Павлины Врубеля

     Торжество церковного невежества

   Именно так – «торжеством невежества», и не только церковнослужителей, но и посетителей собора, можно назвать вопиющую несправедливость по отношению к росписям гениального Врубеля во Владимирском соборе.
   Ещё в 1911 году вышла книга Степана Яремича о Врубеле, в которой было сказано:

   «Страх перед Врубелем был так велик, что ему даже не дали написать вверху над окнами ангелов, замыкающих его же собственные орнаменты во Владимирском соборе. Да и орнаменты достались ему скорее случайно, благодаря фантастически низкой цене, нежели из признания высоких достоинств художника. Насколько участие его считалось несущественным и эпизодичным, достаточным доказательством служит то, что имя Врубеля забыли даже поместить на мраморной доске, тогда как на ней перечислены решительно все участники в соборных работах.
   В орнаментах этих сказалось не только совершенное понимание и остроумие орнаментальных форм, но также передана красота и аромат живых цветов, которые встречаются в полях, лугах и лесах. В них передано напряжённое изучение цветов, которые писал и рисовал Врубель всё это время в огромном количестве.  Фиолетовые, фосфорически голубые цветы, – ландыши, водяные лилии, колокольчики и многие другие породы цветов и трав с удивительной гибкостью ложатся на стенах храма. Есть также бесподобных два мотива – один с ангелами, другой – с рыбами.

   Есть ещё два прекраснейших панно, которые помещаются внизу под окнами. К сожалению, эти панно теперь ЗАКРЫТЫ наполовину особого характера сооружениями в quasi-русском стиле, которые неизвестно почему и для чего портят общее впечатление лучших наших храмов, разрастаясь как злокачественные грибы на местах, совершенно неподобающих.

   Я работал в это время под руководством Михаила Александровича и помню, что работа шла скоро и, как мне в то время казалось, необычайно просто. Художник прямо на стене рисовал часть мотива, остальное переносилось механически. Оригинал, нарисованный углём, раскрашивался, по этой раскраске составлялись тона, и вся остальная площадь покрывалась соответствующими тонами и мотив получал совершенно законченный характер.
   Мы все любили Врубеля. Получить его одобрение было особенно лестно, несмотря на то, что в обращении он был необыкновенно мягок. Многие, знавшие его, подпадали под влияние его чарующих манер на долгое время».

   ________________

   После написания книги С. Яремича прошло больше 100 лет, но ситуация абсолютно не изменилась, и по-прежнему (уже 130-летние!!!) росписи Врубеля с павлинами, да и не только с павлинами, варварски ЗАКРЫТЫ…
   Конечно, в таком отношении к росписям Михаила Врубеля повинны не только церковники, но и ответственные за культурное наследие чиновники, но этим чиновникам их спокойствие, подкреплённое высокими зарплатами, важнее уникальных творений мирового Гения.
   Невежество бюрократов от культуры ярко дополняют музейные сотрудники и преподаватели-искусствоведы славного города Киева… К величайшему их ПОЗОРУ!!!!... Вероятно, они ждут, когда на их невежество обратят внимание искусствоведы других стран…
 
   ________________________

На снимке – фотоиллюстрация из книги П. Суздалева «Врубель» (1991), где церковные киоты на время отодвинуты..)))


Рецензии
Благодарность Вам , Светлана, за то , что рассказывали о малоизвестных шедеврах

Врубеля. Прошла по Вашим ссылкам, посмотрела настенные и арочные орнаменты великого художника. Это какое-то чудо...хочется смотреть бесконечно,... стиль, цвет, гармония... Ничего подобного в орнаменталистике никогда и нигде не видела.
Прекрасного Вам настроения и творческих удач.
Радуйте нас,

Наталья Николаевна Максимова   08.06.2019 14:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья, меня бесконечно радует искусство ВСЕХ воплощений Дворжецкого, потому что оно ВСЕГДА удивительно прекрасно...

Светлана Шакула   08.06.2019 15:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.