Этап на Валаам с инвалидами

Я до могилы забыть не смогу,
Бомбёжку и мессера вой...
Богом наверное был спасён
В этот мой первый бой.

А может быть дома, Мать обо мне,
Молитву в тот час читала,
Что будет дальше, со мной на войне,
Мама не представляла.

Я воевал, себя не щадя,
В атаку шёл в полный рост...
И вот на груди награды горят
Медали и парочка звёзд.

И верилось мне что ещё чуток,
Войне подведём итог...
Но так уж вышло, был ранен в бою
В санбате очнулся без ног.

И свет потемнел, нахрена эта жизнь,
Калекой быть в тридцать лет,
А с койки соседней сказал самовар*:
Счастливчик, достань кисет.

Дождались Победу, смахнули слезу,
Смотрели на тех красивых...
Кто шёл на своих обнимая жену,
Мы пили за них счастливых.

Какая радость осталась мне,
Лишь помнить как выжил там...
И высшей наградой от Сталина нам -
Этапом на Валаам.

*Самовар - человек без рук и ног.
_____________________________
Миф о тюремных интернатах для ветеранов-инвалидов появился не сразу. По всей видимости, всё началось с таинственности, что окружала инвалидный дом на Валааме.

Автор знаменитой «Валаамской тетради» экскурсовод Евгений Кузнецов так и писал: «В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР образовали на Валааме и в зданиях монастырских разместили Дом инвалидов войны и труда. Вот это было заведение! Не праздный, вероятно, вопрос: почему же здесь, на острове, а не где-нибудь на материке? Ведь и снабжать проще, и содержать дешевле. Формальное объяснение – тут много жилья, подсобных помещений, хозяйственных (одна ферма чего стоит), пахотные земли для подсобного хозяйства, фруктовые сады, ягодные питомники. А неформальная, истинная причина – уж слишком намозолили глаза советскому народу-победителю сотни тысяч инвалидов: безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в поездах, на улицах, да мало ли ещё где. Ну, посудите сами: грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит. Никуда не годится! Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться. Но куда их девать? А в бывшие монастыри, на острова! С глаз долой – из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого "позора"! Вот так возникли эти богадельни в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях...»

Источник:


Рецензии