и Христу нечего им ответить
Я понимаю, что для нас за эти годы указатели на исторических путях разрушились или преданы забвению, значения написанных на них слов забыты, настоящие входы заросли, а стрелки стали показывать неправильное направление.... Но кто сказал, что искать древние документы не нужно?... Их находят: Свитки Мёртвого моря, "Древности" Иосифа Флавия и др.... Идеи в них настолько сильны, что правильный и неправильный вывод даёт огромные результаты. Это как раз касается христианства на заре своего существования и того, что описывает Г. Сенкевич в романе "Камо грядеши".
Евангелие - сегодня все ещё источник наших знаний о прошлом, как бы он ни был подпорчен последующими переводами и дополнениями, и из него в первую очередь мы узнаём о Христе , его учении. Деяния и Послания апостолов документы более поздние, они вводят многое , чего нет в Евангелиях и что им противоречит. Во всяком случае, на основе Посланий того же Павла невозможно было бы воссоздать личность Христа, его драму и суть его учения. Так и получилось: в романе Г. Сенкевича звучит не учение Христа, а учение Павла.
Учение Иисуса бесконечно далёко от того сентиментального христианства, которое создано в романе. Это как раз - ключ к важнейшей части истории, что пытается рассказать писатель.
Первые христиане не считали Иисуса богом. Он был для них учителем. Христос называл себя сыном Божиим и сыном человеческим. Он утверждал, что он и Отец - суть одно, и тот, кто следует за ним, следует и за его Отцом. И все они - божьи дети .Все(!)
Собственные слова Христа не создают легенды, не творят мифа. Их можно понять аллегорически и мистически в том смысле, что Иисус чувствовал своё единство с Богом или ощущал Бога в себе. И это ощущение доступно другим.
"Да будете сынами Отца вашего Небесного..."(Матф. V, 43-45).
Ни в какой другой религии нет таких тесных взаимоотношений между божествами и людьми, как в греческих мифах. Все полубоги, титаны и герои Греции были сынами божеств. Эта идея греческих мифов перешла значительно позже в каноническое христианство и стала главной его догмой. И нет сомнения, что Христос стал сыном Божьим в соответствии с языческой идеей. Смерть и воскресение бога - это оттуда в христианстве, и это фундаментально.
Идея же самого романа в том, что Царство Небесное - место или состояние, в котором праведные души окажутся только после смерти. Нигде в романе даже не допускается иное понимание этих слов.
"Они должны быть добрыми, смиренными, справедливыми, бедными и праведными не для того, чтобы при жизни наслаждаться покоем, но чтобы после смерти жить вечно во Христе, жить в таком веселии, в такой славе, в таком блаженстве и ликовании, каких на земле никто никогда не удостоился."-
это мысль героя романа апостола Петра. Хотя в то время термина "апостол" де факте вообще не существовало.
Словам самого Иисуса: "Царство Небесное внутри вас" в романе места не нашлось. На самом деле, по мысли первых христиан (не в романе), Царство Божие означает внутренний круг человечества, знания и идеи этого круга существуют для царей и священнослужителей (термины аллегорические).
"Это люди, которые знают истину и которых истина сделала свободными". (Иоанн, VIII, 32)
Чтобы достичь Царства Священного, иными словами, достичь знания, требуются четыре условия: разум, просветлённый изучением; неустрашимость, которую ничто не в состоянии остановить; воля, которую невозможно преодолеть; благоразумие, которого ничто не может отменить. Это выражение означает не империю на небесах, но империю внутри человека под непосредственной властью неба, повинующегося законам неба. Смысл его Нагорной проповеди: "блаженны нищие духом",...то есть блаженны те, кто сам ощущает свою духовную нищету. У такого человека есть шанс ту нищету преодолеть.
В Евангелии есть две точки самого высокого градуса в жизни Иисуса: та самая Нагорная проповедь и распятие. Бесконечно много говоря о распятии, Г. Сенкевич "заповеди блаженства", под таким именем Нагорная вошла в историю, места в романе не нашел.
К тому же автор , как и теологи последующих времен, исказили смысл понятия "Царство Небесное",...связав его только с идеей "рая" , где, согласно их представлениям, души праведников окажутся после смерти. И потому герои романа, христиане...
"ожидали смерть шли к ней с радостью, будто к вратам счастья."
"Камо грядеши"даже до начала расправы Нерона с христианами, переполнен идеями смерти, стремлением к смерти, чувством блаженства от того, что миг смерти наступил. И потому у героев Г. Сенкевича идеалом стали не идеи Христа, а труп т. е. распятая на кресте жертва . И по версии автора...
"жизнь нечто столь жалкое, что и думать о ней не стоит."
От трагедии, что произошла с первыми христианами, веет безудержной патетикой, и в этом - жесточайший прессинг. Роман "счастьем смерти" переполнен.
Евангелиях, совершенно точно Христос говорил, что Царство Небесное достигается при жизни.
"Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого грядущего в Царствии Своём" (Матф. XVI, 28)
Первые христиане могли бы и сами сказать о христианах литературных : кто-то не способен получить из учения Иисуса ничего, кроме совершенно ложных идей.
И Христу нечего им ответить.
Свидетельство о публикации №218092101646