Италия. Вроцлав, как ворота в Верону

(Нестандартные дорожные зарисовки путешественника о летнем итальянском маршруте Вроцлав-Верона-Местре-Венеция-Лидо де Венеция- Лидо ди Йезоло-Пескьера дель Гарда-Мальчезине-Местре-Вроцлав)

                ч.1

(В этой части изложены специальные сведения, предназначенные для конкретной категории путешественников, поэтому бывалый "пешеход-читатель" эту главу рассказа может «пробежаться» по диагонали)

   В славный польский город Вроцлав (бывший немецкий г. Бреслау) ведёт много сухопутных «тропинок», но есть и воздушная, которая заканчивается в аэропорту международного типа. Если  сравнить автомобильную, железнодорожную и автобусную «тропинку», то авиаперелёт выгодно отличится скоростью и комфортом, но тут есть «подводные камни».

   Говорят, что ещё с 2017 года авиаперевозчики ввели «милые», для себя, новые правила своих услуг. Отныне, неосведомлённые новички-пассажиры могут получить перед самым вылетом, неожиданный финансовый сюрприз. Удар по кошельку может оказаться такой силы, что цена билета может вырасти, минимум, вдвое дороже. Всему виной новые правила перевозки багажа и введение платной регистрации.

   В прежние времена было проще летать: купил билет на самолёт, заплатил за проезд в аэропорт и при бесплатной регистрации на рейс, взвесил свой багаж, доплатив немного за его перевес, если он есть. И всё!

   Сейчас «веселее» это выглядит. Выбирая рейс при бронировании билета на интернет-сайте, сразу видишь не всю стоимость оплаты перелёта. Если зациклиться только на оплате билета, то в аэропорту, перед самой посадкой, придётся ещё заплатить 40-50$ за регистрацию!!? Всегда эта процедура была бесплатной, а тут оказия образовалась, с непонятно за, что взятой дополнительной суммой к оплате. И это всего за несколько ударов по клавишам и робких движений компьютерной мышью. К фиксированному бесплатному весу ручной клади (7-10 кг.) добавлено жёсткое ограничение её размеров. Настолько жёсткое, что не каждая сумка или рюкзачок влезут в специальную металлическую «рамку-кузовок» (55х40х20) для проверки габаритов.

    Воздушным перевозчикам этого показалось мало и они, соревнуясь между собой в «оригинальности», установили количество ручной клади для одного пассажира. Какая-то авиакомпания великодушно позволяет иметь два предмета ручной клади, другая – только один. Отныне, не мудрено видеть нелепые сценки, когда барышня-пассажирка, при регистрации, вынуждена нервно запихивать свою дамскую сумочку в рюкзачок, чтобы добиться одной единицы ручной клади. В другом случае, симпатичная женщина отдала своему мужу сумочку в его рюкзачок а, в качестве личной ручной клади, торжественно прижала к груди, чехол с ластами супруга-подводника. Авиационные пассажиры народ терпеливый, находчивый и отзывчивый. Чего не сделаешь ради скорости перемещения к заветному пункту назначения? На эти нововведения они отозвались покупкой специальных чемоданчиков в стиле: «назвался ручной кладью, полезай в кузовок». В прежние времена семье путешественников хватало одного чемодана на двоих, плюс две небольшие сумки (рюкзачка) ручной клади. Теперь рачительные авиа-туристы делят свой походный груз на два маленьких «ручных» чемоданчика. Подобная изворотливая прижимистость не случайна потому, что цена провоза полноценного чемодана может вырасти до цены за авиабилет!?

                ч.2

   Нам симпатична авиация, летать здорово, но гораздо приятнее потратить эту «лишнюю» сумму на путешествия, чем «кормить» дополнительные амбиции администрации воздушного перевозчика. Например, гораздо веселее эти деньги потратить на прогулку по старой городской части Вроцлава, объедаясь горячими пончиками, налистниками или ныряя в его радушные кафешки, пивные бары, парки и музеи. Нам довелось повидать много красивых и самобытных городов мира, но Вроцлав умудрился выделиться среди них индивидуальным стилем. Его старинные улицы не имеют единообразного фасада – все дома разные. Складывается такое впечатление, что город был отдан во власть буйной фантазии талантливых архитекторов, энергично соревнующихся между собой. Отдельными местами, пёстрая уличная вереница старинных домов умело и со вкусом разбавлена яркими строительными вкраплениями из стекла и бетона нового модернового стиля, и это не портит, а, наоборот, украшает город. Когда я увидел такое неординарное и смелое сочетание стилей, то опешил потому, что этого не может быть – излишне строгие прямые стеклобетонные линии всегда смотрелись бельмом среди кружева старинных зданий, но тут этого не произошло. Все дизайнерские компоненты архитектурной «кухни» подобраны мастерски и с утончённым вкусом. Такой улицей можно любоваться с разных её концов, расширяя обзор и дополнительно созерцая сочетающиеся образы городских строений.

   Вроцлав считается одним из самых старых городов Польши, по количеству населения он занимает четвёртое место после Варшавы, Кракова и Лодзи. Территориально он расположен в необычном географическом «уголке» – можно сказать, что через Вроцлав протекает пять рек. Такая оговорка возможна за счёт того, что главная река Одра в этом месте встречается с четырьмя своими притоками. В настоящее время это обстоятельство вылилось в дополнительную индивидуальную архитектурную особенность города – сто тридцать мостов, но это не рекорд потому, что до Второй мировой войны тут было возведено триста три моста!

   По поводу музеев Вроцлава отмечу одну забавную особенность. В прошлой жизни город принадлежал немцам и носил название Бреслау (бывшая столица Силезии), и это отложило отпечаток на национальную память – в исторических музеях польского Вроцлава залы, преимущественно, забиты картинами художников с именами: Карл, Генрих, Лукас……… Почему-то, из всех музеев города мне больше всего запомнился «Городской музей» («Muzeum miejskie»). Особенно его верхний этаж, где в комнатах воссоздан интерьер старинных помещений, принадлежащих зажиточным гражданам. По сей день, симметрия замысловатого кружева резных шкафов радует глаз людей. Для пущего окунания в атмосферу прошлой жизни, в одном из залов накрыт настоящий обеденный стол, сервированный посудой былого времени и рассажены манекены в одежде той эпохи – камзолах и париках. Наверное, музейные дизайнеры не слишком симпатизировали аристократам потому, что их тарелки пусты и нет даже аперитивов. Словно, затеяно соревнование ради заветного рекорда Гинеса – самый долгий поварской заказ, так как томительное ожидание подачи «еды» уже затянулось на многие годы. 

   Всё это забавно, если захотеть обхихикать затею с манекенами, но не застольная экспозиция впечатляет на этаже больше всего. Главная «изюминка» тут – живые люди, вернее сказать, жившие в этом городе. Это удивительно, но со всех настенных портретов, из прошлой эпохи, на посетителей смотрят незаурядные личности, вершившие историю города. Впечатляет их концентрация на один музейный зал. Пытливо всматриваясь в такие лица, вынужден отметить, что это приятное заочное знакомство. Представленных здесь женщин и мужчин объединяет наличие у них умного волевого взгляда, выдающего в них образованных, деятельных и целеустремлённых людей – достойный образец общественной элиты. Быть истинным аристократом или успешным политическим деятелем непросто – тут много труда над собой нужно затратить, да и наследственные таланты лишними не будут. Некоторым нынешним лидерам не помешало бы так выглядеть, к сожалению не многие из них могут похвастаться таким достойным внешним видом.

   Думаю, неслучайно Вроцлав завоевал звание «Культурная столица Европы 2016 года» потому, что один список музеев чего стоит: Исторический музей, Археологический музей, Национальный музей, Этнографический музей, Музей военного снаряжения, Музей мещанского искусства, Музей медальерного искусства, Музей кладбищенского искусства, Городской музей, Музей почты и телекоммуникации, Музей архитектуры, Архиепископский музей, Природоведческий музей, Минералогический музей, Геологический музей, Рацлавицкая панорама.

                ч.3

   Для отдыха и плавного повышения градуса впечатлений, заядлым любителям истории можно порекомендовать проветриться от застоявшегося душного музейного воздуха в нашем любимом пивном баре «Przedwojenna» («Довоенный»), который радушно распахнул свои двери, много лет назад расположившись в старом центре Вроцлава на улице Святого Николая рядом с бывшей Рыночной площадью и Ратушей, напротив костёла Святой Елизаветы. Думаю, что это один из самых популярных баров в городе.  В вечернее время тут такое плотное столпотворение посетителей, что, как говорится, «яблоку негде упасть» - оно обязательно попадёт кому-то на ногу или в бокал с пивом. По крайней мере, без польской фразы «пшепрошам» (przepraszam - извините) не протиснуться сквозь толпу людей, скопившихся возле барной стойки. Словом, вдоволь «напшекаешься», что бы пройти через центральную часть главного зала, если захочешь попасть на  второй этаж или в нижний зал.

   Общая атмосфера в заведении стоит шумная и весёлая. Такое впечатление, что все вдруг разом оглохли и активно стремятся докричаться друг до друга. После такого вступления, очень странно писать эти строки, но в «Довоенном» посетители чувствуют себя очень уютно и непринуждённо. Всему виной тут уникальная радушная атмосфера этого пивного бара. Его интерьер выполнен под ретро. Заведение внешне больше похоже на антикварную лавку или музей. В его оформлении очень много старинных вещей: мебель, фотоаппараты, посуда, саквояжи, настенные часы-ходики, музыкальные инструменты, афиши, пожелтевшие чёрно-белые фотографии, картины,… Тут вы не встретите ни одного одинакового потёртого старого стула - все разные. Такое ощущение, что за сотню лет их натаскали со всего Вроцлава. Дизайнерам удалось остановить в этом помещении время – здесь царит стойкая атмосфера 30-х годов XX века. С высоты потолка, из-под декоративной паутины, непринуждённо звучит музыка тех лет, приправленная характерным треском виниловой пластинки.
 
   Главный зал выполнен в виде студии. Очень много деревянной облицовки в интерьере. Слева от барной стойки две скрипучие лестницы. Одна ведёт на второй этаж-балкон. Другая деревянная лестница изогнулась вниз, чтобы проложить тропку в малый зал и туалетные комнаты. Оказавшись внутри этих комнат, впечатлительный посетитель может бог весть, что нафантазировать себе – такие несуразно большие размеры этих помещений. Совсем немного, всего несколько десятков сантиметров добавить к длине стенок, и туда кровать можно было бы поставить. К чему бы это? Можно только догадываться. Например, тут комфортно мог бы развернуться любой офицер той эпохи, обвешанный шпорами и торчащей саблей. Да и нетерпеливого товарища можно с собой захватить. А почему бы нет? Наши милые современницы имеют же такую манеру – парами друг с другом ходить в туалет. Сколько их не спрашивал, но никто не дал вразумительного ответа, зачем на это сугубо индивидуальное мероприятие приглашать попутчицу.

    По поводу установки кровати в этих комнатах, в хмельную голову, излишне переполненного алкогольными «впечатлениями» посетителя бара, вполне могла прийти логическая мысль о том, что в таком уединённом помещении можно и прикорнуть в ожидании спальной мебели. А в порыве нахлынувших любовных страстей можно и свою подружку сюда завести – не на улице же её целовать. Да мало ли ещё, как можно использовать излишне просторные помещения.

  Отдельного слова заслуживает и кухня этого заведения. Меню "Довоенного" состоит из простой еды, приготовленной по-домашнему. В качестве фирменного напитка, тут  подают к пиву польскую водку с клюквенным сиропом, приправленным жгучим перцем табаско. Цены на всё радуют своей демократичностью и универсальностью. Все спиртные напитки (napoje) по 4 злотых, а все закуски (zak;ski) по 8 злотых. Мудрая гениальная фишка этого бара в том, что тут не нужно знать местный язык или английский - достаточно промычать и ткнуть пальцем на, нарисованную на стенке возле стойки, картинку с изображением желаемого: кружка пива, рюмка водки, тарелка с селёдкой, тарелка с колбасками, картошка с творогом или холодец.... Ну очень удобно! Главное доползти до стойки и подтянуться на руках, что бы тётенька-бармен тебя увидела. (смеюсь)

   Всё это здорово, но главное, повторюсь – это всегда шумная и весёлая атмосфера "Довоенного". Тут мы ни разу не встретили, ни одного злого или неприветливого лица. Напротив, повышение алкогольного градуса добавляет посетителям излишней галантности и взаимоуважения. В помещении бара находиться уютно. Персонал радушен и предупредителен. Воздух залов не засорён табачным дымом – курить можно только за столиками на улице. Кухня достаточно съедобная. Коли всё это так, то теперь «Довоенное» - наше с Ольгой польское отрядное место.

                ч.4

   Кстати, пока строки этого рассказа не убежали далеко от «кухни», вынужден, неожиданно для себя отметить, что во Вроцлаве нам  с Ольгой довелось отведать самую вкусную в своей жизни курицу (kurczak) гриль, добытую с  прилавка уличной торговли. Аромат, вкус, внешний вид, сочность куриного мяса и оптимальная равномерная пропитка экзотическими специями заслуживают самой высокой оценки местного поварского искусства. Хотя, тут же, вынужден отметить, что, на мой вкус, кухня общепита Вроцлава не производит, какого-то особенно яркого впечатления. Из того, что довелось попробовать, могу положительно отметить суп, поданный в хлебном каравае (журик), налистники и копчёные рулеты из сёмги.   Что касается супа, то он, скорее всего, запомнился необычным способом подачи в хлебной посуде и живописным колоритным ресторанным интерьером, стилизованным под деревенскую тематику: колёса от телег, глиняные горшки, деревянные лавки и утварь. Польские налистники – сытное и оригинальное блюдо, очень похожее на наши блины с начинкой. Только тут их принято выкладывать слоями, а не скручивать в трубочки. Тесто отличается от нашего по вкусу, ингредиенты начинки более сложные и непривычные для славянской традиционной кухни, но их сочетание даёт неплохую вкусовую гамму. Копчёные рулеты из сёмги словами не опишешь – сочная и ароматная вкуснятина. Особенно замечательны они с грибной начинкой. Чашку удовлетворительно заваренного зернового кофе можно найти далеко не в каждом кафетерии, тут нужно знать места. Поэтому можно сказать, что Вроцлав не для кофейных гурманов построен. В этом городе Ольге ещё приглянулось коричневое мороженое, её удовлетворил в нём насыщенный вкус натурального какао.

  Думаю, что вся причина скромных кулинарных успехов польского города из хвалёной Европы в ненатуральности местных продуктов, в отличие от наших. Заграничной продукции изобилие, но её качество, привычное нам с детства, тут в дефиците. Для примера скажу, что в разговорах с украинскими трудовыми иммигрантами звучало единое мнение о том, что они рады тут остаться работать из-за высокой оплаты труда, но ждут не дождутся отпуска, чтобы поесть дома вкусной натуральной пищи. Получается, что на территории бывшего Союза республик, пока ещё, остались заповедные зоны, где можно отыскать продукты питания, выращенные естественным способом, без искусственных добавок и генного модифицирования (ГМО). Хотя и сюда проникли «прогрессивные» технологии.  Всё это немудрено потому, что такова плата «счастливых» участников евроинтеграции. Жёсткие клещи устава заморского бизнеса цепко держат европейского производителя. В условиях жесточайшей конкуренции сильный всегда будет диктовать свои условия более слабому партнёру. Особенно это коснулось европейских новичков. Например, та же «осчастливленная» Болгария сегодня лишилась своего собственного болгарского перца и помидоров потому, что жёсткие европейские квоты отняли у этой страны возможность  выращивать такие, можно сказать, традиционные национальные сельскохозяйственные культуры. Из общения с местными жителями стало известно, что Болгария сейчас вынуждена закупать для собственных нужд голландские помидоры и перец! Такая чехарда не только с овощами произошла. Например, попробуйте отыскать в магазине болгарскую табачную продукцию («БТ», «Родопи», "Стюардесса", «Опал»,…) или знаменитое красное вино «Медвежья кровь».

                ч.5

   Тут, к слову, ещё одну дорожную зарисовку путешественника набросаю. Наблюдал, как в польском Вроцлаве живут люди пенсионного возраста. После чего вынужден отметить, что выглядят они благополучно. Их лица расслаблены, одежда опрятная и новая. Мне не довелось видеть, чтобы они собирали пустые бутылки или макулатуру для пополнения своего пенсионного бюджета. За исключением тех, опустившихся спившихся личностей, которые тяготеют к рыночной территории, таких граждан можно встретить в любой стране мира. Да и возраст у них не всегда пенсионный. Бездомных бомжей на улицах мне тоже не приходилось встречать, за исключением одного, живущего под пешеходным мостом в историческом центре города. Напротив, был невольным свидетелем того, как из дома престарелых, расположенного на набережной, сиделки на прогулку выкатили в колясках стариков, уже неспособных самостоятельно передвигаться. Выглядели они все ухоженными и опрятными. Некоторые из них были прикрыты новыми одеялами. Похоже, что в Польше хорошо налажена забота о пенсионерах.

     Хотя, вероятно, возможны и другие варианты. Например, возле пивного бара «Довоенное» мне пришлось наблюдать за одним стариком. Вид у него был не очень благополучный и ухоженный. В руках он держал полиэтиленовый кулёк. Робкими неуверенными шагами он прошёлся мимо уличных столиков с посетителями пивного бара. Затем вернулся к одному из них. К этому моменту за столом уже не было посетителей. Тут, только что, сидела шумная «стайка» молодёжи, которая резко «вспорхнула» на встречу другим прогулочным впечатлениям. Есть такое народное крылатое выражение: «Капиталисты зажрались». Вот и тут был этому пример. На столике остались недопитые напитки и недоеденные закуски. В рюмках грелись остатки водки, в бокалах искрились пузырьки польского пива, а в тарелках вальяжно развались надкусанные жаренные колбаски, в «обнимку» с лужицами горчицы и кусочками селёдки.  Для наших краёв это неслыханное святотатство – водку с пивом оставлять греться.

   Возле такой живописной «поляны» дед решил остановиться на отдых. Оглянувшись по сторонам, он присел на один из стульев. Немного посидев за столом, он убедился, что молодёжь не намерена возвращаться сюда. После чего, он методично и не спеша стал трогать бокалы и тарелки, изучая их содержимое. Потом, в таком же плавном темпе, дед-посетитель стал сливать содержимое рюмок в один бокал, пиво тоже нашло свой общий отдельный бокал. Остатки еды тоже оказались в одной общей тарелке. Для завершения торжественного процесса, дед решительно придвинул к себе салфетки и хлеб, взял в руки вилку и нож. Затем началась неспешная трапеза. Вот, что значит заграничный культурный пенсионер – салфетки и вилку ему подай. Наш бы соотечественник решительнее действовал – содержимое тарелок в кулёк, остатки водки и пива в один общий бокал, который бы одним уверенным махом был опрокинут в лужёное горло непутёвого пенсионера. Досадно и невесело писать эти строки, но это всё проза реальной жизни. К сожалению, бывают и непутёвые пенсионеры, и они по всему миру «разбросаны».

                ч.6

   Гостить во Вроцлаве можно бесконечно долго – это уютный и радушный город, но цель нынешнего летнего посещения – нехоженая нами, итальянская тропинка. Автомобиль и собака оставлены дома. Мы решили путешествовать в общем потоке автобусных, железнодорожных и авиационных туристов. Настроение перед этой поездкой было неоднозначным – по прогнозам нас ждала дождливая европейская погода с грозами и ливнями, но у нас не было других вариантов выбора времени пребывания, поэтому мы запаслись большими зонтиками и неумным упрямством, странствующих «осликов», настойчиво бредущих к выбранной туристической цели.
 
    Новый, недавно открытый, автовокзал Вроцлава нас удивил своей безалаберностью. По расположению, он чем-то похож на один из его парижских аналогов (Женвилье, фран. Gennevilers, северо-западный пригород Парижа) – такое же неожиданное подземное расположение автобусных перронов. Только французский коллега «смешнее» расположен – в него попасть можно только через общий вход со станцией метро. Турист-новичок изрядно «попотеет» прежде чем найдёт эту заветную «калитку». Все его расспросы приведут к пригородной автобусной станции, которая расположена возле торгового комплекса. Сам же международный автовокзал надёжно спрятан от путешественников в подземельях этого сооружения.

  Международный автобусный «аэропорт» Вроцлава такой же скрытный, он прячется в недрах нового торгового комплекса «Wroclavia». Его блеск и внеземные космические архитектурные формы – прекрасная маскировка. В начале этой итальянской тропинки мы не испытывали никакого беспокойства. Билеты приобретены на надёжном сайте и распечатаны. Месторасположение автовокзала и, как к нему доехать нам известно. Мы находимся в Европе, а это значит, что нам обеспечен, широко разрекламированный средствами массовой информации, порядок.

    На деле, всё оказалось «несколько» иначе. Всё пространство монументального торгового комплекса принадлежит ему самому, за исключением маленького проходного зала, расположенного возле одного из боковых входов в сооружение. Там можно найти несколько кассовых окошек, комнатку диспетчера, дверь лифта и боковую лестницу вниз. И всё! А, что ещё нужно благополучному европейскому путешественнику? Мы бывалые и неприхотливые туристы, но в этом аскетическом интерьере, без буфетов, и уютных кресел зала ожидания, нам бы очень хотелось увидеть толковое электронное табло с расписанием, графиком прибытия автобусов, нумерацию перронов, но этого не было и следа. Это странный момент потому, что даже на каждой трамвайной остановке Вроцлава, нас разбаловали тем, что там есть толковое электронное информационное табло, на котором чётко виден график движения транспорта с точностью до минут.  Будучи отчаянными оптимистами, мы решили увидеть всю электронную информационную роскошь в нижнем зале, куда вела боковая лестница, но не тут-то было.

     Неожиданный хвалёный порядок и тут показал свою странную стабильность. В диспетчерской нам удалось узнать только то, что наш автобус прибудет на один из нескольких предпоследних перронов. И всё! Ждите. В процессе этого мероприятия в ужасе отмечаем, что на, прибывающих международных автобусах, иногда указан не конечный пункт назначения, а следующий за Вроцлавом. Да и само название конечного пункта мало бы добавило ясности потому, что много проходящих маршрутов и пересадок используется в европейском стиле автобусного движения. И не только в нём, но и в железнодорожных поездках, и даже в авиационных перелётах, рачительные европейцы верны этой странной скупердяйской манере, чуждой широкой славянской душе наших домашних перевозчиков. Известны варианты перелётов, когда вместо одного или двух часов в воздухе, пассажир тратит целый световой день на пересадки в разных городах Европы, а то и ночевать в гостинице или аэропорту ему, бедолашному, приходится.

   С учётом этого, пришлось «раскорячиться» с багажом между нашими перронами и бегать между прибывающими автобусами, выспрашивая направление маршрута, у водителей, озабоченных погрузкой вещей и пассажиров. «Спокойствия» и «уверенности» нам добавила женщина-пассажир, которая попросила посторожить её многочисленный багаж, пока она не выяснит у диспетчера информацию о своём автобусе. Уходила она загоревшей, а назад пришла с лицом белого цвета – её рейса нет в сегодняшнем расписании прибытия автобусов!? Билеты она оплатила через сайт.  Перевозчик и сайт -  это разные коммерческие формы. Первый перевозит, а второй размещает рекламу, работает с клиентами, продаёт билеты и не несёт ответственности за перевозчика. В спорных случаях пассажир должен обращаться к перевозчику напрямую, рассчитывая только на возврат денег за билет, если автобус не пришёл по вине хозяина транспорта. Никаких подстраховочных посадок на другие попутные автобусы, в этом случае, не предусмотрено – очень «миленькая» ситуация для обвешенного вещами пассажира, который рассчитал до минут свой дальнейший маршрут с пересадками, заказал гостиницы и всё такое, прочее.  Особенно «весело» это выглядит, если дорожный бедолага, вынужден разгребать эти проблемы на иностранном языке, который не всегда может быть понятен местному населению, даже если его принято считать международным – все люди планеты учились языкам в школе по-своему и с разным успехом.

   В этот раз нам повезло в том, что сайт не подвёл, и одна мудрая светлая душа посоветовала нам запомнить название автоперевозчика. Поэтому мы подходили не ко всем автобусам, а только к избранным. Эта походная тактика дала положительный результат. Правда на отпускной отдых эти нервные часы были мало похожи, но «без труда не вытянешь и рыбку», даже в «благополучной» изнеженной «рациональным порядком» Европе. Наш проходящий автобус пришёл не совсем точно по расписанию и на его табличке был указан не конечный пункт, а следующий за Вроцлавом, но это показалось неважным потому, что главное – он наш.

                ч.7

   И вот, посадочные хлопоты позади, мы разместились на втором этаже салона, закрылась дверь, и комфортабельная международная «колесница» плавно стала выруливать из подземелья автовокзала. Немного помелькали городские кварталы и наш автобусный «скакун» резво вырвался на стреловидные шоссейные просторы. Размеренно потекла итальянская тропинка нашего летнего путешествия. В пути нас ожидала только одна пересадка. Живописный маршрут проложен через территорию: Польши, Чехии, Германии, Австрии. Быть просто пассажиром не так уж и плохо. Кто-то сосредоточенно крутит руль, а ты можешь позволить себе, попивая кофе, смотреть фильмы на польском языке, поглядывая на заграничные пейзажи за окном. Безмятежно «клевать» носом тоже не возбраняется, особенно когда ночь вступит в свои права.
 
   Эта дорога дальняя, но сон сняло, как рукой, когда перед рассветом, за окнами автобуса появился ошеломительный пейзаж – Альпы. Зрелище получилось завораживающее. Как-то вдруг, по обеим сторонам шоссе, вдали замаячили далёкие чёрные тени на горизонте. С каждым километром пути строгий силуэт горной гряды всё увереннее стал поглощать равнинный пейзаж, увеличиваясь в размерах. Для созерцания получился необычный эффект. Автобус продолжает идти по горизонтальной плоскости равнины, а горы неумолимо продолжают расти по её бокам, словно медлительно набегающая каменная волна. Рельеф местности даёт такие зрительные ощущения. Зелёная долина тут имеет форму треугольника, вершиной которого она упирается в скалы. Наше шоссе – медиана, разрезающая плоскость равнины пополам. Угол подъёма такой плавный, что мы совершенно незаметно для себя оказываемся в плотном окружении высоких гор. На всём пути до Инсбрука нас сопровождает быстрая вода неширокой игривой реки Инн. Она то слева, то справа от нашего шоссе выныривает, чтобы покрасоваться. При первом знакомстве, сам Инсбрук всегда удивляет новичка своими маленькими размерами и низким расположением, относительно уровня шоссе. Каким-то образом, средства массовой информации раздули его образ, хотя по местным тирольским масштабам этот австрийский город считается крупным административным промышленным и спортивно-туристическим центром. Просто у нас дома другие ассоциации со словом «крупный город».

     Оставив Инсбрук по правую сторону от шоссе, мы закружились в хороводе живописных поворотов горного серпантина, уверенно ведущего нас в Италию. В этом месте хочу отметить ещё одну великолепную особенность этого маршрута. Дорога достаточно дальняя. Поэтому в пути делались периодические короткие остановки для того, чтобы пассажиры имели возможность выйти размяться. Уже в Германии, на подъезде к Австрии, мы все ощутили невероятно чистый и свежий воздух, щедро напоённый хвойными ароматами и грибными запахами. Было такое ощущение, что грибы растут прямо на клумбах заправок и придорожных кафе, такой был насыщенный дух. Особенно прозрачным и бодрым воздух стал в горной местности.  Вдоль реки Инн к этим ярким впечатлениям ещё добавлялась мелодия весело журчащей воды. В скором времени, эта живописная тропинка привела в древнюю Верону, где мы впервые ступили на северо-восточную итальянскую землю.



Продолжение следует


Рецензии
Уважаемый Виктор, во-первых, спасибо Вам большое за замечательный рассказ, с юмором и полезными данными ( немного, правда, растянуто на мой вкус, я бы его поделила на части для лучшего восприятия, но это мелочи). Мне очень понравилось, сама уже вряд ли решусь на такое путешествие. Не знаю, по каким городам Германии Вам удалось попутешествовать, но страна не только очень чистая и красивая, но я за многие годы никаких гено-модифицированных продуктов здесь не видела, во всех кафе и ресторанах все блюда приготовлены их свежих и экологически чистых продуктов. Вот кофе, как правило, не очень, его, как и мороженое лучше есть у итальянцев. В Германии тоже есть такие кафе, оформленные в стиле ретро, с дамами и кавалерами в париках и камзолах.В туалет я , правда, ходила в гордом одиночестве. Таких автовокзалов в Германии не встретишь, не только табло со временем прибытия и отбытия ( и через какие крупные станции), но и городской транспорт строго по расписанию, а в случае непредвиденной задержки и с бегущей строкой.
У меня вопрос: чисто ли в Польше? Вы еще не добрались до Италии, потому пугать вас не хочу заранее, но на меня и моего мужа Венеция ( как и Местре) произвели ужасное впечатление. У меня есть рассказ " Эта ужасная Венеция". Но, если Вы решитесь его прочитать, то после посещения Венеции, чтобы я не создала у Вас предвзятого мнения. Может Вам больше повезет.

С искренним уважением
Елена

Елена Ахмедова   13.10.2021 21:22     Заявить о нарушении
Соглашусь с тем, что трудолюбивый быт Германии заслуживает уважения. Её чемпионом качества продуктов можно уверенно считать Баварию. Кофе - не их конёк, за ним лучше в Австрию мотнуться.
В целом, в Польше чисто, особенно в таких городах, как бывший немецкий Вроцлав. Пугать Италией меня уже поздно - бывал неоднократно (улыбаюсь) - нравится эта страна.
В славной Венеции был несколько раз - всегда была чистой, как и Местре ("Италия. Венеция - это город-остров" http://proza.ru/2019/04/06/60;......)
Тема "ужасная Венеция" у меня есть только мельком, при описании внутреннего интерьера Собора Святого Марка ч.5 Логово могущественного дракона из моего рассказа "Другая Венеция".

Виктор Комосов   14.10.2021 01:03   Заявить о нарушении
Почитаю, как время выберу, это интересно. Насчет чистой Венеции даже себе и представить не могу, а как же вонючие каналы и обшарпанные ( снаружи) дома? Может быть, если бы я приехала туда прямо из своего Узбекистана ( тоже чистотой похвастать не может) , это бы не произвело на меня такого жуткого впечатления, но я уже пожила в Германии. У моего брата есть квартира в Триесте, сейчас там живет мой племянник. Вот Триест - относительно чистый город, бывшая Австро-Венгерская империя, и даже море не воняет. Мой брат говорит, что в Венеции можно купаться, места надо знать, но то, что видела и обоняла я, мне просто стало плохо.
Но представления у всех разные. В Австрии я была лишь проездом, на поезде, виды Альп, конечно, поражают воображение, а вот Швейцария мне очень понравилась, мало отличается от Германии, разве что дикими ценами, но это было в 2003 году.

С уважением
Елена

Елена Ахмедова   14.10.2021 20:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.