12. Рождён для Сибири

НА СНИМКЕ: Лист из книги отзывов, сохранённой Германом Безносовым, с записью Александра Галича.


У клуба «Под Интегралом» была, да, в общем-то, и есть, – она сохранилась – специальная книга, куда записывались впечатления от фестиваля. Там много разных высказываний.
 
И восторженные:

– Одна просьба: устраивать почаще такие вот песни»,
И гневные:

– Песни Галича – возмутительная безыдейщина!

Есть там и запись Александра Галича:


«Мария Волконская [1] ещё собирается, а я уже здесь, как будто всегда был здесь! Нет, видать, я и вправду рождён для Сибири! Спасибо вам всем, огромное спасибо. Галич. 12.03.1968 г.».

Галич сумел преодолеть себя, преодолеть страх перед системой, который въелся в нас, стал образом жизни. Получив приглашение на фестиваль бардов, Галич сделал решительный шаг, нарушив неписаные правила игры, установленные советским режимом.

За два дня до своего отъезда из страны в эмиграцию, на прощальном концерте в Москве, он прямо рассказал о причинах, побудивших его принять участие в Новосибирском фестивале: «Мне все-таки уже было под пятьдесят. Я уже всё видел. Я уже был благополучным сценаристом, благополучным драматургом, благополучным советским холуём. И я понял, что я так больше не могу, что я должен наконец-то заговорить в полный голос, заговорить правду».

И заговорил вслух о запретном, ярко, громко, провозгласил на всю страну, и не услышать его было невозможно. И его услышали. Одни прозрели, другие возненавидели. Одни уже не могли жить по-старому, другие принялись порочить певца свободы.

Но самую запомнившуюся запись в книге памяти о фестивале, запись, которая отразила истину, длительное время ускользавшую от нас я приведу в конце этой книги:

– Все говорят о мужестве бардов, а ведь это всего лишь честность.
Это написал Танкред Голенпольский.


Примечание:

1. Галич помнит историю жён декабристов: В 1826 году князя Сергея Волконского, участвовавшего в восстании декабристов, сослали в Сибирь, и его жена Мария Волконская отправилась вслед за ним. В 1968 году тема декабристов станет в творчестве Галича одной из центральных.



Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/09/21/158 


Рецензии