19. 1. Подсистема Компетентностный ресурс

Для продолжения анализа потенциала мобилизации ментального ресурса Израиля к жизнеспасительному маневрированию в контексте нарастающего противоборства цивилизационных гигантов – вижу полезность обратиться к тезисам своего доклада на Международной научно-практической конференции «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (ЕDQ-2005)». М. 2005:

М. М. Харитонов - КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ДИСТАНЦИОННОЙ МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ.

В аналитическом обзоре 2003 года «Реформы образования» отмечено, что, в условиях глобализации мировой экономики происходит смещение акцентов с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений (Реформы образования: Аналитический обзор/под ред. В.М. Филиппова. – М.: Центр образовательной политики, 2003 и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002  N 393. М., 2002).

Изменение принципа означает и изменение обеспечивающего подхода. Подход определяется некоей идеей, концепцией и центрируется на основных для него одной–трех категориях. Для компетентностного подхода такой категорией является «компетентность». Компетентность определяется как совокупность психических качеств, составляющих готовность высокого уровня к осуществлению определенной  деятельности.

Включение России в Болонский процесс форсировало необходимость его освоения российской образовательной системой (Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов. Кафедра системных исследований образования. Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы»). Компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, его прагматический, предметно-профессиональный аспект (Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. № 5. 2003).

Наряду с когнитивно-знаниевым, компетентность включает также и мотивационный, отношенческий, регуляторный компоненты. Компетентность составляют и личностные качества человека (эмоционально-волевая регуляция, ценностно-смысловое отношение), и личностные образования - уровень притязаний, направленность, целеполагание.

Наглядная графическая модель соотношения компетентности и компонент образовательной среды (ОС) была предложена на международной конференции в 2001 г(Joshua Earnest, Fr. Francis E. de Melo. Competency-based engeneering curricula – an innovative approach. International Conference on Engineering Education. August 6 – 10, 2001 Oslo, Norway).
 
ОС разделена на две части:
а) образование на уровне общих представлений, подготавливающих к обретению компетентности;
б) формирование составляющих компетентности.
Рассматривается компетентность в инженерной сфере, однако структура компетентности по существу совпадает с тем, как мы определили систему компонент компетентности менеджера, выработке которой способствует бизнес-образовательная среда Открытой школы бизнеса Открытого университета Великобритании (рис. вверху над текстом).

В менеджмент-образовательном процессе с использованием этой ОС практически состоялось опробование комплекса из 5-ти компетентностей /комплекс компетентностей и их наименования предложены мной и два десятка лет продуктивно использовались в преподавательской и консалтинговой работе/:

К1  Умение концентрироваться на своей самоответственности. Определить сферу своего непосредственного и опосредованн6ого влияния.

К2  Умение системно-целостно видеть предмет интереса. Представлять себя и ситуацию в целесообразно упорядоченном виде, без излишних элементов и со всем необходимым.

К3  Умение сосредоточиться на сущности предметов. Отделить зону релевантных факторов в осуществляемой деятельности от нерелевантных и сконцентрироваться на действительно релевантных.

К4  Умение рефлексировать другого. Умение понять своеобразие другого и приспособиться к нему.

К5  Умение выразить ощущение предмета и его деталей (концепты). Умение контактировать и осуществлять отношения добровольного взаимного обмена – маркетинговые отношения.


Рецензии