочно, а по страшным обстоятельствам взрывами открылись двери в зоопарке, какое бы это было противостояние?!.  Нет, никакого… Голод хищника страшнее и свирепее людского…Тогда и решили, что этого допустить нельзя. И не допустили. Хищников…Глупый, глупый павиан! Что тебе не живется спокойно? Что ты все твердишь о том, чего не видел – о густых лесах, о водопадах и тропических ливнях…ты когда мылся последний раз?...о ясном звездном небе и вольном воздухе? Знаешь, животные просятся всегда на волю…На во-лю, понял, неразумный примат? На жизнь без ограничений – без клеток и без вольер. На жизнь без стеснений – когда ты один, а тебя никто не одергивает, не хватает за хвост, не корчит тебе рожи. Ты можешь «искаться» посреди площади или чесать свой зад на виду у всех, брать, что тебе хочется на рынке, не оставляя ничего взамен, кроме своих соплей и блох, визжать и скалить зубы, когда всем хочется спать, рыгать и портить воздух, чтобы твой желудок тоже не чувствовал никаких стеснений. А ты смеешь нам говорить о свободе! Глупый ты павиан, глупый, как мое копыто. Свобода всегда ограничена. Ограничена правилами, законами, договорами. Когда звери идут к водопою, лев может пить рядом с антилопой. Это – закон свободы. Скажи, павиан, если мы все вырвемся из своих вольер, что начнется тогда? Об этом тебе думать не с руки… не с лапы… Ты нежишься под ласками двух десятков самок,  а в голове у тебя незрелые мысли. Ты еще не дорос, чтобы с открытыми дверями жить среди других. У зверей законы звериные: сильный бьет слабого. Мне кажется, когда-то у зверей, очень-очень давно - до моей пра-пра-прабабушки, до блокады, до зверинца на Караванной улице - у животных были все двери открыты, а люди сидели за своими, закрытыми, и наблюдали за нами…А потом они многое у нас переняли…и иногда… иногда…и некоторые из людей живут по этим звериным законам…Ох, что мне в голову лезет, даже рожки зачесались. (Чешет о стенку рожки). Это все потому, что жирафы склонны к философии. Мы выше всех… над земной суетой, так сказать…Но что-то мне не по себе. И тихо стало вокруг. Почему так тихо? Э-э-эй!  (Заходил по периметру) Ветеринара этого подразнить, что ли? Ах, нет, он ушел…Как ушел? Почему ушел? Эй-эй-эй…(Ходит нервно, стучит копытами, вертит шеей) Так же нельзя! Нельзя же! Вернитесь…Вернитесь…И меня пустите же туда! Ну, скорее пустите! (Бьется в закрытую дверь) Пустите же, пустите, пустите!!!

Затемнение.

Телевизор. Диктор. Сегодня в Санкт-Петербургском зоопарке у пары жирафов появилось потомство. Это уже пятнадцатое, юбилейное,  поколение жирафов, родившееся в нашем зоопарке. Мама-жираф и новорожденная малышка чувствуют себя хорошо, хотя врачам пришлось все же во время родов прибегнуть к некоторому вмешательству. Администрация зоопарка объявляет конкурс среди горожан на лучшее имя для новорожденной.

КОНЕЦ
Июнь, 2018.


Рецензии
Родившийся в тюрьме человек - ужасает.
Родившийся в зоопарке жираф - умиляет.

Максим Метельский   20.09.2018 14:03     Заявить о нарушении
Дело в Родине.

Аглая Юрьева   24.09.2018 12:03   Заявить о нарушении