6. Нехитрые призы клуба Под интегралом

Герман Безносов пишет о завершении фестиваля бардов:

 «Стремительный праздник песни завершался во вторник 12 марта гала-концертом лауреатов. Первый – Галич, второй Кукин, третий – Дольский. <…>
Никто не думал о призах и премиях, так как это был не конкурс, а праздник. Я же накануне изобретал символы.

 «Всю ночь плавил почтовый сургуч и скреплял оттиском медной печати клуба «Под интегралом» памятные «ошейники» из синей бархатной ленточки для всех участников праздника. Многие оставили на память свои автографы на тех ленточках друг для друга». <…>

Химическую колбу наполнил табачным дымом, символизирующим туман, за которым Кукин в его популярной песне ехал в тайгу.

Эту колбу Юрию Кукину передали через москвичей (так как всем ленинградцам пришлось уехать, не дожидаясь закрытия фестиваля).

Это был приз «За лучшую песню об Академгородке», а табачный дым символизировал туман из его песни:

«А я еду, а я еду за туманом,
За мечтами и за запахом тайги».

На колбе было написано: «Туман Академгородка».

Не помню, какой сувенир был для Саши Дольского.

Герман Петрович не запомнил, но мы кое-что об этом знаем.

Александра Дольского наградили шпагой, которой когда-то сражались на дуэлях. Это был приз «За лучшую песню о женщине», и шпагу передали другому свердловчанину — Льву Зонову, так как Дольский тоже уже уехал домой.

«Специальный приз был вручён Сергею Чеснокову».

Приз Сергею Чеснокову был присуждён за активное участие в дискуссиях, и Бурштейн от имени прессы даже предложил присвоить ему титул «главного теоретика».

Далее Герман Безносов рассказывает о призе, вручённом Александру Галичу.

«В киоске уценённых товаров нашёл пластмассовое «гусиное» перо для Галича.
Главный приз фестиваля – Гран-При – объявил Леонид Жуховицкий:

«Все вы видели, каким успехом на концертах пользовался Александр Аркадьевич Галич (продолжительные аплодисменты).

Товарищи, успокойтесь! Вы ему аплодируете не последний раз сейчас. Но многие из вас не знают, что этот концертный успех — ничто по сравнению с тем колоссальным успехом, которым он пользовался на дискуссиях, потому что девяносто процентов времени было посвящено там именно песням Галича.

Причём польза от этого была колоссальная, потому что одни были за, другие — против, но спор вёлся в таком темпе, что извилины у людей росли прямо на глазах (смех, аплодисменты).

Мы сперва хотели присудить приз за самую бесспорную песню фестиваля, которая понравилась бы всем. Были такие песни, но никто почему-то не запомнил их названия. Это наше с вами общее упущение.

Тогда мы решили за самую спорную, за самую острую песню фестиваля присудить приз именно Галичу (аплодисменты)».

Этим призом стал традиционный для русского писателя инструмент — пластмассовое «гусиное» перо».

«По-видимому, то дешёвое перо вдохновило создателя [1] картинной галереи Дома учёных Михаила Макаренко на изготовление из драгоценного металла копии пера Пушкина и вручение его Галичу уже в Москве от имени общественности Академгородка, – продолжает свой рассказ Герман Безносов. – Копия документа об этой награде на бланке Сибирского отделения с подписями А.А. Ляпунова и директора галереи М.Я. Макаренко от 26 марта 1968 г. за № ХП-68 появилась в моём архиве уже в ХХI веке .

А в интернете появляются небылицы, – посетовал Герман Петрович, – где М. Макаренко называют создателем клуба «Под интегралом», отбывшим срок в местах, не столь отдалённых за фестиваль.


Примечание:

1. Если уж быть точным, то М.Я. Макаренко был организатором выставок картинной галереи, и называл он сам себя не создателем Картинной галереи, а её хранителем.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/09/21/113


Рецензии