Из записок Игрекова...

Двойная мораль, что это, анахронизм средневековья? Или это было всегда, с рождения  человека  как личности? Или это заблуждение, не понимание действительности мира?
А может быть это то и другое, некая путаница приходящего и уходящего дня?
Наверное так оно и есть, по крайне мере каждый человек в своём мире видит себя так как он видит. Мне говорил племянник, что он практически дошёл до слесаря пятого разряда за год,ну пусть не за год, немного приукрасил, но в отличии от мня получившего этот разряд в конце рабочей карьеры, это небо земля!.. Заговорил севший напротив меня пассажир.
Я был по личным делам в районном центре. До автобуса ещё оставалось часа полтора и не имея не каких других целей в районном городке, не нашёл не чего лучшего для себя, как пойти на автовокзал. Зайте в кофе и посидеть там, выпить чашку кофе, а проще пообедать, не было денег, когда то такие траты, тратами не были. Моя мама всегда меня ругала, опять заходил в столовую, дома тебе еды не хватает, любишь ты по столовым ходить? А я, действительно любил ходить по столовым, если столовая по пути, почему бы не зайти!..
Купив второе и стакан чаю, можно было уложиться копеек в тридцать пять, в прочим точно сейчас уже не помню. Нет  конечно и сейчас вполне возможно, можно было выделить не значительную сумму затем что бы посетить это заведение. Куда я всё таки иногда захаживал, но потратив некоторую сумму, уже нельзя было потратить на что то другое, как то в этом смысле прежде было жить легче. В  прочем, прежде как мне казалось всегда жить было лучше, а прежде с самого начала, как я помню себя, всегда представлялось, вот надо немного подождать и жить будет так хорошо, как и представить себе не возможно.
«Каждый смотрит, со своей колокольни», отвечал я, « Именно», продолжал  мой новый знакомый. У нас в провинции, в прочим как  и столичных городах, случайно сошедшиеся люди на вокзале на полчаса, начинают вступать в разговор друг с другом, так как если бы они знали друг друга всю жизнь, только за тем что бы раставшись через  час полтора, забыть друг друга навсегда. В прочим это   моё частное наблюдение  и оно может быть вполне  ошибочно.
Я задумался, мой новый знакомый совершенно этого не замечая продолжал,   « Тем более, он женщин менял, как перчатки». «Значит он имел успех». «»Да именно успех, и как вы сказали,
каждый смотрит со своей стороны». Продолжал он, «В чём дело?» Задавал он вопрос за вопросом и сам же на них бодрым, твёрдым голосом отвечал. Мне же нечего не оставалось, как слушать его и совсем соглашаться, что бы он не говорил? « Разве человек   совершенен, нет конечно, он обладает каким то, потенциалом,  способностями определяющим возможность выполнять производственные задачи, от которых зависит заработок и социальное положение в обществе. Будучи внутри совершенно свободным, человек при этом  ограничен своим кругозором, позволяющим ему видеть какую то, причинно следственную связь. Но, а поскольку он заинтересован в реализации своих интересов, которые во первых зависят от способностей которыми обладает индивид  и во вторых, от условий которые определяют возможности человека. То он и осмысливает себя в рамках этих условий, а это и есть субъективность, то есть когда  человек смотрит со своей колокольни. Нет конечно во многом эта аксиома не верна, на то он и человек, что бы подниматься над своей субъективностью, но всё таки когда начинаешь с кем-то, разговаривать наталкиваешься на прямую субъективность?..» «Но  и чём же, она эта самая субъективность выражается?», спросил  я, отрываясь от своей задумчивости и посмотрел на своего собеседника. Это был, человек лет сорока, пятидесяти, среднего роста, обычно одетый внешне нечем не отличавшийся от других. Единственно чем он, если и отличался от других людей, то это пытливым взглядом, которым он как  бы говорил, я то же субъективен, но пытаюсь понять суть причинно следственной связи, и хоть не на один грамм не верю в справедливость, но надеюсь что всё же она есть, эта самая справедливость. Промелькнувшая на мгновение мысль, несколько поразила меня и я невольно подумал, вот всё таки есть люди которые верят в справедливость, и как могут правильно или не правильно борются за неё. Но то час забыл про это, давно решив для себя, быть может я ошибаюсь и это только иллюзия? Но как вспоминается мне, как мне казалось я как и все любил весь мир, и верил что его можно изменить. И то что я знал про себя, что мне виделось как следствие и причина, куда только можно внести коррективы и всё  можно изменить. Я был уверен, что я знаю всё, что надо делать и я как этот человек, спорил и доказывал всем подряд, веря и ища эту самую справедливость. Но все мои рассуждения,были не что иное,как субъективное восприятие мира. Попросту говоря я смотрел на вещи с каких то одних плоских  позиций. Как то, в споре со знакомых, он говорил, «Ты пойми, ты смотришь, как сквозь щель, это правильно, но это только в одной плоскости, а мир объёмен»
Он прав, с одной стороны я смотрел на мир плоско и искренне верил, что его можно изменить, с другой стороны я   любил его. Но постепенно я понял, что мир изменить нельзя, это человеку не по силам, это может только один Бог. Человек в Адаме отпал от Бога и как только не проявился нарушая нравственные нормы, в отождествлении своих интересов.
И только покаяние осознание своей греховности человеком  в молитве с Божьей помощью помогает подняться до святости. Поняв это, я понял ещё и то, что я грешен, не вероятно как грешен, но только вера спасает во мне хоть сколько то ещё оставшееся  духовное начало. Но будучи в себе человеком честным, я мало помалу перестал спорить и что то, кому то доказывать и в меня проникло равнодушие, позволявшие мне совершенно спокойно смотреть на окружающую меня действительность. Но вот буквально на днях, мне сон напомнил, о некогда мной любимой, божественной Т. Она меня не когда не любила, чувство моё было к ней безответным. Я пытался с ней познакомиться, хоть как то обратить на себя её внимание, но всё было тщетно. Я давно забыл про это и только если и помнил об этом, то только формально. И вот сон напомнил о ней и я словно проснулся, вспомнил, в душе защемило, всё окружающее показалось мелким и серым. Невольно захотелось вернуться назад, увидеть её, хотя бы сказать несколько слов,что было не возможно. И эта не возможность напомнившая мне о чувствах так была пронзительно и свежа, что я как бывало и прежде проговорил, равнодушие, равнодушие и чувство покинуло меня,перейдя в привычное состояние.
Нет, скорее всего, он не верил что  то из того, что он говорил,  имело для его собеседника  какое то значение. Но он говорил это скорее всего для самоуспокоения, что говорило о нём,как о человеке всё таки в глубине души верившим, что всё же мир можно изменить.
«Субъективность, это когда человек верит в справедливость своих слов и думает, что он прав, когда на самом деле он заблуждается»  « И в чём же он заблуждается» обратился я, на этих словах к собеседнику. «Каждый человек  смотрит из ходя из своих интересах, мой племянник получил практически  высокий разряд за один год, мне потребовалась вся жизнь, значит мы с ним и рассуждаем по разному.» «Бытие определяет сознание» сказал я, посмотрев на собеседника. « Именно бытие, определяет сознание»,проговорил  за мной ровным,спокойным голосом  собеседник и продолжал. «Вот я говорю, в разговоре с кем  либо к слову. У меня маленькая зарплата, спрашивают сколько. Говорю пятнадцать, что для мужчины нечего? Сразу как начинают говорить, а как же мы, у меня только двенадцать, а вон моей знакомой   восемь и ребёнок, как ей жить. А при чём же здесь я, я захожу в магазин, кажется сколько магазинов, везде покупатели, покупают постольку, что мне и не снилось».
«Да, но им не хватает денег» пытаясь не раздражать собеседника, говорю я.
«Я, это понимаю,» всё так же спокойно продолжал он. «Разве я возражаю против того, что они зарабатывают мало и этого не хватает на жизнь? Но я та здесь причём, людей зарабатывающих больше меня сколько угодно, что можно видеть из того, сколько люди покупают товаров в магазине. Но им же они претензий не высказывают, а я что не могу зарабатывать?»
« Разумеется можете, но всё таки это   можно понять,» попытался я возразить.                « Что понять?» перебил меня довольно таки бесцеремонно мой собеседник. И не останавливаясь ни на минуту,продолжал, « Естественно, я то же хочу заработать настоящие деньги». «А сколько надо заработать, что бы получить настоящую зарплату,» спросил я. Он на это не отвечал и продолжал, всё с тем же напором, « Вот я не женат и и если скажу что хочу женится и сразу же скажут, с таким заработком,  разве можно всерьёз думать о создании семьи», последнее слова проговорил он с выжимом. « Ну это вы через чур,»заговорил я, сколько угодно людей женятся, имея  заработки намного меньше чем ваш, тут главное встретить свойственную вашей индивидуальности женщину». «Вы правы, я тоже так думаю, главное встретить по своему характеру. Но я, услышал, какой ты, мужик,разве это заработок?»  «Но это скорее шутка», продолжал я. «Да, шутка»,возразил собеседник и так же безапелляционно продолжал. « Когда, я сказал в разговоре, что я найду работу позволяющую мне в три раза больше заработать, то тотчас же услышал, а куда тебе такие деньги? Как куда, говорю я, может быть поеду путешествовать. На путешествие  раз в год, столько не надо, возражают они мне. Как видите, двойная мораль, как в мою пользу, так сразу за чем тебе надо.  Если не в мою пользу, так сразу кто ты такой? А вот я один, им до этого разве есть дело? Нет», взволнованно продолжал мой новый знакомый по автовокзалу. « Им до этого нет не какого дела, так почему мне до кого то, должно быть дело». «Вы хотите сказать, каждый за себя?» «А как бы вы думали? Разве можно, как то, по другому? Лично я кроме как в себя в нечего не верю.» « Но так нельзя,заговорил я, без веры нельзя!..» «Всё это сказки, когда то, кончится жизнь на земле, когда то её проглотит солнце, потом и солнце потухнет.» Но тогда люди достигнут таких возможностей, что современные для того времени технологии позволят переселится на другие планеты,» неуверенно произнёс я.  «Может быть, но только тогда нас с вами не будет, да и все переселится не смогут, как это возможно?» « Может быть это фантазия, но душа сможет выходить из тела и много  места не надо будет» « Может быть, что может быть, а я живу реальным днём, а не фантазией далёкого будущего?»
На этом разговор прекратился и мы молча, каждый на своём месте стали дождаться своего автобуса.
Мне как то было не совсем по себе от последних слов собеседника, что мир конечен и всегда стоит выбор жить, либо одним днём, либо будущим?..

На этих словах рассказ кончается,  написанный  Пластовым от имени Игрекова.
Пластова я не знаю, по этому сказать написанное здесь это свободная фантазия автора или наблюдение когда либо слышанное им  не могу.
Но записки Игрекова, когда нибудь я прочитаю до конца...


Рецензии